Конспект открытого занятия "Люблю тебя, мой край марийский"
план-конспект занятия (9 класс)

Черезова Елена Александровна

конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий ЭЛ «Нартасская школа –интернат»

         Конспект открытого занятия

«Люблю тебя, мой край марийский »

                                                          Подготовила: воспитатель

                                                          Черезова Е.А

                                        П. Нартас,2022 г.

Внеклассное открытое занятие «Люблю тебя, мой край марийский».

Задачи:

1.Расширять и углублять  знания воспитанников о Республике Марий Эл, в которой они живут.

2.Закрепить знания  воспитанников об экологии родного края, формировать национальное самосознание.

3.Формировать активную жизненную позицию. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы родного края.

Материалы и оборудование: компьютерная презентация 49 слайдов (Приложение), музыкальное сопровождение, Физкультминутка. Указка, маркер, оформление класса, выставка. Ватман с пословицами. Для словарной работы  слова: легенда, верста, заповедник, ландшафт.  Правила бережного отношения к животному миру. Правила поведения в лесу.

Предварительная работа: Учить стихи и слова для сообщения на занятии. Повторить правила поведения в природе. Подготовка выставки.

План

Организационная часть

1. Приветствие

Под сопровождение видео ролика – 2мин 20 сек  «Природа РМЭ»

    1. Вступительное слово

    2. Сообщение темы  

Основная часть

1.Марий Эл  - частица  нашей  Родины

     А) Основные сведения о РМЭ

     Б) Читает ученик -  Отрывок из стихотворения С. Вишневского         «Марийский край»

     В) Состав района РМЭ

2. Знаешь ли ты родной край?

     А) Богатство леса. Реки и озёра

     Б) Красная книга РМЭ

      Физкультминутка

3.Земля Онара:  Заповедник  «БОЛЬШАЯ КОКШАГА»

     А) Легенда об  ОНАРЕ

     Б) Читает ученик - стихотворение Лилии Зинатуллина «Земля Онара»

     В). Сведения Заповедник  БОЛЬШАЯ КОКШАГА. Эмблема.

     Г). Животный  мир

     Д). Птицы

     Е). Заповедник – Определение

     Ж). Правила поведения в лесу, бережное отношение к животному миру

     З).  Коррекционная работа 

         1. Найди редкое  растение РМЭ?

         2. Найди редкое животное РМЭ?

          Физкультминутка

 4. Национальный парк  «МАРИЙ ЧОДРА»

     А) Сведения о Национальном парке  «МАРИЙ ЧОДРА»

     Б) Выступление  воспитанников - Край рек и озёр

     В) Коррекционная работа – Найди лишнее? 

         1. Птицы Национального парка  «Марий Чодра» РМЭ?

         2. Животные Национального парка  «Марий Чодра» РМЭ?

         3. Растения Национального парка  «Марий Чодра» РМЭ?

         4. Работа с пословицами

       

Заключительная часть

1. Выставка

2. Читает ученик - Стихотворение Татьяны Боковой

3.Итог.

4.Рефлексия

Ход мероприятия:

ВОСПИТАТЕЛЬ:     Среди необъятных просторов нашей России  есть уголок земли, который человеку ближе всего. Это место, где он родился.  Для вас ребята, таким дорогим уголком  является Марийский край. Наш Марийский край необычайно красив. Красив своими прекрасными  лесами, реками  и озерами, многообразием  животного мира, поэтому республику Марий Эл многие  называют «Марийской тайгой», «Родниковым краем». 

А сегодня мы ещё ближе познакомимся с удивительно интересной и прекрасной - Республикой Марий Эл.

Мы  совершим увлекательное заочное путешествие не только по родному краю, а также по его заповедным местам.  (Слайд №1)

И тема  нашего занятия будет называться  «Люблю тебя, мой край марийский»

(тема на ватмане на доске)

(Цель и задачи - СЛАЙД № 2)

А прежде чем продолжить наше путешествие давайте вспомним с вами основные сведения о нашей республике.

