МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
материал

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогические основы профилактики буллинга в образовательной организации

Слайд 2

Термин буллинг знакомое понятие из сфер педагогики, психологии образования. Зародилось же определение при изучении сообществ и групп взрослых категорий населения. Проблема постоянного преследования, травли имеет место как в закрытых группах заключенных, военных подразделений, так и в свободных и открытых коллективах организаций. Термин в обороте науки было закреплено благодаря исследованиям норвежского психолога Дэна Олвеуса . Ученый сформулировал определение буллинга (травля) как преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы . Из истории термина Дэн Олвеус (18.04.1931 – 20.09.2020) шведско-норвежский психолог, п рофессор-исследователь психологии в Бергенском университете, Норвегия. Олвеус получил широкое признание как пионер в исследованиях буллинга. Труды Д. Олвеуса : Olweus D. Bullying at school: What we know what we can do. N.Y.: Wiley-Black - well, 1993a. Olweus D. Victimization by peers: Antecedents and long-term outcomes // K.H. Rubin, J.H.B. Asendort ( eds ). Social withdrawal, inhibition, and shyness. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1993b. P. 315–341. Olweus D., Limber S.P., Flerx V.C., Mul - lin N., Riese J., Snyder M. Olweus bullying prevention program: Schoolwide guide. Center City, MN: Hazelden , 2007.

Слайд 3

Термин Д.Олвеуса получил множество расширительных вариантов. В целом б уллинг есть агрессивное поведение в отношении конкретного человека, проявляющееся в насилии, травле, преследовании. Признается как психологически жестокое избиение человека. Иногда менее радикальные действия, такие как сплетни, обзывания, жестокие шутки не относятся к данному виду насилия и называют моббингом . Буллинг является как осознанной, так и неосознанной агрессией с повторяющимися актами насилия, единичные случаи ссор или игнорирования нельзя причислять к данному явлению. Но к буллингу относятся эпизоды регулярного физического избиения или мероприятия, способные довести до суицида или вызвать его попытку. Национальная ассоциация школьных работников США дала следующее определение буллингу : это динамические и повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, производимые одним или несколькими учениками в отношении другого ученика, причем стремление нанести вред намеренно, а также есть реальная или кажущаяся разница в силе ( Selekman Janice, Vessey Judith A. Bullying: It Isn’t What It Used To Be // Pediatric Nursing. 2004. Vol. 30. № 3 ). Понятие

Слайд 4

Исследования, проведенные Д. Олвеусом в Норвегии и Швеции, показало, что 15% детей регулярно сталкиваются с ситуацией травли: 9% являются жертвами, 7% - преследователями, 2% осваивают обе роли. По данным исследования 2007 г., в США 32% учеников переживали опыт школьной травли - насмешки, распространение слухов, битье, плевки, угрозы, отказ в общении, их заставляли делать то, что они не хотели, или портили их имущество. Кросс-культурное исследование травли подростков в Европе показало разброс: от 9% мальчиков в Швеции до 45% в Литве и от 5% девочек в Швеции до 36% в Литве переживали два или более эпизодов буллинга за прошедший месяц. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как обьект исследований и культурный феномен. // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. Т. 10. №3. С. 149-159. Распространенность буллинга

Слайд 5

Буллинг является частью действительности, социальным явлением, которая возникает в тех коллективах, где личность обесценивается, а потребности в признании, принятии и понимании подвергаются существенной депривации. Последнее является состоянием психики индивидов, спровоцированное потерей возможности удовлетворения основополагающих жизненных потребностей. В сложных и порой невыносимых для личности условиях вначале развивается апатия, которая со временем сменяется агрессией, как неосознаваемой попыткой сопротивления. Если человек воспитывается и находится в условиях, где ценность человеческого достоинства всегда выше соблюдения формальных правил и не существует директивных необоснованных запретов вероятность стать буллером или жертвой стремится к нулю . Состояние депривации также является условием. Депривация - состояние психики индивида, спровоцированное потерей возможности удовлетворения основополагающих жизненных потребносте . Условия для буллинга

