«День толерантности»
классный час (5 класс)

Спирина Юлия Маратовна

Международный день толерантности (терпимости) ежегодно отмечается во всём мире 16 ноября. Это число было выбрано неслучайно, именно в этот день в 1995 году резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Декларация принципов терпимости и Программа действий. В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам — членам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости, и этому замечательному празднику посвящен наш классный час.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_tolerantnosti.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

классного часа

«День толерантности»



Цели:

  • Образовательные:
  • познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
  • выявить основные черты толерантности;
  • сформировать правильное представление о толерантном поведении.
  • Воспитательные:
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
  • Развивающие:
  • продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
  • способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
  • развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Вводное слово учителя:

Международный день толерантности (терпимости) ежегодно отмечается во всём мире 16 ноября. Это число было выбрано неслучайно, именно в этот день в 1995 году резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Декларация принципов терпимости и Программа действий. В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам — членам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости, и этому замечательному празднику посвящен наш классный час.

Краткое содержание:

Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».

Несмотря на то, что декларация состоит всего из 6 статей, её принятие имеет очень важное значение для всего мирового сообщества, ведь терпимость — это то, чего сегодня всем нам не хватает. Ведь так хочется, чтобы в мире царило взаимопонимание и доброжелательное отношение друг к другу независимо от того, в какой стране мы живём, какой цвет кожи имеем, какое вероисповедание поддерживаем.

Если бы мы терпимо относились к мировоззрению других людей, то, возможно, меньше было бы конфликтов. Мы все обладаем своей неповторимой индивидуальностью, что нужно понимать каждому.

В своём послании в 2005 году по случаю Международного дня, посвящённого терпимости, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан говорил, что борьба с нетерпимостью — это одно из главных направлений деятельности ООН. В условиях роста населения и увеличения миграции во всём мире идёт рост ксенофобии и экстремизма. «Терпимость, — говорится в послании, — означает, что надо знать больше друг о друге, выявлять лучшее в традициях и верованиях друг друга».

Нужно уважать друг друга как личностей, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность, как личностей, понимающих, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя особенности других.

Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является, согласно Декларации, воспитание, которое начинается с обучения людей тому, в чём заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

Но толерантность не означает только признание факта существования «другого». Толерантность означает возможность «другого» чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе.

Например, толерантность к инвалидам — это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями.

Толерантность также не означает принятие любых культурных и социальных групп. Любые политические группы, которые исповедуют ненависть, национальную, расовую, религиозную и иную исключительность, не могут быть объектами толерантности.

Существует даже лозунг: «Никакой толерантности к нетолерантности!».

В связи с этим одной из задач является не только воспитание толерантности, но и профилактика экстремизма на национальной, расовой, религиозной и иной почве.

Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в законных актах и провозглашены в международных декларациях. Базовыми документами являются Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

В рамках Совета Европы действует Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Недопущение расизма и расовой дискриминации закреплено в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, и других документах.

В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности — это Конституция. Согласно части второй статьи двадцать девятой«Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

В области расизма и расовой дискриминации основными признаются 136-я статья Уголовного кодекса «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» и 282-я статья «Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности».

Такое внимание к вопросу толерантности в нашей стране неслучайно, ведь наша страна многонациональна. И действительно, на территории России вместе с русскими живут украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, ненцы, греки, евреи, армяне, грузины и многие-многие другие — всего около двухсот национальностей.

Наверное, неслучайно то, что Конституция нашей страны начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…»

Вдумаемся в эти строки. Они говорят о том, что в России много национальностей, но все они — один народ.

Все люди, проживающие на территории нашего государства, являются равноправными гражданами. Это означает, что не какая-то отдельно взятая нация, а именно многонациональный народ должен принимать все решения, которые влияют на судьбу нашей страны, ведь от этого зависит её развитие в целом. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, и в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующее поколение не только продолжило наши традиции, но и восхищалось нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.