Итак, 1 остановка  «Марий Эл - частица нашей Родины»

                                                                                                                СЛАЙД № 3

СЛАЙД № 4

                                                                                                ( работа по карте)

Наша республика Марий Эл,  входит в состав Российской Федерации – России. Она расположена в центре Европейской части страны, на Восточно-Европейской равнине. Республика наша невелика.  Если взглянуть на карту России, площадь Марий Эл составляет 23.300 кв. км, а население насчитывается 780000 человек.

 СЛАЙД № 5

                                                                                               

 ( работа по карте)

На севере и востоке граничит с Кировской областью, на юго-востоке – с Республикой Татарстан, на юго-западе – с Республикой Чувашия, на западе – с Нижегородской областью. Протяженность границ нашей республики составляет 1200 км.  Республика Марий Эл образовалась 4 ноября 1920 года.

Отрывок из стихотворения  С. Вишневского  «Марийский край»

Читает  ученица: Будкина Арина

Марийский край родной

На карте мира

Ты даже меньше, чем кленовый лист

У нас в сердцах.

Мой край марийский милый

Ты, как цветок, прекрасен. Юн и чист.

 Летят лучи стремительно, как реки.

Туман белёсый тает, словно лёд…

Мы трудимся, и солнечный навеки

Марийский край наш строится, цветет.

ВОСПИТАТЕЛЬ:   Кто скажет, сколько районов в нашей республике?

ОТВЕТ ВОСПИТАННИКОВ: 14 районов входит в нашу республику.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте вспомним и перечислим районы, которые входят в состав нашей республики?

ОТВЕТ ВОСПИТАННИКОВ: В состав нашей республики входят

(Перечисление)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте посмотрим по карте  (Перечислить районы с проживающими детьми)

1. Мари – Турекский район .

2. Моркинский  район.

3. В Сернурском  районе живут: Веткин Коля, Колдырев Илья.

4  Параньгинский район

5. Килемарский район.

6. Советский район.

7. В Медведевском  районе живут: Дмитриев Миша, Мальцев Коля, Тамаева Вика, Тихомиров Федя.

8.Куженерский  район

9.Оршанский район

10.Новоторъяльский район.

11.Звениговском районе живут: Будкина Арина, Скворцова Аня и Сергеев Спиридон.

12.Волжский район

13.Горномарийский район

14.Юринский район                                                                       СЛАЙД № 6

                                                                                                (работа по карте)

Мы вспомнили с вами основные сведения о нашей республике, а нам теперь пора отправляться дальше.

                       

2 остановка  - «Знаешь ли ты родной край?»     СЛАЙД № 7

                                                                                               

Марийские леса... Они не зря славятся на все Поволжье, на всю Россию, это самый крупный лесной массив на Волге. Леса - главное богатство республики, содержащее огромные запасы древесины. Лес - это родной дом для множества зверей, кладовая всевозможных ягод, грибов и лекарственных растений.                                                                                              СЛАЙД  № 8 

А также наш край богат  прозрачными озерами и реками. Разнотравья   обширных лугов и целебных минеральных источников – все это Марий Эл.                                                                                      

                                                                                                       СЛАЙД № 9           

ВОСПИТАТЕЛЬ: Растительность и  некоторые  виды обитателей леса, рек, озёр   нашего края  занесены в красную книгу. А кто мне может ответить, что означает красная книга? 

УЧЕНИК: В красную книгу заносят редких животных, птиц и  растений.

ВОСПИТАТЕЛЬ:   Правильно. МОЛОДЕЦ!                                 СЛАЙД № 10   

Красная книга Республики Марий Эл — зто официальный документ, содержащий сведения о редких, находящихся под угрозой исчезновения и нуждающихся в особой охране животных, птиц, растений и грибов Республики Марий Эл.

Ребята, обратите внимание на слайды, запомните растительность и животный мир Республики Марий Эл, нуждающихся в охране, берегите их.

СЛАЙД  № 11 и 12. Посмотрите  и запомните это редкие растения,  занесённые в красную книгу РМЭ:  Венерин башмачок также занесён и в международную красную книгу.  Осока горная. Медуница мягкая. Зеленчук  желтый. Василёк ложно – пятнистый. Живокость высокая. Купальница.  Ландыш. Шелковник Науфмана. Шалфей степной. Болотоцветник.  Росянка - это растение питается насекомыми, она растёт в болоте. Морошка. Водяной орех.

