Методическое объединение для специалистов по работе с молодёжью «Умения и навыки профессионально ориентированного общения»
методическая разработка

Методическое объединение для специалистов по работе с молодёжью «Умения и навыки профессионально ориентированного общения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_oformlenie.docx45.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МНОГОФУНЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПО РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ И МОЛОДЕЖЬЮ «ДОВЕРИЕ» (МБУ «МЦРСиМ «Доверие»)

Методическое объединение на тему:

«Умения и навыки профессионально ориентированного общения»

Ответственные: специалисты по СРМ

Илькаева И.Х.

Махмудова А.Р

Панова Н.С.

г.Ноябрьск, 2022г


Ход проведения методического объединения

Тема: «Умения и навыки профессионально ориентированного общения».

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции специалистов;

- обучение специалистов навыкам профессионально ориентированного общения на примере техники ВУИП;

- отработать навыки вступления  в контакт, устанавливать профессиональные отношения и сотрудничать с разными людьми;

Количество участников: 25 человек

Место проведения: МБУ «МЦРСДиМ «Доверие», подростковый клуб «Юнити»

Ответственные: специалисты по СРМ - Илькаева И.Х., Махмудова А.Р., Панова Н.С.

План мероприятия:

I. Вводная часть:

1.1. Организационный момент;

1.2. Сообщение темы и плана работы;

II. Основная часть: 

2.1. Выступление психолога МБУ  «МЦРСиМ «Доверие»  на тему «Особенности психологической защиты подростков»;

  1. . Выступление специалиста по социальной работе с молодёжью раскрытие техники ВУИП;

  1. . Практическая работа (работа в группах)

         III. Заключительная часть:

3.1. Подведение итогов;

3.2. Рефлексия.        

  1. Вводная часть

1.1. Организационный момент

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались на методическое объедение, которое называется «Умения и навыки профессионально ориентированного общения».

1.2.Сообщение темы и плана работы

- Мы постоянно слышим о том, что без хороших коммуникативных навыков не обойтись ни в профессиональной жизни, ни в личной. Они позволяют нам легче находить общий язык с разными людьми. Наша работа непосредственно связана с общением с детьми, подростками и их родителями. Но что именно означает термин «коммуникативные навыки»? Какие бывают проблемы в общении с подростками в клубе, по месту жительства? И, наконец, что делать, чтобы грамотно выстроить разговор?  На все вопросы мы постараемся ответить на сегодняшнем мероприятии. 

II. Основная часть: 

2.1. Выступление психолога МБУ  «МЦРСиМ «Доверие»  на тему «Особенности психологической защиты подростков»;

Коммуникативные навыки — это способность передавать и получать информацию. И на первый взгляд кажется, что ничего сложного в этом нет. В конце концов, ещё детьми мы научились говорить и понимать чужую речь. Но суть здесь не только в обмене информацией как таковом, но и в умении максимально точно выражать свои мысли, улавливать смысл сказанного собеседником и адекватно реагировать на чужие сообщения. Всё это и есть эффективное общение.

        Исходя из профессионального опыта можно отметить, что  в общении с подростками не всегда получается конструктивно выстроить разговор с подростком. Причиной  может быть разные. Психолог нашего центра Гугля Наталья нас познакомит с особенностями механизмов психологической защиты подростков. (выступление психолога)

Развитая психика человека представляет собой систему, которая способна саморегулироваться, защищаться. Эта система устроена таким образом, что при возникновении конфликтной ситуации, стресса или тяжелых потрясений у человека бессознательно страбатывает защитный механизм, благодаря которому, нашей психике легче пережить сложные моменты жизни или конфликтные ситуации.

«Люди же, они как ежики – постоянно колются, кусаются, фыркают, защищая себя…»

Уже более ста лет существует понятие «психологическая защита». «психологическая защита» – это такой  механизм, который «актуализируется автоматически и неосознанно в попытке достичь разрешения эмоционального конфликта, освобождения от эмоционального напряжения и облегчения тревожности». И на сегодняшний день психологическая защита не потеряла своей функции. В этом заключается актуальность данной темы.

К её использованию прибегают большинство детей, поскольку именно в детском возрасте происходит формирование психики и ее механизмов ее защит. В детском возрасте, психика только устанавливается. В подростковом – начинает развиваться; а во взрослом – уже сформированная психика, позволяет человеку делать выбор в пользу использования этих защит или же нет.

