Использование блоков Дьенеша и кругов Эйлера в развитии логического мышления у старших дошкольников.
методическая разработка
Современные требования ФГОС ДО к развивающему обучению диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, в которых сочетались бы элементы игрового и познавательного общения. Таким требованиям соответствуют обучающие логико- математические игры. Яркими примерами таких игр являются логические блоки Дьенеша и кругиЭйлера. Они способствуют развитию не только логического мышления, но и связной речи, умение рассуждать, делать умозаключения, развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
denesh.docx | 24.97 КБ |
prilozhenie.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование блоков Дьенеша и кругов Эйлера в развитии логического мышления у старших дошкольников.
Актуальность.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. Особенно важным является формирование логического мышления дошкольников.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Детей необходимо учить не только считать, вычислять и измерять, но и рассуждать.
Развитие логического мышления выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на проблеме, на поставленной задаче. В будущем это поможет ребенку в школе, сделав процесс учебы увлекательным, интересным и успешным.
В процессе развития логического мышления у старшего дошкольника необходимо научить его самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Блоки Дьенеша.
Первым и основным помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.
Для развития логического мышления детьми дошкольного возраста используются различные средства:
- методы и приемы технологии ТРИЗ;
- игровые проблемные ситуации;
- игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции);
- лото, парные картинки; мозаика; пазлы (игры на воссоздание целого из частей);
- дидактические игры «Числовые карточки», «Засели числа в домик», «Что лишнее»; «Сложи узор», «Геометрический конструктор»,
- строительные наборы (напольные, настольные), конструкторы разного вида);
- игры на развитие пространственного воображения (учат детей анализировать образец постройки, чуть позже – действовать по простейшей схеме (чертежу));
- игры на счет;
- игры со счетными палочками ( развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение);
- игры с элементами моделирования и замещения;
- «Цветные палочки Кьюизенера»;
Современные требования ФГОС к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сочетались бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Таким требованиям соответствуют обучающие логико-математические игры, специально разработанные таким образом, что они формируют не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия.
Ярким примерами таких игр являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешом и Круги Эйлера.
Логический набор Золтана Дьенеша представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
Цветом – красные, желтые, синие;
Размером – большие и маленькие;
Толщиной – толстые и тонкие.
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.
Анализ литературы и практический опыт по данной проблеме показывают широкое использование блоков Дьенеша в математическом развитии детей 2-8 лет. Но практика показывает также, что возможности данного дидактического материала гораздо шире.
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:
1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
2. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
3. Развивать у детей умение группировать предметы по одному, двум и трём признакам одновременно.
4. Блоки Дьенеша способствуют развитию связной речи, обогащению словарного запаса, а также умения рассуждать, высказывать и обосновывать свой выбор, делать умозаключения.
5. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект, способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
6. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.
7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Круги Эйлера.
Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Учитываю простату и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду.
Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.
Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи, по познавательному развитию, по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей.
Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий:
- анализ объектов с целью выделения признаков
( существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- установление причинно - следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
С помощью кругов Эйлера ребенок учиться строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, овладевает действиями наглядного моделирования.
Блоки Дьенеша и круги Эйлера
Практика показывает, что наибольший развивающий эффект для формирования логического мышления старших дошкольников дает использование блоков Дьенеша совместно с кругами Эйлера.
Использование в математическом развитии детей дошкольного возраста Блоков Дьенеша, а в старшем дошкольном возрасте и включение в логические игры кругов Эйлера помогает детям быстро и просто решать даже достаточно сложные или просто запутанные на первый взгляд задачи. Подобные логико – математические игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
Предварительный просмотр:
Практические упражнения.
1. Игра «Разложи, не спеши»
Цель: закрепление понятий «внутри круга», «вне круга»
Ход игры: Раскладывается круг красного цвета. Дети располагают все большие красные фигуры внутри круга, а все маленькие красные фигуры «вне» красного круг
2. Игра «Подумай и разложи»
Цель: формирование понятий «внутри круга», «вне круга», формирование операций классификации, развитие логического мышления.
