Программа внеурочной деятельности для 5-х классов
электронный образовательный ресурс

Программа внеурочной деятельности для 5-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_dlya_5_klassa.docx80.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Программа

внеурочной деятельности

5 класса

Оглавление

1.

Пояснительная записка

3

2.

Цели, задачи внеурочной деятельности, принципы программы

4

3.

Сроки реализации программы, предполагаемые результаты

5

4.

Формы реализации программы

6

5.

Условия реализации программы

23

6.

Методическое и материально-техническое обеспечение программы

27

7.

Критерии оценки  результатов

28

8.

Сетка внеурочной деятельности

31

Автор-разработчик программы

Галимьянова Е.Т. . – классный руководитель 5 Б класса

Программа внеурочной деятельности 5-х классов в рамках ФГОС

1. Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Занятия проводятся в форме КТД, экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям:

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное.

2. Цели, задачи внеурочной деятельности, принципы программы

Цель воспитательной системы школы – формирование гуманистической направленности личности, имеющей активную гражданскую позицию, готовой к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме.

В соответствии с поставленной целью воспитательная система решает задачи:

  1. создание условий для самоопределения и самореализации;
  2. формирование личности, ориентированной на культурные ценности;
  3. воспитание качеств, присущих:
  • гражданину: чувство долга перед страной, чувство национальной гордости, уважение к символике государства и законам, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к языку, культуре и традициям, общественная активность, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;
  • работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;
  • семьянину: трудолюбие, культура общения, умение держаться в обществе, здоровый образ жизни, умение организовать свой досуг, знание норм и законов семейного права, знание психологии и этики, умение воспитывать собственных детей, уважение к родителям, старикам.

Цель внеурочной деятельности

Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа,  освоения основных социальных ролей, норм и правил.

Задачи внеурочной деятельности

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом.
  2. Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
  3. Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
  6. Организация информационной поддержки учащихся.
  7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
  8. Реализация основных программ по 5 направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
  9. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в гимназии.

Основные принципы программы

  1. Включение учащихся в активную деятельность.
  2. Доступность и наглядность.
  3. Связь теории с практикой.
  4. Учёт возрастных особенностей.
  5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Цели работы с классом

Главной целью работы с классом является формирование гуманистически направленной личности, имеющей активную жизненную позицию, готовой к решению жизненных и учебных проблем, способной к активной творческой деятельности в социуме.

 Задачи работы с классом

  1. Формирование гуманистически направленной личности, ориентированной на культурные ценности.
  2. Создание условий для самоопределения и самореализации каждого ребенка.
  3. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся при их тесном взаимодействии с социумом.
  4. Включение учащихся в разностороннюю учебную деятельность.
  5. Реализация основных программ внеурочной деятельности по 5 направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное.
  6. Формирование здорового образа жизни.
  7. Формирование отношения к базовым ценностям: труду, Родине, семье, человеку, природе, знаниям, миру.

3. Сроки реализации программы

Учебный год - 2020-2021

Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня (приобретение учащимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни);
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащихся к базовым общественным ценностям и к социальной реальности в целом);
  3. Результаты третьего уровня (приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия).

 4. Формы реализации программы

Спортивно-оздоровительное направление

Цель

Создание условий, обеспечивающих становление физически здоровой личности школьника на основе развития его индивидуальности

Задачи

  • Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
  • Формирование негативного отношения к вредным привычкам.
  1. Повышение активности обучающихся в делах класса, формирующих умение и потребность вести здоровый образ жизни.

Формы реализации программы

Участие учеников класса в занятиях спортивных секций, проведение физкультминуток на уроках;

беседы о ЗОЖ и классные часы «Здоровые дети в здоровой семье», «Твой режим дня», «Как сохранить своё здоровье», «Безвредных сигарет не бывает», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «В здоровом теле  - здоровый дух», «Здоровое питание – отличное настроение» и т.д.;

выпуск стенгазет «Мы за здоровый образ жизни»,  «Жвачка: за и против», «Для чего надо соблюдать режим дня»;

участие в спортивных мероприятиях на параллели (кросс, командная игра «Взятие снежного городка»).

Ожидаемые результаты

Улучшение показателей физического здоровья.

Овладение культурой здоровья.

Формирование негативного отношения к вредным привычкам.

Умение вести здоровый образ жизни.

Социальное направление

Цель

Создание условий, обеспечивающих социальную активность школьника на основе развития его индивидуальности

Задачи

  • Расширение знаний о человеке (человек - часть социума,  человек в общении с другими людьми, терпимое отношение к людям).
  • Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .
  • Формирование потребности  активно участвовать в социальной жизни класса, школы, города, района, страны.
  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.