Слайд 6

Буллинг включает четыре главных компонента: - это агрессивное и негативное поведение; - оно осуществляется регулярно; - оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью; - это поведение является умышленным. Компоненты буллинга

Слайд 7

Выделяют следующие типы буллинга: - прямой (и физический, и вербальный); - косвенный (социальная депривация, сплетни, заговоры и т. п.). Причем прямой физический буллинг наиболее характерен для мальчиков, а косвенный и социальная депривация - для девочек. Мальчики значительно чаще принимают участие в буллинге , нежели девочки. При этом, особенно опасен, по утверждению психологов, буллинг со стороны девочек. Мальчики, избирая какого-то ребенка «козлом отпущения», демонстрируют только лишь свое физическое превосходство, то девочки начинают против своих жертв настоящую психологическую войну. Типы буллинга

Слайд 8

Буллинг-структура - социальная система, включающая в себя, прежде всего, преследователей, их жертв и сторонних наблюдателей. - Буллеры (придумывают и возглавляют издевательства). - Наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров). - Жертва. Буллинг - структура

Слайд 9

Травля начинается, как правило, усилиями одного человека, который желает укрепить авторитет в кругу сверстников. Позже объект буллинга становится жертвой все большего количества сверстников и старшеклассников. Почему же дети начинают травить более слабых сверстников? Часто буллеры бывают из неблагополучных семей и пытаются выместить осознанное и неосознанное зло и обиды, накапливаемое в семье, на ком-то другом. Таким образом они восстанавливают чувство собственного достоинства. Также нередки случаи, когда инициатором травли являются дети, которым все дозволено в семье. Слабость или же отсутствие родительского контроля и порицаний за серьезные провинности дают возможность ребенку чувствовать себя всемогущим. В итоге данный ребенок позволяет себе задирать других детей. Страха перед ответственностью для него не существует. Буллерами могут быть и популярные дети в классе и их ближайшее окружение. При этом такие популярные дети могут быть отличниками и иметь положительный имидж. Травлей и давлением других детей они укрепляют свой и без того высокий авторитет в классе. В попытках доказать свой авторитет и иметь возможность общаться с популярными людьми школы некоторые асоциальные дети также начинают травить более слабых сверстников или учеников младших классов. Кто есть буллер ?

Слайд 10

Продолжая рассматривать такое понятие, как буллинг , что это и каковы его причины, стоит упомянуть, кто наиболее подвержен этому. Стать объектом насмешек и издевок может каждый ребенок, особенно если у него имеются: - физические недостатки; - нетипичная для региона внешность: цвет волос и кожи, разрез глаз; - проблемы со здоровьем; - плохое зрение, вынуждающее школьника носить очки; - плохая или слишком хорошая успеваемость; - отсутствие модной одежды и дорогих гаджетов; - неполная семья; - низкий уровень дохода родителей. Кто есть жертва?

Слайд 11

Позицию свидетелей занимают большинство участников ситуаций буллинга. По данным, 68% учеников средней школы бывали свидетелями травли в школе. Практически все дети (но чем старше - тем реже) сообщают о чувстве жалости к жертве, но меньше половины пытаются ей помочь, хотя реакция свидетелей чрезвычайно важна для происходящего : присоединение к травле и даже малейшее ее одобрение (улыбка и т.п.) свидетелей служит вознаграждением для преследователей, а сопротивление или принятие стороны жертвы удерживают от дальнейшего насилия. Социальная дилемма свидетелей: следует попытаться прекратить травлю и одновременно страшно лишиться собственной безопасности и статуса в детском коллективе, которым могут повредить защита жертвы или сообщение об инциденте взрослым. Свидетели травли ощущают небезопасность среды, переживают страх, беспомощность, стыд за свое бездействие и в то же время — желание присоединиться к агрессору. Если травля не прекращается, у свидетелей слабеет способность к эмпатии . Буллинг ухудшает социальный климат в любом сообществе, способствуя росту «молчаливого большинства». Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как обьект исследований и культурный феномен. // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. Т. 10. №3. С. 149-159. Наблюдатели/свидетели

