Использование блоков Дьенеша и кругов Эйлера в развитии логического мышления у старших дошкольников.
методическая разработка

Современные требования ФГОС ДО к развивающему обучению диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, в которых сочетались бы элементы игрового и познавательного общения. Таким требованиям соответствуют обучающие логико- математические игры. Яркими примерами таких игр являются логические блоки Дьенеша и кругиЭйлера. Они способствуют развитию не только логического мышления, но и связной речи, умение рассуждать, делать умозаключения, развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл denesh.docx24.97 КБ
Файл prilozhenie.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Использование блоков Дьенеша  и кругов Эйлера в развитии логического мышления у старших дошкольников.

 Актуальность.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. Особенно важным является формирование логического мышления дошкольников.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Детей необходимо учить не только считать, вычислять и измерять, но и рассуждать.

Развитие логического мышления выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.

Овладев логическими операциямиребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на проблеме, на поставленной задаче. В будущем это поможет ребенку в школе, сделав процесс учебы увлекательным, интересным и успешным.

 В процессе развития логического мышления у старшего дошкольника необходимо научить его самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.

 

Блоки Дьенеша.

Первым и основным помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.

Для развития логического мышления детьми дошкольного возраста используются различные средства:

  • методы и приемы технологии ТРИЗ;
  • игровые проблемные ситуации;
  • игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции);
  • лото, парные картинки; мозаика; пазлы (игры на воссоздание целого из частей);
  • дидактические игры «Числовые карточки», «Засели числа в домик», «Что лишнее»; «Сложи узор», «Геометрический конструктор»,
  • строительные наборы (напольные, настольные),  конструкторы разного вида);
  • игры на развитие пространственного воображения (учат детей анализировать образец постройки, чуть позже – действовать по простейшей схеме (чертежу));
  • игры на счет;
  • игры со счетными палочками ( развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение);
  • игры с элементами моделирования и замещения;
  • «Цветные палочки Кьюизенера»;

 Современные требования ФГОС к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сочетались бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Таким требованиям соответствуют обучающие логико-математические игры, специально разработанные таким образом, что они формируют не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия.

Ярким примерами таких игр являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешом и Круги Эйлера.

 Логический набор Золтана Дьенеша представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

Цветом – красные, желтые, синие;

Размером – большие и маленькие;

Толщиной – толстые и тонкие.

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.

Анализ литературы и практический опыт по данной проблеме показывают широкое использование блоков Дьенеша в математическом развитии детей 2-8 лет. Но практика показывает также, что возможности данного дидактического материала гораздо шире. 

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:

1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

3. Развивать у детей умение группировать предметы по одному, двум и трём признакам одновременно.

4. Блоки Дьенеша способствуют развитию  связной речи, обогащению словарного запаса, а также умения рассуждать,  высказывать и обосновывать свой выбор,  делать умозаключения.

5. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект, способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

6. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

Круги Эйлера.

Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Учитываю простату и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду.

Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.

 Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи, по познавательному развитию, по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей.

Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий:

  • анализ объектов с целью выделения признаков

( существенных, несущественных);

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • установление причинно - следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

   С помощью кругов Эйлера ребенок учиться строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов,  овладевает действиями наглядного моделирования.

      Блоки Дьенеша и круги Эйлера

 Практика показывает, что наибольший развивающий эффект для формирования логического мышления старших дошкольников дает использование блоков Дьенеша  совместно с кругами  Эйлера.

Использование в математическом развитии детей дошкольного возраста Блоков Дьенеша, а в старшем дошкольном возрасте и включение в логические игры кругов Эйлера помогает детям быстро и просто решать даже достаточно сложные или просто запутанные на первый взгляд задачи. Подобные логико – математические игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.



Предварительный просмотр:

Практические упражнения.

