Программа "Человек"
рабочая программа (5 класс)

Татьяна Олеговна Данилова

Программа «Человек» предназначена для учащихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным множественным дефектом, составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek.docx45.07 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Человек» предназначена для учащихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным множественным дефектом, составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
  • В соответствии с базисным учебным планом и  АООП МКОУ Вознесенская специальная (коррекционная) школа интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Цель обучения предмету – формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи предмета:

- формировать представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;

- формировать умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание);

- формировать умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

- формировать представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

Общая характеристика учебного предмета

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи».

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и
профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел «Одевание и раздевание» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет». В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.

Обучение по предмету носит прежде всего ярко выраженную практическую направленность.  Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объему и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

Содержание каждого раздела раскрывается в календарно – тематическом планировании.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир» обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком   программа    рассчитана:

5 класс - 68 часов в год (2 часа в неделю)

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные и предметные планируемые результаты освоения программы обучающимися рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты:

•        основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

•        социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

•        формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

•        формирование уважительного отношения к окружающим;

•        овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

•        освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

•        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

•        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

•        развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

•        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты

5 класс

соблюдать последовательность действий при посещении туалета;

соотносить себя и других с определенной возрастной категорией;

называть (узнавать глобально), писать свое имя, фамилию и отчество;

называть (показывать число) свой возраст, время года, в котором родился (дату рождения);

различать виды деятельности в свободное время;

рассказывать о себе;

узнавать и различать кости человека;

узнавать и различать мышцы человека;

знать назначение кожи;

различать возрастные изменения человека;

подстригать ногти ножницами;

подпиливать ногти пилочкой;

наносить покрытие на ногтевую поверхность;

удалять декоративное покрытие с ногтей;

наносить косметическое средство на лицо;

расчесывать волосы;

мыть и вытирать волос;

сушить волос феном;

пользоваться косметическими средствами;

различать свою социальную роль в семье;

различать социальные роли членов семьи;

различать бытовую и досуговую деятельность членов семьи;

различать и называть профессии членов семьи;

рассказывать о своей семье;

знать правила культурного поведения за столом;

накладывать пищу из большой емкости в тарелку;

различать продукты, которые можно кушать руками;

пользоваться вилкой, ложкой, салфеткой во время приёма пищи;

чисто убирать со стола;

пользоваться ножом и вилкой во время приёма пищи;

различать одежду и обувь по сезонам;

следить за своим внешним видом;

различать лицевую и изнаночные стороны;

различать переднюю и заднюю стороны одежды;

различать  верх и низ одежды;

различать правый и левый ботинок;

выворачивать одежду;

завязывать и развязывать шнурки.

Изучение предмета «Человек» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные результаты:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

- осознание себя как одноклассника, друга;

- осознание себя как члена семьи;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

          - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.

Коммуникативные результаты:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные результаты:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями;

- следовать предложенному плану, работать в общем темпе;

- организовывать рабочее место;

- контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;

- принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев;

- корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные результаты:

- сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;

- наблюдать;

- работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях);

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

Содержание программы

5 класс

№ п/п

                                   Наименование    разделов

Всего часов

1

Представления о себе

15

2

Семья

9

3

Гигиена тела

16

4

Туалет

1

5

Обращение с одеждой и обувью

16

6

Прием пищи

11

Всего:

68

Представления о себе

Я - человек. Дата рождения. Сведения о себе. Свободное время человека. Расскажи о себе. Строение человека (скелет). Строение человека (мышцы). Строение человека (кожа). Возрастные изменения человека.

Семья

Кто живёт рядом со мной. «Кто я? Я – племянник. Я – племянница». Как мы проводим рабочие и выходные дни. Кем работают родители. Рассказ о своей семье.

Гигиена тела

Последовательность действий при подстригании ногтей ножницами. Последовательность действий при подпиливании ногтей пилочкой. Последовательность действий при нанесении покрытия на ногтевую поверхность. Последовательность действий при удалении декоративного покрытия с ногтей. Последовательность действий при нанесении косметического средства на лицо. Последовательность действий при расчесывании волос. Последовательность действий при мытье и вытирании волос. Последовательность действий при сушке волос феном. Последовательность действий при использовании косметическими средствами.

Туалет

Правила посещения туалета. 

Обращение с одеждой и обувью

Последовательность действий при одевании комплекта одежды по сезонам. Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой и изнаночной стороны одежды. Различение передней и задней стороны одежды. Различение верха и низа одежды. Различение правого и левого ботинка. Выворачивание одежды. Шнуровка обуви.

Прием пищи

Поведение за столом. Накладывание пищи в тарелку. Разнообразие продуктов. Еда руками. Еда ложкой и вилкой. Использование салфетки во время приема пищи. Последовательность действий уборки стола после еды. Использование ножа и вилки во время приема пищи

Календарно - тематическое планирование по предмету

«Человек»

Тема

Кол-во часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.

Правила посещения туалета

1

работа с карточками

работа с предметными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

2.

Я - человек.

1

работа с карточками

работа с магнитными буквами

работа с разрезной азбукой

3.

 Дата рождения.

1

работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

интерактивное оборудование

4.

Сведения о себе.

1

работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

интерактивное оборудование

5.

Свободное время человека.

1

работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

интерактивное оборудование

6.

7.

Расскажи о себе.

2

работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

8.

9.

Строение человека (скелет).

2

работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

интерактивное оборудование

10.

11.

Строение человека (мышцы).

2

работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

интерактивное оборудование

12.

13.

Строение человека (кожа).

2

работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

интерактивное оборудование

14.

15.

