Программа "ППД"
рабочая программа (5 класс)

Татьяна Олеговна Данилова

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практические действия» в пятом классе (вариант 2) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), на основе «Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppd.docx42.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практические действия» в пятом классе (вариант 2) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), на основе «Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
  • В соответствии с базисным учебным планом и  АООП МКОУ Вознесенская специальная (коррекционная) школа интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование навыков самообслуживания – важное направление обучения ребёнка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. В этой связи ребёнку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности.

Целью – является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Основными        задачами        программы        коррекционного        курса        «Предметно- практическим действиям» являются:

  1. Освоение простых действий с предметами и материалами;
  2. Развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий.
  3. Формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.
  4. Формирование положительного отношения к обучению и труду;
  5. Развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;
  6. Формирование положительных качеств личности.
  7. Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Описание места учебного предмета в  учебном плане

«Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2, Адаптированной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 5 классе отведено 102 часов, 3 часа в неделю, 34 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты:

  • формирование        интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
  • овладение        навыками        предметно-практической        деятельности        как

необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

  • владение        навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
  • опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми
  • умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
  • потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Возможные предметные результаты:

  • освоение простых действий с предметами и материалами.
  • умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
  • умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
  • уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
  • уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
  • уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
  • уметь открывать и закрывать;
  • уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
  • выполнять последовательно организованные движения;
  • играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
  • разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.
  • играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
  • узнавать материалы на ощупь, по звуку;
  • играть с конструктивными материалами.
  • формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте.

Изучение предмета «Предметно – практические действия» в направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

  1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
  • спокойное пребывание в новой среде;
  • перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
  • принятие контакта, инициированного взрослым;
  • установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
  • ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса: нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего (рабочего) места за столом; нахождение своего набора индивидуальных заданий; нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; нахождение места для отдыха; нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; нахождение места хранения игрушек.
  1. Формирование учебного поведения:
  • поддержание правильной позы;
  • направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
  • подражание простым движениям и действиям с предметами;
  • выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
  • использование по назначению учебных материалов;
  • выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
  • выполнение действий с предметами (по подражанию);
  • выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу);
  • выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу);
  • выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
  • сидение за столом в течение определенного периода времени на занятии;
  • выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии;
  • выполнение речевых инструкций на занятии;
  • принятие помощи учителя на занятии.
  1. Формирование        умения        выполнять        задания        в        соответствии        с определенными характеристиками:
  • выполнение задания полностью (от начала до конца);
  • переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Содержание учебного курса

Программный материал по предметно – практические действия состоит из следующих разделов: «Предметно-манипулятивные действия», «Цвет»,

«Форма», «Величина», «Дидактические игры», «Элементарное конструирование», «Работа с мозаикой», «Лепка», «Графическая деятельность», «Работа с нитками».

Раздел «Предметно-манипулятивные действия»

Выполнение более сложных подражательных движений за учителем по инструкции «Делай вместе»: общие широкие движения рук, движения кистей («Замочек», «Топор», «Мельница» и д.р.). постепенно убыстрять темп подражательных движений.

Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук (противопоставление большого пальца, выпрямление по одному пальцу из кулака, «пальчики здороваются» и пр.).

Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий:

  • открывание и закрывание коробок, флаконов, с завинчивающимися крышками;
  • нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат).

Использование несложных предметов как орудий:

  • использование палки с кольцом на конце (придвинуть к себе предмет с острой выступающей частью, накинув на нее кольцо);
  • самостоятельный выбор между палкой без крючка и палкой с крючком для доставания предмета;
  • самостоятельный выбор между палкой с крючком, сачком, ложкой, вилкой для доставания предмета из сосуда;
  • самостоятельный выбор между несколькими веревками, к одной из которых привязан предмет, для доставания этого предмета.

Действия с предметами разного цвета, формы, величины.

Формировать у детей умение действовать с предметами разного цвета, формы, величины, замечать не только резко контрастные различия, но и более тонкие различия.

Раздел «Цвет»

Выбор по образцу и группировка предметов. Окрашенных не только в основные, но и в промежуточные цвета. Выбор предметов одного цвета из 4-8 предметов двух сходных цветов (красные и оранжевые, зеленые и синие и п. д.) по образцу и инструкции «Дай такой».

Раскладывание предметов двух сходных цветов.

Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов (шесть основных и промежуточные цвета и оттенки; оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой) – без названия цветов.

Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу.

Раздел «Форма»

Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4-8 предметов двух сходных форм (куб- параллелепипед, цилиндр- шар).

Группировка по форме одноцветных предметов двух сходных форм.

Выбор по образцу и группировка объемных предметов: шар, куб, параллелепипед («брусок»), треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), цилиндр («столбик») – без названия форм.

Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Знать названия и самостоятельно называть формы: кубик, шарик, треугольник, прямоугольник.

Определять форму независимо от величины и окраски предмета, знать, что шар может быть большой и маленький, красный и синий и т. д.

Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию и образцу («Разложи, какие куда подходят»).

Раздел «Величина»

Определение неконтрастной разницы по величине между предметами путем наложения и приложения предметов: большой и маленький, побольше, поменьше, самый большой, толстый – тонкий, длинный –короткий, широкий – узкий ( на бытовых предметах, картинках, специальном дидактическом материале).

Подбор и группировка одинаковых по величине предметов. Различать величину предмета независимо от их формы.

Понимать слова, находить и показывать по названию предметы большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие. Самостоятельно называть величины: большой, маленький, больше, меньше, толстый, тонкий.

Раздел «Дидактические игры»

Усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение и использование цвета, формы, величины предметов.

«Подбери по цвету», «Разложи в ряд», «Картинное лото», «Картинное цветовое лото», «Геометрическое лото», «Что куда подходит», «Почтовый ящик», «Поиск в окружающем», «Светофор», «Что лишнее», «Чудесный мешочек», «Что изменилось»

Раздел «Элементарное конструирование»

Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции (стул, домик, кровать, стол, снежинка, лестница).

Буквы.

Складывание разрезных картинок из трех, четырех частей, не только разрезанных по вертикали и горизонтали, но и по скошенной линии, делящей картину на треугольники.

Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета и величины (не больше 4-5) различных комбинации при зрительном диктанте, учитывая форму, цвет и величину фигур.

Постройки из детских наборов, строительного материала, также по показу и по образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции:

  • (стол, стул, кресло, кровать, этажерка; рельсы для трамвая, поезда;
  • загон для животных; ворота с аркой и забором; мост со ступеньками и перилами; дом; дом с воротами и дорожкой).

Выполнять эти постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из разноцветных; строить из разноцветных деталей по имеющемуся образцу или по словесной инструкции.

Оконченные постройки обыгрываются с помощью дополнительно розданных детям мелких игрушек.

Раздел «Работа с мозаикой»

Выкладывание прямых рядов: из одноцветных деталей; из деталей двух цветов параллельными рядами; «Чередующиеся ряды» из деталей двух цветов через два элемента (красный – два синих – красный –два синих и т.д.)

Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов:

-треугольник (по трем опорным точкам в виде деталей, мозаики, поставленных учителем);

-прямоугольник (по четырем опорным точкам).

Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики:

-дом с крышей и трубой;

-цветок на стебле;

-букет (два, три цветка разного цвета на стеблях);

Выкладывание свободного узора по замыслу детей.

-мозаика;

-прочное соединение деталей;

-составление длинных рядов;

-составление рядов из одноцветных деталей;

-составление «чередующихся рядов» (через один элемент);

-составление свободного узора по замыслу детей.

Раздел «Лепка»

Отщипывать пальцами кусочки и сказывать мелкие шарики (вишни, сливы, яички). Сгибать столбики с соединением концов, сплетением (бублики, баранки, сдобы, кренделя).

Защипывать края формы копчиками пальцев (миска, блюдце, корзинка)

Вытягивать столбик из короткого толстого цилиндра, округлять и заострять концы его, образуя формы: огурец, батон, морковь. Соединяя части, плотно прижимать одну часть к другой.

Дети лепят посуду из одного куска глины (тарелка); из двух (чашка с ручкой); овощи, фрукты; рыба;       лопата;        корзины    с фруктами; тарелка с продуктами.

Буквы: А, О, У, М, И, Н, Т, Р, Ш, Л, X.

Уметь в лепке воссоздавать правильное представление о величине, цвете и форме: лепить по заданию предметы большие и маленькие, толстые и тонкие (морковки), длинные и короткие (столбики); лепить по заданию изделия и их детали из пластилина определенного цвета.