Слайд 12

Буллинг в образовательном учреждении можно разделить на основные распространенные формы: 1. Физический буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.; 2. Психологический буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести: - вербальный буллинг , где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.); - обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении); - запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо); - изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом); - вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть); - повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы); Формы буллинга

Слайд 13

3 . Кибербуллинг Кибербуллинг ( cyberbullying ), электронная травля ( electronic bullying ), социальная жестокость онлайн ( online social cruelty ) — это отдельное направление травли, определяемое как преднамеренные агрессивные действия, систематически на протяжении определенного времени осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить. Кибербуллинг включает в себя использование электронной почты, мгновенных сообщений, веб-страниц, блогов, форумов и чатов, MMS- и SMS-сообщений, онлайн-игр и других информационных технологий коммуникации.

Слайд 14

Наиболее эмоционально бурная форма кибербуллинга - это флей-минг (англ. flaming - воспламенение), который начинается с оскорблений и перерастает в быстрый эмоциональный обмен репликами, обычно публично, реже в частной переписке. Происходит между двумя собеседниками с изначально равными позициями, однако внезапная агрессия вносит дисбаланс, усиливающийся за счет того, что участник не знает, кого его противник может привлечь на свою сторону в этом сражении. Посетители форума, свидетели, могут присоединяться к одной из сторон и развивать грубую переписку, не до конца понимая изначальный смысл столкновения и зачастую рассматривая ситуацию как игровую, в отличие от инициаторов агрессивного диалога. Можно сравнить это с дракой «стенка на стенку», где участники не до конца понимают ни что стало поводом конфликта, ни каков критерий присоединения соратников друг к другу. Напоминающей флейминг , но однонаправленной формой буллинга является харассмент (англ. harassment - притеснение): это адресованные конкретному человеку обычно настойчивые или повторяющиеся слова и действия, которые вызывают у него раздражение, тревогу и стресс и при этом не имеют разумной цели. Киберхарассмент обычно выражается в повторяющихся оскорбительных сообщениях жертве, от которых она чувствует себя морально уничтоженной, которым она не может ответить по причине страха или невозможности идентифицировать преследователя, а иногда к тому же вынуждена оплачивать полученные сообщения.

Слайд 15

Еще одной формой харассмента является троллинг : кибертролли ( cyber trolls ) публикуют негативную, вызывающую тревогу информацию на веб-сайтах, страницах социальных сетей, даже на мемориальных страницах, посвященных умершим людям, провоцируя сильную эмоциональную реакцию. Первоначально термин « троллинг » — рыболовный и означает ловлю рыбы на блесну. «Реальных» троллей обычно называют провокаторами - это те, кто используют «слабые места» других людей для того, чтобы с помощью манипуляции поддеть человека и получить удовольствие от его аффективного взрыва. Агрессор в этом случае переживает ощущение всемогущества за счет власти над жертвой, над ее эмоциональным состоянием .

Слайд 16

Основные лейтмотивы травли в Интернете - эксплуатация значимости референтного для жертвы сообщества (вовлечение множества свидетелей в разы усиливает переживания стыда, страха, беспомощности и отвержения); бесконтрольное распространение любой (ложной, постыдной, конфиденциальной) информации; провокация гипертрофированной аффективной обратной связи от жертвы. Целью кибербуллинга является ухудшение эмоционального состояния жертвы и/или разрушение ее социальных отношений.

Слайд 17

Исследователи выделяют четыре категории детей, занимающихся кибербуллингом , в зависимости от мотивации к этому занятию и стиля его осуществления: а) «ангел мести» (ощущает себя правым, часто мстит за то, что сам оказался жертвой бул-линга в школе); б) «жаждущий власти» (похож на традиционного преследователя со школьного двора, хочет контроля, власти и авторитета, однако может быть меньше и слабее сверстников, либо может вымещать свою злость и беспомощность, оказавшись в состоянии уязвимости, например, при разводе или болезни родителей); в) «противная девчонка» (может быть и девочкой, и мальчиком; занимается кибербуллингом ради развлечения, связанного с испугом и унижением других); г) «неумышленные преследователи» (включаются в кибербуллинг по инерции вслед за полученными негативными сообщениями о ком-то, часто в результате косвенной травли, в которую их вовлекают как свидетелей и соучастников). Участники кибербуллинга