Кстати, в 1995 году в ознаменование 125-й годовщины со дня рождения известного индийского правозащитника и политического деятеля Махатмы Ганди ЮНЕСКО учредила премию имени Маданжита Сингха (индийского художника, писателя и дипломата, посла доброй воли ЮНЕСКО) за поощрение терпимости и ненасилия, которая присуждается за активную деятельность в научной, художественной, культурной или коммуникационной областях, направленную на создание атмосферы терпимости и ненасилия.

Премия присуждается раз в два года и может быть присвоена учреждениям, организациям или отдельным лицам за значительный вклад и эффективную деятельность по утверждению терпимости и ненасилия. В 2016 году этой престижной международной награды был удостоен российский Федеральный научно-методический центр в области психологии и педагогики толерантности (Центр толерантности).

В Международный день толерантности каждому человеку следует задуматься о том, что любой человек на планете Земля — это личность, независимо от культурной, расовой или религиозной принадлежности. Уважая тех людей, которые нас окружают, намного проще добиться понимания, что является залогом гармоничного развития общества.

Отсутствие же толерантности, наоборот, приводит к потере взаимоуважения и стимулирует возникновение негативных социальных явлений. В этом случае неизбежен запуск процесса, приводящего к потере гармонии в обществе отдельно взятого государства и мира в целом.

К сожалению, последнее десятилетие принесло человечеству много зла, агрессии и случаев нетерпимости по отношению к представителям других религий, других рас, других государств. Международный день толерантности напоминает всем нам о том, что насилие, терроризм, этническое и религиозное преследование — это те явления, которым не должно быть места в XXI веке.

Сегодня на наших глазах набирают силу политика исключительности и язык разобщённости. На наших глазах многообразие отвергается как источник слабости. На наших глазах расцветают мифы, повествующие о традициях так называемых «чистых» культур, подпитываемые невежеством, а порой и ненавистью. На наших глазах «иных людей» объявляют виновниками всех бед и подвергают преследованиям. На наших глазах террористы совершают варварские нападения, стремясь подорвать основы принципа «жить вместе».

«Уважая других людей, мы, прежде всего, уважаем себя» — принцип, способный изменить мир в лучшую сторону. Именно поэтому он красной нитью протягивается через все праздничные мероприятия, организуемые в Международный день толерантности. Это время напомнить друг другу о том, что все мы должны оставаться людьми по отношению друг к другу. И пусть не будут помехой этому наши отличия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы поняли, что такое толерантность?
  2. А как мы ее можем проявлять?
  3. А почему сейчас очень часто стали говорить о толерантности?
  4. Где мы с вами сталкиваемся с не толерантным отношением в нашем городе? А в школе?
  5. Как мы можем изменить эту ситуацию?

Заключительное слово учителя:

Спасибо всем за активное участие в нашем сегодняшнем разговоре. Закончить наш классный час я хочу словами всемирно известного французского писателя Антуан де Сент-Экзюпери: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова — это урок нам, людям, живущим в XXI веке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День Толерантности (часть1)

Сценарий открытого мероприятия "День Толерантности" на английском языке...

День Толерантности (часть2)

Сценарий открытого мероприятия "День Толерантности" на английском языке (часть2)...

День Толерантности (часть3)

Сценарий открытого мероприятия "День  Толерантности" (часть3)...

Международный День толерантности

Лекция-презентация для проведение недели, посвященной Международному Дню толерантности. Родительское собрание на тему:"Как воспитать толерантную личность"...

Сценарий внеклассного мероприятия на английском языке «День Толерантности»

Сценарий  внеклассного  мероприятия  на  английском  языке «День  Толерантности» Участники – учащиеся 10-11 классы...

Праздник "День толерантности"

Представлен сценарий праздника Международого дня толерантности....

Классный час "16 ноября- День толерантности!"

материалы  для классного часа,посвященного Дню толерантности в России(16 ноября)...