Статья на тему «Возрастные особенности младших школьников»
статья

Статья на тему «Возрастные особенности младших школьников»

Младший школьный возраст принято считать критичным. С точки зрения психологии, этот возрастной период жизни ребенка можно назвать «кризисом семи лет». Если говорить о медицинских показателях детей в возрасте от 6 и до 11 лет, то здесь наблюдается повышенный риск психосоматических патологий, нервно‒психических расстройств. Целый комплекс переживаний ребенка говорит об объективной кризисной ситуации в развитии. Поэтому "психологическое изучение условий, способствующих благоприятному или осложненному развитию эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста, представляет собой важную научную задачу".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arseneva_e.a._statya.docx47 КБ

Предварительный просмотр:

Арсеньева Елена Александровна

Учитель-логопед высшей категории

Статья на тему «Возрастные особенности младших школьников»

Младший школьный возраст принято считать критичным. С точки зрения психологии, этот возрастной период жизни ребенка можно назвать «кризисом семи лет». Если говорить о медицинских показателях детей в возрасте от 6 и до 11 лет, то здесь наблюдается повышенный риск психосоматических патологий, нервно‒психических расстройств. Целый комплекс переживаний ребенка говорит об объективной кризисной ситуации в развитии. Поэтому «психологическое изучение условий, способствующих благоприятному или осложненному развитию эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста, представляет собой важную научную задачу»[1].

В младшем школьном возрасте ребенку очень важно чувствовать свою значимость для родителей, любовь и заботу со стороны близких ему людей. В основном, только полная семья может обеспечить полноценное психологическое здоровье ребенка. Если же ребенок воспитывается в неблагоприятных условиях, которые в свою очередь создают как дефицит информации, так и отсутствие эмоционального опыта, то в этом случае можно говорить о социальной педагогической запущенности, влекущей за собой отклонения в интеллектуальном, эмоциональном развитии.

Начало обучения в школе ‒ важный момент в жизни младшего школьника. Адаптация к школьной жизни может длиться от одного месяца до полугода. Многие ученики приобретают напряженность, неуверенность в себе, так как переход от привычного и во всем знакомого детского сада к чему-то неизвестному и непредсказуемому довольно резкий. Ребенок может также испытывать неудовлетворенность, повышенную утомляемость в связи с интенсивностью образовательного процесса.

В школьной среде можно наблюдать высокий процент детей с повышенным уровнем тревожности, который неразрывно связан со страхами ситуаций, например, проверки знаний, самовыражения, несоответствия ожиданиям учителей, одноклассников в школе. Немаловажным является факт знакомства с одноклассниками и непосредственного общения с ними. Все дети разные: кто-то чувствует себя свободно и раскованно, кто-то застенчив и зажат. Таким образом, можно предположить, что у многих учеников в дальнейшем возникнут проблемы как с психологическим, так и с психическим здоровьем.

Очевидным является то обстоятельство, что для младших школьников главной фигурой образовательной среды является учитель. Применение активных групповых, к примеру, игровых методов в работе педагога ‒ это наиболее эффективный путь организации взаимоотношений между учащимися и учителем.

Ряд исследований подтверждает, что самое большое число невротических заболеваний наблюдается в младшем школьном возрасте, так как переход к этапу более взрослой жизни ребенка, в том числе момент поступления в школу, протекает довольно тяжело.

Выбирая школу, стоит обратить внимание на некоторые факторы. Во-первых, следует присмотреться к благоустройству образовательного учреждения, например, к зонам отдыха детей на переменах, обустройству классных и спортивных помещений, столовой. Во-вторых, важным показателем жизни школы являются академическая успеваемость и разрешение конфликтных ситуаций, таких как буллинг, психологическое или физическое насилие со стороны учителей, администрации, учащихся. Во многих моментах, скрывающихся за фасадом школы, помогут разобраться отзывы на сайте образовательного учреждения.

