Проект Г. Айзат "Яшәү яме"
проект

Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность её стихов всегда находит отклик в  душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэтесса становится другом каждому читающему человеку. Задача взрослых - познакомить с ней ребенка как можно раньше и сделать ее стихи, рассказы  частью внутреннего мира растущего человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

имени академика Р.З.Сагдеева»

Буинского муниципального района Республики Татарстан

Проект 

Тема:  «Яшәү яме

по творчеству Гульнур Айзат»  

                                  Автор  работы:                                           

       Мулюкова Гузель Фаязовна,

                                                       учитель родного (татарского)

                                       языка и литературы            

г. Буинск

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………3-4

2.Основная часть……………………………………………………………….5-7

«Яшәү яме» по творчеству Гульнур Айзат.

3.Заключение…………………………………………………………………...8

4.Список литературы…………………………………………………………..9

Введение

       С 2017 года в рамках школы и района по творчеству Гульнур Айзат стал реализоваться проект «Яшәү яме».


Актуальность реализации проекта:
       Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность её стихов всегда находит отклик в  душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэтесса становится другом каждому читающему человеку. Задача взрослых - познакомить с ней ребенка как можно раньше и сделать ее стихи, рассказы  частью внутреннего мира растущего человека.


Цели:
- познавательное, воспитательное и эстетическое развитие воспитанников через творчество Гульнур Айзат;

- развивать фантазию, эмоциональную выразительность речи;
-
обогащать словарный запас, развивать память;

- развивать познавательную активность;
- воспитывать любовь к чтению.

Задачи:
- приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через творчество Гульнур Айзат;
- воспитывать любовь к чтению;
- развивать творческое воображение, фантазию;
- учить слушать и слышать;
- развитие эмоциональной выразительности речи.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Вид проекта: парный.

Проблема: дети не имеют достаточно знаний о Гульнур Айзат и её творчестве.

Ожидаемые результаты:
- развитие интереса к творчеству Гульнур Айзат;
- развитие познавательной активности;
- расширение кругозора;
- развитие творческих способностей;
- формирование эмоциональной отзывчивости.


Материал и оборудование: книги Гульнур Айзат, её портрет, презентация.

Основная часть

         Отличник просвещения  Российской Федерации,  Заслуженный учитель  Республики Татарстан,  Лауреат премии  имени Гумара Тулумбая, Лауреат премии  имени Каюма Насыри,  член Союза писателей Республики Татарстан - Гульнур Айзат  (Гульнур Халиловна Айзетуллова)  родилась 19 февраля 1960 года в деревне Старые Енали Апастовского района. В день её рождения весь день свирепствовала снежная буря. Из домов, покрытых снегом, как  будто  исходило тепло. И вот в дом, который стоит в начале деревне, должны привести новорожденную. Отец Гульнур от радости, что родилась дочь, покупает патефон. Этот предмет и ныне занимает место в проекте.

         Гульнур Айзат, окончив среднюю школу, поступает учиться в Казанский государственный университет. В студенческие годы посещает литературный кружок «Әллүки» и татарский народный хор.

         Весной 1982 года Гульнур Халиловна выходит замуж за Азата Айзетуллова. В этой дружной учительской семье друг за другом рождаются сын Идеал и дочь Назлыгуль.

        Гульнур Халиловна  с 2001 года  работала учителем татарского языка и литературы  в школе  имени Р.З. Сагдеева. В настоящее время Гульнур Айзат на заслуженном отдыхе.

        Гульнур Халиловна  для нас является образцом сохранения обычаев и нравов семейного очага. В нашем проекте представлены те предметы, которые  особенно  ценны  для писателя. Её бабушка и прабабушка виртуозно играли на музыкальном инструменте – курай, искусно ткали полотно, шили и вышивали салфетки и полотенца национальными узорами. В своих произведениях она с удовольствием описывает личные вещи своих предков, как тюбетейка, калфак, четки …

       Гульнур Халиловна -  многогранный талант. Она — автор текстов песен, стихов, сборников афоризмов. Свои стихи и песни она называет цветами души. У Гульнур Айзат более пятисот песен, написанных в соавторстве с известными композиторами. Семь книг, три из которых вобрали в себя стихи и афоризмы, остальные написаны в прозе.  Наряду с её стихами в газетах и журналах района и республики печатаются очерки и рассказы. В произведениях  «Бәхет гөле», «Өч мизгел», «Күңел аҗаганнары», «Күз яше ачы була»,  «Бәхет кошы», «Саф чишмә» каждый может узнать себя и сделать выводы. Народный поэт Р.Миңнуллин, восхищаясь талантом, жизнелюбием и целеустремлённостью поэтессы, посвящает ей  несколько стихотворений. Вот одна из них:

Эшләгез сез, яшәгез, сез,

Шушындый әйбәт килеш!

Мин яраткан мөгаллимә

Әйбәт булырга тиеш!

          Гульнур Айзат всегда гордилась и гордится легендарными личностями своего родного края. На их примере воспитывает современную молодежь. Доказательством служит статья в газете «Ватаным Татарстан» от 30 ноября 2013 года.

         На свой 50- летний юбилей Гульнур Айзат подарила 25 картин.  Все они расположены  по правую и левую сторону стены у входа в музей. Её картины несут особую ценность в воспитании нравственности, красоты и эстетичности подрастающего поколения.

         Достижения Гульнур Айзат – это результат её трудолюбия, любознательности. Писательница изучает свою родословную и родословную 2498 соотечественников.

         Гульнур Айзат в своей родной школе основала научно-практические конференции: «Киләчәге бар милләт без, шәхесләргә бай милләт без», «Шәҗәрәләр -  нәсел агачы”. На этих конференциях участвовали и побеждали не только учителя и обучающиеся нашей республики, но и из соседних регионов. Жизнь и творчество Гульнур Айзат также освещалось на вышеупомянутых конференциях.

         Гульнур Айзат - идейный вдохновитель учреждения премии Рената Хариса . Ежегодно талантливые обучающиеся награждаются этой премией.

          В школе им. Р.З. Сагдеева почитают талант и жизнелюбие Гульнур Айзат. Силами педагогов татарского языка и литературы была выпущена школьная газета, посвященная творчеству знаменитой писательницы.

 

Заключение

        В ходе данного исследования  изучили большее количество информации  о творчестве Гульнур Айзат.  Гульнур Халиловна Айзетуллова – поэтесса, известная своими прекрасными стихами. Она так же пишет слова к популярным татарским песням. Ее достижения и звания можно перечислять еще долго. Она – одна из тех, кто всю себя посвятила любимой работе и поэзии. Будучи преподавателем татарского языка и литературы она свою любовь к родному языку, творчеству в любых его проявлениях и к поэзии,в частности,  передает и своим ученикам. В результате работы над проектом мы закрепили знания о творчестве поэтессы Гульнур Айзат.

Список литературы

1. «Ватаным Татарстан» от 30 ноября 2013 года.

2. Айзетуллова Гульнур  «Цветок счастья». – Казань. “Слово”, 2008.

3.  Айзетуллова Гульнур  «Өч мизгел» . – Буинск, 2012.

4.  Айзат Гульнур  «Күз яше ачы була». – Буинск, 2012.

5. Айзат Гульнур  «Привет из прошлого». - Казань. “Слово”, 2015.

6.  Айзат Гульнур  «Күңел аҗаганнары». -  Буинск, 2016.

7.  Айзат Гульнур  «Птица счастья». - Казань. “Ихлас”, 2017.

8. Айзат Гульнур «Чистый ключ». – Казань. Издательство “Ак бүре”, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...