Диагностическая карта сформированности пространственно-временных представлений
методическая разработка

Князева Анастасия Дмитриеввна

Для дефектологов, логопедов, психологов предлагается диагностика пространственно-временных представлений с целью выявления: уровня сформированности представлений о схеме тела человека;  умения ориентироваться в направлениях про­странства с учетом разных точек отсчета; уровня понимания и вербализации пространственных представлений; уровня сформированности квазипростран­ственных представлений, а также понимания  временных последовательностей и временных интервалов. В диагностике есть критерии оценивания на начало и конец учебного года, по которым можно выявить уровни от низкого до высокого. Диагностика строится на основе методики Семаго Н.Я. и Семаго М.М. и проводится вместе с  альбомом авторов "Диагностический альбом исследования особенностей познавательного развития" с дошкольниками 6 -7 лет,  младшими школьниками, а также обучающимися с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностическая карта сформированности пространственно-временных представлений

Ф.И._________________________________________________________________________________

Возраст ______ Класс_______ Уч. год____________________________________________________

Пространственные представления о собственном теле

Анализ частей лица и их расположение

Анализ расположения частей тела

Анализ положения рук относительно тела

Над глазами

Над плечами

Что выше плечо или локоть?

Под глазами

Над шеей

Под носом

Под шеей

Надо ртом

Сбоку от тела

Что ниже локоть или кисть?

Под губами

Левая рука

Надо лбом

Правая рука

Сбоку от щек

Правая нога

Что выше плечо или ладонь?

Достань левой рукой правое ухо

Левая нога

Достань правой рукой правое ухо

Итого баллов:

Итого баллов:

Итого баллов:

Пространственные представления о взаимоотношении объектов в пространстве

Вертикальная ось

Горизонтальная ось

Направления от основной оси

Над

Под

Спереди

Сзади

Справа

Слева

Итого баллов:

Вербализация пространственных представлений

На уровне понимания/употребления в речи

По вертикальной оси         

Выше

Ниже

На

Над

Под

Снизу

Сверху

Между

Как ты думаешь, где находится машина по отношению к медведю?

Как ты думаешь, где находится елка по  отношению к медведю?

Итого баллов:

По направлению право/лево

Лево

Право

Слева

Справа

Левее

Правее

Перед

Первый

Последний

Ближе всего

к

Дальше всего от

Предпоследний

Следующий за

После

Скажи, что находится на полке слева от ракеты?

Что находится на полке справа от вертолета?

Что находится левее, чем фоторамка, и правее елки?

Итого баллов:

Лингвистические представления

Сложные речевые конструкции

Покажи:

Мальчик спасен девочкой

Скатертью накрыта клеенка

Газетой накрыта книга

Бегемотом съеден крокодил, кто кого съел?

Пароходом перевезён  самолет, кто кого вез?

Итого баллов:

Понимание временных последовательностей и временных интервалов

Вопрос

Ответы начало года

Ответы конец года

Перед тем как идти гулять, я помыл посуду. Что было раньше?

Вместо того, чтобы надеть сапоги, я надел кроссовки. Что надо было надеть?

Что длиннее – час или сутки?

Что короче – день или секунда?

Что длится меньше – перемена или урок?

Какое время года бывает перед осенью?

Какой день недели бывает перед средой?

После какого дня недели наступает пятница?

Какой месяц является первым месяцем зимы?

Какой месяц является последний месяцем весны?

Итого баллов:

Сумма баллов за все пробы:

Выводы

Начало учебного года__________________________________________________________________

Конец учебного года___________________________________________________________________

Оценка:

1 балл — точный и правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла — ответ со второй попытки с самокоррекцией;

0,25 балла — ответ с направляющей помощью педагога;

0 баллов — неправильный ответ после 3 попытки.

Обработка результатов: количество баллов делим на число проб и умножаем на 100%.

Уровни сформированности пространственно-временных представлений:

Высокий уровень – 85-100%

Средний уровень – 70-84%

Ниже среднего – 55-69%

Низкий уровень – 0-54%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и значение интерактивной доски в формировании пространственно-временных представлений у умственно отсталых учащихся на уроках истории России

Выдержка из аттестационной работы на тему "Формирование временныx и пространственныx представлений на уркаx истории России в специальной (коррекционной) школе VIII вида....

Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у младших школьников на логопедических занятиях

В данном материале представлена работа по развитие и уточнение пространственно-временных представлений у младших школьников на логопедических занятиях в условиях логопункта общеобразовательной школы....

Развитие пространственно-временных представлений у обучающихся с ОНР.

Дизорфография – это специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью. Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение ор...

Диагностическая карта сформированности метапредметных УУД у учащихся МБОУ ТСОШ №3 3 "В" класса по предмету физическая культура за 2020-2021 уч. год

Диагностическая карта сформированности метапредметных УУДу учащихся МБОУ ТСОШ №3    3 "В"  класса по предмету физическая культура за 2020-2021 уч. годКритерии оценивания:...