Программа "Человек"
рабочая программа (5 класс)
Программа «Человек» предназначена для учащихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным множественным дефектом, составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Человек» предназначена для учащихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным множественным дефектом, составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
- В соответствии с базисным учебным планом и АООП МКОУ Вознесенская специальная (коррекционная) школа интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель обучения предмету – формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи предмета:
- формировать представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;
- формировать умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание);
- формировать умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
- формировать представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Общая характеристика учебного предмета
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и
профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел «Одевание и раздевание» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет». В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Обучение по предмету носит прежде всего ярко выраженную практическую направленность. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объему и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
Содержание каждого раздела раскрывается в календарно – тематическом планировании.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир» обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком программа рассчитана:
5 класс - 68 часов в год (2 часа в неделю)
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные и предметные планируемые результаты освоения программы обучающимися рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
• формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
• формирование уважительного отношения к окружающим;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты
5 класс
соблюдать последовательность действий при посещении туалета;
соотносить себя и других с определенной возрастной категорией;
называть (узнавать глобально), писать свое имя, фамилию и отчество;
называть (показывать число) свой возраст, время года, в котором родился (дату рождения);
различать виды деятельности в свободное время;
рассказывать о себе;
узнавать и различать кости человека;
узнавать и различать мышцы человека;
знать назначение кожи;
различать возрастные изменения человека;
подстригать ногти ножницами;
подпиливать ногти пилочкой;
наносить покрытие на ногтевую поверхность;
удалять декоративное покрытие с ногтей;
наносить косметическое средство на лицо;
расчесывать волосы;
мыть и вытирать волос;
сушить волос феном;
пользоваться косметическими средствами;
различать свою социальную роль в семье;
различать социальные роли членов семьи;
различать бытовую и досуговую деятельность членов семьи;
различать и называть профессии членов семьи;
рассказывать о своей семье;
знать правила культурного поведения за столом;
накладывать пищу из большой емкости в тарелку;
различать продукты, которые можно кушать руками;
пользоваться вилкой, ложкой, салфеткой во время приёма пищи;
чисто убирать со стола;
пользоваться ножом и вилкой во время приёма пищи;
различать одежду и обувь по сезонам;
следить за своим внешним видом;
различать лицевую и изнаночные стороны;
различать переднюю и заднюю стороны одежды;
различать верх и низ одежды;
различать правый и левый ботинок;
выворачивать одежду;
завязывать и развязывать шнурки.
Изучение предмета «Человек» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные результаты:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
- осознание себя как одноклассника, друга;
- осознание себя как члена семьи;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.
Коммуникативные результаты:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные результаты:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями;
- следовать предложенному плану, работать в общем темпе;
- организовывать рабочее место;
- контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
- принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев;
- корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные результаты:
- сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях);
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
Содержание программы
5 класс
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Представления о себе | 15 |
2 | Семья | 9 |
3 | Гигиена тела | 16 |
4 | Туалет | 1 |
5 | Обращение с одеждой и обувью | 16 |
6 | Прием пищи | 11 |
Всего: | 68 |
Представления о себе
Я - человек. Дата рождения. Сведения о себе. Свободное время человека. Расскажи о себе. Строение человека (скелет). Строение человека (мышцы). Строение человека (кожа). Возрастные изменения человека.
Семья
Кто живёт рядом со мной. «Кто я? Я – племянник. Я – племянница». Как мы проводим рабочие и выходные дни. Кем работают родители. Рассказ о своей семье.
Гигиена тела
Последовательность действий при подстригании ногтей ножницами. Последовательность действий при подпиливании ногтей пилочкой. Последовательность действий при нанесении покрытия на ногтевую поверхность. Последовательность действий при удалении декоративного покрытия с ногтей. Последовательность действий при нанесении косметического средства на лицо. Последовательность действий при расчесывании волос. Последовательность действий при мытье и вытирании волос. Последовательность действий при сушке волос феном. Последовательность действий при использовании косметическими средствами.
Туалет
Правила посещения туалета.
Обращение с одеждой и обувью
Последовательность действий при одевании комплекта одежды по сезонам. Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой и изнаночной стороны одежды. Различение передней и задней стороны одежды. Различение верха и низа одежды. Различение правого и левого ботинка. Выворачивание одежды. Шнуровка обуви.
