Методические рекомендации по изготовлению изделий из соломки
план-конспект

Композиция

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного

образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Каменского муниципального района Воронежской области

Методические рекомендации по изготовлению изделий из соломки

                                          Подготовила: педагог дополнительного образования

                                                                   Киселёва Л.И.

п.г.т. Каменка 2022 г.

                                                                                                               

        В последние годы уделяется большое внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой местных растительных материалов - лозы, бересты, рогоза, соломки.

        В работе с соломкой есть какая-то магическая притягательность. Этот теплый, солнечный материал будто имеет колдовскую силу, и тот, кто однажды попробовал работать с соломкой, становится страстным поклонником этого вида художественного ремесла.

Задачи:

- обучение основным приемам и навыкам работы с соломкой (технологическая подготовка обучающихся, включающая в себя формирование первоначальных сведений о культуре труда, приобретение детьми общетрудовых навыков);

-     развитие творческих способностей, эстетического вкуса;

-  формирование целостного восприятия народного искусства как части культуры народа (формирование у обучающихся элементов художественного мышления).

        Все эти задачи могут быть решены педагогом только в процессе практических творческих занятий: при изготовлении различных художественно-прикладных изделий, выполнении творческих проектных заданий, в процессе знакомства с историей возникновения, развития и значением в жизни человека того или иного изделия из соломки.

        Необходимо подобрать интересные, многогранные задания, которые решали бы основные задачи художественного конструирования:

  • конструкторские задачи - выбор формы и числа деталей, способ их соединения;
  • технологические задачи - материал (соломка), способы его обработки; составление плана изготовления изделия, порядок выполнения операций (разметка, обработка, отделка); овладение приемами работы инструментами при заготовке деталей, их подгонке, сборке, отделке всего изделия;
  • организационно-технические задачи: подготовка рабочего места с соблюдением гигиены и техники безопасности.

Проводя практические необходимо создать настроение с помощью музыки. Музыка должна быть спокойной и умиротворяющей, такая музыка помогает сосредоточиться, правильно подобрать оттенки цветовой гаммы соломки, приводит к душевному равновесию.

Немного истории

        Использование соломы злаковых растений для аппликации и плетения различных предметов обихода относится к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Только с культивированием злаков пшеницы, ячменя, ржи образовался источник сырья - солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельцев. Этот материал не требовал от крестьянина каких-либо дополнительных затрат на заготовку и приобретение. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке.

        Уж давно крестьянин

        Ждал зимы и стужи,

        И избу соломой

        Он убрал снаружи.

        Чтобы в избу ветер

        Не проник сквозь щели,

        Не надули б снега

        Вьюги и метели.

Это стихотворение написано И.Суриковым в конце прошлого века. Хотя теперь стены  изб утепляют редко, сама идея использования этого замечательного теплоизоляционного материала не забыта.

        В наше время успешно работают предприятия, которые выпускают соломит - теплоизоляционный материал, представляющий собой щиты из прессованной соломы.

        В декоративно-прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур - один из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате. В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе - пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине - ржаную. Некоторые сохранившиеся предметы, декорированные соломкой, датируются XVIII - началом XX века. В Польше, Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки коврики. Одно из свойств рисовой соломки - высокая прочность. В Белоруссии, Литве, на Украине получила популярность инкрустация соломкой. Интарсия и инкрустация по дереву были известны ещё в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения в Италии. Модно было инкрустировать шкатулки, мебель. Это были поистине произведения искусства. Но доступны они были лишь очень состоятельным людям.

          В начале ХХ века в Белоруссии удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквах алтарные двери, изготовленные в ХVIII веке. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетенными из соломы. Используя, по сути дела, ограниченный набор плетежков различной величины, старые мастера успели создать оригинальные орнаментальные композиции. Алтарные двери, украшенные соломенным плетением - это уникальные произведения народного декоративно-прикладного искусства. Судя по тому, с каким мастерством были выполнены плетеные детали, орнаменты, можно предположить, что корни этого мастерства уходят в глубокую древность.

