Юные герои войны
методическая разработка (7 класс)

Савкина Юлия Камильевна

Представленное мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию у учащихся личностных качеств, уважения к старшему поколению, гражданской позиции, а также развивает общий кругозор.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении учебных занятий по дисциплинам гуманитарного цикла, при подготовке классных часов и внеклассных мероприятий патриотической направленности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Юные герои войны»

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Подростковый возраст самое благоприятное время для воспитания именно этого чувства. Смотря друг на друга, а также на примеры других сверстников, подростки неосознанно повторяют поступки и действия. Именно поэтому важно уделять как можно больше времени патриотическому воспитанию.

Представленное мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию у учащихся личностных качеств, уважения к старшему поколению, гражданской позиции, а также развивает общий кругозор.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении учебных занятий по дисциплинам гуманитарного цикла, при подготовке классных часов и внеклассных мероприятий патриотической направленности.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса) 12-14 лет/7 класс

Цели: Воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину

Задачи:

  • познакомить детей с подвигами юных героев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.;
  • на примере юных героев Великой отечественной войны показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы;
  • воспитать гордость за своих сверстников в годы войны.

Планируемые результаты воспитательного мероприятия

Личностные результаты:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • оценивать ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • формировать основы гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину и российский народ, осознавать свою этническую принадлежность;
  • развивать целеустремленность, умение преодолевать трудности;
  • определять и высказывать общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • формировать установки на наличие мотивации к творческому труду, работу на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формировать умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • активно использовать речевые средства и средства информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) для решения задач;
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), обработки, анализа, организации, передачи информации;
  • быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • уметь договариваться о распределении ролей; осуществлять взаимный контроль, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • осваивать доступные способы изучения общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора

Классный час с элементами театрализованного представления.

Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Одним из требований к организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО является широкое использование активных и интерактивных методов обучения для формирования у обучающихся необходимых компетенций. В результате внедрения интерактивных методов во внеклассную работу создаются условия для самореализации обучающихся, развиваются коммуникативные умения и навыки, усиливаются эмоциональные контакты между одноклассниками, повышается мотивация к учебной и дальнейшей профессиональной деятельности. При организации мероприятия используются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые, исследовательские, информационные технологии.

Материально-технические информационные ресурсы

  • Видеозаписи: https://www.youtube.com/watch?v=IrIE0NsAZQI (1.41),
  • Интерактивная доска, проектор, авторская презентация «Юные герои войны», смартфон.
  • Докладчики в роли «Юных героев» (тексты раздаются заранее).
  • Стенд с фотографиями о войне из личного архива семей обучающихся, с кратким описанием (коллективная работа).
  • Сценарий мероприятия.
  1. Основная часть
  1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

Заранее подготовить докладчиков, которые будут в роли «Юных героев». По возможности пригласить ветеранов ВОВ на классный час и организовать для них поздравления.

  1. Описание проведенного воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

Ход мероприятия

Видео ряд https://www.youtube.com/watch?v=IrIE0NsAZQI (просмотр до 1 минута 41 сек) (Слайд 3)

Учитель: 22 июня 1941 г. На нашу Родину вероломно напал злой и сильный враг – фашистская Германия. (слайд 4)

Эта война была особенной… она называлась Великой Отечественной.

Как вы думаете почему? (Ответы учащихся)

Да, совершенно верно. Потому, что все от мала до велика, поднялись на защиту Родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них – были удостоены звания Героя Советского Союза. О них нередко упоминали в газетах, им посвящали книги. И даже улицы и города нашей Великой Родины – России называли их именами. В те годы дети быстро взрослели, уже в 10-14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и действующей армии. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады.

Ученик 1: В нашей истории много событий,

где приходилось отстаивать Мир;

Взрослых удел это, но не забыты

дети — идущие в бой, вместо игр.

Сколько их, маленьких, лесом встревоженным

Тайно носилось по тропкам, исхоженным:

Страшно, наверное, было идти,

важно — записку прижать на груди.

