Статья: "Интеллектуальные игры в системе дополнительного образования детей"
статья

Куприна Екатерина Николаевна

Игра рассматривается как основная форма единого процесса обучения и воспитания, взаимодействия педагога с ребенком, детским коллективом, в результате которого происходит не только получение детьми новых знаний, умений, навыков, но и самостоятельное применение их на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куприна Екатерина Николаевна

педагог дополнительного образования

ГБОУ школа №428 Приморского района Санкт-Петербурга

 

Интеллектуальные игры в системе дополнительного образования детей

Любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков.
Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума.

Цели проведения интеллектуальных игр.

Учебные цели.

Проверить уровень полученных знаний.

Стимулировать самостоятельное изучение материала.

Развивающие цели.
Развитие логического мышления; сообразительности; коммуникабельности.

Приобретение опыта публичных выступлений; ведения дискуссии; стратегического и тактического поведения личности и команды в меняющихся условиях.

Основные типы интеллектуальных игр:

Викторины: текстовая («О, счастливчик», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг») или сюжетная («Полундра», «Колесо истории»); 

Стратегии: ролевая (импровизационная: «Экспромт-театр» или сценарная «Яхта», экономическая («Менеджер»), боевая (шашки, шахматы).

В действительности интеллектуальных игр существует значительно больше, но получены они за счет комбинирования и компиляции основного материала, то есть, если хорошо разобраться в каждом из представленных ниже типов, то можно самостоятельно компоновать различные их элементы для получения собственных многообразных форм игр. 

Викторина – форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на две группы – тестовые и сюжетные.
Тестовые викторины являются простейшей формой интеллектуальных игр. Участники отвечают на вопрос и получают оценку. Примеры игр этого типа: «Кто хочет стать миллионером», «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Умники», «Брейн-ринг» и др.
Сюжетные викторины – более интересное, с точки зрения внешних атрибутов, занятие. Организаторы придумывают какой-либо игровой сюжет. Применяются элементы театрализации, игра смотрится более живо, ярко и эмоционально. Примеры игр этого типа: «Полундра», «Колесо истории».

Стратегия – форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий и поступков.
В основе классификации стратегий лежит принцип 
доминирующего пути к успеху.
В 
боевой стратегии доминирующий путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шашки, шахматы).
В 
экономической – через успешные приобретения и продажи («Менеджер»).
А в 
ролевой – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью («Театр-экспромт», «Яхта»).

Помимо вышеупомянутых игр, существуют многочисленные квизы, интеллект-шоу, медиа-ассорти и викторины, которые, в том числе благодаря использованию проектора и акустических систем, позволяют зрелищно и полезно разнообразить досуг детей, а также стать хорошим подспорьем для педагога в его работе с детьми.

Редкая интеллектуальная игра обходится без вопросов, поэтому качественный подбор и составление вопросов – серьезная проблема для организаторов подобной деятельности.

Чтобы составить сценарий любой интеллектуально-познавательной игры необходимо учитывать основные типы интеллектуальных игр и классификацию вопросов и заданий к играм, тогда любая игра пройдет успешно.
При организации и проведении любой интеллектуально-познавательной игры необходимо учитывать не только тип, форму игры, содержание вопросов, но и весь ход игры, подготовку к мероприятию.

Интеллектуальная игра – это соревнование между детьми в эрудиции. Это активная форма обучения, которая позволяет проверить знания ребят в той или иной отрасли знаний и дает новые факты в интересной игровой форме. Интеллектуальные игры состоят из игрового сюжета, вопросов, музыкального оформления, художественного оформления.

Безусловно, любая интеллектуально-познавательная игра развивает интеллектуальные способности и творческую активность детей, расширяет кругозор. Интересные игры, остроумные, сложные и необычные вопросы заставляют детей задуматься, проверить уровень своих знаний, стимулируют желание развивать свой интеллект с помощью самостоятельно изученной литературы. Думаю, изложенный выше материал сможет помочь организаторам внеклассной работы на более высоком уровне подходить к разработке интеллектуальных игр.

Дополнительное образование позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека. Оно существенно расширяет спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов. В дополнительном образовании обеспечивается более тесная связь с практикой, имеются благоприятные возможности для приобретения социального опыта, разнообразия выбора (с правом на пробы и ошибки), профессиональной ориентации, формирования проектной и предпринимательской культуры, установок на созидательную, продуктивную деятельность. Интеллектуальная игра является ценным средством развития умственной активности школьника, активизирует психические процессы, вызывает интерес к познанию окружающего мира.  Игра помогает не только заострить умственные способности, развить смекалку и умение мыслить логически, но и воспитывает чувство собственного достоинства и ответственности, дарит радость человеческого общения. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами, своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

Интеллектуальные игры востребованы детьми, поскольку они удовлетворяют их особые познавательные и социальные потребности:

·                    потребность в общении;

·                    потребность в проявлении самостоятельности;

·                    потребность в самореализации;

·                    потребность в творчестве;

·                    потребность в разностороннем развитии;

·                    потребность в отдыхе;

·                    потребность в самоутверждении, успехе, а также в связанном с успехом удовольствии.

            Через игру учащиеся осваивают непростую науку общения, учатся слушать и слышать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, терпимо относиться к чужому мнению.

            Игра – это самая свободная, естественная форма проявления реальной деятельности детей. Когда ребёнок играет, он не ощущает себя объектом воздействия взрослого, он полноправный субъект деятельности.

Важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет игровая деятельность, которая в жизни ребёнка продолжает занимать первостепенное место с первого класса.
Использование игр как средства воспитания необходимо с целью стимулирования познавательного интереса школьников к учебному процессу и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости. Есть основание полагать, что при частом использовании различного рода игр они будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к новому и интересному.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как средство воспитания и передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.
Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей у учащихся. Эти возможности можно реализовать в свободной и интересной для детей форме - в форме игры, которая безусловно воспитывает школьников, раскрывает их таланты, учит общению со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.

Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...

«Одаренные дети в системе дополнительного образования детей»

Доклад на районном родительском собрании «Одаренные дети в системе дополнительного образования детей»....

«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»

Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...

Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Профессиональное самоопределение детей и подростков в системе дополнительного образования детей" 28.11.2011г.

Выступление по теме "Образовательные технологии и организационно-педагогические условия профессионального самоопределения в процессе проектной деятельности" посвящено вопросам организации проектно-исс...

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...