Слайд 18

Подобно традиционной травле, кибербуллинг предполагает систематичность, агрессивность и неравенство в силе/власти преследователя и жертвы. Однако власть в киберпространстве имеет и особенности: преследователь анонимен, может скрываться за ложными идентичностями и обращаться к огромной аудитории, внимающей слухам и клевете; вдобавок жертва притеснения доступна через электронные приспособления всегда и везде. И если в обычной травле преследователя могут остановить не столько моральные аргументы, сколько возможные затраты, то кибербуллинг практически не требует ни прерывать основную деятельность, ни отвлекаться от нее, т.е. это очень комфортный способ повышения уровня адреналина. В отличие от традиционной травли, где агрессор известен в лицо и его можно попытаться избежать, в киберпространстве преследователь часто анонимен. Жертва не знает, один ли преследователь или их несколько; мальчик это или девочка; старше или младше; знакомы ли они и не друг ли это. Такая неопределенность усиливает тревогу, жертва может начинать фантазировать о могуществе и силе агрессора и в связи с этим — о собственной беззащитности и уязвимости, опираясь на свой личный прошлый опыт, персональные переживания. Таким образом, кибербуллинг может быть особенно опасен для детей и подростков, имеющих травматический опыт или переживающих отвержение внутри семьи. Психологическая специфика кибербуллинга

Слайд 19

- порванная или испорченная одежда и обувь - синяки и царапины, которые ребенок не может объяснить; - нелепые отговорки на вопросы, откуда взялись телесные повреждения; - сломанная техника, пропавшие вещи, быстрое исчезновение карманных денег; - ребенок старается всеми правдами и неправдами избежать похода в школу, врет о плохом самочувствии; - плохой аппетит, пропуск обедов в школе; - бессонница и кошмары по ночам; - нервный тик; - энурез ; - низкая успеваемость, отсутствие интереса к учебе; - постоянная подавленность, отсутствие друзей, низкая самооценка и социальная активность; - попытки суицида; - побег из дома. Признаки столкновения ребенка с буллингом

Слайд 20

Прежде всего, нужно установить контакт с ребенком. Но если этого не происходит, а у вас имеются определенные подозрения, стоит попробовать самим начать разговор. Опишите, какие конкретные перемены в поведении замечаете, но не давайте оценок, избегайте сарказма и поучений («дай сдачи» и т.п.). Дайте понять ребенку, что поддержите его и поможете решить проблему. Рекомендуемые фразы, которые помогут Вам начать диалог: - «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой. - «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства. - «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии. - «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам. - «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее. Действия родителей жертвы

Слайд 21

Если вы заметили, что у ваших детей проблемы со сверстниками, нужно первым делом уведомить руководство школы. Возможно, учителя гораздо более осведомлены касательно сложившейся ситуации и помогут узнать обстоятельства конфликта. Также нужно пообщаться и с родителями обидчика наедине, но обязательно стоит собрать доказательства травли — скриншоты угроз в социальных сетях, диктофонные записи, свидетельства друзей и одноклассников. Здесь важен и правовой аспект. Вполне возможно, что родители задиры займут противодействующею позицию. С имеющимися доказательствами возможно придется обращаться в соответствующие органы. Не следует разговаривать с задирой самим наедине. Это может быть преподнесено его родителями как нарушение прав ребенка. В большинстве случаев конфликт можно разрешить, если доказать родителям обидчиков, что их дети поступают плохо. Если ребенка избили, обязательно следует обратиться в правоохранительные органы по месту жительства, снять побои и предоставить собранные доказательства травли.