СЛАЙД № 13 Запомните  редких птиц нашей республики: Орлан – белохвост, Змееяд, Кулик - сорока, Беркут, Чёрный аист, Орёл могильник.

СЛАЙД № 14  Запомните, на грани исчезновения находится Серая жаба,   бабочка Мнемозина, рыба Хариус европейский, лесной муравей.

СЛАЙД № 15  Выхухоль,  бурундук,  куница, выдра, гигантская вечерница.

СЛАЙД № 16                  

Берегите природу!

Сохранность природы зависит только от нас самих.

Физкультминутка.  Гимнастика для глаз.

 - Глазкам нужно отдохнуть (ребята закрывают глаза)

 - Нужно глубоко вдохнуть (глубокий вдох, глаза открыты)

 - Глаза по кругу побегут (движение зрачком по кругу)

 - Много, много раз моргнут (частое моргание глазами)

 - Глазкам стало хорошо (касание кончиками пальцев закрытых глаз)

 - Увидят мои глазки всё! (глаза открыты, на лице широкая улыбка)

 - Воспитатель: - Отдохнули наши глазки. А теперь продолжим наше путешествие по городу.

Дальше продолжим наше путешествие по Земле Онара с остановкой на заповедник «БОЛЬШАЯ КОКШАГА»

                       

3 остановка - Заповедник «БОЛЬШАЯ КОКШАГА»

                       

СЛАЙД №  17 

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Земля Онара - земля могучего великана, это  связано с легендой  ЛЕГЕНДА – это поэтическое предание об историческом событии, т.е. рассказ от поколения к поколению исторического события. Когда-то, в незапамятные времена, возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его Онар. Был он так огромен, что чуть-чуть не доставал головой радугу. Поэтому радугу в старинных легендах называют воротами Онара.  У богатыря Онара и шаг был богатырский — в семь верст. Верста - русская мера длины, т.к. раньше не было понятия км., измеряли верстой.  1 Верста равна 1 км 06 . Значит 7 верст равна 7 км 42м.  Ходил он без всяких дорог, прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Был Онар охотником, добывал зверя. Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся Онар, вытряхнул песок. С той поры остались на берегу Волги песчаные холмы. Про многие холмы и озера нашего края  рассказывает народ, что это следы древнего великана.  Люди где прежде жил Онар,  живут и сейчас, а про того Онара помнят и не забывают, поэтому  Марийский край называют землёй Онара.

«Земля Онара» стихотворение Лилии Зинатуллиной

Читает  ученица: Скворцова Аня.

Марийский край – Земля Онара –

Ты часть страны моей большой!

Для сердца гордостью ты стала,

Я преклоняюсь пред тобой!

Четыре века с половиной

С Россией об руку ты шла,

Надежды, радости, печали

Ты с нею вместе пронесла!

Поля, леса, озера, реки…

Твоих богатств не перечесть!

Люблю тебя, мой край, навеки

И принимаю все, как есть.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Марийский край – это удивительная по красоте и разнообразию природа.  Действительно наш край богат лесами, реками и озёрами, но некоторые  виды его обитателей и растительность находятся на грани исчезновения.

 СЛАЙД № 18  Чтобы сохранить животный и растительный мир  на территории Республики Марий Эл действуют: природный заповедник «Большая Кокшага», национальный парк «Марий Чодыра», 38 памятников природы, Ботанический сад, 8 заказников регионального значения. 

В республике существует единственный заповедник  – «БОЛЬШАЯ КОКШАГА»

СЛАЙД № 19 Заповедник  – «БОЛЬШАЯ КОКШАГА»  был создан 14 марта 1993 году на территории  Медведевского  и Килемарского районов, на 30 км. от столицы Йошкар – Ола.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Давайте вспомним кто в этих районах живёт?

ОТВЕТ ВОСПИТАННИКОВ: В Медведевском  районе живут: Дмитриев Миша, Мальцев Коля, Тамаева Вика, Тихомиров Федя.   Ребята, вы может бы знаете  какая эмблема у этого заповедника?