Раздел «Графическая деятельность»

Освоение пространства листа, работа с композицией аппликации, рисунка.

Обведение        крупных        рисунков,        выполненных        прямыми        или        с небольшими изгибами линиями (домики, кораблики и т.д.).

Рисование по крупным трафаретам ( цветы, мячи, воздушные шарики и т.д.).

Раскрашивание картинок. Раздел «Работа с нитками» Сортировка ниток по цвету.

Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины. Наматывание на катушку, клубок, картон.

Календарно – тематическое планирование

Тема

Количество часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Представление о пальчиковых играх и упражнениях. Развитие

ручной умелости.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

2

Различение предметов по форме, цвету, величине.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

3

Различение предметов по форме, цвету, величине.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

4

Упражнения с массажными шариками.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

5

Упражнения с массажными шариками.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

6

Дидактическая игра «Лото».

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

7

Дидактическая игра «Лото».

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

8

Дидактическая игра «Разложи в ряд».

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

9

Дидактическая игра «Разложи в ряд».

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

10

Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

11

Работа с палочками. Складывание фигур и узоров по образцу.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

12

Складывание разрезных картинок из 2-4 частей. Фрукты.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

13

Складывание разрезных картинок из 2-4 частей. Фрукты.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

14

Складывание разрезных картинок из 2-4частей. Овощи.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

15

Складывание разрезных картинок из 2-4частей. Овощи.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

16

Складывание простых крупных пазлов с опорой на образец.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

17

Складывание простых крупных пазлов с опорой на образец.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

18

Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

19

Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

20

Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трех цветов.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

21

Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трех цветов.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

22

Лепка «Вишня»

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

23

Лепка «Слива»

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

24

Лепка «Морковь»

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

25

Лепка «Огурец»

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

26

Лепка букв по образцу.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

27

Лепка букв по образцу.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

28

Аппликация «Снеговик».

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

29

Аппликация «Снеговик».

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

30

Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

31

Работа с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровка)

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

32

Дидактическая игра «Что лишнее».

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

33

Дидактическая игра «Что лишнее».

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

34

Складывание букв из счетных палочек.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

35

Складывание букв из счетных палочек.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

36

Конструирование из геометрических фигур.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

37

Конструирование из геометрических фигур.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

38

Аппликация методом обрыва «Геометрические фигуры»

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

39

Аппликация методом обрыва «Геометрические фигуры»

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

40

Аппликация «Ёлочка»

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

41

Аппликация «Грибок»

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

42

Наматывание ниток на игрушки.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

43

Наматывание ниток на игрушки.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

44

Трафареты. Штриховка прямыми вертикальными штрихами

(сверху вниз).

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

45

Трафареты. Штриховка прямыми вертикальными штрихами

(сверху вниз).

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

46

Трафареты. Штриховка горизонтальными штрихами (слева направо)

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

47

Трафареты. Штриховка горизонтальными штрихами (слева направо)

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

48

Выкладывание узора из семян по контуру.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

49

Выкладывание узора из семян по контуру.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

50

Вырезание из бумаги разной плотности простых предметов.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

51

Вырезание из бумаги разной плотности простых предметов.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

52

Лепка «Рыбка»

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

53

Лепка «Кораблик»

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

54

Плетение косичек из толстых цветных шнуров.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

55

Плетение косичек из толстых цветных шнуров.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

56

Пальчиковые игры и упражнения.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

57

Пальчиковые игры и упражнения.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

58

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

59

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

60

Складывание фигур и узоров по образцу.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

61

Складывание фигур и узоров по образцу.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

62

Выкладывание геометрических фигур разной величины.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

63

Выкладывание геометрических фигур разной величины.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

64

Постройки из строительного материала по показу и образцу.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

65

Постройки из строительного материала по показу и образцу.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

66

Аппликация. «Гусеница»

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

67

Аппликация. «Гусеница»

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

68

Итоговый урок.

Выполнение действий по образцу и по показу учителя

Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности

  • Бумага (цветная, белая), картон.
  • Ножницы, клей.
  • Пластилин.
  • Разрезные картинки (2-4-5-6-8 частей).
  • Нитки.
  • Мозайка.
  • Плоскостные геометрические фигуры.
  • Строительный набор.
  • Шнуровки.
  • Счётные палочки.
  • Шнурки.
  • Массажные шарики.
  • Прищепки.