       С 70-х годов все большую популярность получает аппликация соломкой. Отличается она от инкрустации тем, что рисунок наклеивается на ткань или бумагу и доступна для самостоятельного овладения этим мастерством.

        Художественные работы из соломки близки и понятны широкому кругу зрителей и играют большую роль в эстетическом воспитании взрослых детей.

Заготовка материала

         Солома - стебли хлебных злаков ржи, пшеницы, овса, ячменя - дешевый и доступный материал для плетения, инкрустации, аппликации.

         Хрупкая и ломкая солома при замачивании или распаривании становится мягкой пластиной. Такие качества в сочетании с декоративными природными свойствами - глянцевой поверхностью, естественной красотой золотистого цвета - позволяют в работе с этим материалом достичь высокого художественного результата.

         Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, также пригодна и пшеничная соломка, но она короче, грубее и толще ржаной.

         Овсяная соломка - мягкая, красивая, более светлая, с перламутровыми оттенками цвета, имеет короткий стебель, можно использовать большей частью для плетения небольших деталей, аппликации, инкрустации.

          Сельские жители и те, кто профессионально занимается соломкой, выращивают злаковые культуры на своих приусадебных участках. Наилучшими качествами обладает соломка специального густого посева на песчаных почвах, заготовленная в период молочно - восковой спелости зерна. В таких условиях формируется тонкий, ровный, длинный, с небольшими узлами стебель.

        Срезку соломы производят с помощью серпа или ножниц.

        Прежде чем приступить к заготовке сырья, нужно выделить по пунктам требования, предъявляемые к качеству материала:

        - окрашенность соломки;

        - эластичность;

        - сортность.

        Для того чтобы получить максимальное число оттенков соломки, заготовку злаков производят в два этапа. Первый сбор производят в фазу восковой спелости, когда злаки только начинают созревать и стебли еще наполовину зеленые. Собранная соломка в этот период роста растений получается наиболее эластичной и светлой, почти белой. Второй сбор проводят, когда злак созрел, в фазу полной спелости. Стебель растения в этот период совсем пожелтел, а зерно готово к уборке урожая.

        Необходимо также знать, что лучше использовать высокорослые сорта злаков, так как у них длина междоузлий больше, но при этом теряется эластичность стебля.

        Во время заготовки следует помнить, окрашенность и высота стебля во многом зависят от места, где рос данный злак.

         Убирают злаки в конце июля - начале августа. В работе пригодятся стебли любых злаков, как культивируемых, так и дикорастущих (мятлик, тимофеевка, пырей, овсяница луговая, низкорослые разновидности тростника). Стебли аккуратно связывают и складывают в снопы.

Обработка и сушка

        Следует помнить, что в снопах солому держать нельзя, так как непросушенная, она может преть и стать непригодной для работы. Поэтому, когда снопы доставлены на место обработки, их следует развязать и разложить на полу или стеллажах, в сухих хорошо проветриваемых помещениях.

        Необходимо также знать, что чем быстрее будет проведена первичная обработка (разборка, сушка), тем меньше будет потерь и выше качество сырья.

Первый способ хранения - в пучках. После просушивания и разборки стебли связывают в небольшие пучки и хранят в сухом помещении.

Второй способ хранения - в коробках. Обычно солому чистят после просушки. Если же соломенные стебли сухие, желтого цвета, это лучше сделать сразу после заготовки. Чтобы подготовить материал к работе, стебли разрезают на отрезки между узлами, ножницами отсекают нижнюю - наиболее толстую - часть стебля до коленца и одновременно снимают листья, которые скреплены с ним. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сразу сортируют и складывают по коробкам. Такой способ сушки и хранения соломки более трудоемкий, но компактный и удобный для дальнейшей работы.

Замачивание, запаривание, распаривание

Для того чтобы соломины получились эластичными и податливыми для дальнейшей обработки, их необходимо замочить и распарить. Пучки соломы погружают в лоток или емкость с водой. Если соломка заготовлена недавно, ее достаточно замочить на полчаса в воде комнатной температуры. Прошлогоднюю солому лучше залить горячей водой, закрыть целлофаном или тканью, прижать гнетом и выдержать до тех пор, пока она не станет мягкой. Чем жестче солома, тем больше времени требуется для ее запаривания. Однако не стоит оставлять солому в воде на продолжительное время, так как она может почернеть.