По  мнению психологов, защита, которая используется подростком, «более примитивна и элементарна». Выделяют механизмы защиты, исходя из их особенностей. В подростковом возрасте для личности характерно, такие понятия, как «…пубертатный аскетизм, рационализация, подростковый идеализм, защита посредством смещения либидо, защита через обращение аффекта и защита путём отвода либидо на себя». И исходя из этой информации, уместно говорить о таких защитных механизмах психологической защиты, как: 

  1. Проекция. Чаще всего, подростки используют механизм проекции. Это механизм психологической защиты, который связан «...с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений на другое лицо». Перенос собственных негативных установок на окружающие лица используют подростки для снижения внутреннего напряжения. Применение проекции подростками ведёт к снижению ответственности за своё поведение и поступки. Любые замечания, комментарии, критику в чужой адрес подросток принимает на себя. Но чаще проецируется негативные характеристики из-за низкой самооценки, которая также, чаще всего свойственна подросткам.

В чужом глазу соринку замечаем, а в своем бревна не видем.

  1. Далее, по частоте использования, идет такая психологическая защита, как рационализация. Это механизм защиты, который, «связан с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам». При помощи рационализации подростки находят себе оправдание, если по какой-то причине не смогли добиться цели. Они усваивают только ту информация, которая им нравится и которая выгодна, вся остальная – блокируется.
  2. На третьем месте по использованию – компенсация.  «Это механизм, при котором происходит защита от переживаний собственной неполноценности, связанной с осознанием какого-либо физического или психического недостатка». Подросткам, в силу своего возраста, свойственно, накручивать о себе данную информацию. Данное чувство может возникнуть потому, что идет сравнение друг с другом. Этот механизм применяют подростки старшего возраста, примерно от 15-18 лет. Они уже имеют серьезные жизненные цели, умеют расставлять приоритеты, а главное отрицательные события и эмоции направлять в позитивное русло: написание стихов, сочинение музыки, занятие спортом, например из-за плохого настроения, неприятных обстоятельств, с которыми столкнулись.
  3. Подростковый возраст, также характерен и проявлением низкой самооценки и не принятии себя. Из-за низкой самооценки подросток прибегает к такому защитному механизму, как отрицание. Отрицание – механизм, отрицающий определённые факты реальности. Цель отрицания, заключается «в сдерживании эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение». Проявление отрицания происходит из-за отсутствия знаний о событиях, отсутствия жизненного опыта. Мнение взрослых, отличающееся от мнения подростка, неприятные обстоятельства, его неудачи подталкивают подростка на применение механизма отрицания. Неумение слышать, слушать, воспринимать советы, адекватную критику подросток начинает отрицать, чем ухудшает своё эмоциональное состояние и самооценку.
  4. Некоторые подростки, используют такой защитный механизм, как, Гиперкомпенсация. Она появляется «в противовес возникающим в сознании неприятным мыслям и чувствам». Это защитный механизм психики, при котором она преобразовывает негативное чувство в позитивное или же наоборот. Здесь мы можем наблюдать такие проявления как юмор, иногда неуместный, нелепый. Или вот еще пример, характерен в семьях, когда, например, братьям запрещают драться, ругаться, аппилируя это тем, что «Вы же братья, родные люди, вы должны любить друг друга» и тогда один из них или оба время от времени, для того чтобы сгладить появившийся негатив, так сильно обнимают друг друга, что аж ребра трещат. Или шутливо дают подзатыльник, с которого все же потом начинается драка.
  5. Замещение – механизм психологической защиты, при котором, происходит «перенос реакции с недоступного на доступный объект или замена неприемлемого действия – приемлемым». Грубость, вспыльчивость, импульсивность, гнев свойственно для механизма замещение. И это свойственно также для поведения подростков. Но замещение – сложный механизм, который используемый чаще взрослыми, которые не умеют себя контролировать. Использование других «детских» механизмов – проще для подростков.
  6. Очень редко, но, тем не менее, это есть, подростки используют такой защитный механизм, как «регрессия – это сохранение в памяти целиком фрагменты детского поведения и  с высокой готовностью его воспроизвести». Таким образом, мы говорим, о таком понятии, как инфантилизм. В реальности, можно наблюдать у подростков, не желании брать ответственность за свои поступки, не желание взрослеть, делать определенный выбор в пользу своего будущего и тд.