Формы реализации программы

Начать работу над оформлением классного уголка;

проведение классных часов о символике РФ и школы, Уставе школы;  

подготовка и участие в классных концертах для родителей, в Новогодних праздниках;

поздравление ветеранов педагогического труда с государственными и профессиональными праздниками;

организация и проведение классных праздников, посвященных 8 Марта, 23 Февраля, 9 мая.

участие в субботниках и школьных благотворительных акциях;

индивидуальная работа с родителями обучающихся.

Ожидаемые результаты

Активное участие школьников в социальной жизни класса, школы, города, района, страны.

Развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.

Формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам.

Повышение уровня социальной комфортности в коллективе.

 

Общеителлектуальное направление

Цель

Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности

Задачи

  • Формирование представления о самопознании и его месте в самовоспитывающей деятельности.
  • Развитие позитивного отношения к общеинтеллектуальным видам деятельности, способствующим постоянному саморазвитию.
  • Повышение активности обучающихся в интеллектуально-творческих проектах, конкурсах, викторинах, олимпиадах, интеллектуальных играх  и т.п.

Формы реализации программы

Участие учащихся класса в работе кружков общеинтеллектуальной направленности,

Повышение активности участия в  викторинах, познавательных играх,   предметных неделях, олимпиадах, внешкольных интеллектуально-творческих проектах, в т.ч. дистанционных («Интеллект-экспресс», «Мир конкурсов», «Эдуконец», «Русский медвежонок», «УРФО», и др.)

Ожидаемые результаты

Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.

Интерес учащихся в разносторонней интеллектуальной деятельности.

Повышение мотивации к участию в викторинах, познавательных играх, предметных неделях, олимпиадах, внешкольных интеллектуально-творческих проектах.

Использование кейс-метода (портфолио) для демонстрации достижений школьников в интеллектуально-творческих проектах.

 

Духовно-нравственное направление

Цель

Создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности

Задачи

  • Формирование представления о духовных и нравственных ценностях.
  • Развитие потребности соблюдать «золотые правила» взаимоотношений в семье и обществе.
  • Развитие интереса школьников к духовно-нравственным ценностям народа.

Формы реализации программы

Классные часы «Человек в обществе: обязанности и права», «Как зависть душу разъедает», «Детство, опалённое войной»; культпоходы в кинотеатр, музеи, на выставки; участие в городских конкурсах литературного чтения и конкурсах рисунков; участие в конференции «НОУ»;

Ожидаемые результаты

Повышение уровня духовно-нравственной культуры школьников.

Развитие потребности жить по законам добра и милосердия, уважать общечеловеческие ценности.

Общекультурное направление

Цель

Создание условий, обеспечивающих общекультурное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности

Задачи

  • Формирование представления о культуре личности.

Расширение знаний о культурных ценностях народов мира.

  • Развитие потребности соблюдать «золотые правила» взаимоотношений с окружающими.

Формы реализации программы

Классный час «Что значит быть воспитанным человеком»;

посещение кинотеатра, библиотек,  и музеев города;

экскурсия  «Мой родной город»;

Ожидаемые результаты

Повышение уровня общей культуры школьников.

Развитие потребности соблюдать «золотые правила» этикета, повышать уровень своей культуры, расширять свои знания о культурных ценностях народов мира.

Введение

Программа рассчитана на 68 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (2 часа в неделю).

Программа состоит из 5 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности   пятиклассников и направлена на решение спланированных педагогических задач.

Основные разделы программы

Название раздела

Общее

количество

часов

Часы

аудиторных

занятий

Часы

внеаудиторных

активных

занятий

1

Спортивно – оздоровительное направление

2

0

2

1.1

Занятие в кружке «Боулинг» МРЦ «Апельсин»

0,5

0,5

1.2

Игры на развитие психических процессов

0,5

0,5

1.3

Подвижные игры

0,5

0,5

1.4

Спортивные игры

0,5

0,5

2

Духовно-нравственное направление

1

1

0

2.1

0,5

0,5

2.2.

0,5

0,5

3

Обще-интеллектуальное направление

14

12 

2

4

Социальное направление

14

12 

2

5

Общекультурное направление

11

9

2

Предполагаемые результаты реализации программы

1.       Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2.       Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3.       Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

1.     Спортивно – оздоровительное направление

1. 1   Игровая деятельность

Цель:    содействие  всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Задачи   направлены на:

       укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;

       обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

       воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.