Распаривание можно проводить двумя способами:

- сложить в термос, залить кипятком, закрыть крышкой и оставить на ночь;

- сложить в кастрюлю соломины, залить холодной водой, закрыть крышкой и поставить на медленный огонь на 1 - 2 часа.

Отбеливание и крашение (тонировка)

Качество материала очень важно при художественной работе с соломкой. Только чистая блестящая соломка красивых серебристых оттенков может создать неповторимую игру бликов. Стебли могут приобрести черные пятна при неправильной сушке в сыром помещении. Восстановить некоторые декоративные качества соломы можно отбеливанием.

Для отбеливания соломы в домашних условиях можно воспользоваться бытовыми отбеливателями для хлопчатобумажных тканей, имеющимися в продаже, приготовить из них раствор и прокипятить в нем соломку. Для отбеливания можно использовать гидропирит в таблетках. Приготовить раствор: 3 литра воды и 18 таблеток гидропирита, кипятить соломку около часа, периодически помешивая. Более значительный эффект достигается при отбеливании в 15%-ом растворе перекиси водорода: 1 литр воды подогреть до 30-35 ̊С, берется 150г 15%-й перекиси водорода, 20г аммиака (нашатырного спирта), 40г каустической соды. В этот раствор помещают солому на 40-45 минут или до получения нужного оттенка. Солома должна быть полностью покрыта раствором.

Отбеливание с применением химикатов требует осторожности. Переворачивать и доставать солому из раствора нужно деревянными щипцами, предварительно одев перчатки.

После отбеливания соломку тщательно промывают в большом количестве воды. Затем  сушат и связывают в пучки. Не следует отбеливать солому до белого цвета, при этом материал теряет свою природную окраску, естественность.

Солома восприимчива к окраске. Это увеличивает цветовую палитру материала, дает возможность сочетать в аппликации и плетении естественный цвет с яркими цветовыми акцентами. Окрасить солому можно  натуральными и анилиновыми красителями, а также способом прокаливания.

Окраска натуральными красителями: кипячение в воде с добавлением луковой шелухи усилит желтый цвет, шишки ольхи или коры дуба придадут ей коричневый оттенок.

При окраске нужно добавить в водный раствор соду.

При окрашивании анилиновыми красителями можно получить яркую гамму цветов: красный, фиолетовый, зеленый, оранжевый и др. с этой целью применяют бытовые анилиновые красители, предназначенные для окраски шерсти.

Раствор готовят из расчета: 1г краски; 1л воды; 1г поваренной соли.

После окрашивания солому тщательно промыть.

Красивые темно-золотистые и коричневые оттенки натурального цвета можно получить, если прокалить соломку в печи или духовом шкафу. При этом необходимо следить, чтобы солома не соприкасалась с пламенем, не загорелась. Соломины, распластанные в ленту, которые используются для декоративных деталей, достаточно для этой цели прокалить утюгом.

Проглаживание соломки

После распаривания сырые соломины разрезают кончиком ножниц или ножом вдоль волокон.

Расправляют соломины на х/б ткани. Затем проглаживают соломенную пластину с двух сторон до полного высыхания. Поглаживать следует вдоль волокон.

Не стоит забывать и еще один способ обработки соломки, который незаменим в том случае, когда водно-тепловая обработка исключается (нет условий или не позволяет возраст обучающихся). В этом случае используют механическую обработку соломы.

Для этого сухую соломку разрезают вдоль волокон кончиком ножа, осторожно распределяют ее на столе и с силой проглаживают твердым тупым предметом: линейкой, кольцами ножниц.

        Такой способ обработки хорошо использовать в работе с младшими школьниками, когда обработка утюгом исключена.

Способы наклеивания

        При наклеивании соломки используют клей «Момент», резиновый или ПВА.

