Формирование коммуникативной компетенции как одно из условий личностного развития младших школьников.
статья

Зубкова Людмила Анатольевна

Одним из важных аспектов в образовательном процессе учреждений дополнительного образования на сегодняшний день является  формирование коммуникативной компетенции младших школьников. Безусловно, одним из эффективных технологий обучения и воспитания младших школьников были и остаются на сегодняшний день – это игровые технологии. В материале описаны виды игр, которые направлены на развитие коммуникативных навыков младших школьников: игры на знакомство, игры на взаимодействие, сюжетно-ролевые и квест-игры. Также рассмотрена проектная деятельность, как одно из средств формирования коммуникативных компетенций:виды проектов, их применение в дополнительном образовании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon коммуникативные навыки52 КБ

Предварительный просмотр:

 

Формирование коммуникативной компетенции как одно из условий личностного развития младших школьников.

Одним из важных аспектов в образовательном процессе учреждений дополнительного образования на сегодняшний день является  формирование коммуникативной компетенции младших школьников. Так как именно коммуникативная компетенция является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Изменения в  отношениях происходящие сегодня в обществе: стремительное развитие технического прогресса, информационно-технические средства коммуникации; сводят на нет «живое общение» между детьми. Они не могут вести диалог, высказать свое мнение, наладить контакт со сверстниками и взрослыми.  Это становится актуальной проблемой, решение которой имеет большое значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Понятие «коммуникативная компетентность»  означает способность к построению адекватного общения с другими людьми, которое определяет развитие навыков взаимодействия с людьми разного возраста, социального положения и статуса. Помимо этого, коммуникативная компетентность предполагает развитие эмоционального интеллекта, значение которого для социальной адаптации в современном обществе велико, а так же овладение разными способами взаимодействия с окружающими, навыками групповой работы и освоению социальных ролей.

В младшем школьном возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Поступая в образовательное учреждение, ребенок должен уметь контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, что поможет быстро приобщить его к группе сверстников, так как учебная деятельность носит коллективный характер. В этот период происходит  активное обучение социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, развитие коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. На качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя. Поведение ребенка младшего школьного возраста характеризуется наличием сформированной сферы познавательных мотивов, интересов и  внутреннего плана действий. Он уже способен согласовывать свои действия со сверстниками, регулируя их с нормами поведения в обществе, а так же  способен к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.

Безусловно, одним из эффективных технологий обучения и воспитания младших школьников были и остаются на сегодняшний день – это игровые технологии.  В игре ребенок обнаруживает все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на его развитие и воспитание в нужном направлении. Ни одна деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности, как игра. Увлеченный игрой ребенок, обнаруживает все стороны своего характера.

Многолетняя практика работы в дополнительном образовании с детьми младшего школьного возраста доказывает, что игра является универсальным средством формирования коммуникативных навыков учащихся. В своей практике я использую, как традиционные игры, так и инновационные подходы на развитие коммуникативных навыков так и

Вводное занятие в группе первого года обучения по дополнительной образовательной программе «Художественное конструирование» предусмотрено в виде игровой программы «Будем знакомы». Цель данного занятия: создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.      Для достижения поставленной цели мною используются следующие игры:

Игры на знакомство.

Ни для кого не секрет, что первым этапом создания коллектива является знакомство. Чем быстрее учащиеся узнают друг друга, тем легче будет работать педагогу. На первых занятиях важно заинтересовать детей, увлечь их не только изготовлением различных поделок, но и интересной деятельностью («Самое длинное имя», «Визитная карточка», «Листочек»).

Игры на взаимодействие

В этих играх через выполнение игровых заданий происходит знакомство и наиболее тесное общение участников игр друг с другом, устанавливаются контакты между ними. В ходе игр на знакомство дети раскрепощаются, становятся свободнее, появляется всеобщий положительный настрой, возникает дружественная доброжелательная атмосфера. С их помощью можно научить детей оценивать чужое и своё поведение, анализировать эмоциональное состояние партнеров по игре и в соответствии с ним строить общение; научиться контролировать и объективно оценивать свои эмоции, чувства, свои поступки, свою работу («Дружеское рукопожатие», «Водяной», «Змейка» и др.)

Сюжетно-ролевые игры.