Пояснительная записка

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.

Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести,  смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).

Программа представлена четырьмя блоками:  народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, спортивные игры.

Дети научатся  играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;

    знать:

 −       о способах и особенностях движение и передвижений человека;

 −       о системе дыхания,  работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

    об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;

       о причинах травматизма  и правилах его предупреждения;

    уметь:

    составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

    организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

       уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятия

Дата

Проведения

 

 

Народные игры, беседы, викторины

 

Олимпийские и паралимпийские уроки

«Сочи-2014г.», викторина.

сентябрь 

Развлекательная игра «Боулинг»

Правила игры. Проведение игры.

октябрь 

 Игры коренных народов Ямала.

Правила игр. Разучивание игр. Проведение игр.

ноябрь 

Игры на развитие внимания, воображения «Оригами», работа с бумагой, ножницами.  

 Игры на развитие психических процессов Правила игры.  Проведение игры.

декабрь 

Спортивно-игровой праздник «Весёлые старты»

Эстафета

январь 

Военно-спортивная игра «Взятие снежного городка»

Правила игры, проведение игры. Эстафета.

февраль 

Игры на свежем воздухе.

Катание на лыжах, на горке, на коньках. Метание снежков в цель. Зимние игры .

март 

Игры народов России (бег, быстрота, ловкость)

Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.

 

апрель 

Всемирный День здоровья.

 Экскурсия, игры

май 

1.     2.   Духовно-нравственное направление

Цель:  создание условий для социализации детей на основе базовых национальных ценностей, хранимых в религиозных, культурных, социально-исторических традициях.

Задачи:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

   чувства  сопричастности   и гордости за свою Родину, народ, историю осознания ответственности человека за благосостояние общества;

    восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; от деления на «своих» и «чужих»; уважения культуры каждого народа;

    формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

       доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

    уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решение с учетом позиций всех участников;

    развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

    принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремление следовать им;

    ориентации в нравственном содержании и смысле  как собственных поступков, так и поступков окружающих, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

    формирование чувств прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

 Пояснительная записка.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко - культурному наследию своего народа и всех народов России.

В школе сложилась комплексная система духовно-нравственного воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны, походы, беседы.

Работа по изучению истории семьи развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

Тематическое планирование

 Тема занятия

 Содержание

Дата проведения 

0

   День Знаний. Праздничная линейка. Экскурсия «Моя школа».

Линейка, экскурсия по школе.

1 сентября

       1

Урок семьи и семейных ценностей.

О семейных ценностях, традициях семьи

сентябрь 

2

Профессия «Учитель»

Профессии. Поздравление учителей и ветеранов педаг8огического труда с Днем Учителя

октябрь

3

В стране хорошего тона «Знакомство, приветствие, прощание».

 Этическая игровая программа-размышление.

октябрь

4

 «Моя семья»

Анкетирование

ноябрь

5

«День Ямала»

Дружба народов разных национальностей, проживающих на Ямале.

декабрь

6

Акция «Милосердие»

Дружба, добро, сплоченность коллектива.

январь

7

 «Что значит быть воспитанным человеком» (Умение дарить подарки)

Беседа, тестирование по программе «Нравственные беседы» (библиотека им. Вяткина) 

январь

8

Районный краеведческий музей

Экскурсия, посвященная подвигам пуровчан на фронте и в тылу.

февраль

10

«Семейные ценности»

Экскурсия в «Семейную библиотеку»

март

11

«Детство, опалённое войной»

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

апрель

12

День именинника (зимних, весенних

Творческая игровая программа

 май

1.     3.   Обще-интеллектуальное направление

«Правила этикета». (6 ч.)

Программа «Интеллект» (8 ч.)

 Цель:  

- формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания; формирование навыков культурного питания.

- воспитание стремления стать образованным и культурным человеком, способным в полной мере реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Задачи:

- закрепить представление  о необходимости заботы о здоровье;  важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;

- формировать активный познавательный интерес к правилам этикета, к  окружающему миру;

- развивать творческие и интеллектуальные способности средствами внеклассной работы.

 Пояснительная записка.

Основная цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека.

Программа включает в себя  2  раздела, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят:

1. Поговорим о продуктах.

 2. Поговорим о правилах этикета.  Культура и гигиена питания.

В программе  предлагается множество интересных игр. В них школьник не только учится сам, но и учит других – своих друзей, родителей. Дети в беседах,  игре узнают  о культуре и гигиене питания.