Слайд 22

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Если Ваш ребенок обижает других детей, первым делом нужно остановить его и создать условия, в которых он пересмотрит свое поведение. Суровые наказания лишь усугубят ситуацию, так как это станет причиной потери доверия ребенка к родителям. Важно заменить желание унижать и избивать других на стремление быть более сдержанным и добрым к людям. Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению и устраните все эти факторы. Нужно поговорить с детьми об их действиях и узнать, что побуждает их действовать так жестоко. Но при этом нужно дать понять ребенку, что вы его любите и готовы простить, если он изменит свое поведение. Вознаграждайте за хорошее поведение и поддерживайте на пути к исправлению. Действия родителей буллера

Слайд 23

Обращение за помощью к психологу также будет эффективным. Специалист выявит основные причины, по которым ребенок задирает других детей и поможет ему исправиться. Важно максимально быстро обеспечить ситуацию и внешние условия, препятствующие возникновению буллингу . В семье необходимо уделять достаточно внимания и обучать ребенка мирному взаимодействию. Также важно привить чувствительность к допустимому формату обращения и укоренить внутреннюю силу при самозащите. Школьная система нуждается в переориентации своих ценностей с усвоения материала на личность каждого ученика. Психологический климат в классе, взаимопомощь учеников играют важную роль в профилактике буллинга. Сплочение коллектива, проведение классных часов с основами психологии и тренингами социальной коммуникации способствуют личностному развитию и укреплению позиции каждого ребенка.

Слайд 24

Действия педагога

Слайд 25

Действия педагога 1. Проинформировать педагогический коллектив Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. 2. Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он стал жертвой буллинга: Выслушайте и поддержите ребенка.

Слайд 26

3 . Разговор с классом До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, формируя общественное мнение.

Слайд 27

4. Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет не такой по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла. 5. Пригласить родителей для беседы. В процессе беседы с родителями следует обсудить с ними, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, которые свидетельствуют о буллинге , и какими могут и должны быть стратегии реагирования на эту ситуацию взрослых, в частности, родителей. Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей.

Слайд 28

Полезные материалы: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/shkolnyy-bulling https://psihomed.com/bulling/



Предварительный просмотр:

«Как вести себя во время экзамена. Повышаем стрессоустойчивость»

Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все что хотите.

Рекомендации по поведению до и в момент экзамена:

1. За день до начала экзамена постарайся отдохнуть.

2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
3. И вот ты перед дверью аудитории. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен».
4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
5. Смело входи в аудиторию с уверенностью, что все получится.
6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты многое знаешь, ты готовился и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. В завершение сожми кисти в кулаки, затем расслабь.
7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
— сядь удобно,
— глубокий вдох через нос (4–6 секунд),
— задержка дыхания (2–3 секунды),

— выдох.
8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении бланков. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.
9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!
14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
15. Стремись выполнить все задания.

Психологи детского телефона доверия всегда готовы оказать психологическую поддержку, а в период экзаменов помогут подобрать подходящие способы борьбы со стрессом, посоветуют техники релаксации, эффективного планирования и подготовки к экзаменам. Обязательно звони по номеру 88002000122 — это бесплатно, безопасно и анонимно.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям (законным представителям)

«Как поддержать ребенка в период подготовки и сдачи ГИА»