В заключении, резюмируя все вышесказанное, хочется сказать о том, что механизмы психологической защиты развиваются и формируются у человека, в раннем детстве, под влиянием определенных факторов, это социума и семьи. Формирование границ, запретов, социальных норм, правил поведения (принятых именно в этом обществе) дает возможность ребенку адаптироваться в социуме, это же и является источником внутреннего конфликта, и при его возникновении, в зависимости от воспитания, родительского примера поведения и начинают работать эти защитные механизмы. Нам, как специалистам по работе, в приоритете с этим возрастом, необходимо понимать, принимать этот факт и научится с ним работать.

Продолжая нашу тему методического объединения, отмечу, что коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся и т.д..

Хотим поделиться знаниями по технике преодоления сопротивлениями, которая называется ВУИП. В чем особенность данной техники, нам расскажет старший специалист по социальной работе с молодёжью

- Здравствуйте еще раз,  коллеги. На меня сегодня возложена ответственность -  рассказать вам про технику преодоления сопротивления – ВУИП. С данной техникой мы – специалисты по социальной работе с молодёжью познакомились на семинаре по технологии раннего выявления случаев жесткого обращения с ребенком. В своей работе нам часто приходится сталкиваться с различными сопротивлениями: сопротивляются родители, подростки. Техника «ВУИП» помогает преодолевать сопротивление, или же сократить уровень сопротивления до приемлемого.

Техника «ВУИП» была разработана для использования в бизнес – среде. Однако, немножко изменив, его можно использовать при работе с семьями и подростками.

Основной принцип данной техники - позитивное отношение к сопротивлению.  Специалист, который применяет данную технику при преодолении сопротивления должен понимать и принимать такие виды допущения:

  1. Сопротивление  имеет  место  быть.

Люди  всегда  осознанно  или  неосознанно противятся тому, что, по их мнению, не отвечает их интересам.

  1. Сопротивление достойно признания. Преодолевать его следует в уважительной манере.

Если проблема преодоления сопротивления решается с учетом этих двух допущений, она может  быть  решена в позитивном  ключе .  Для того, чтобы позитивный подход «сработал», должно быть соблюдено еще одно условие:  специалист – тот, кто имеет дело с клиентом должен четко знать, чего он хочет от этого человека.  Если требования специалиста выражены в виде реальных сроков, определенных результатов, возможных выгод, конкретных действий, которые должен осуществить клиент, и т.п., то высока вероятность того, что клиент сделает то, что от него требуется.  Даже если клиент не во всем пойдет навстречу специалисту, он будет меньше сопротивляться. (То есть – а пойдем туда, сам не знаю куда, или же сделай то, что сам не знаю, что от тебя хочу – тут не пойдет!)

Позитивный подход к проблеме преодоления сопротивления предусматривает наличие четырех этапов:

  1. Выявление. 2 Уважение (признание). 3 Исследование. 4 Проверка.    

Переход  к  следующему  этапу возможен только после того, как решены все вопросы, возникающие на предыдущем этапе.  

  1. Выявление сопротивления

Первое, пожалуй, самое трудное, что должен сделать специалист после того, как он четко заявил, что ему нужно от клиента, это подвести клиента к осознанию того, что он противится вмешательству специалиста  в его жизнь.  Многие люди преднамеренно скрывают  свое  нежелание  сотрудничать  в  силу  самых  разных  причин,  включая  следующие:  наличие богатого опыта игнорирования попыток вмешательства со стороны других лиц («поболтают и отцепятся»), недоверие, отсутствие элементарных навыков общения. Бывает и так, что клиент сопротивляется специалисту, даже не осознавая это.  Для того, чтобы эффективно установить факт наличия  сопротивления со стороны клиента, необходимо следовать двум простым правилам:

А. Облегчите клиенту выражение сопротивления, подчеркнув, что ему «ничего за это не будет». Специалист должен ясно – и по мере возможности публично – заявить о том, что он хочет знать, по каким причинам клиент  сопротивляется.  Надо прямо и открыто объяснить, почему так важно решить эту проблему. После того, как клиент поймет, что никто не собирается его «душить» или «наказывать», и что здесь нет никакого «подвоха», специалисту будет гораздо легче установить реальные источники сопротивления.

B. Скажите клиенту, что хотите «знать все».  Выслушивать, почему клиент не хочет делать то, чего вы от него хотите, занятие не из приятных.  Тем не менее, надо разобраться с этим с самого начала.  Если клиент сопротивляется, то лучше попытаться решить эту проблему, чем делать вид, что ее не существует.