На голове вместо кепок — папахи,

вместо панамок — тугие платки,

И гимнастёрки — а не рубахи,

вместо туфлей кирзачи-сапоги.

Как отвечать этим псам с автоматами,

как бы при обыске не задрожать?

Как не заплакать, когда тебе... с матами,

дуло — под нос, что готово стрелять?

Сердце ребёнка кипело от злобы,

вместо улыбок они — вновь и вновь

Жизнью своей рисковали так, чтобы

Мир на Земле воцарил и Любовь!

Учитель: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Но пришел час, и они показали каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам (слайд 5)

Учитель: Юные герои с первых дней войны участвовали в боевых действиях, уходили в партизаны. Некоторые из них были ваши ровесники, а кто-то даже младше вас.

Учитель: Чтобы узнать имя первой героини вам необходимо перейти по QR-codе. (Учащиеся наводят на код и узнают имя первой героини). Выходит, девочка в образе Зины Портновой и от первого лица начинает рассказывать о себе.

«Зина Портнова»: Я родилась в Ленинграде. После седьмого класса летом 1941 года приехала на каникулы к бабушке в белорусскую деревню Зуя. Там и застала меня война. Белоруссию заняли фашисты.

С первых дней оккупации была создана тайная организация «Юные мстители». Мы вели борьбу с фашистскими оккупантами. Нашими усилиями была взорвана водокачка, что задержало отправку на фронт десять фашистских эшелонов. Отвлекая противника, «Мстители» разрушали мосты и шоссе, взорвали местную электростанцию, сожгли завод. Добывая сведения о действиях немцев, мы сразу же передавали их партизанам.

Мне поручали всё более сложные задания. По одному из них я устроилась на работу в немецкую столовую. Поработав там немного, осуществила эффективную операцию – отравила пищу для немецких солдат. Более 100 фашистов пострадали от этого обеда. Немцы стали обвинять меня. Чтобы доказать свою непричастность, я ела этот отравленный суп. А позже почти без чувств добралась до дома, а дальше… Дальше всё как в тумане, но бабушка своими отварами спасла меня.

В 1943 году стали появляться предатели, которые раскрывали секретные сведения и выдавали наших ребят фашистам. Многие были арестованы и расстреляны. Тогда командование партизанского отряда поручило мне установить связь с теми, кто остался в живых. Фашисты схватили меня, когда я возвращалась с задания. Меня страшно пытали. Но ответом врагу было лишь молчание, презрение и ненависть. Допросы не прекращались.

Гестаповец подошел к окну. А я, метнувшись к столу, схватила пистолет. Очевидно уловив шорох, офицер порывисто обернулся, но оружие было уже в моих руках. Я нажала курок. Выстрела почему-то не слышала. Только увидела, как немец, схватившись руками за грудь, свалился на пол, а второй, сидевший за боковым столом, вскочил со стула и торопливо отстегивал кобуру револьвера. Я быстро направила пистолет и на него. Снова, почти не целясь, нажала курок. Бросившись к выходу, рванула на себя дверь, выскочила в соседнюю комнату и оттуда на крыльцо. Там почти в упор выстрелила в часового. Выбежав из здания комендатуры, быстро помчалась вниз по тропинке.

Только бы добежать до реки, – думала я. Но сзади слышался шум погони… Почему они не стреляют? Совсем рядом уже казалась гладь воды. А за рекой чернел лес. Я услышала звук автоматной стрельбы, и что-то колючее пронзило мою ногу. Я упала на речной песок. Но мне хватило сил, слегка приподнявшись, выстрелить… Последнюю пулю берегла для себя.

Когда немцы подбежали совсем близко, я решила, что все кончено, и наставила пистолет на себя и нажала курок. Но выстрела не последовало: осечка. Фашист вышиб пистолет из моих слабеющих рук.

Меня отправили в тюрьму. Больше месяца немцы зверски пытали, они хотели, чтобы я предала своих товарищей. Но дав клятву верности Родине, я держала ее.

Утром 13 января 1944 года на расстрел вывели седую и слепую девушку. Она шла, спотыкаясь босыми ногами, по снегу.