Программа «Интеллект» предусматривает изучение и развитие интеллектуальных способностей учащихся посредством игр, конкурсов, викторин, бесед. Обеспечивает развитие позитивного отношения к обще- интеллектуальным видам деятельности, способствующим постоянному саморазвитию, вызывает желание у учащихся участвовать в олимпиадах, конкурсах, викторинах, интеллект. играх и т.п.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание и форма занятия

Дата

Проведения

Арбузник

Интеллектуальная игра.

сентябрь

«Кушайте на здоровье»

Викторина

октябрь

Поговорим о правилах этикета.

Культура и гигиена питания.

 Как правильно есть. Режим питания.

   Рассказ. Игра. Анкетирование. Ведение дневника «Что ел сегодня»

ноябрь

 Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола.

Рассказ.  Ролевая игра «Правила этикета».  Практическая работа «Сервировка стола».

декабрь

Новогодний вечер

Праздничная программа 

декабрь

Как правильно вести себя за столом. 

Игра, конкурс рисунков по теме.  Рассказ.  Исследование.

январь

Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой

 Практическая работа «Сервировка стола»

февраль

Масленица

Праздничная программа совместно с подшефным классом..

март

Вредные и полезные привычки в питании.

Исследование. Игра.

апрель

Народные праздники, их меню и здоровье. Северная кухня.

Игра

май

1.4 Социальное направление

   Основная цель - обучение учащихся культуре общения – формирование у них  адекватного коммуникативного поведения. Создание условий, обеспечивающих социальную активность школьника на основе развития его индивидуальности

Основные задачи:

  • сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся  в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей:

     сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;

       вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

  • обучить учащихся основным правилам и  приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.
  • Вовлекать в организацию общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.
  • формировать потребности активно участвовать в социальной жизни класса, гимназии, города, страны

Пояснительная записка

Основная задача программы – продолжить давать учащимся знания в сфере культуры поведения и общения. На занятиях учащиеся знакомятся с правилами, нормами, эталонами общения, вырабатывают навык анализа актов общения, как чужих, так и собственных. Дети должны усвоить, что надо уважительно относиться к правилам и нормам школьного сообщества.

      Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание условий для активного продуктивного общения, отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений;  развитие личностных особенностей (открытости,  спонтанности и др.);  расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам,   помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.

     Система работы предусматривает использование ролевых игр, моделирования, проигрывания, анализа ситуаций общения,. На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам. Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста. В результате это обеспечит активное участие школьников в социальной жизни класса, школы, города, страны, формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам, повышение уровня социальной комфортности в коллективе

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

1

Символика России, школы, региона. Устав школы

   Герб, гимн, флаг. Анкетирование.

сентябрь 

3

Противопожарная безопасность

Беседа, практическое занятие

октябрь

4

Месячник по уборке территории

Участие в субботнике

октябрь 

5

Игра «Боулинг»

Участие в игре

октябрь 

6

«Мои права и обязанности»

Рассказ о правах и обязанностях учащихся

ноябрь

7

Праздник «День Ямала»

Участие в общешкольной линейке

декабрь

9

Акция «Милосердие»

Участие в акции

январь

10

Игра «Взятие снежного городка»

Правила игры, проведение игры.

февраль

11

Международный женский день

Поздравление девочек и учителей, мам.

март

12

Подготовка к празднику «Масленица»

Сценарий, репетиция

март

13

Отчеты и выборы в классных коллективах.

Отчет старосты, выборы

апрель

14

Всемирный день здоровья. Поход в лес.

Игры

май

1. 5 Общекультурное направление

Цель: Создание условий, обеспечивающих общекультурное развитие личности    школьника на основе развития его индивидуальности 

Задачи:

1) продолжить формирование представления о культуре личности.

2) пропагандировать знания о культурных ценностях народов мира.

3) обеспечить потребность соблюдать «золотые правила» взаимоотношений с окружающими

4) помочь раскрыть и реализовать внутренние резервы( способности, интересы, талант, личностные качества)..

Категории участников: обучающиеся 5-х классов, родители обучающихся, классный руководитель, работники библиотек

Формы работы:  беседы, практические занятия, творческие конкурсы, интеллектуальные игры, экскурсии, психологические тренинги.

Ожидаемые результаты:

обучающиеся

 - будут иметь представление об уровне общей культуры школьников;

- иметь потребность соблюдать «золотые правила» этикета, повышать уровень своей культуры, расширять свои знания о культурных ценностях народов мира.

родители будут активно участвовать в совершенствовании культуры поведения своих детей.

