Программа "КРЗ"
рабочая программа (5 класс)

Татьяна Олеговна Данилова

Программа «Коррекционно-развивающее занятие» составлена для учащихся 5  класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krz.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Коррекционно-развивающее занятие» составлена для учащихся 5  класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
  • В соответствии с базисным учебным планом и  АООП МКОУ Вознесенская специальная (коррекционная) школа интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет «Коррекционно-развивающее занятие» является звеном формирования естественных знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения школьников с особыми образовательными потребностями. Целью его введения в учебный план является направленное исправление дефектов познавательной деятельности. Обучение по данной программе развивает у детей способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно- следственные связи.

Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Основная цель обучения предмету «Коррекционно-развивающее занятие» неразрывно связано с целью реализации АООП вариант 2 и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

Коррекционно-развивающие занятия направлены:

- на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;

- формирование социально-приемлемых форм поведения, сведения к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.;

- на реализацию индивидуальных специфических потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой  умственной отсталостью, не охваченных содержанием учебных программ учебных предметов и коррекционных занятий;

- дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;

- на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Основные задачи:

- Освоение доступных средств невербальной коммуникации: (взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения знаковой системы), освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, наборы букв как средства коммуникации.

- Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности.

- Коррекция недостатков познавательной деятельности через развитие восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств  предметов, их положения в пространстве.

- Формирование пространственно - временных ориентировок.

- Развитие слухо-голосовых координаций.

- Формирование способности воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).

- Совершенствование сенсорно - перцептивной деятельности.

- Обогащение словарного запаса учащихся, развитие артикуляции.

- Формирование точности и целенаправленности движений и действий.

- Совершенствование зрительно- двигательной координации.

Общая характеристика учебного предмета

Основными критериями отбора материала являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формирование у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом является принцип коммуникативной направленности.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, на сколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой.

У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходимо специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно- практической деятельности.

Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные, целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Коррекционно-развивающее занятие» входит в предметную область «Коррекционно-развивающее занятие» и относится к обязательной части учебного плана. Курс «Коррекционно-развивающее занятие» в 5 классе рассчитан на 68 часов (34 учебной недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение данного предмета в 5 классе, определено недельным учебным планом и составляет 2 часа в неделю.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающимися, воспитанниками в предметной области «Коррекционно-развивающее занятие» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее  место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введение обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально - личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные рабочие программы для 5 класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета. Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.

Личностные результаты:

1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично

изменяющемся и развивающемся мире;

3) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в

повседневной жизни;

4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами

социального взаимодействия;

5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в

нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование

и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;  

7) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Минимальный уровень:

         - обследовать предмет, узнавать его на картинке, находить по словесной инструкции;

         - соотносить два одинаковых предмета;

         - использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;

         - складывать картинки из 3 – 6 и более частей;

         - складывать из счетных палочек различные фигуры;

         - выполнять точные движения при штриховке двумя руками;

         - пользоваться элементами расслабления;

         - группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;

        - смешивать цвета, называть их;

        - конструировать сложные формы из 6-8- элементов;  

        - определять противоположные качества и свойства предметов;

  - классифицировать предметы по разным признакам;

 - распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;

 - определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;

       - моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

       - определять возраст людей.

Достаточный уровень:

- определять свои внешние данные (цвет глаз, волос и т д); 

- определять свою половую принадлежность; 

- проявлять собственные чувства;

- использовать элементарные формы речевого этикета;

- охотно участвовать в совместной деятельности коллектива;

- стремиться помочь окружающим;

- сообщать об изменениях в организме (болезнь, дискомфорт и т д);

- входить в учебное помещение и выходить из него;

- ориентироваться в пространстве класса.

Содержание учебного предмета

Итак, структура программы «Коррекционно-развивающее занятие» включает в себя следующие разделы:  

- развитие крупной и мелкой моторики графо моторных навыков;

- тактильно-двигательное восприятие;

- кинестетическое и кинетическое развитие;

- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;

-восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

- развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

- восприятие пространства, времени;

Обследование детей.

 Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов.

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (4-6 частей).

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Тактильно-двигательное восприятие.

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

Восприятие пространства.

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.

Восприятие времени.

Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей.

Календарно-тематический план

Тема

Количество часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Обследование детей

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

2

Узнавание предмета на ощупь

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

Ощупывание предмета, его узнавание

3-4

Развитие согласованности движений на разные группы мышц по инструкции педагога

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

5

Обучение целенаправленным действиям по двух - трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед, поворот, один шаг назад и т.д.)