Прием пищи
Поведение за столом. Накладывание пищи в тарелку. Разнообразие продуктов. Еда руками. Еда ложкой и вилкой. Использование салфетки во время приема пищи. Последовательность действий уборки стола после еды. Использование ножа и вилки во время приема пищи
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Человек»
№ | Тема | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | ||||||||
1. | Правила посещения туалета | 1 | работа с карточками работа с предметными иллюстрациями пиктограммы интерактивное оборудование | |||||||||
2. | Я - человек. | 1 | работа с карточками работа с магнитными буквами работа с разрезной азбукой | |||||||||
3. | Дата рождения. | 1 | работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями интерактивное оборудование | |||||||||
4. | Сведения о себе. | 1 | работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями интерактивное оборудование | |||||||||
5. | Свободное время человека. | 1 | работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями интерактивное оборудование | |||||||||
6. 7. | Расскажи о себе. | 2 | работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями пиктограммы интерактивное оборудование | |||||||||
8. 9. | Строение человека (скелет). | 2 | работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями интерактивное оборудование | |||||||||
10. 11. | Строение человека (мышцы). | 2 | работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями интерактивное оборудование | |||||||||
12. 13. | Строение человека (кожа). | 2 | работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями интерактивное оборудование | |||||||||
14. 15. | Возрастные изменения человека. | 2 | работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями пиктограммы интерактивное оборудование дидактическое упражнение «Сравни себя с другими» | |||||||||
16. | Обобщающий урок по разделам «Туалет», «Представления о себе». | 1 | работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями пиктограммы | |||||||||
17 18 | Последовательность действий при подстригании ногтей ножницами. | 2 | работа с предметными и сюжетными иллюстрациями практическая работа | |||||||||
19 | Последовательность действий при подпиливании ногтей пилочкой. | 1 | работа с предметными и сюжетными иллюстрациями практическая работа | |||||||||
20 | Последовательность действий при нанесении покрытия на ногтевую поверхность. | 1 | экскурсия в салон красоты | |||||||||
21 | Последовательность действий при удалении декоративного покрытия с ногтей. | 1 | работа с предметными и сюжетными иллюстрациями практическая работа | |||||||||
22 23 | Последовательность действий при нанесении косметического средства на лицо. | 2 | работа с предметными и сюжетными иллюстрациями практическая работа | |||||||||
24 25 | Последовательность действий при расчесывании волос. | 2 | работа с предметными и сюжетными иллюстрациями практическая работа | |||||||||
26 27 | Последовательность действий при мытье и вытирании волос. | 2 | работа с предметными и сюжетными иллюстрациями практическая работа | |||||||||
28 29 | Последовательность действий при сушке волос феном. | 2 | работа с предметными и сюжетными иллюстрациями практическая работа | |||||||||
30 31 | Последовательность действий при использовании косметическими средствами. | 2 | работа с предметными и сюжетными иллюстрациями практическая работа | |||||||||
32 | Обобщающий урок по разделам: «Гигиена тела». | 1 | работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями пиктограммы | |||||||||
33 34 | Кто живёт рядом со мной. | 2 | работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями пиктограммы отгадывание загадок интерактивное оборудование | |||||||||
35 36 | «Кто я? Я – племянник. Я – племянница». | 2 | работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями пиктограммы отгадывание загадок интерактивное оборудование игра «Догадайся, кто я?» | |||||||||
37 | Как мы проводим рабочие и выходные дни. | 1 | Работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями пиктограммы интерактивное оборудование дидактическое упражнение «Что ты выберешь?» | |||||||||
38 | Кем работают родители. | 1 | Работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями пиктограммы интерактивное оборудование | |||||||||
39 40 | Рассказ о своей семье. | 2 | Работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями пиктограммы интерактивное оборудование Сюжетно – ролевая игра «Семья» | |||||||||
41 | Обобщающий урок по разделам: «Семья». | 1 | работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями пиктограммы | |||||||||
42 | Поведение за столом. | 1 | Работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями пиктограммы слушание рассказа дидактическая игра «День рождения» | |||||||||