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

1

 К 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Беседа

сентябрь 

2

Сохрани себя сам.

О вредных привычках (рассказ и викторина)

октябрь

3

День именинника (летних и осенних

Праздничная программа.

ноябрь

4

Праздник «Новый год по северному календарю»

Праздничная программа

ноябрь 

6

День народного единства

беседа.

ноябрь

5

День матери

Практическое занятие (открытка маме)

декабрь

7

Новогоднее оформление кабинета

Практическое занятие

декабрь

8

Выход в музей

Автобусная поездка

январь 

9

Районный краеведческий музей

Экскурсия, посвященная подвигам пуровчан на фронте и в тылу.

февраль

10

Дискотека «Весеннее настроение»

Дискотека

март

11

Праздник народа ханты  «Вороний день

Праздничная программа

апрель

12

День пешехода

Игра

апрель

13

Подготовка ко Дню именинника

Обсуждение сценария. Репетиция).

май

14

Экскурсия на природу

Практическое занятие

май

                  5.Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • кадровое обеспечение программы,
  • методическое обеспечение программы,
  • материально-техническое обеспечение программы.

  • Кадровое обеспечение программы: 
  • Педагоги школы, реализующие программу
  • Библиотекари школы, города ;
  • социальный педагог школы ;
  • педагог-психолог школы;
  • педагоги дополнительного образования города;
  • обучающиеся (см.приложение);
  • родители обучающихся (см.приложение);
  • фельдшер школы;
  • работники районного краеведческого музея.

                         Методическое обеспечение программы:

  • методические пособия

 Н.А. Касаткина «Уроки знаний, классные часы» Волгоград «Учитель»2001г.; журнал «Классный руководитель» №4,5 .2004г. Центр «Педагогический поиск»; Аралова М.А. «Классный час». Творческий центр «Сфера» М. 2004г.

Горина Т.В. Дневник классного руководителя. – М.: «Айрис-пресс», 2004.

Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. – Центр «Педагогический поиск», 2000.

Гуткина Л.Д. Спутник классного руководителя. – М.: «Педагогический поиск», 2002.

  •  интернет-ресурсы

– www.ppoisk.ru

  • мультимедийный блок.

Материально-техническое обеспечение программы:

  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
  • материалы для оформления и творчества детей,
  • канцелярские принадлежности,
  • аудиоматериалы и видеотехника,
  • компьютеры,
  • телевизоры,
  • мультимедийные проекторы,
  • интерактивная доска и др.

                    6.Критерии оценки результатов

Критерии оценки результативности воспитательного процесса в рамках предлагаемой воспитательной системы:

1. Критерий здоровья: 

  • Показатели физического здоровья;
  • Овладение культура здоровья;
  • Умение вести здоровый образ жизни.

2. Критерий психологического комфорта: 

  • Чувство защищенности, уверенности,
  • оптимистичности;
  • Познавательная активность, инициатива;
  • Стремление к совместной деятельности;
  • Открытость к другим лицам   вне коллектива
  • Позитивность эмоционального отношения к будущему.

3. Критерий развития:

  • Уровень мотивации, характер жизненных ценностей, открытость,    коммуникативность, трудолюбие;
  • Адекватность, действенность самооценки,  степень реализации внутреннего потенциала;
  • Гражданские        качества        (ответственность,        патриотизм, интернационализм, уважительное отношение к закону);
  • Нравственные   качества  (устойчивость,   умение   сотрудничать, забота о людях);
  • Сформированность представления о жизненных целях;
  • Формирование представлений о возможном выборе профессий;
  • Выявление индивидуального своеобразия личности.

4. Критерий воспитания:

  • Ориентация на позитивную оценку своего поведения со стороны взрослых;
  • Стимулирование личностно- поведенческого совершенствования;
  • Развитие самоорганизации, самодисциплины;
  • Развитие   сложностей   с   учетом   принципа   индивидуальной дифференциации в образовании.

5. Критерии социальной устойчивости:

  • Престиж класса, школы, педагогов;
  • Показатель социальной адаптации после окончания школы;
  • Наличие презентабельных результатов деятельности (выставки, доклады,  выступления и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности для 1-4 классов " Корригирующая гимнастика"

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательног...

Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс

Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...

Программа внеурочной деятельности "Создаём игры", 5 класс

Программа «Создаём игры» разработана на основе авторской программы « Создаём игры вместе» Чепасова П.А. для организации внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности . в рамках ФГО...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов общекультурного направления «Декоративное творчество»

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса

Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...