Конспект урока речевой практики для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Моделирование диалогов поздравления и пожелания"
методическая разработка

Цели урока:

Образовательная: способствовать формированию умения составлять новогодние поздравления и пожелания.

Коррекционно-развивающие:

  1. Способствовать развитию мыслительной деятельности через выполнение практических работ; мелкой моторики рук; целенаправленного произвольного внимания; памяти; фонематического слуха и зрительного восприятия учащихся.
  2. Создать условия для развития связной устной речи учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы; обогащать словарный запас.
  3. Создать условия для развития умения составлять план действий и пользоваться им в процессе работы.
  4. Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы.

Воспитательные:

  1. Обеспечить условия для воспитания личностных качеств учащихся; интереса к учебным занятиям; бережного отношения к учебным принадлежностям.
  1. Способствовать воспитанию доброго и уважительного отношения к окружающим.
  1. Создать условия для воспитания ценностного отношения к здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_dialogov_pozdravleniya_i_pozhelaniya.docx150.81 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА

(С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ)

Тема урока: Моделирование диалогов поздравления и пожелания

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цели урока:

Образовательная: способствовать формированию умения составлять новогодние поздравления и пожелания.

Коррекционно-развивающие:

  1. Способствовать развитию мыслительной деятельности через выполнение практических работ; мелкой моторики рук; целенаправленного произвольного внимания; памяти; фонематического слуха и зрительного восприятия учащихся.
  2. Создать условия для развития связной устной речи учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы; обогащать словарный запас.
  3. Создать условия для развития умения составлять план действий и пользоваться им в процессе работы.
  4. Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы.

Воспитательные:

  1. Обеспечить условия для воспитания личностных качеств учащихся; интереса к учебным занятиям; бережного отношения к учебным принадлежностям.
  2. Способствовать воспитанию доброго и уважительного отношения к окружающим.
  3. Создать условия для воспитания ценностного отношения к здоровью.

Средства обучения: карточки с условно-графическими схемами, раскраска «Подарок» (Приложение 1), картонные чашки для дыхательной гимнастики, видеофрагмент (https://disk.yandex.ru/i/glXaeE7nGtAXIA), карточки для рефлексии (солнышко-тучка), мультимедийный проектор, компьютер для учителя.

Ход урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.)

  • Здравствуйте, ребята! (Учащиеся здороваются с учителем, садятся за парты. Учитель проверяет посадку, готовность к уроку, настрой учащихся на работу.)

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? (Да!) 

Всё готово? (Да!)

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

  1. Подготовка к усвоению нового материала
  1. Артикуляционная гимнастика.
  • Выполняем упражнения артикуляционной гимнастики. (Учитель говорит название каждого упражнения, контролирует выполнение упражнений учащимися. Один из учащихся показывает, остальные вместе с ним выполняют.)

        Упражнение 1. «Окошко».

Цель: учить спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2-3 пальцев, язык лежит свободно, кончик — у нижних передних зубов, губы сохраняют округлую форму. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5.

Упражнение 2. «Дудочка».

Цель: учить вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Округлить губы и вытянуть вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Словно трубочка

У нас дудочка.

Подудим мы в дудочку,

Тянем губы трубочкой.

Рекомендации.

Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок вытягивал вперед только губы, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

Упражнение 3. «Заборчик».

Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Улыбнуться без напряжения, обнажить сомкнутые передние верхние и нижние зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Вышли утром мы во двор

И построили забор.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губки

И покажем наши зубки.

Рекомендации.

Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

Упражнение 5. «Орешки».

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Рот закрыт. Напряженный кончик языка поочередно упирается в правую и левую щеки изнутри, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.

  1. Дыхательная гимнастика.
  • Возьмите картонные чашки, выполняем упражнение на дыхание. (Учащиеся берут картонные чашки и выполняют упражнение.)

Упражнение «Остуди чай».

Цель: развитие длительного, плавного ротового выдоха, активизация мышц губ.

Сделать носом глубокий вдох и медленно выдохнуть через рот на картонную чашку.

  1. Чистоговорки

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

  • Слушаем и повторяем. (Учитель произносит фразу, дети повторяют ее вместе с ним.)

ЛО – ЛО – ЛО – дома нам тепло.

ВОТ – ВОТ – ВОТ – снег идет.

ГУ – ГУ – ГУ  елочки в снегу.  

СУ – СУ – СУ – белочки в лесу.

РА – РА – РА – снежная гора. 

КА – КА – КА – слепим мы снеговика.

