Эссе "Моя роль в воспитании ребенка как педагога, наставника"
материал

Эссе для конкурса в номинации "Проекты и программы в области воспитания".2023г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе для конкурса 202322.91 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Караяшниковская СОШ

Ольховатский район

Воронежская область

Эссе на тему:

«Моя роль в воспитании ребенка как педагога, наставника»

Божко Надежда Александровна,

классный руководитель

2023г.

«Моя роль в воспитании ребенка как педагога, наставника»

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.

                                              Эта уверенность встречается редко и может быть   доказана  только жертвами, которые  человек приносит своему призванию.

Л.Н.Толстлй

На свете есть много профессий: интересных, опасных, сложных, творческих. Все они подразумевают какую-то ответственность перед обществом, страной и самим собой.

Когда оканчиваешь школу, то думаешь уже о том, какую профессию выбрать, чем будешь заниматься в дальнейшем. Бывает, что выбор  профессии зависит от случая или обстоятельств, но по-настоящему удачный путь определяется интересом – вот  тогда человек работает творчески. Мой выбор не был случайным. Будучи первоклассницей, я мечтала быть учителем,  собирала вокруг себя  соседских ребятишек, играла с ними в «школу, я – учительница, они – как будто мои ученики, я разучивала с ними стихи ,песенки .Мы устраивали концерты, инсценировали  сказки для жителей нашей улицы Когда меня приняли в пионеры,  то я очень гордилась своим первым пионерским поручением: я – вожатая ребят 3 класса .Всѐ свободное время  проводила с малышами, помогала им готовить уроки, читала, играла с ними. Моим классным руководителем была  Лопатиева  Мария Мефодьевна, очень строгая, требовательная учительница, преподаватель   математики. Многие еѐ боялись, нередко шептали вслед обидное прозвище «Киса». А мне еѐ было жалко: личной жизни у неѐ не было - не сложилась она у Марии Мефодьевны. Уже тогда, в свои детские годы, я стала задумываться над особым предназначением учителя: он за всѐ в ответе, у него на первом месте - школа, личная жизнь - потом, если получится.  В выпускном классе  Мария Мефодьевна ,видимо, разглядев во мне педагогическую искорку, поручала мне готовить и проводить с шестиклассниками различные мероприятия к торжественным датам   в школе..Школа всегда была для нас самым важным местом, где всѐ было наполнено радостью общения с дружными одноклассниками, любимыми учителями -строгими и требовательными, тактичными, интеллигентными, никогда не допускавшими унижения своих воспитанников, готовыми прийти на помощь в трудную минуту.Вспоминая школу, я вспоминаю своих учителей Добрыдень Л.И., Верховодову З.С-. учителей нем.яз., которые дали мне путевку в жизнь, указали ориентир, по которому я вышла на свою педагогическую стезю, став учителем  