Помочь ребенку привыкнуть к школе обязан, прежде всего, родитель. Отношения детей и его родителей переходят на качественно новый этап в школьный период, поэтому важно проследить, как именно изменяются отношения, чтобы не допустить возможных отклонений в нервно-психологическом развитии своего ребенка. Младший школьник может испытывать психический стресс, эмоциональное напряжение, возникающее при взаимодействии с окружающей действительностью, свидетельствующее о ненормальной адаптивной реакции организма.

С момента поступления в школу у ребенка повышаются статические физические нагрузки, меняются режимы питания, сна и бодрствования. У неподготовленных школьников часто можно наблюдать сильную утомляемость. К ребенку предъявляются повышенные требования в плане развития высших психических функций (внимание, память, мышление, воля, восприятие, внутренние чувства, социальные эмоции), параллельно с этим ‒ предъявляются требования к личностным качествам ребенка, к его способности к регулированию своего эмоционального состояния.

Зачастую школьники, не соответствующие по своему развитию требованиям школьной системы, испытывают чувство тревоги, которая свидетельствует о наличии неосознанного ощущения угрозы, беспокойства, опасения. Эти аспекты являются сигналом, как и при стрессе, о нарушении процесса адаптации ребенка. 

По общепринятому мнению, началом младшего школьного возраста принято считать момент поступления ребенка в школу. Этот период школьной жизни находится в возрастном диапазоне от 6 (7) до 10 (11) лет, то есть с первого по четвертый класс включительно. В младшем школьном возрасте дети развиваются и с физической, и с психофизиологической сторон, что в дальнейшем обеспечивает возможность систематического обучения в образовательном учреждении.

    Что касается физического развития, здесь, прежде всего, повышается уровень работы головного мозга и нервной системы. По данным исследований физиологов, к семи годам кора больших полушарий уже является в достаточной степени зрелой. В то же время, наиболее важные специфические отделы головного мозга, которые в свою очередь отвечают за программирование, а также регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей возраста шести‒семи лет еще не в полной мере завершили свое формирование (лишь к двенадцати годам заканчивается развитие лобных отделов мозга). В этом возрасте проходит смена зубов, выпадают около двадцати молочных зубов. Окостенение конечностей, позвоночника, тазовых костей находится в интенсивной стадии развития. Тем не менее, при неблагоприятных условиях все эти процессы могут протекать с большими аномалиями.

Активное развитие нервно-психической деятельности и физическое развитие тесно связаны. Повышенная возбудимость младших школьников, их гиперподвижность, острая реакция на внешние воздействия и другие факторы влекут за собой последствия в виде усталости, что, в свою очередь, требует более бережного отношения к психике ребенка, правильного переключения с одного вида деятельности на другой. К вредным влияниям можно отнести физические перегрузки, например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа. Даже неверная посадка за рабочим местом во время уроков и дополнительных занятий может привести к искривлению позвоночника, а также к образованию впалой груди.

 В младшем школьном возрасте можно отметить неравномерное развитие на психофизиологическом и физическом уровнях у детей в зависимости от гендерного признака: темп развития мальчиков и девочек различен ‒ девочки «опережают» мальчиков. Многие ученые, указывая на это обстоятельство, делают вывод о том, что фактически в начальных классах за одной и той же партой сидят дети определенно разного возраста. Чаще всего мальчики моложе девочек приблизительно на год-полтора в плане развития.

Стремление младших школьников к подвижному времяпровождению на переменах очевидно. Поэтому важно правильно организовывать досуг во время перемены в школе. Чтобы избежать опасных физических нагрузок, таких как прыжки, бег по коридорам, следует предоставить школьникам пространство для высвобождения их лишней энергии, не наносящего вреда здоровью учащихся, а также состоянию окружающих.

Неумение пребывать в одной и той же статической позе в течение уроков, занятий – большая проблема. Она обусловлена усиленным ростом мускулатуры у детей, увеличением массы мышц, приростом мышечной силы, то есть общему развитию двигательного аппарата. Эти факторы можно отнести к существенной физической особенности в развитии представителей начальной школы.

