Мастер-класс "Обычное в необычном"
материал (8 класс)

Архипова Ольга Валентиновна

Мастер -класс об особенностях оптических явлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_obychnoe_v_neobychnom.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Посредством глаза, а не глазом,

смотреть на мир умеет разум»

 Уильям Блейк

Мастер-класс на тему «Обычное в необычном»

Автор: учитель физики МБОУ Ельнинская СШ№1 им. М.И. Глинки

90% всей информации мы получаем посредством зрения. Иногда то, что мы видим, обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только  присмотреться.

Тема моего мастер-класса «Обыкновенное в необыкновенном»

Оптической иллюзией называется несоответствующее действительности представление видимого явления или предмета вследствие особенностей строения нашего зрительного аппарата. Попросту говоря – это неверное представление реальности

  • первая причина оптических иллюзий состоит в том, что зрительная система воспринимает отражающийся от предметов свет, таким образом, что сознание человека получает ошибочную (мнимую) информацию.
  • вторая причина заключается в ошибочной, неправильной передаче сигналов зрения посредством нервов, в результате мозг также получает неправильную информацию, что приводит к мнимому, искажённому восприятию.
  • третья причина основана на нарушениях мозга (сбоях мозговой деятельности), который выдаёт неправильную реакцию.
  • В некоторых случаях иллюзия может возникнуть сразу по нескольким причинам.

Систематическое изучение зрительных иллюзий началось примерно с середины 19 века. Во второй половине 19 —начале 20 веков было создано множество тестовых изображений, демонстрирующих наличие значительных ошибок в оценке размеров и формы геометрических фигур. В основе этих зрительных иллюзий лежит то обстоятельство, что на формирование видимого образа данного объекта всегда в большей или меньшей мере влияют объекты, располагающиеся по соседству с ним в поле зрения. С давних пор люди не только поражаются обманам зрения и забавляются зрительными иллюзиями, но и сознательно используют их в своей практической деятельности.

Оптические обманы - не случайные спутники нашего зрения: они сопровождают его при строго определенных условиях, с неизменным постоянством закономерного явления и имеют силу для каждого нормального человеческого глаза. То, что человеку свойственно при известных обстоятельствах поддаваться иллюзиям зрения, обманываться относительно источника своих зрительных впечатлений, не следует вовсе рассматривать как всегда нежелательный недостаток, безусловный порок нашей организации, устранение которого было бы для нас во всех отношениях благотворно.

Проблемные вопросы:

  • Какие бывают зрительные иллюзии?
  • Где и как применяются зрительные иллюзии в жизни человека?

Я попрошу вас ответить на эти вопросы. У вас на столах есть справочная информация. Найдите, пожалуйста, информацию по интересующим нас вопросам и предложите ответы на вопросы в виде мини-проекта. Для этого…

Для достижения поставленной цели была создана проблемная ситуация. Противоречия между тем что мы видим и тем что есть на самом деле. Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:

– развитие мышления и способностей учащихся, развития творческих умений;

– усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

– воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап.

На втором этапе разрешения проблемы («закрытом») учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.

Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему.

Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности

Мы закончили работу наших групп, и теперь давайте подведем итоги. Скажите, какой была тема сегодня? И что же нового вы узнали? Я считаю удачной работу наших группа. Спасибо вам огромное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайбо - необычная разминка.

Как наиболее правильно и эффективно провести разминку на уроке физкультуры? Универсальным средством здесь могут послужить многие упражнения из фитнеса...

Необычные свойства обычной воды

Урок по теме "Необычные свойства обычной воды" В 4 классе по УМК Вахрушева А.А. и др.Данная презентация демонстрируется на этапе открытия знаний и способствует более осознанному пониманию данной темы...

Презентация к уроку технологии: Необычная «пицца» по выходным

Дидактический материал к урокам технологии....

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...

Урок гимнастики в 4 классе "Необычные палочки"

В нашей школе несколько лет проводятся уроки с применением метода сопряженного психофизического развития детей младшего школьного возраста. Эти уроки называются "необычными", потому что для их проведе...