УЧЕНИК: На эмблеме изображён медведь.

СЛАЙД № 20 ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно медведь. Так как  здесь обитает много медведей, поэтому эмблема - медведь. Так  же  здесь обитает более 40 видов птиц и животных.

СЛАЙД № 21 Животный мир заповедника.

СЛАЙД № 22 Птицы и растения заповедника. 

Заповедник создан для охраны территорий и их обитателей, для проведений исследований  т.е. жизни животных и растений.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Кто скажет, что такое заповедник?

УЧЕНИК: Заповедник - это место, где охраняется все живое и неживое. Берегутся леса, озера, реки и ручьи. Здесь нельзя охотиться и рыбачить, собирать грибы и ягоды. Здесь не должны находиться посторонние люди.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Заповедник -  это определенная территория,  которая охраняется законом,  запрещены любые виды деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся растений и животных

ВОСПИТАТЕЛЬ:  А также в каждом районе  есть растения и животные, которые находятся на грани исчезновения. Поэтому приходя в лес, вы должны  помнить об этом. Какие правила поведения вы соблюдаете в лесу?

ОТВЕТ ВОСПИТАННИКОВ:

- Нельзя рвать цветы, ломать грибы, особенно с корнем их вырывать.

- Нельзя  ломать деревья шуметь  в лесу, и слушать  громкую музыку.

- нельзя  жечь  костры.

- раскидывать мусор.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Перечислите правила бережного отношения к животному миру.

ОТВЕТ ВОСПИТАННИКОВ:  

-  Нельзя разорять гнёзда птиц,  разорять муравейники.

- Нельзя брать птенцов и животных из леса домой.

- Нельзя губить животных, играть и убивать.

- Нельзя  ловить  бабочек, жучков. 

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Хорошо. МОЛОДЦЫ.  Думаю, что все будут соблюдать эти правила, бережно относиться к окружающей среде, чтоб сохранить уникальную природу нашего края, растительность и животный мир природы.  А теперь, все  будьте внимательны, нужно определить редких  животных  и растений  РМЭ, занесенных  в красную книгу. Вспомните, мы уже об этом говорили.

Коррекционная работа – Найди редкое  растение РМЭ?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы должны среди всех видов растений определить одно растение, которое занесено в красную книгу РМЭ. Далее  определить занесённых в красную книгу РМЭ из  птиц, животных и рыб. Приготовились. 

СЛАЙД №  23  1. Растений РМЭ?  

СЛАЙД № 24    2. Проверочная работа

Коррекционная работа – Редкое животное РМЭ

СЛАЙД № 25    1. Животные РМЭ? 

СЛАЙД № 26    2.  Проверочная работа

СЛАЙД №  27   1. Рыбы РМЭ? 

СЛАЙД № 28   2.  Проверочная работа

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Правильно. МОЛОДЦЫ! Они находятся на грани исчезновения,  поэтому они охраняются законом в заповеднике.

Дальше продолжим наше путешествие по Земле Онара. И вот он  Национальный парк  «Марий Чодра»

  СЛАЙД № 29   4 остановка – Национальный парк  «Марий Чодра»

СЛАЙД № 30  Национальный  парк «Марий Чодра» – это природоохранное научно-исследовательское учреждение.  Национальный парк «Марий Чодыра», в  переводе с марийского языка на русский  Марий Чодра  его название означает «марийский лес».

Национальный парк «Марий Чодра» был организован 2 декабря 1985 года,  расположен на территории трех районов республики: Моркинского,  Звениговского,  Волжского. 

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята вспомните и скажите, кто у нас из этих районов?

ОТВЕТ ВОСПИТАННИКОВ: В Звениговском районе живут: Будкина Арина, Скворцова Аня и Сергеев Спиридон.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята с этих районов знают и понимают,  как население бережно относится  к Национальному парку «Марий Чодра».  Создание Национального парка «Марий Чодра» необходим для  сохранения и восстановления природных богатств. Ведь здесь и уникальные природные ландшафты.  Ландшафт – это образ края,  общий вид местности, её строение. Неповторимый животный и растительный мир, и кристально чистые озёра. Главным сокровищем комплекса Национальный парк «Марий Чодра»  являются красивейшие озера, из которых многие объявлены памятниками природы: Морской Глаз, Яльчик, Глухое, Шунгалдан. Не только жители Марий-Эл приезжают полюбоваться ими, но и гости из более отдаленных регионов.