Младший школьный возраст является периодом изменений не только в физическом развитии детей, происходят и существенные изменения в психическом развитии школьников: формируется личность ребенка, качественно преобразуется сфера познавательной деятельности, закладывается сложная, многогранная система взаимоотношений и со сверстниками, и со взрослыми людьми.

Если говорить о когнитивном развитии младших школьников, то тут нужно учесть тот факт, что переход к систематическому процессу обучения предъявляет достаточно высокие требования к умственной работоспособности детей, и далеко не у всех школьников она устойчива, а сопротивляемость утомлению повышена. В целом, на протяжении этого возрастного периода жизни все вышеперечисленные показатели качественно улучшаются несмотря на то, что продуктивность и уровень работы младших школьников в несколько раз ниже, чем те же показатели в средней и старшей школах.

Небезызвестный факт, что учебная деятельность является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте. Именно она в дальнейшем определяет все важные изменения, которые происходят в развитии психики детей на этом этапе развития. Фундамент в виде качественных психологических новообразований, которые характеризуют самые значимые достижения в развитии обучающихся, складывается в рамках именно учебной деятельности, тем самым обеспечивая развитие на следующих возрастных этапах.

Именно в младшем школьном возрасте происходит интенсивное преобразование познавательных процессов. Они обретают опосредованный характер, становясь осознанными, произвольными. Дети овладевают своими психическими процессами постепенно, учатся управлять не только восприятием, но еще и памятью, вниманием. Несмотря на это, современный первоклассник остается дошкольником по уровню своего психического развития, сохраняя те особенности мышления, которые характерны представителям дошкольного возраста.

И все-таки главенствующей функцией в младшем школьном возрасте становится не что иное, как мышление. Перестраиваются и активно развиваются мыслительные процессы. Именно от интеллекта зависит преобразование всех остальных психических функций. Переход от наглядно-образного мышления к словесно-образному завершается. У детей постепенно появляются логически верные и правильно выстроенные рассуждения. Обучение в школе строится именно таким образом, чтобы словесно-логическое мышление получило преимущественное развитие, так как в младшем школьном возрасте мышление конкретное. В старших классах работа с наглядными образцами сокращается, хотя в первые два-три года обучения школьники много работают подобным образом. С годами мышление приобретает новые черты.

Мышление в процессе обучения становится логическим, связным. Все менее необходимым оказывается образное мышление в учебной деятельности. Со временем проявляются индивидуальные различия среди детей (в конце младшего школьного возраста и позже), происходит становление личности.

Многие психологи выделяют несколько групп среди обучающихся: «теоретики» или по-другому «мыслители» ‒ они с легкостью решают поставленные учебные задачи в словесном плане. «Практикам» необходима опора на практические действия, а также на наглядность. В свою очередь, «художники» ‒ дети с выдающимся образным мышлением. У некоторых детей можно наблюдать равновесие между несколькими видами мышления.

«Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств»[2]. Что касается восприятия у младших школьников ‒ оно недостаточно дифференцированно. В связи с этим многие дети могут путать схожие по написанию буквы или цифры. Но в процессе обучения восприятие постепенно поднимается в развитии на ступень выше, принимая характер целенаправленной, управляемой деятельности. Тем не менее, так как восприятие довольно тесно связано с ощущением, то оно является и рефлекторным. С течением времени, восприятие становится все более анализирующим, дифференцирующим. Оно принимает характер организованного наблюдения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что восприятие – это весьма сложный, но единый процесс, который направлен на познание мира вокруг, воздействующего на человека.

«Вниманием называется направленность сознания на определенный объект. Объектом внимания может быть любой предмет или явление внешнего мира, наши собственные действия, наши представления и мысли».[3] Внимание в младшем школьном возрасте развивается особенно активно, ведь процесс обучения в школе невозможен без сформированности этой важной психической функции. Удерживать внимание длительное время, сосредоточенно заниматься одним делом более десяти‒пятнадцати минут младший школьник не способен. Таким образом, учителю на уроке следует активно привлекать обучающихся к учебному материалу, включая в работу разные виды деятельности.  