.Свой теоретический опыт, полученный в университете, хотелось применить незамедлительно. Навсегда запомнилась первая встреча с детьми. Было немного страшно и тревожно - какие они, эти белокурые, темноволосые, веселые и грустные, с разными лицами, горящими глазами, которые смотрят на тебя в ожидании чуда. И уже в первые   дни я поняла, что половина успеха – это умение, обращаясь ко всем, увидеть каждого, понять своеобразие детской души. И называя их Валями, Дашами, Юрами, ты уже протягиваешь к ним важную нить доверия. Каждый человек в душе раним   и ждет любви, уважения, теплоты от других, а детям это необходимо, как воздух. И они тянутся к тебе, радуются счастью поговорить, поделиться сокровенным. Со временем я поняла, что главное условие контакта с детьми – искренность: с ними надо быть самой собою. Это меня всегда выручало. Совместная радость рождалась от взаимодействия в игре, творчестве, эксперименте. Я твѐрдо убеждена, что есть качества души, без которых человек не сможет стать настоящим воспитателем, и на первом месте среди этих качеств - умение проникнуть в духовный мир ребѐнка. А для этого не нужно забывать, что ты сам был ребѐнком и сейчас в душе им остаѐшься. Кто сказал, что детство не вернѐшь? Сейчас я могу переживать его осознанно, наслаждаясь каждой минуткой. Это счастье осознавать, что, оставляя в детях часть своей души, сея по мере своих сил то самое - доброе, умное, вечное, видеть, что росточки твоей заботы и любви проросли и взошли, обещая золотой урожай. Вот уже более тридцати лет я бегу в свою любимую школу. Каждое утро, приходя на работу, меня встречают  десятки ясных доверчивых детских глаз. В одних –настороженность, в других – интерес, в- третьих – надежда, в чьих-то - пока равнодушие. .Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Они не только ждут моего внимания, понимания и помощи, но и поддерживают меня теплом своего сердца. Я живу жизнью детей, их переживаниями  и  стараюсь понять, чего же хотят эти маленькие создания.  Чтобы быть услышанной, надо чувствовать душу ребенка, понимать его внутренний голос. Нередко в практике случаются такие ситуации, когда между детьми возникают ссоры и обиды, недоразумения, Справедливо разрешить  такие конфликты мне помогают внимание и чуткость. Я стараюсь найти из сложившейся ситуации правильный выход. Даю возможность каждому высказаться, самостоятельно найти правильный путь. Я должна уметь объединить детей, затушить очаг негативных эмоций, стараюсь заслужить доверие детей и нахожу отклик. Девочки и мальчики мне охотно рассказывают о своих планах, за советом  обращаются, за помощью. Мы любим  вместе играть в различные игры, которые я провожу не только для увеселения, но и с пользой для детей. Всем известно, что в развитии и воспитании ребѐнка огромная роль  принадлежит игре – это один из важнейших видов детской деятельности. В игре ребѐнок познаѐт новое, открывает свои способности, учится взаимодействовать. В.А. Сухомлинский говорил, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребѐнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонѐк пытливости и любознательности». В игре ребѐнок получает определѐнные представления о значении труда, формируется роль той или иной профессии. Игра готовит детей к труду. Даже А. С. Макаренко говорил: «Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет». Быть воспитателем – это огромная ответственность, но и огромное счастье. Я полагаю, что только профессия педагога дает волю буре чувств и эмоций,  дает почву для размышления, для творчества. Мне хочется стать для детей близким другом, отдавать им свои знания и умения. На первый план в моей работе выходит простое человеческое желание: помочь увидеть прекрасное, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам, потому что самая большая ценность на земле- это дети, во имя которых мы живем. Я считаю своим призванием найти и развить в каждом ребенке способности, которые есть в каждом маленьком человеке, ввести его в окружающий мир, дав знания о мире, о природе, о человеке, как главном, составляющем этого мира. Дети - это главная ценность в моей деятельности, и я как педагог несу ответственность за то, чтобы  каждый  ребенок состоялся как личность, то есть не был сломан, унижен, чтобы он узнал, кто он, понял, каковы его возможности, что он умеет, чего хочет и чего не хочет. Время меняет ценности, приоритеты, мотивации, меняется общество, в котором мы живѐм. Лишь роль педагога в современном образовательном учреждении остается неизменной. Ценностью школы, как и ценностью педагога - является сохранение особенности каждого ребенка и развитие способностей, заложенных от природы. Самое главное -  чтобы каждый педагог осознал свою роль и место в воспитании, чтобы он был не «над» детьми, не «вместо» них, а «вместе с ними». Кто он, воспитатель человеческих душ? Каким он должен быть? Отвечая на этот вопрос,  многие  люди перечисляют огромный список качеств, который соответствует образу идеального человека. Опытный, профессиональный, творческий, инновационный и т.д. …, каким же должен быть Педагог, Воспитатель. Доброта, милосердие, любовь должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю, потому что его авторитет складывается от его отношения к делу и профессии вообще. Каждая мать счастлива, когда вновь проживает период детства со своим ребенком. А мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно, каждый раз «уча других, учиться самой»! Думать о детях, заботиться о них, любить их – самое прекрасное чувство, которое дано испытать не каждому. У меня прекрасная миссия – дарить свою любовь детям! И я воплощаю ее в жизнь с большим удовольствием, одновременно обучая своих детей этому чувству. Л.Н.Толстой говорил; «Любить - значит жить жизнью того, кого любишь» В этих словах  и заключается смысл того, зачем ты ежедневно идешь к детям. Работая в школе, я уделяю много внимания развитию активности, инициативы и самостоятельности детей. Это удается не сразу. Мой опыт показывал, что ребята сначала робко, а затем все увереннее и чаще выступали со своими предложениями. Мои дети  стали выражать  свое мнение и желание. Узнав о моей поддержке их начинаний, дети радовались и приступали к работе. Я полагаю, что  предоставление детям самостоятельности является необходимым условием воспитания воли, которая играет большую роль в жизни человека.  Цель, план действий, выработанный самими школьниками, порождает сильный мотив к преодолению трудностей, препятствий, которые встречаются на пути выполнения задуманного. Увлеченность учителя во время классных занятий со школьниками определяется прежде всего любовью учителя к своей профессии. Каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать об окружающем мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Теперь у  меня самой подрастает внучек, и я должна быть не только бабушкой, а старшей помощницей, подругой. Я должна уметь ребѐнка подбодрить в трудный момент порадоваться с ним первым успехам и показать путь в дальнейшую счастливую жизнь. Я должна отвечать интересам детей,быть опорой, примером для них  в школе. Одна из наиболее важных и благородных задач воспитателя – обеспечить счастливое детство каждому ребѐнку! Благополучное детство воспитанников зависит от мудрости, огромного терпения, внимания, заботы, мастерства педагога. И главное – это любовь к детям, желание научить их радоваться каждому дню. И так, в общении с детьми, проходит день за днѐм, и каждый из них учит меня быть более внимательной, пунктуальной, вежливой, серьѐзной и артистичной, активной и инициативной, требовательной и великодушной. Эти качества я стараюсь привить и детям. Один старец говорил, что именно доброту, честь и совесть нужно прививать детям с рождения, а не вакцину от гриппа. С детства человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно, наверстать в зрелости. Я  хочу  закончить свое эссе словами :«Каким быть должен воспитатель? Конечно, добрым должен быть! Любить детей, любить ученье, свою профессию любить! Каким быть должен воспитатель? Конечно, щедрым должен быть! Всего себя без сожаленья он должен детям подарить!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка

Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка...

роль в воспитании ребенка

Контрольные и курсовые купить быстро!Самосознание проявляется в- крутящий момент на валу малого шкива постанови Верховної Ради України, нормативно-правові акти центральних органів 0,11 Характеристика ...

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

ЦЕЛЬ: Показать доминирующую роль домашнего воспитания в процессе развития личности ребенкаЗАДАЧИ:1.      Содействовать формированию у родителей представлений о необходимости д...

Родительское собрание на тему "Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка"

Родительское собрание на тему "Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка"...

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

Содействовать формированию у родителей представлений о необходимости домашнего воспитания...

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

Методические рекомендации для педагогов и  родителей«Роль семьи в воспитании ребенка»...