Сели все тихо и прямо, а теперь послушаем выступление своих товарищей.

СЛАЙД № 31  Минеральный источник «Зеленый ключ»

УЧЕНИК 1. Водный памятник природы, расположен у подножья Кленовой горы и впадает в реку Илеть. Образуется он из системы родников, бьющих прямо из земли. Самый крупный из них называется Зелёный ключ. Рядом с ним находится так называемая Кипящая площадь - место, где сразу несколько ключей бьют из земли. Выглядит это так, словно дно ручья действительно кипит.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Минеральный источник «Зеленый ключ» находится в Волжском районе. Вода  рекомендуется для лечения желудочно-кишечных заболеваний.

Есть легенда о том, откуда появилось название "Зеленый ключ".

Жил красивый парень по имени Масай. Однажды во время  охоты он  повстречал  русалку и был  очарован Масай русалкой, да и она полюбила парня и каждый вечер пела ему красивые песни.

Осенью, на исходе русалочьей поры, чтобы не расставаться с любимым, поменяла русалка свой хвост на две ноги. Привел её Масай к себе в деревню, и зажили они как муж и жена. Но, не долго длилось их счастье. Узнал Хозяин воды, куда сбежала его непокорная дочь, и надумал затопить деревню, где жили Масай и русалка.  Жители, увидев опасность, прогнали их из деревни. Тогда, чтобы отвести беду, русалка бросилась в воду. Отступила вода, а русалку с тех пор больше никто не видел. Сам не свой стал Масай, жить ему не хотелось.  Хотел утопиться - не приняла его вода. Искал смерти в лесу, но дикие звери обходили его стороной. Так он жил и страдал до самой своей смерти. А русалку хозяин воды обратил в родник, чтобы больше она не сбегала. Зеленые русалочьи волосы стали водорослями на дне ручья, а горькие слезы - минеральной водой. На берегу этого ручья и умер Масай.

СЛАЙД №  31 Река Илеть

УЧЕНИК 2.  Благодаря питающим ее подземным родникам, самым крупным из которых является Зеленый ключ, река не замерзает даже в сильные морозы. Вода родников считается целебной.

 

ВОСПИТАТЕЛЬ: Река Илеть - левый приток Волги, берёт начало в

д. Куфтино, Параньгинского района. Протекает в Параньгинском, Моркинском, Волжском, Звениговском районах.

СЛАЙД № 32  Озеро Шуть-Ер

УЧЕНИК 3. Озеро Шуть-Ер  образовалась, легко растворимыми в воде горными породами — гипсом, известняком, мрамором, доломитом и каменной солью. Вода темного цвета. Берега высокие, но не крутые. В озере водится окунь, щука, плотва, карась. 

ВОСПИТАТЕЛЬ: Озеро Шуть-Ер  находится в Волжском  районе.  Площадь 28,9 га, максимальная глубина - 17,5м.

СЛАЙД № 33  Озеро  Яльчик 

УЧЕНИК 4. Самое крупное озеро РМЭ находится в Волжском районе. Максимальная глубина 35 метров. Площадь 150 га. Характеризуется высокой прозрачностью вод.

СЛАЙД №  34  Озеро Морской Глаз

УЧЕНИК 5.  Это озеро находится в Волжском районе  республики Марий Эл в деревне Шарибоксад (2 км от Сотнура). Озеро достаточно маленькое по площади, но очень глубокое. По разным данным глубина составляет от 40 до 100 метров.

УЧЕНИК  6.  Даже ходят слухи, что водолазы, исследуя Глаз не нашли его дна. Окрестили его так за правильную круглую форму и удивительный, изумрудный цвет воды. Такую окраску озеру придают зелёные водоросли.

УЧЕНИК   По одной из версий водоем возник 20 тысяч лет назад - ещё в ледниковый период! По другой версии, озеро образовалось в кратере (углублённая впадина) от упавшего метеорита. С Морским глазом так же связано множество древних легенд.