На этом этапе необходимо показывать свою заинтересованность, необходимо использовать примерно такие вопросы: - Я вижу, ты расстроен, можно узнать, почему?  - Тебя что-то беспокоит (волнует, тревожит, настораживает)? Почему? - Похоже, тебя что-то расстроило? Можно узнать, что? - Ты раздражен? Скажи почему? И т.д.  

2.  Признание сопротивления (уважение)

На этом этапе необходимо сделать следующее:

А. Выслушайте клиента. Когда человек открыто высказывает причины, по которым он не хочет  сотрудничать  с  вами, или отказывается принимать предложения,  специалист  получает возможность  собрать  массу  важнейшей  информации о  том, как обеспечить  решение стоящих перед ним задач.  Кроме того, это позволяет специалисту больше узнать о том, с кем он имеет дело. Любая попытка  «отмахнуться»  от  того,  что  говорит  клиент,  не  только  закрывает  доступ  к информации, но и заставляет клиента думать, что его мнением никто не интересуется, и что, соответственно, никого не волнует, что с ним произойдет.

На этом этапе крайне важно, чтобы специалист не настаивал на своей первоначальной позиции, не пытался  что - то  объяснить  клиенту  или  доказать ему,  что  он  не  прав. Надо  только внимательно слушать.

B. Признайте факт наличия сопротивления. Признание существования сопротивления не означает, что специалист согласен с клиентом.  Это только показывает клиенту, что он имеет право сопротивляться.  Используя высказывания вроде  - «Я согласен, что это вызовет  у  тебя проблемы»  «Да, действительно, это может вызвать раздражение», или  «Конечно, все устают» позволяет специалисту высказать понимание точки зрения клиента, оставаясь на  своих  собственных  позициях.    

Иными  словами,  специалист  должен признавать, что клиенту не нравится происходящее, но не соглашаться с тем, что клиент в чем - то прав. И далее….

C. Еще раз подчеркните, что клиент вправе сопротивляться. Специалисту следует  помнить  о  том,  что  клиенту,  возможно,  раньше  никогда  не  приходилось выказывать недовольство происходящим, не опасаясь за последствия. Периодически подчеркивая, что сопротивление имеет свою ценность, что клиенту ничего не угрожает, и его  понимают,  специалист  создает  позитивную  атмосферу  общения.  Высказывания вроде «То, что тебе все это не нравится, совершенно нормально» или «Я понимаю,  почему  ты  злишься»  помогают  специалисту   контролировать ситуацию, а клиенту расслабиться и раскрыться. После того, как признали сопротивление – переходим на следующий этап:

3.  Исследование сопротивления

На этом этапе необходимо сделать следующее:

А. Нужно определить различия между «частным» и «общим» сопротивлением.  «Частное» сопротивление относится к конкретным требованиям, предъявленным клиенту. Например, ответ клиента: «Мне не нравится, именно, данное предложение», или же «Мне не нравится, именно, этот специалист»»;

«Общее» сопротивление  с  этими  требованиями  никак не  соотносится.    Причинами  «общего» сопротивления обычно являются нежелание признавать над собой чью - то власть, старые обиды, потребность во внимании со стороны окружающих и отсутствие четкого осознания своих собственных желаний. Например, ответ клиента: «Мне никто не поможет?», «Я вообще никого не хочу видеть» и т.д. 

Специалист должен уметь отличать «частное» сопротивление от «общего».  Если у него возникают с этим трудности, он может просто спросить у клиента: «Что Вас - тебя не устраивает?»  В одних случаях клиент может дать четкий ответ, в других – нет.  Если «общее» сопротивление со стороны клиента не становится препятствием на пути дальнейшей работы, лучше «разобраться» с ним позже.

B. Проанализируйте природу сопротивления. После того, как специалист выявил и признал факт наличия сопротивления со стороны клиента и установил, что оно носит «частный» характер, а клиент понял, что ему ничего не угрожает, специалист может помочь клиенту перейти от отрицания к утверждению, задав ему вопрос: «Чего вы хотите?», «Где мы можем поговорить?», «Тебе тебе всегда трудно или в каких то ситуациях?» и т.п.  Отвечая на эти вопросы, клиент, сам того не подозревая, начинает оказывать специалисту содействие  в  решении  проблемы.   Скорее  всего,  клиент предложит альтернативные способы выполнения поставленных перед ним требований, что позволит специалисту обеспечить достижение стоящих перед ним целей, а клиенту – «сохранить лицо».