Возрастные изменения человека.

2

работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

дидактическое упражнение «Сравни себя с другими»

16.

Обобщающий урок по разделам «Туалет», «Представления о себе».

1

работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

17

18

Последовательность действий при подстригании ногтей ножницами.

2

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

практическая работа

19

Последовательность действий при подпиливании ногтей пилочкой.

1

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

практическая работа

20

Последовательность действий при нанесении покрытия на ногтевую поверхность.

1

 экскурсия в салон красоты

21

Последовательность действий при удалении декоративного покрытия с ногтей.

1

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

практическая работа

22

23

Последовательность действий при нанесении косметического средства на лицо.

2

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

практическая работа

24

25

Последовательность действий при расчесывании волос.

2

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

практическая работа

26

27

Последовательность действий при мытье и вытирании волос.

2

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

практическая работа

28

29

Последовательность действий при сушке волос феном.

2

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

практическая работа

30

31

Последовательность действий при использовании косметическими средствами.

2

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

практическая работа

32

Обобщающий урок по разделам: «Гигиена тела».

1

работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

33

34

Кто живёт рядом со мной.

2

работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

отгадывание загадок

интерактивное оборудование

35

36

«Кто я? Я – племянник.

Я – племянница».

2

работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

отгадывание загадок

интерактивное оборудование

игра «Догадайся, кто я?»

37

Как мы проводим рабочие и выходные дни.

1

Работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

дидактическое упражнение «Что ты выберешь?»

38

 Кем работают родители.

1

Работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

39

40

Рассказ о своей семье.

2

Работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

41

Обобщающий урок по разделам: «Семья».

1

работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

42

Поведение за столом.

1

Работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

слушание рассказа

дидактическая игра «День рождения»

43

Накладывание пищи в тарелку.

1

Работа с карточками

работа с предметными иллюстрациями

практическая работа

44

Разнообразие продуктов. Еда руками.

1

Работа с карточками

работа с предметными иллюстрациями

интерактивное оборудование практическая работа

45

46

Еда ложкой и вилкой. Использование салфетки во время приема пищи.

2

Работа с карточками

работа с предметными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование практическая работа

47

48

Последовательность действий уборки стола после еды.

2

Практическая работа

49

50

51

Использование ножа и вилки во время приема пищи

3

Работа с карточками

работа с предметными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование практическая работа

52

Обобщающий урок по разделу «Прием пищи».

1

работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

53

54

Последовательность действий при одевании комплекта одежды по сезонам.

2

Работа с карточками

работа с предметными иллюстрациями

пиктограммы

интерактивное оборудование практическая работа

дидактическая игра «Одень человека», «Путешествие по временам года» («Волшебная дорожка»)

55

56

Контроль своего внешнего вида.

2

 работа с карточками

работа с предметными иллюстрациями

практическая работа

дидактическая игра «Перемешанные картинки»

57

58

Различение лицевой и изнаночной стороны одежды.

2

работа с карточками

работа с предметными иллюстрациями

практическая работа

59

Различение передней и задней стороны одежды.

1

работа с карточками

работа с предметными иллюстрациями

практическая работа

60

Различение верха и низа одежды.

1

работа с карточками

работа с предметными иллюстрациями

практическая работа

61

Выворачивание одежды. 

1

работа с карточками

работа с предметными иллюстрациями

практическая работа

62

63

Различение правого и левого ботинка.

2

работа с карточками

работа с предметными иллюстрациями

практическая работа

дидактическая игра «Найди пару»

64

Головные уборы.

1

работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

65

66

67

Шнуровка обуви.

3

работа с карточками

работа с предметными иллюстрациями

практическая работа

дидактическая игра «Волшебный шнурок»

68

Обобщающий урок по разделу: «Обращение с одеждой и обувью»

1

работа с карточками

работа с предметными и сюжетными иллюстрациями

пиктограммы

Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности

- «Ориентировка в окружающем мире» учебное пособие для 3 – 4 классов 2-го отделения общеобразовательной вспомогательной школы: для работы в классе / Т. В. Демьянёнок – Минск: Народная асвета, 2004 – 80 с.: ил.

- «Ориентировка в окружающем» учебное пособие для 4 класса 2-го отделения вспомогательной школы: для работы в классе / Т. В. Демьянёнок – Минск: изд. центр БГУ, 2016 – 79 с.: ил.

Демонстрационные и печатные пособия:

  • наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой;
  • фотографии с изображением членов семьи ребенка;
  • видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения;
  • предметные картинки из сери: «одежда», «обувь», «головные уборы»;
  • предметы одежды;
  • дидактическая кукла;
  • пиктограммы;
  • посуда (тарелка, вилка, ложка);
  • мнемотаблицы;
  • предметы для ухода за одеждой: щетка, утюг;
  • предметы личной гигиены: мыло, расческа, полотенце, зубная щетка, носовой платок;
  • маникюрные ножницы;
  • шнуровка «башмак»;
  • трафареты, карандаши.

Материально-техническое обеспечение:

  • персональный ноутбук;
  • многофункциональное устройство;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • документ-камера;
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы.

Используемая литература:

1. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 475 с.

2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Владос, 2010. – 239с.

3. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы – М.: ВЛАДОС, 2007. – 181 с.

4. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. –М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.

5. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208с

6. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – М.: Мин-во образования и науки РФ, ГБОУ ВПО МГПУ, 2015.

7. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.

8. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.

9. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.

11. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

12. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.

13. Юхтанова Е. А. Обучение детей с комплексными нарушениями развития // Молодой ученый. — 2017. — №39. — С. 118-121. — URL https://moluch.ru/archive/173/45804/