Ролевые игры используются как средство для осмысления ребенком человеческой деятельности, человеческих отношений, необходимости выработки собственной позиции. Каждый участник должен «прожить» различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, поддержке, творчеству, признанию заслуг другого, убеждению, принуждению, умению отстаивать свою позицию и т.д. Здесь можно "узнать" себя в качестве партнера по общению, открыть в себе самые разнообразные стороны личности («Живое кольцо», «Актерское мастерство», «Юные таланты» и др.)

В течении учебного года при проведении мероприятий с обучающимися активно применяю  квест-игры, так как новая форма игры является уникальной и позволяет не только усовершенствовать образовательный процесс творческого объединения, но и сделать его увлекательным.

В процессе квест-игр у младших школьников  развивается ряд коммуникативных компетентностей:
- самообучение и самоорганизация;

- работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
- умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
- навык публичных выступлений .

 - делает собственный выбор роли.

Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Организации игровой деятельности в квесте состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Данную форму работы использую при проведении мероприятий приуроченных к праздничным датам, в каникулярное время …

Мною разработаны сценарии квест-игр «Покорители космоса», «Посвящение в юные техники», «Знатоки природы» и т.д.

Проектная деятельность в дополнительном образовании является одним из новых подходов в развитии коммуникативных навыков младших школьников. Учитывая направление деятельности творческого объединения использую следующие виды проектов:

Исследовательские проекты по структуре приближены к  научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем. 

Информационные проекты направлен на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры и нацелены на конечный «продукт», который оформляются в продуманной завершенной форме (выставки, ярмарки, праздники) .

Так как проектная деятельность подразумевает работу в команде, то в процессе деятельности у младших школьников формируются умения:

    - умение спрашивать (выяснять мнения других учеников, делать запрос педагогу в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

   - умение управлять голосом (говорить четко, контролируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

   - умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировать его);

- умение договариваться с членами команды.

Оценить эффективность применения вышеописанных форм развития коммуникативных навыков в образовательном процессе поможет программа мониторинга, цель которой: диагностика и оценка уровня сформированности  коммуникационных компетенций. младших школьников. Для достижения данной цели использую следующие формы:

- наблюдение;

- тестирование (Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман), Методика «Определение уровня сформированности коммуникативных способностей» (В.В. Синявского и В.А. Федорина)

- анкетирование.

Формирование коммуникативных навыков  занимает немаловажное место в процессе становления личности ребенка, а младший школьный возраст является оптимальным периодом для обучения социальной коммуникации и поведению, искусству общения и коммуникативных умений. Использование различных форм игровой деятельности делает учебный процесс занимательным, вызывающим эмоциональный интерес у младших школьников.

Литература;

 

1. Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в паре: компоненты коммуникативной компетентности. Занятие «Варежки» на формирование умения сотрудничать в паре. Комментарии психолога. / И.Н. Агафонова.// Управление начальной школой. – 2009. – №3–С.4 – 9. 3. 

2.Зайцева, К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно – воспитательной деятельности. / К.П. Зайцева // Начальная школа. – 2011, №4. – С. 78 – 83.

Интернет ресурсы:

 http://pedsovet.org/content/view

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию коммуникативной компетенции подростков по коррекционной программе «Тренинг развития навыков общения»

Программа «Тренинг развития навыков общения» разработана для работы с подростками и направлена на формирование коммуникативных компетенций учащихся через наполнение занятий искусственно смоделированны...

Тема проекта: «Общеобразовательная школа – школа искусств», как условие эффективного развития младшего школьника».

Аннотация проектаПроисходящие в последние годы в Российской Федерации социально-культурные изменения отразились и на системе образования. В соответствии с современной концепцией модернизации российско...

Формирование жизненных компетенций на уроках социально – бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО

Формирование жизненных  компетенций  является главным приоритетом  для учащихся  школ VIII вида, т.к. для ребёнка с ОВЗ, как правило,  имеющего  ограничения контактов с м...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках татарского языка и литературы как средство формирования личностных результатов младших школьников

Материал Всероссийской НПК «Сетевое полилингвальное обучение одаренных детей: проблемы и перспективы»,  2014 г....

Формирование коммуникативной компетенции как одно из условий социализации личности

Педагогичесий проект, в котором рассматривается важность речевого развития для социализации личности....

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) посредством применения альтернативных форм обучения

Альтернативная система коммуникации - это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенкаВозможно три варианта использования альтернативной коммуникации:• мож...