43 | Накладывание пищи в тарелку. | 1 | Работа с карточками работа с предметными иллюстрациями практическая работа | |||||||||
44 | Разнообразие продуктов. Еда руками. | 1 | Работа с карточками работа с предметными иллюстрациями интерактивное оборудование практическая работа | |||||||||
45 46 | Еда ложкой и вилкой. Использование салфетки во время приема пищи. | 2 | Работа с карточками работа с предметными иллюстрациями пиктограммы интерактивное оборудование практическая работа | |||||||||
47 48 | Последовательность действий уборки стола после еды. | 2 | Практическая работа | |||||||||
49 50 51 | Использование ножа и вилки во время приема пищи | 3 | Работа с карточками работа с предметными иллюстрациями пиктограммы интерактивное оборудование практическая работа | |||||||||
52 | Обобщающий урок по разделу «Прием пищи». | 1 | работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями пиктограммы | |||||||||
53 54 | Последовательность действий при одевании комплекта одежды по сезонам. | 2 | Работа с карточками работа с предметными иллюстрациями пиктограммы интерактивное оборудование практическая работа дидактическая игра «Одень человека», «Путешествие по временам года» («Волшебная дорожка») | |||||||||
55 56 | Контроль своего внешнего вида. | 2 | работа с карточками работа с предметными иллюстрациями практическая работа дидактическая игра «Перемешанные картинки» | |||||||||
57 58 | Различение лицевой и изнаночной стороны одежды. | 2 | работа с карточками работа с предметными иллюстрациями практическая работа | |||||||||
59 | Различение передней и задней стороны одежды. | 1 | работа с карточками работа с предметными иллюстрациями практическая работа | |||||||||
60 | Различение верха и низа одежды. | 1 | работа с карточками работа с предметными иллюстрациями практическая работа | |||||||||
61 | Выворачивание одежды. | 1 | работа с карточками работа с предметными иллюстрациями практическая работа | |||||||||
62 63 | Различение правого и левого ботинка. | 2 | работа с карточками работа с предметными иллюстрациями практическая работа дидактическая игра «Найди пару» | |||||||||
64 | Головные уборы. | 1 | работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями пиктограммы | |||||||||
65 66 67 | Шнуровка обуви. | 3 | работа с карточками работа с предметными иллюстрациями практическая работа дидактическая игра «Волшебный шнурок» | |||||||||
68 | Обобщающий урок по разделу: «Обращение с одеждой и обувью» | 1 | работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями пиктограммы | |||||||||
Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности
- «Ориентировка в окружающем мире» учебное пособие для 3 – 4 классов 2-го отделения общеобразовательной вспомогательной школы: для работы в классе / Т. В. Демьянёнок – Минск: Народная асвета, 2004 – 80 с.: ил.
- «Ориентировка в окружающем» учебное пособие для 4 класса 2-го отделения вспомогательной школы: для работы в классе / Т. В. Демьянёнок – Минск: изд. центр БГУ, 2016 – 79 с.: ил.
Демонстрационные и печатные пособия:
- наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой;
- фотографии с изображением членов семьи ребенка;
- видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения;
- предметные картинки из сери: «одежда», «обувь», «головные уборы»;
- предметы одежды;
- дидактическая кукла;
- пиктограммы;
- посуда (тарелка, вилка, ложка);
- мнемотаблицы;
- предметы для ухода за одеждой: щетка, утюг;
- предметы личной гигиены: мыло, расческа, полотенце, зубная щетка, носовой платок;
- маникюрные ножницы;
- шнуровка «башмак»;
- трафареты, карандаши.
Материально-техническое обеспечение:
- персональный ноутбук;
- многофункциональное устройство;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- документ-камера;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы.
Используемая литература:
1. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 475 с.
2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Владос, 2010. – 239с.
3. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы – М.: ВЛАДОС, 2007. – 181 с.
4. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. –М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.
5. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208с
6. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – М.: Мин-во образования и науки РФ, ГБОУ ВПО МГПУ, 2015.
7. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.
8. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.
9. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
11. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
12. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
13. Юхтанова Е. А. Обучение детей с комплексными нарушениями развития // Молодой ученый. — 2017. — №39. — С. 118-121. — URL https://moluch.ru/archive/173/45804/