1. Игра «Разложи, не спеши»

Цель:  закрепление понятий «внутри круга», «вне круга»

Ход игры: Раскладывается круг красного цвета. Дети располагают все большие красные фигуры внутри круга, а все маленькие красные фигуры «вне» красного круг

2. Игра «Подумай и разложи»

Цель: формирование понятий «внутри круга», «вне круга», формирование операций классификации, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается круг синего цвета. Ребёнку дается задание поместить внутрь круга только фигуры синего цвета, а вне круга расположить остальные фигуры. В процессе игры другой ребёнок самостоятельно выбирает основной цвет (размер, форму, толщину) фигур.

3. Игра «Разложи по цвету»

Цель: формирование операций классификации по одному признаку, развитие логического мышления.

Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь.  В желтый круг дети помещают все фигуры жёлтого цвета, в синий – все фигуры синего цвета.

4.Игра«Маленький большой»

Цель: формирование операций классификации по двум признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга одинакового цвета, не пересекаясь. Детям даётся задание поместить в один круг все синие фигуры маленького размера, в другой круг все синие фигуры большого размера.

5. Игра «Толстый  - тонкий»

Цель: закрепление понятий «толстый», «тонкий», формирование операций классификации по нескольким признакам.

Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь.  В синий круг дети помещают все толстые фигуры синего цвета, в жёлтый  –  все тонкие фигуры жёлтого цвета, в красный – все маленькие  красные фигуры.

        6. Игра «Не большой, не маленький; не  круглый не квадратный… »

Цель:  формирование операций классификации по двум признакам с отрицанием, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга синего и жёлтого цвета.  Детям даётся задание поместить в синий круг все синие фигуры, но не круглые; в желтый круг -  все жёлтые фигуры, но не треугольники.

                                           7. Игра «Что внутри?»

Цель: формирование операций классификации по нескольким   признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: Раскладывается два круга разного  цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все круглые фигуры, а внутри жёлтого – все желтые. У детей возникает затруднение, куда положить желтые круги. Их место в общей части двух кругов. Показать пересечение кругов и туда поместить желтые круги.

                                      8. Игра «Повтори!»

Цель: формирование операций классификации по нескольким   признакам, развитие логического мышления.

Ход игры: В кругу лежит одна фигура. Дети называют все признаки этой фигуры. Затем добавляют к этой фигуре ещё фигуры, по заданному одному или нескольким признакам (такой же формы; такого же цвета и толщины; и т.п.)

9. Игра «Два круга»

Цель: формирование умений разделяет фигуры на две группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и».

Ход игры:

Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне синего обруча; внутри синего, но вне красного обруча и вне обоих обручей (Эти области нужно обвести).

Расположить фигуры так, чтобы внутри красного оказались все красные фигуры, а внутри синего все круглые.

После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры лежат внутри обоих кругов; внутри синего, но вне красного круга. Игру с двумя кругами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

                                            10. Игра «Три круга»

Цель: формирование умений разделяет фигуры на три группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и».

Ход игры:

Раскладывается три круга разного  цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все маленькие фигуры, внутри красного – все толстые, а внутри желтого – все круглые. После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры принадлежат всем трём кругам; и синему и жёлтому; находятся вне желтого и красного кругов. Игру с тремя кругами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ассоциативного мышления у старших дошкольников с нарушением фонематического восприятия.

Данная методика развития фонематического восприятия посредством ассоциативных образов способствует всестороннему восприятию детьми речевых звуков, формированию целостно-динамического образа фонем....

Конспекты занятий по авторской методике "Развитие ассоциативного мышления у старших дошкольников с нарушением фонематического восприятия".

Каждое занятие-это либо сказочная история, либо увлекательное путешествие, представленные в стихотворной форме....

Статья: «Развитие логического мышления с помощью дидактических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста».

Несомненно, очень важно развивать у детей представления об окружающем мире, учить конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять. Но не менее важно, развивать у ребёнка мыслительную дея...

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста »

Консультация для родителей  «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»...

Игры и упражнения на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста...

Формирование логического мышления у старших дошкольников в игровой деятельности

Актуальность вопроса развития логическое мышление старших дошкольников обусловлена тем, что новая эпоха выдвигает повышенные требования к умению человека сознательно относиться к жизни....