  • Старайтесь осуществлять ненавязчивый контроль над режимом сна и бодрствования ребенка, не допуская перегрузок. Объясните ребенку, что во время подготовки к экзамену он регулярно должен делать короткие перерывы. Отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Целесообразнее сохранить привычный режим для вашего ребенка либо придерживаться следующей схемы: 8 часов – сон; 8 часов – подготовка к экзамену с перерывами; 8 часов – активный отдых( прогулки на свежем воздухе, занятия спортом благотворно влияют на работоспособность)
  • Необходимо свести к минимуму просмотр телевизионных передач(особенно триллеров, боевиков, вестернов), социальные сети, компьютерных игр. Это позволит избежать нервно- психического напряжения, повышенной утомляемости, снизит агрессивность, раздражительность.
  • Постарайтесь минимизировать в данный момент стрессовые ситуации(упреки, конфликты, и т.д.) Для детей очень важна Ваша эмоциональная поддержка. Причем, подлинная поддержка ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Это позволит укрепить самооценку, уверенность в своих силах, повысить мотивацию достижений.
  • Необходимо формировать позитивное отношение ребенка к ГИА посредством трансляции ему собственного опыта, собственного положительного взгляда. Обсудите с ребенком плюсы и минусы данной формы итоговой аттестации. Начните с себя – измените собственное отношение к ГИА.
  • Предоставьте детям возможность сдавать пробные экзамены. Ведь одним из факторов, провоцирующих стресс является неизвестность, неожиданность.
  • Питание должно быть трёх-четырёх разовым, калорийным, небольшими порциями. Пища – богата клетчаткой, белками, полиненасыщенными кислотами, витаминами группы В,С,D, микроэлементами(кальций , фосфор).Следует исключить из рациона фастфуд. Не заставляйте ребёнка есть непосредственно перед экзаменом, если он не хочет. Это позволит избежать последствий, связанных с расстройством желудка и кишечника.
  • Старайтесь следить за здоровьем и поведением детей. Никто, кроме Вас, не сможет заметить вовремя и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Появление таких черт как инертность, рассеянность, забывчивость, замедленность речи, тревожность, беспричинные страхи, немотивированная агрессия, раздражительность, эмоциональные вспышки или, наоборот, излишнее спокойствие должны Вас встревожить. Помните, все успокаивающие препараты оказывают тормозящее действие на нервную систему.
  • Не преувеличивайте для детей значимость ГИАНапротив, стремитесь помочь ребёнку сформулировать индивидуальную цель сдачи экзамена (Для чего? Что тебе это даст? Сколько нужно тебе получить баллов, чтобы достичь цели?) Это способствует снижению уровня тревожности, выработке эффективной индивидуальной стратегии деятельности, успеху на ГИА.
  • Чтобы снизить тревожность ребёнка относительно ГИА, нужно знать все нюансы процедуры проведения экзамена в данной форме. Ведь все мы боимся больше всего неизвестности. Поэтому зайдите на сайты:www.fipi.ru; www.mcko.ru;www.ege.edu.ru и получите пошаговую информацию.
  • При подготовке к ГИА очень полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причём обязательно это делать не в уме, а на бумаге. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, на кухне. Такая фиксация на бумаге делает ответ чётким и точным, позволяет выделить главное.
  • Порекомендуйте ребенку в домашних условиях выполнять различные варианты тестовых заданий по предмету. В решении тестов тренаж имеет большое значение, ведь эта форма отличается от привычных письменных и устных диагностических работ. Демо- версии тестов есть на сайтах www.fipi.ruwww.mcko.ru.
  • Не повышайте тревожность выпускника накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результатах тестирования. Детям всегда передается волнение родителей (законных представителей), и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то юноши и девушки в силу возрастных особенностей могут не справиться.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  • Если ребёнок по уважительной причине не может присутствовать на экзамене, то нужно вовремя проинформировать об этом классного руководителя, представить соответствующие документы (справку, заявление).

Психологи детского телефона доверия всегда готовы оказать психологическую поддержку, а в период экзаменов помогут подобрать подходящие способы борьбы со стрессом, посоветуют техники релаксации, эффективного планирования и подготовки к экзаменам. Обязательно звоните по номеру 88002000122 — это бесплатно, безопасно, круглосуточно и анонимно.



Предварительный просмотр:

Снимаем стресс перед экзаменами: способы релаксации и повышения тонуса

Как бороться с тревожностью:

  1. Чередовать умственную и физическую активность

От длительного просиживания за учебниками в теле появляется напряжение, поэтому эмоционально расслабиться будет достаточно сложно. Старайтесь регулярно делать гимнастику для мышц лица, шеи, спины. 

  • Попробуй технику «Прогрессивной мышечной релаксации», разработанную американским физиологом Эдмундом Джекобсоном. Суть техники заключается в смене контролируемого напряжения и расслабления мышц в определенной последовательности. Выполнять упражнения рекомендуется сидя или лежа. Начни с сжатия и расслабления мышц рук, постепенно переходя к мышцам лица, живота, спины, ног. В процессе выполнения сфокусируй свое внимание на той части тела, с которой работаете. Упражнения выполняются по трехэтапной схеме: напрячься – прочувствовать – расслабиться. Проанализируй ощущение напряжения и расслабления. Применение этой техники к каждой группе мышц тела вызывает состояние глубокой релаксации.
  • Чтобы почувствовать прилив сил, практикуй перевернутые позы, в которых голова находится ниже таза человека. Они знакомы каждому с уроков физкультуры — это знаменитая «березка» и запрокидывание ног за голову в положении лежа на полу. Также можно пробовать стойки на руках, стена поможет вам не потерять равновесие и продержаться в стойке какое-то время. В перевернутой позе мобилизуются мышцы, кровь приливает к голове, что очень важно при умственной работе. А еще выполнение данных поз требует максимальной сосредоточенности. Ты просто не сможешь думать ни о чем другом, кроме как об  удержании равновесия. В этот момент ты будешь полностью свободен от своих переживаний. Прежде, чем выполнять перевернутые позы, убедись, что у вас нет к ним противопоказаний.
  1. Расслабляющие ритуалы