Низкий уровень произвольного внимания, как возрастная особенность младших школьников, присущ учащимся начальных классов. Ведь управление вниманием, его волевое регулирование в шесть-семь лет ‒ функции, которые ограничены у детей в этом возрасте. Что касается непроизвольного внимания, оно значительно лучше развито, так как все новое, яркое, неизведанное, неожиданное, интересное сразу привлекает внимание учеников, которые в данной ситуации не прилагают никаких усилий со своей стороны.

Если рассматривать особенности детей, разделяя их по типу темперамента, то можно выявить следующие закономерности: сангвиники более подвижны, непоседливы, болтливы, ответы таких детей на уроках могут свидетельствовать о том, что они работают с классом. У флегматиков, как и у меланхоликов можно наблюдать пассивность, вялость, хотя стоит учесть тот факт, что эти дети сосредоточены на изучаемом материале, так как их ответы на вопросы учителя верны. Большинство детей не внимательны на уроках. В качестве объяснений можно привести ряд причин: леность мысли, отсутствие серьезного отношения к предмету и учебе в целом, повышенная возбудимость центральной нервной системы.

«Под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли».[4] Младшие школьники в силу своего возраста и развития чаще всего запоминают то, что производит на них наибольшее впечатление, например, интересные, эмоционально окрашенные, неожиданные, новые факты, а не то, что является более существенным с точки зрения задач обучения. В средних классах к значительным трудностям в образовательном процессе можно отнести следующую особенность младших школьников ‒ использование механической памяти при заучивании нового материала, тестов, ведь с каждым годом объем и сложность программы только увеличиваются.

В реальной жизни нередко можно встретить школьника, который достаточно легко запомнит материал из учебника, если прочитает его только один раз или внимательно прослушает объяснения учителя на уроке. Такой ребенок может длительное время сохранять заученное и в дальнейшем легко это воспроизводить. В то же время встречаются и такие дети, которые довольно быстро запоминают учебный материал и с такой же скоростью забывают выученное. Таким ученикам следует уделить внимание установке на длительное запоминание, контролю самих себя.

В образовательной среде можно столкнуться и с наиболее трудным случаем ‒ детьми, которым характерны медленное запоминание информации и быстрое ее забывание. В такой ситуации следует учиться приемам рационального запоминания. Тем не менее, иногда плохое запоминание может быть связано с сильным переутомлением ребенка, поэтому необходимо соблюдать специальный режим, разумную дозировку учебных занятий. Также негативные результаты запоминания информации могут зависеть не от низкого уровня развития памяти, а от недостаточного внимания.

Сфера общения младших школьников довольна разнообразна. Именно в школьные годы у детей формируются особенные черты характера, которые проявляются в дальнейшей жизни. Если то, что вкладывают родители в своего ребенка с детства, находит отклик в воспитательном аспекте школьной жизни, то эти черты характера развиваются и сохраняются. Но бывают случаи, когда именно в образовательном процессе ломается характер ребенка, происходит перестройка, которая далеко не всегда имеет положительный, позитивный оттенок. Тем не менее, возникают ситуации, при которых ребенок развивается на компромиссной основе: домашнее родительское воспитание плюс влияние школы.

В первом и втором классах взаимодействия с одноклассниками происходит через учителя, в третьем и четвертом классах ‒ формируется коллектив. В этом возрасте у детей появляются симпатии и антипатии, также дети предъявляют требования к личностным качествам людей, окружающих их. Чем более референтен класс, тем больше ребенок может зависеть от того, как его будут оценивать одноклассники. Особенно если учесть тот факт, что в третьем-четвертом классах происходит резкий разворот от интересов взрослого к интересам своих сверстников.