Ход игры: Раскладывается круг синего цвета. Ребёнку дается задание поместить внутрь круга только фигуры синего цвета, а вне круга расположить остальные фигуры. В процессе игры другой ребёнок самостоятельно выбирает основной цвет (размер, форму, толщину) фигур.
3. Игра «Разложи по цвету»
Цель: формирование операций классификации по одному признаку, развитие логического мышления.
Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь. В желтый круг дети помещают все фигуры жёлтого цвета, в синий – все фигуры синего цвета.
4.Игра«Маленький большой»
Цель: формирование операций классификации по двум признакам, развитие логического мышления.
Ход игры: Раскладывается два круга одинакового цвета, не пересекаясь. Детям даётся задание поместить в один круг все синие фигуры маленького размера, в другой круг все синие фигуры большого размера.
5. Игра «Толстый - тонкий»
Цель: закрепление понятий «толстый», «тонкий», формирование операций классификации по нескольким признакам.
Ход игры: Круги раскладываются, не пересекаясь. В синий круг дети помещают все толстые фигуры синего цвета, в жёлтый – все тонкие фигуры жёлтого цвета, в красный – все маленькие красные фигуры.
6. Игра «Не большой, не маленький; не круглый не квадратный… »
Цель: формирование операций классификации по двум признакам с отрицанием, развитие логического мышления.
Ход игры: Раскладывается два круга синего и жёлтого цвета. Детям даётся задание поместить в синий круг все синие фигуры, но не круглые; в желтый круг - все жёлтые фигуры, но не треугольники.
7. Игра «Что внутри?»
Цель: формирование операций классификации по нескольким признакам, развитие логического мышления.
Ход игры: Раскладывается два круга разного цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все круглые фигуры, а внутри жёлтого – все желтые. У детей возникает затруднение, куда положить желтые круги. Их место в общей части двух кругов. Показать пересечение кругов и туда поместить желтые круги.
8. Игра «Повтори!»
Цель: формирование операций классификации по нескольким признакам, развитие логического мышления.
Ход игры: В кругу лежит одна фигура. Дети называют все признаки этой фигуры. Затем добавляют к этой фигуре ещё фигуры, по заданному одному или нескольким признакам (такой же формы; такого же цвета и толщины; и т.п.)
9. Игра «Два круга»
Цель: формирование умений разделяет фигуры на две группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и».
Ход игры:
Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне синего обруча; внутри синего, но вне красного обруча и вне обоих обручей (Эти области нужно обвести).
Расположить фигуры так, чтобы внутри красного оказались все красные фигуры, а внутри синего все круглые.
После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры лежат внутри обоих кругов; внутри синего, но вне красного круга. Игру с двумя кругами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
10. Игра «Три круга»
Цель: формирование умений разделяет фигуры на три группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и».
Ход игры:
Раскладывается три круга разного цвета. Детям даётся задание разложить фигуры так, чтобы внутри синего круга оказались все маленькие фигуры, внутри красного – все толстые, а внутри желтого – все круглые. После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры принадлежат всем трём кругам; и синему и жёлтому; находятся вне желтого и красного кругов. Игру с тремя кругами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие ассоциативного мышления у старших дошкольников с нарушением фонематического восприятия.
Данная методика развития фонематического восприятия посредством ассоциативных образов способствует всестороннему восприятию детьми речевых звуков, формированию целостно-динамического образа фонем....
Конспекты занятий по авторской методике "Развитие ассоциативного мышления у старших дошкольников с нарушением фонематического восприятия".
Каждое занятие-это либо сказочная история, либо увлекательное путешествие, представленные в стихотворной форме....
Статья: «Развитие логического мышления с помощью дидактических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста».
Несомненно, очень важно развивать у детей представления об окружающем мире, учить конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять. Но не менее важно, развивать у ребёнка мыслительную дея...
Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста »
Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»...
Игры и упражнения на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Игры и упражнения на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста...
Формирование логического мышления у старших дошкольников в игровой деятельности
Актуальность вопроса развития логическое мышление старших дошкольников обусловлена тем, что новая эпоха выдвигает повышенные требования к умению человека сознательно относиться к жизни....