  1. Актуализация знаний
  • Какие задачи поставим перед собой на уроке? (Учиться думать, учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно, учится слушать и слышать другого, учиться говорить.) (Учащиеся раскладывают на парте карточки (Приложение 1) и формулируют задачи урока.)
  • Отгадайте загадку:

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла... (зима)

  • Какое время года наступило?  (Наступила зима.)
  • Назовите признаки зимы. (Солнце низко над землей, поэтому на улице морозно. Везде лежит снег. Светлое время суток - короче, а темное время суток – длиннее.)
  • Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.)
  • Какой сейчас месяц зимы? (Сейчас декабрь.)
  • Вам нравится зима? Почему? (Зимой можно кататься на санках, лыжах и коньках. Зимой можно лепить снеговика. Зимой можно играть в снежки и хоккей. Зимой красиво.)
  • Отгадайте загадку:

Что за праздник на дворе?
Все во льду и серебре,
Елка важная стоит,
От наряда вся блестит?
В гости Дед Мороз идет,
Наступает... (Новый год)

  • Вспомните, как люди готовятся к празднованию Нового года.  (Люди наряжают елку. Люди готовят новогодние костюмы. Люди украшают помещения и улицы. Люди готовят подарки. Дети разучивают стихи, песни, танцы.)
  • Тему нашего урока вы узнаете, посмотрев фрагмент мультфильма «Дед Мороз и лето». (длительность фрагмента 44 сек.) (Учащиеся смотрят видеофрагмент.)
  • О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем учиться дарить подарки.)
  1. Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали. (Учащиеся встают из-за парт и повторяют движения за учителем.)

Ножками потопали, (Топают ногами.)

Ручками похлопали. (Хлопают руками.)

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись. (Крутятся сначала в одну сторону, потом в другую.)

Глазки крепко закрываем, (Закрывают глаза.)

Дружно до пяти считаем. (Считают хором до 5.)

Открываем, поморгаем (Открывают глаза, моргают.)

И работать продолжаем.

  1. Усвоение новых знаний
  • Когда дарят подарки? (Подарки дарят на праздник, на день рождение.)
  • Кому дарят подарки? (Подарки дарят родным и близким.)
  • С каким праздником мы скоро будем поздравлять? (Мы будем поздравлять с Новым годом.)
  • Что нужно говорить при преподнесении подарков? (Поздравляю вас с Новым годом. Желаю здоровья.)

(Учитель спрашивает у каждого ребенка, как он будет поздравлять разных людей с Новым годом.)

  • Как вы поздравите учительницу с Новым годом? (Поздравляю вас с Новым годом.)
  • Как вы поздравите одноклассника? (Поздравляю тебя с Новым годом.) 
  • Как вы поздравите папу? (Поздравляю тебя с Новым годом.)
  • Пожелания являются важной частью поздравления. С какого слова мы начнем пожелание? (Желаю…) 
  • Как вы думаете, что можно пожелать другим людям? (Можно пожелать им счастья, здоровья, радости...)

        (Учитель спрашивает у учащихся, как они будут говорить слова пожелания.)

  • Как вы пожелаете здоровья учителю? (Желаю вам здоровья.) 
  • Как вы пожелаете маме счастья? (Желаю тебе счастья.)
  • Как вы пожелаете бабушке здоровья? (Желаю тебе здоровья.)
  • Какими словами мы сопровождаем вручение подарка? (Это тебе. Этот подарок тебе. Дарю тебе подарок.)
  1. Физкультминутка для глаз
  • Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть. Повторяйте за мной.

Мы снежинки увидали.

Со снежинками играли.

Снежинки вправо полетели, (Глазки вправо посмотрели.) 

Снежинки влево полетели, (Глазки влево посмотрели.)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю пускал (Глазки смотрят вверх и вниз на кончик носа.)

Тут снежинки покружились (Поморгать глазами.)

И на землю опустились. (Глазки закрыть.)

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации
  • Вы хотите поздравить друг друга с Новым годом? (Да.)

(Учитель распределяет учеников по парам и выдает каждому раскраску «Подарок».) (Приложение 2).

  • Раскрасьте рисунок цветными карандашами. (Учащиеся раскрашивают раскраску.)
  •  Подумает, что вы хотите подарить своему однокласснику. Теперь обменяйтесь подарками, поздравляя друг друга. Не забудьте сказать, что вы дарите. (Учащиеся дарят рисунки друг другу, сопровождая словами «Поздравляю тебя с Новым годом. Желаю тебе счастья/радости… Я дарю тебе самолет/куклу/машинку/робота…» Учитель слушает поздравления каждого ученика и помогает выполнить задание.)
  1. Рефлексия
  • Давайте вспомним задачи, которые поставили в начале урока.
  • Удалось ли нам их выполнить? (Да, удалось.)
  • Кто считает, что он со всеми заданиями справился, кому было интересно, кому понравился урок, поднимите солнышко.
  • Если вы не довольны своей работой, если вы считаете, что не на все вопросы ответили, поднимите тучку.

Учащиеся поднимают солнышко или тучку.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование для учащегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II).

Календарно-тематическое планирование для учащегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

Календарно-тематическое планирование для учащегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II).

Календарно-тематическое планирование для учащегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....

Активизация познавательной деятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через использование игровых технологий на уроках математических представлений."

ldquo;Игра - важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его...

Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по предмету «Математика» для 5 класса разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной отсталост...

Конспект урока математики для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Решение простых задач на нахождение суммы и остатка"

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.Цели урока:      Образовательная: создать условия для формирования умения решать задачи на нахождение суммы и остатк...

Рабочая программа по математике. 6а класс. по АООП для учащихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 2023-2024

Рабочая программа по математике.  6а класс.  по АООП для учащихся  с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 2023-2024...

Рабочая программа по математике. 5а класс. по АООП для учащихся с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 2023-2024

Рабочая программа по математике. 5а класс.  по АООП для учащихся  с легкой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 2023-2024...