СЛАЙД №  35  Волга 

УЧЕНИК  7. На протяжении 155 километров по нашей Республике протекает Волга – самая длинная и многоводная река Европы На берегах реки расположились пристани городов Волжска, Звенигова, Козьмодемьянска. Хороша Волга в дни цветения садов, прелестна Волга летом, когда по ней плывут белоснежные пароходы, тяжело гружёные  баржи, и маленькие лодки рыбаков.

ВОСПИТАТЕЛЬ:    Среди лесов и болот берут начало сотни родников и ключей, которые питают реки и озера нашего края, а также Волгу. Только на территории Марий Эл 14 рек и речушек впадают в великую русскую реку.   

СЛАЙД № 36  А еще богата наша республика  болотами: Мартын, Криуль – Медведевский район,  Маръерское,  Сорочинское – Звениговский район,  Куплонгское – Килемарский район и др. Они сохраняют воду, образуют торф, являются началом рек, домом для многих животных, растут ценные ягоды как: клюква, черника, голубика.

СЛАЙД № 37  Многие озера, такие как  Яльчик,  Кичиер (Волжск),  

Таир (Звенигово), Шап (Медведево)   представляют собой прекрасные места для отдыха. Там построены базы отдыха, детские оздоровительные лагеря.

СЛАЙД № 38 Дуб Пугачёва

УЧЕНИК  На окраине Горномарийской деревни Запольные Пертнуры растет уникальный дуб. Дерево интересно  как исторический памятник: оно является современником Акпарса, свидетелем народного восстания 1670 - 1671 г. под предводительством Степана Разина.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  По легенде, отряды Емельяна Пугачёва остановились на отдых около этого дуба.  Сколько эпох,  сколько правителей он пережил!

СЛАЙД №  39  Памятник природы «Карман курык» - Моркинский район.    Памятник природы река Ирека - Марий – Турекский район.

СЛАЙД № 40 Государственный заказник «Горное заделье» - Куженерский район.

СЛАЙД № 41  Ботанический сад – город –Йошкар – Ола.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Чистейшая вода, ароматы цветущих ландышей, свежий воздух – все это позволяет забыть о городской суете и однообразии. Именно поэтому жители республики называют комплекс Марий  Чодра  самым любимым местом отдыха. Животный мир фауна  национального парка «Марий Чодра»  типично лесной.  

Работа с таблицей

Обитают здесь  лось, заяц беляк, белка, кабан.

Из хищных животных лесная куница, лиса, ласка, лесной хорь, горностай, встречается бурый медведь, волк.

Из птиц глухари, тетерев, филин, гнездятся серая цапля, серый журавль, коршун, орёл, сокол, ястреба - перепелятник и тетеревятник, перелётные птицы.

Коррекционная работа -  Найди лишнее.

СЛАЙД № 42 Птицы Национального парка  «Марий Чодра» РМЭ?

СЛАЙД № 43  Проверочная работа - Попугай

СЛАЙД №  44  Животные Национального парка  «Марий Чодра» РМЭ? СЛАЙД № 45  Проверочная работа - Лев

СЛАЙД № 46 Растения Национального парка  «Марий Чодра» РМЭ?

СЛАЙД № 47 Проверочная работа - Протея (горшок мёда)

Работа у доски с пословицами

О природе, растениях и животных наш народ сложил

пословицы и поговорки.

 ВОСПИТАТЕЛЬ:    Послушайте  пословицы народа мари:  Лес - свадебный мешок: богат угощениями.  Искусному охотнику и заяц привязан к дереву, а лисица имеет две шкуры. А какие  вы пословицы знаете?

УЧЕНИК: Весна красна цветами, а осень снопами.