Что касается эмоционального развития младших школьников ‒ в этой сфере можно наблюдать неустойчивость в поведении, которая осложняет отношения с педагогами, а также с коллективом одноклассников. На первый план у детей в начальных классах выходит изменяющаяся содержательная сторона переживаний. «Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс»[5].

К наиболее распространенным эмоциям, которые младшие школьники испытывают в процессе обучения, можно отнести радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Эмоциональные переживания могут привести к рассеянности. Но она может возникать и в результате получения большого количества впечатлений различного характера, а также из-за неупорядоченности интересов, увлечений.

Если говорить о характере младших школьников, следует упомянуть тот факт, что дети в этом возрасте довольно импульсивны. Они склонны часто действовать не подумав, не взвесив все окружающие обстоятельства. Причиной такого поведения является потребность во внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции своего поведения.

Недостаточность воли ‒ еще одна возрастная особенность младших школьников. Дети на этом этапе развития еще не обладают достаточным опытом преодоления трудностей и препятствий, длительной, кропотливой, целенаправленной борьбы, ведущей к намеченной цели. Ребенок может отказаться от всего, опустить руки при неудаче, а также потерять веру в собственные силы. Нередко можно наблюдать и упрямство наравне с капризностью. Причина таких проявлений, например, недостаточность семейного воспитания, так как ребенок привыкает к тому, что удовлетворяются все его желания и выполняются все требования, и он ни в чем не видит отказа. Упрямство и капризность являются своеобразной формой протеста детей против всех жестких правил и требований, которые ему предъявляют школа, учителя.

У младших школьников повышен эмоциональный фон, так как психическая деятельность зачастую окрашена широким спектром эмоций. Эмоциональный отклик у детей вызывает любая деятельность, все то, за чем дети наблюдают, что они делают. Плюс ко всему, младшие школьники не умеют контролировать свои эмоциональные переживания, не могут сдерживать внешнее проявление эмоций. Частая резкая смена настроений, склонность к аффектам, бурным и нередко кратковременным проявлениям различных чувств (радости, горя, гнева, страха) ‒ все это выражение эмоционального настроя ребенка. И все же с каждым годом способность регулировать свои чувства, контролировать эмоции, сдерживать их нежелательные проявления развивается.

Переход в среднюю школу ‒ непростой этап для младшего школьника, поэтому этот момент заслуживает повышенного внимания со стороны детей и их родителей. Так как условия обучение коренным образом изменятся, к ученикам, к их мышлению, вниманию, памяти, восприятию, личностному развитию будут предъявлены более высокие требования.

Тем не менее, значительное число учащихся едва достигнет необходимого уровня. У многих младших школьников уровень развития будет недостаточно высок для перехода в среднее звено школы. Поэтому задачей учителей начального звена обучения, а также родителей младших школьников, является проведение целого комплекса работ с детьми, используя различные игры, задания и упражнения.


[1] Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — С. 103

[2] Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — С. 200

[3] Теплов, Б. М. Психология / Б. М. Теплов. —М.: Учпедгиз, 1953. — С. 96

[4] Лурия, А. Р. Внимание и память / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — С. 195

[5] Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — С. 393.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности младших школьников, при изучении бега на уроках физической культуры

Это статья о формировании навыков бега у учащихся начальных классов. Уже в начальных классах следует обращать внимание на укрепление мышц ног, несущих основную нагрузку в беге, и на постепенное ф...

Влияние психологических и возрастных особенностей младших школьников на овладение иностранным языком

Зависимость между индивидуальными особенностями ребенка  и успешностью овладения иностранным языком...

"Первый раз - в пятый класс!" О возрастных особенностях младших школьников.

Выступление классного руководителя пятого класса знакомит родителей с возрастными особенностями младших школьников....

Сценарий родительского собрания в 5 классе. Тема «Возрастные особенности младшего возраста».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14649646","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"237","width":"480"}}]]Цель данного собрания с родителями пятиклассников - помоч...

Возрастные особенности младшего школьника

Возрастные особенности младшего школьника...