Кому-то расслабиться помогает монотонная работа. Даже если ты терпеть не можешь мыть посуду, то в моменты стресса круговые движения губкой могут ввести тебя в состояние, напоминающее транс. Так ты очистишь голову от тревожных мыслей, связанных с экзаменами, и отдохнешь. Не зря говорят, что лучший отдых — это смена деятельности.

Можно, например, в течение 10 минут расчесывать волосы — так ты переключишь внимание на тактильные ощущения и заодно помассируешь голову.  Прилив крови к голове обеспечит тонус.

Сходи в ванну, включи воду и послушай как она шумит, умой лицо прохладной водой, или прими контрастный душ. Вода известна своими расслабляющими свойствами.

  1. Творческие техники

Для творческих натур подойдут креативные техники релаксации. Как, например, рисование или раскрашивание мандал. Данная техника издавна используется для достижения внутреннего равновесия, снятия нервного напряжения. Есть даже специальная Мандала Спокойствия. Подбери для ее раскрашивания цветные карандаши или фломастеры, которые у тебя ассоциируются со спокойствием, и начинай раскрашивать. Готовую мандалу повесь на стену в комнате, где готовишься к экзаменам. В момент эмоционального напряжения смотри на нее и вспоминай состояние спокойствия. Нескольких минут созерцания будет достаточно, чтобы расслабиться и успокоиться. Найти шаблоны можно здесь и здесь, а методику рисования здесь.

  1. Визуализация

Для расслабления подойдут техники визуализации. Но их следует практиковать регулярно, так как работа с образами — навык, требующий тренировки.

Прими удобную позу, включи спокойную музыку (без слов), закрой глаза и представь себе место, в котором тебе спокойно, безопасно и приятно. Проживи это ощущение расслабленности. Сначала, возможно, ты будешь отвлекаться на шум за окном и прочие внешние раздражители. Но если пробовать изо дня в день, то можно научиться очень качественно и глубоко отдыхать благодаря этой практике.

  1. Ароматерапия

Расслабиться помогут ароматические масла, например, ромашки или лаванды. Используй специальные лампы для наполнения помещения успокаивающим ароматом или метод сухой ингаляции. Для этого нанеси каплю масла на ладони, разотри, поднеси к лицу и немного подыши. Важно, чтобы масло было натуральным.

  1. Тактильные ощущения

В детстве единственным способом успокоиться и почувствовать себя в безопасности были родительские объятия. Твое тело хранит эти воспоминания и порой очень нуждается в такой приятной технике расслабления. Если чувствуешь тревогу, попроси близких тебя обнять — так ты расслабишься и получишь поддержку. Если никого нет дома в этот момент, можно потискать домашних животных. Кототерапия тоже очень эффективна в борьбе со стрессом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей. Дети и курение.

Каждая семья должна огородить своих детей от употребления табака, в целях сохранения их здоровья. И все же пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет, несмотря на старания родителей и педаг...

Материалы для родителей. Компьютер в жизни подростка.

Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел...

материалы для родителей и учителей

  ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ Дорогие  друзья! У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое...

Материалы для родителей

Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания (образа себя, представления о себе). Подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя.  Оценка се...

Материалы для родителей

Материалы для родителейУроки жизни10 заповедей для родителей от Януша Корчака1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не треб...

Материалы для родителей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6654386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 136px; height: 95px;"}}]] ТРЕВОГА МЕШАЕТ ДЕТЯМ РЕШАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ...