Занятия для родителей
материал

 Помочь  в развитии у родителей навыков взаимодействия с ребенком, умения, наладить дисциплину и установить семейные правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_dlya_roditeley.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. «КАК НАЙТИ ПУТИ К БЕСКОНФЛИКТНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ»

Цель: развитие у родителей навыков взаимодействия с ребенком, умения

наладить дисциплину и установить семейные правила.

Теоретическая часть

        Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», принято ругать и

наказывать. В них ищут злой умысел, порочные гены. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.

Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается в помощи, а не в критике и наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на первый взгляд кажется, что он «просто не слушается»,«не хочет понимать», а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная.

Выделяю четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей:

1. Борьба за внимание.

        Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так

необходимо для эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

2. Борьба за самоутверждение.

        Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое

требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Если замечания и советы слишком часты, критика слишком резка, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает бунтовать.

3. Желание отомстить.

        Дети бывают часто обижены на родителей. Например, мать разошлась с

отцом, или ребенка отлучили от семьи (он у бабушки, в больнице), или родители уделяют больше внимания младшему и т.п. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.

4. Потеря веры в собственный успех.

        Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-

то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет

запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Наполненный горьким опытом критики в свой адрес и неудачами, он вообще теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно…», «Я буду плохой….».

Всякое серьезное нарушение поведения – это крик о помощи. Своим по-

ведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите!». Может ли родитель помочь ему? Практика показывает, что может. Но для этого нужно понять глубинную причину непослушания. Нужно понять, какая из четырех эмоциональных проблем мешает ему нормально существовать.

Практическая часть

1. Анализ трудных ситуаций.

Родителям раздаются карточки, на которых описаны различные ситуации.

Сначала возможно их обсуждение в парах-тройках, а затем в группе.

Примеры ситуаций:

􀂈 Мама пятнадцатилетней девочки заметила, что дочь в последнее время

стала хуже себя вести, грубить, отдалились от нее. Отчуждение очень мучило маму, но она не знала, как себя вести. В чем причина агрессии ребенка?

􀂈 Подросток часто включает магнитофон «на полную катушку». Вам это

страшно досаждает. Как быть?

􀂈 Мама пятилетнего ребенка жалуется на выходку сына психологу: «Недавно сидим с мужем на кухне, разговариваем, а он открывает дверь, идет на

нас с палкой и прямо бьет!». Как вы думаете, в чем причина агрессии ребенка?

􀂈 Подходя к дому, вы встречаете сына: лицо грязное, пуговица оторвана,

но он рад встрече с вами. Вам неприятен его вид, стыдно перед соседями. Как быть?

2. Упражнение «В чем ошибка?»

Педагог читает фразы, в которых есть неточности. Нужно определить, в чем ошибка, и написать вариант более действенного высказывания.

а) «Обед готов. Когда ты собираешься накрывать на стол?»

б) «Я хочу, чтобы через пять минут ванна была убрана. Приступай!»

с) «Нет, я не разрешаю тебе идти кататься на лыжах. Ты сломаешь ногу».

д) «Тебе нельзя идти гулять на улицу пока не уберешь в комнате».

Возможные варианты ответов:

а) Не надо задавать вопрос, необходимо поставить задачу. Лучше сказать: «Обед почти готов. Иди накрывай на стол».

б) Слишком большой объем работы за короткое время. Лучше сказать: «К нам приходят гости, помоги мне сейчас убраться в ванной».

с) Слишком критично. Предполагает неудачу. Лучше: «После того, как ты

уберешь кровать, повесишь в шкаф одежду и подметешь пол, можешь идти играть».

д) Неясно, какую работу нужно сделать. Лучше: «После того как ты уберешь кровать, повесишь в шкаф одежду и подметешь пол, можешь идти играть».

Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям не только

нужен порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной, создает чувство безопасности. И если по этому поводу у вас существуют проблемы, то, скорее всего, дело не в самих правилах, а в способах их «внедрения».

    Поэтому мы сегодня рассмотрим правила, с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.

Правило первое. Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.

Если родители стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними, то они начинают идти на поводу у собственного ребенка.

Правило второе. Правил не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.

Нужно опасаться другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек».

Правило третье. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Ребенку нельзя запрещать бегать, прыгать, рисовать на чем попало, шумно играть… Все это и многое другое – проявление естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании.

Правило четвертое. Взрослые должны согласовать Правила между собой.

Даже если один родитель не согласен с требованием другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

Правило пятое. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме.

Правило шестое. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Выполнение этих правил обеспечит безопасное и нормальное развитие

ребенка.

Следует помнить о таких моментах перед составлением или изменением правил в вашей семье:

􀂈 запреты, ограничения должны быть четко сформулированы в позитивном стиле и иметь конкретный характер;

􀂈 ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту);

ограничение должно быть выполнимым. Если составленное вами правило недейственно, его нужно изменить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 6Б класса. Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме" Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей".

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме"   Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей". Аналитическая справка по результатам опроса ро...

Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.

             Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?        ...