На этом этапе следует перейти к переговорам, помня о том, что для того, чтобы на постоянной основе снизить уровень сопротивления со стороны клиента, нужно, чтобы для него что - то изменилось к лучшему.  То есть – мы в разговоре клиенту даем понять – как бы его жизнь улучшилось в лучшую сторону, если он примет наше предложение. По результатам анализа природы сопротивления необходимо договориться с клиентом о том, что следует делать дальше.

  1. Проверка

Перед  завершением  встречи  необходимо  еще  раз  «замерить»  уровень  сопротивления  и проверить,  одинаково  ли  специалист  и  клиент  понимают  достигнутые  ими договоренности.  

В этом случае помогут такие выражения - Правильно ли я тебя поняла……Таким образом, главное сейчас для вас – это…..Мне бы хотелось уточнить….,  Это позволяет подвести итоги встречи и не дает клиенту «забыть» о взятых им на себя обязательствах.

Если затем проводится повторная встреча, подобная проверка послужит хорошей  отправной  точкой. Например: А помнишь, что мы с тобой так договорились?  это еще дает одновременно  еще  раз  решать  проблему сопротивления со стороны клиента.

Таким образом. Хочется отметить основные маркеры данной техники - техники «ВУИП»: техника состоит из 4 этапов (выявление, уважение, исследование, проверка), помним, что любой человек имеет право сопротивляться, и мы к этому нормально относимся и, главное, имея дело  с  клиентом,  который  высказывает  сопротивление,  специалист  должен помнить о следующем:

1. Ему не следует стремиться к тому, чтобы полностью «подавить» сопротивление, поскольку это попросту невозможно.  Его цель заключается в том, чтобы по мере возможности сократить  уровень  неконструктивного  сопротивления.

2. Желательно надо иметь под рукой ручку и бумагу, чтобы делать необходимые пометки в ходе встречи. Документальная  «регистрация»  снижает вероятность того, что что-нибудь важное будет забыто, и облегчает процесс проверки.

3.Сократив уровень сопротивления до приемлемого, поблагодарите клиента и двигайтесь дальше.  Ни в коем случае не следует пытаться заставить клиента полностью принять предъявляемые ему требования.  Достаточно того, чтобы он с ними согласился.

Как и отмечала в начале выступления. Данный  подход  носит  универсальный  характер.  Технику можно использовать при любых сопротивлениях

III. Заключительная часть:

3.1. Подведение итогов.

А в завершении нашего методического объединения хочется отметить, что каждый специалист должен регулярно совершенствовать свою компетентность.

На сегодняшний день наиболее эффективный способ повышения проф. компетентности специалистов – это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Самообразовательная работа включает в себя чтение методической, педагогической и предметной литературы, обзор в Интернете; Также необходимо посещать семинары, конференций, занятия коллег позволит пополнить и конкретизировать свои знания;

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации позволит специалистов ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного;

Принимайте участие в профессиональных конкурсах (в том числе  и в  Интернете) позволит раскрыть творческий потенциал специалиста…..

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городское методическое объединение учителей-логопедов ( конкурсная работа)

Данная работа была представлена на городской конкурс методических объединений, где получила диплом 3 степени. Мы попытались кратко изложить формы и методы своей работы....

методическая разработка"Ролевая игра как средство формирования речевых умений и навыков на начальном этапе обучения иностранному языку»

Введение………………………………………………………………………….Глава І.  Понятие интереса и мотивации к обучению в педагогике………….71.1. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении...71.2. Основные тео...

Сборник заданий и упражнений по дисциплине «Английский язык» для развития лексических навыков в области профессионально-ориентированного общение по специальности «Металлургия цветных металлов»

Данное пособие предназначено для работы со студентами, обучающимися по специальности «Металлургия цветных металлов», и ставит своей целью подготовить их к чтению и переводу соответствующей технической...

Работа над лексическими умениями и навыками

Обучение учащихся находить свои ошибки и корректировать свои знания....

Методическая разработка на тему: «Занятие по совершенствованию двигательных умений и навыков в игре «Баскетбол» с использованием квест-технологии: «Укротитель мяча».

Методическая разработка адресована учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования.              Перед современным ...

Доклад «Развитие у студентов умений и навыков профессиональной деятельности на уроках производственного обучения »

Доклад на тему: «Развитие у студентов умений и навыков  профессиональной деятельности на уроках производственного обучения»...

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине Иностранный язык в профессиональной сфере (Английский язык в профессиональной сфере) для студентов заочной формы обучения 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине Иностранный язык в профессиональной сфере (Английский язык в профессиональной сфере) для студентов заочной формы обучения 38.03....