УЧЕНИК: Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку вся земля.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  А сейчас приготовились  для  выполнения следующего задания. На этом ватмане даны пословицы, которые составлены не правильно, вам нужно их составить правильно, для этого вы должны стрелками правильно соединить начало пословицы  и конец пословицы, чтоб получилась правильная пословица. (Ватман с двухсторонним скотчем с пословицами, маркер)

СЛАЙД № 48   Проверочная работа  – ПРОВЕРЯЕМ

         

         1. Зайца ноги  носят,

    Волка зубы кормят,  
   
Лису хвост бережёт.
2.
Грач на горе - весна на дворе.
3.
Рощи да леса - всему миру краса
4.
Будет дождь - будут  грибы
5.
Видна птица по полету.
6.
Листья - уши леса.
7.
Волга – всем рекам мать. 

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Молодцы, задание выполнили правильно, а сейчас послушайте отрывок из стихотворения  Т.Боковой

Читает  ученица Тамаева Вика.

- Малая Родина – островок земли.

   Под окном смородина, вишни расцвели.

   Яблоня кудрявая, а под ней скамья.

   Ласковая  малая Родина  моя!

Заключительная часть

Выставка

Обратить внимание на выставку книг, книжки – раскладушки, стенд, детских поделок и рисунков, газета от 31 января  Марийская правда, где семья ЯМБАРЦЕВЫХ - соблюдают свою марийскую культуру, включены в книгу семья года РОССИЯ 2016.

Итог

ВОСПИТАТЕЛЬ: Наше путешествие подошло к концу.  Вспомните,  какие места в РМЭ  мы с вами посещали?

ОТВЕТ ВОСПИТАННИКОВ: Мы посетили свой родной край и  заповедные места РМЭ, заповедник – «БОЛЬШАЯ  КОКШАГА», Национальный парк  «Марий Чодра».  

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Что  нового для себя узнали?

ОТВЕТ ВОСПИТАННИКОВ:  

1.Узнал о животных и растений, которые занесены в красную книгу.

2. Узнал о памятниках природы, об обитателей заповедника, национального парка, рек и озёр.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Понравилось ли  вам наше путешествие по заповедным местам  РМЭ? 

ОТВЕТ ВОСПИТАННИКОВ: ДА

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что больше всего вам понравилось в этом путешествии?

ОТВЕТ ВОСПИТАННИКОВ:

1.Мне хорошо запомнился заповедник с его обитателями. Марий Чодра с живописными озёрами с окружающей средой леса.

2.Мне понравилось многообразие животного мира, растительность нашего края.

3. Мне понравилось всё: Лесные обитатели, богатство леса, красота озёр.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Как вы думаете, что можете сделать вы – ученики для того, чтобы родной край процветал: реки и озёра были чистыми, и в них водилось много рыбы, в лесах было много грибов и ягод, которые нужны не только человеку, но животным и птицам. Что вы можете сделать, чтобы наш посёлок и его территория  была  чистой  и красивой? 

УЧЕНИКИ:

- Соблюдать правила поведения на природе, убирать мусор, не сорить.

- Следить за порядком, проводить уборку территорий.

- Нужно расчищать родники, ручейки.

- Нужно сажать деревья.

- Нужно вешать кормушки и скворечники.

ВОСПИТАТЕЛЬ: МОЛОДЦЫ. Хорошо ответили.

Поэтому вести себя надо правильно: Не жечь костры в неположенных местах, а перед отъездом обязательно тушить их, не рубить живые деревья для костра.  Не мыть машины в озере или около него. Не оставлять мусор, за собой оставлять всегда порядок. Чтоб наш Марийский край всегда цвёл, был чистой, красивой.

Рефлексия:  (Можно под сопровождение  музыки)

Вот и закончилось наше путешествие. Я рада, что вы любите свой родной край  и стремитесь многое узнать.

СЛАЙД № 49       «Спасибо за внимание!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

"Люблю тебя мой край марийский!" зачетное мероприятие посвященное 95 летию республики Марий Эл. Презентация к занятию.

Конспект зачетного мероприятия "Люблю тебя мой край марийский!"посвященный 95 летию республики Марий Эл....

Конспект открытого занятия "Урок путешествие по марийскому краю"

Конспект открытого занятия от заповедных местах марийского края....

Конспект интегрированного занятия "Люблю тебя, мой Оренбург!".

Цель: продолжать знакомить детей с родными краями, используя музыкальные жанры искусства в различных видах деятельности. Побуждать выразительно, исполнять музыкальные номера, развивать артистические с...