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

6-7

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя. Выполнение пальчиковой гимнастики

8

Совершенствование точности мелких движений рук (шнуровка)

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

Шнурование ботинка

9

Заполнение мелкими предметами небольших емкостей (фасоль, горох, пуговицы)

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

Заполнение мелкими предметами небольших емкостей (фасоль, горох, пуговицы)

10

Обводка контурных изображений, штриховка в разных направлениях

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

Обводка контурных изображений, штриховка в разных направлениях

11-12

Графический диктант (соедини точки)

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

Соединяют точки

13-14

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

15-17

Поделки из пластилина («К нам придут гости», «Мои любимые игрушки», «Построй заборчик»)

3

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

Выполняют поделки из пластилина («К нам придут гости», «Мои любимые игрушки», «Построй заборчик»)

18-19

Работа в технике рваной аппликации (аппликация «Осеннее дерево»)

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

Выполняют аппликацию «Осеннее дерево»

20

Дидактическая игра «Мячик, мячик ловко скачет»

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

21

Набирание ложкой крупы

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

22-23

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая), дидактическая игра «Что бывает…», пушистая, колючая и т.д.

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

24

Нанизывание бус разного размера на нитку по образцу

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

25-26

Игры с конструктором

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

27

Игрушки (мягкая, бумажная, пластмассовая)

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

28-29

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), дидактическая игра «Повтори за мной»

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

30-31

Выразительность движений (игра «Море волнуется раз», «Гуси – Лебеди», «Следы»)

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

32-33

Сравнение, обозначение словом, формой предметов

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

34

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум признакам (длинный – широкий, узкий- короткий)

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

35

Дидактическая игра «Геометрическое лото»

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

36

Чередование предметов по цвету, форме, размеру. Выкладывание в ряд

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

37-38

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

39

Группировка предметов по самостоятельно- выделенным признакам

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

40

Рисуем радугу

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

41

Дидактическая игра «Цветик-семицветик»

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

42-43

Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разного цвета по образцу

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

44

Дорисовывание незаконченных изображений по образцу.

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

45-46

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей(пазлы, мозаика, конструктор)

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

47-48

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

49-50

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Сравнение двух картинок

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

51-52

Сравнение трех предметов отличающихся незначительно (качествами или свойствами)

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

53-54

Тренировка зрительной памяти, дидактическая игра «Что изменилось», «Повтори узор», «Повторяйка»

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

55-56

Дидактическая игра «Узор из пуговиц», «Припоминалки»

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

57

Развитие осязания (тепло, холодно, словесное обозначение), (определение контрастных температур предметов)

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

58

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

59

Определение различных свойств веществ (твердый, сыпучий, жидкий)

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

60-61

Объемность времени (сутки, недели, месяц, год)

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

62

Времена года, их смена. Дидактическая игра «Когда это бывает»

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

63

Определение направления звука в пространстве (справа, слева, спереди, сзади), дидактическая игра «Откуда звук»

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

64-65

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук)

2

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

66

Ориентировка в пространстве (в помещении, на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

67

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

68

Дидактические игры «Зеркало», «Лови мяч», «Хлопай как я»

1

Выполнение действий по образцу и показу учителя, ответы на вопросы учителя.

Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности

Описание материально технического обеспечения образовательной деятельности:

-  комплект диагностических методик;

- наборы карточек по лексическим темам;

-  карточки с предметными и сюжетными картинками;

- наборы карточек с заданиями для исследования зрительной и слуховой памяти, восприятия формы, цвета, размера предметов;

- демонстрационный  материал (фото, рисунки);

- дидактический материал в виде предметов различной формы, величины, цвета, изображений предметов, людей, объектов природы, цифр;

- наборы счетного материала, геометрических фигур, линейки, треугольники, шаблоны, трафареты, часы.

Учебно-методическая литература

1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект - М, 2011г.

2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – №3

3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2010

4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью - М., 2013.

5. Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. Развитие сенсорной сферы детей. – М., Просвещение, 2014

5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 2010

6.Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями - М., 2013.

7. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии - М., 2010.

8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 2015.

9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / под ред. Бгажноковой И.М. – М., 2011

10. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными, множественными нарушениями. Под ред. А.М. Царева — Асков, 2015.

11.Сборник нормативных документов. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. – М., 2011

12. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М., 2010.

13. Худенко Е.Д, и др. - Коррекция и развитие эмоционально - волевой сферы у детей инвалидов-М, 2011.