        1-й способ: наклеивание пластины соломки на тонкую бумагу (калька, папиросная бумага). Соломины должны подходить друг к другу, чтобы не просвечивалась между ними бумага.

        Делаем несколько таких заготовок, их должно быть столько, сколько оттенков нам понадобится для того или другого вида работы. Заготовки необходимо просушить под прессом. С обратной стороны рисуем нужные нам детали и вырезаем ножницами.

        2-й способ: наклеивание соломки на вырезанные детали картины, при этом подбирается правильное направление соломки. Обрезаем края соломки по контуру детали и составляем из готовых деталей картинку. Наклеиваем их на заранее подготовленный фон.

Виды расположения соломки

  1. Долевое направление (при изготовлении листиков, лепестков цветков, плодов, водорослей, туловища и т. д.).
  2. «Елочки» (такое расположение используется для изготовления лепестков-цветов, листьев, оперения птиц). Чтобы изготовить деталь в технике «елочка», ее делят на две части и наклеивают по диагонали, каждую часть отдельно.
  3. «Веером» (самый трудоемкий способ расположения соломки, его используют для изготовления круглых листьев и цветов). На заготовленные шаблоны наклеивают соломенные пластины, разрезанные по диагонали. Выступающие за край детали соломки аккуратно подрезают ножницами.

Оборудование

        Для работы с соломкой не требуется каких-либо особых инструментов. Работать лучше всего сидя за столом, на котором разложены: солома, «соломенная» бумага и все необходимые принадлежности. Нужно расположиться так, чтобы свет падал на стол с левой стороны.

Во время работы потребуются:

- ножницы и нож с коротким, заточенным под угол лезвием, пинцет, пробойники, шило;

-  небольшие ножницы с закругленными концами для обрезания соломин и вырезания деталей;

-  клей ПВА или другой клей, образующий при высыхании бесцветную пленку;

-  пресс (могут быть использованы любые тяжелые предметы) для выравнивания плоскостных готовых изделий;

-  картон, калька, бумага, стекло (для фиксации аппликации на фоне и защиты ее от внешних воздействий), рамы и рамки (чтобы профессионально оформить готовую работу);

-    утюг и гладильная доска;

-   паяльник (задают темные оттенки) малой мощности;

-   карандаш, ручка, морилка, лак, краски, кисти;

-   деревянные заготовки (многие умельцы выполняют аппликацию на бытовых предметах, декорируя сам предмет).

Инструктаж по технике безопасности

  1. До начала практической работы необходимо на стол постелить клеенку.
  2. Работать с колющими и режущими инструментами осторожно, не размахивая, при порезе или уколе немедленно сообщить педагогу.
  3. Осторожно работать с клеем. При попадании клея на кожу необходимо смыть под струей воды с мылом.
  4. При попадании клея в глаза промыть водой и обратиться за помощью к педагогу.
  5. Работать с утюгом только под присмотром педагога.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по изготовлению панно из пластмассы

Публикация знакомит с авторским подходом в изучении работы с бросовым материалом. В разработке содержатся подробные описания технологии изготовления панно из пластмассы, рекомендации педагогам п...

методическая разработка Технология изготовления изделий из керамик способом"отминки"

Изготовление изделий из глины способом "отминки" в гипсовую форму. получаем сырое изделие. После высыхания отправляем на обжиг в муфельную печь....

Методические рекомендации по изготовлению изделий из соленого теста.

Методические рекомендации по изготовлению изделий из соленого теста.  Пояснительная записка         В последнее время уделяется большое вн...

Методические рекомендации по изготовлению декоративного панно "Весенняя песня"

Методические рекомендации по изготовлению декоративного панно "Весенняя песня"...

Рекомендации по изготовлению изделий из новых материалов

Прогресс не стоит на месте. За последние сто лет был совершен грандиозный прорыв в текстильной промышленности.К знакомым всем натуральным тканям и материалам пришли в быт синтетические и плотно обосно...

Методическая разработка: методические рекомендации по изготовлению изделий из соломки.

Природный материал-соломка. Способы заготовки, обработки, работы с соломкой. Изготовление соломенных "Пауков"...