Доклад на цикловую комиссию
материал

Гатина Раиса Григорьевна

Формы организации внеурочной деятельности обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов»

Гатина Р.Г.

Правдюк С.А.

Цель консультация: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию. 

Задачи:

  • Раскрыть сущность процесса самообразования, его необходимость в современных условиях.
  • оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической литературой, выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы.

Планируемый результат: Осознание педагогами необходимости в постоянном самообразовании, формирование определенных умений.

План  консультации:

1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.

2. Организация работы по самообразованию.

3. Результаты самообразования.

4. Рефлексия.

 

1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.

Качество  образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление педагогов и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. Как вы понимание, что такое самообразование?

Разные источник дают следующие определения:

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п. Ожигов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. 

Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога - это необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности своих коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование прежде всего должно стать неотъемлемой потребностью.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию  и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации

• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.

• Изменения, происходящие в жизни общества  формируют образ педагога как «несовременного человека».

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены  тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком. 

• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования? 

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение

• Газеты, журналы

•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

                       2. Организация работы по самообразованию.

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы: 

- не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность 

-не могут правильно сформулировать тему самообразования

- при подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе

- при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал

- не могут сформулировать цель и задачи работы

(педагоги предлагают свои решения обозначенных проблем)

Основными направлениями

в системе самообразования педагогов  могут быть:

  1. Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  2. Изучение учебной и научно-методической литературы;
  3. Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  4. Изучение новых программ и педагогических технологий;
  5. Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  6. Повышение общекультурного уровня.

Алгоритм составления плана по самообразованию

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются:

  • название темы
  • цели
  • задачи
  • предполагаемый результат
  • этапы работы
  • сроки выполнения каждого этапа
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый педагог  должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Алгоритм работы над темой самообразования

  • Подбор темы
  • Определение целей  и задач
  • Дата начала работы над темой
  • Подбор видов деятельности в рамках работы над темой
  • Подбор источников самообразования
  • Результаты самообразования и их трансляция на уровне учреждения, районном, окружном, городском и региональном уровнях.

Формы  работы  педагогов над темами самообразования:

1. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

2. Обзор в Интернете информации по теме.

3. Посещение семинаров,  конференций, занятий  коллег.

4. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

5. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

6. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

7. Изучение информационно-компьютерных технологий.

8. Общение с коллегами в ДО, городе и в сети Интернет.

9. Участие в конкурсах в сети Интернет.

10. Помещение своих разработок на сайтах в сети Интернет.

Формы представления результатов самообразования

  • Доклад лекция.
  • Защита исследовательской работы
  • Показ новых форм, методов, средств в процессе обучения и воспитания
  • Брошюра,
  • Листовка,  
  • Буклет
  • Открытое занятие
  • Проведение семинара, консультации, мастер-класса
  • Обучения коллег новым методикам, средствам, способам, методам воспитания и обучения детей.
  • Практикум (тренинг) и т.д.
  • Тематические родительские собрания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о предметной (цикловой) комиссии

Представленный материал позволит методисту создать систему методической работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования....

Участие в работе цикловых комиссий

Участие в работе цикловых комиссий...

Из опыта работы предметно-цикловой комиссии по теме «Реализация компетентностного подхода в рамках стандартов третьего поколения»

Из  опыта работы предметно-цикловой комиссии по теме «Реализация компетентностного подхода в рамках стандартов третьего поколения»...

Выступление на заседании цикловой комиссии

Обобщение опыта работы по теме "Математика и медицина"...

Выступление на заседании цикловой комиссии

Выступление на заседании цикловой комисси по теме: "Применение информационных технологий на уроках математики"...

Выступление на заседании цикловой комиссии

Выступление на заседании цикловой комиссии по теме "Применение таблиц на уроках математики"...