Я выдержала все пытки, потому что по-настоящему любила нашу Родину и погибла за нее, твердо веря в нашу победу. И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я мог бы поступить так?»…

Учитель: Зинаиде Портновой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Учитель: Давайте узнаем имя следующего юного героя. (Учащиеся наводят на код и узнают имя первой героини). Выходит, мальчик в образе Марата Казея и от первого лица начинает рассказывать о себе.

«Марат Казей»: Мы с сестрой осиротели, когда немцы убили маму за помощь минскому подполью. Мы присоединились к партизанам, и я стал разведчиком. И хотя в 1943 году нам обоим предложили отправиться в глубокий тыл (у Ариадны были отморожены обе ноги), я 14-летний мальчишка предпочел остаться в отряде. В марте 1943 года мне удалось спасти целый партизанский отряд, сумев выбраться из окружения и привести подмогу. В мае 1944 года, когда возвращался с разведывательной операции, столкнулся с немцами. Когда немцы подошли слишком близко, я не нашел другого выхода и взорвал себя вместе с немцами.

Учитель: Несмотря на свой юный возраст Марат получил несколько наград: «За боевые заслуги», «За отвагу» и «Орден Отечественной войны» 1-й степени. Посмертно был награжден званием Героя Советского Союза.

Ученик: Бесстрашное имя – награда герою

Он вашим ровесником был

Споёмте о том, как любимец отряда

Бесстрашно в разведку ходил.

Споемте о том, как летали с пути эшелоны,

Которые он подрывал.

Всем сердцем в победу грядущую верил,

В бою он отчаянным был.

Недаром однажды фашистcкого зверя

В чинах генеральских подбил.

Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.

Уснул у костра на земле

Не снилось ему, что о подвиге этом

На утро узнают в Кремле.

Что будет герою Звезда золотая –

Награда за воинский труд.

Что люди, о подвиге славном мечтая,

На Лёньку равненье возьмут.

Учитель: Следующий наш герой Лёня Голиков

Родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Новгородской области. Отец Лени – Голиков Александр Иванович – работал мастером на сплаве леса, а мать – Екатерина Алексеевна – была домохозяйкой. В 1935 году Леня поступил в школу, находившуюся в соседней деревне Мануйлово. Там он вступил в пионеры. Как и большинство мальчишек, рос подвижным, веселым, хулиганистым. Таким и остался он в воспоминаниях сверстников: организатором ребячьих игр и баталий, инициатором дальних походов на плотах по реке. Любил Ленька побродить по лесу, посидеть с удочкой у реки, любил читать книги и петь. В 1939 году тяжело заболел отец и Леня пошел работать на Тулитовский сплавпункт. Окончил 5 классов.

Когда началась война, и фашисты заняли Лёнино село, он не захотел трудиться на гитлеровцев и бросил работу. С первых дней оккупации в Старорусском и Полавском районах действовали местные партизаны. Не раз бродил Леня по лесу в поисках партизан, мечтая попасть в отряд. Узнав от своего учителя по мануйловской школе В.Г. Семенова о формировании партизанской бригады, Леня обратился к командованию с просьбой зачислить его в отряд. Ему отказали, однако, он не отступил и А.П. Лучин, покоренный настойчивостью мальчика, сам упрашивает командира вновь сформированного отряда взять Голикова связным. Вместе со сверстниками он подобрал однажды на месте боя несколько винтовок, похитил у фашистов два ящика гранат. Все это они потом передали партизанам.

С марта 1942 года Лёня Голиков - разведчик 67-го отряда 4-й партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях.

Юный партизан неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. При его непосредственном участии были подорваны 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сожжены 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Особенно отличился при разгроме вражеских гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север.

13 августа 1942 г. Леня с партизанами отправился в разведку к шоссе. Выполнив задание, партизаны уходили в лес, Леня шел последним. В это время вдали показалась немецкая штабная машина. Леня швырнул гранату. Машину подбросило. Из кабины выскочил гитлеровец с портфелем и побежал. Это был немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Около 1 км Леня бежал за ним, наконец, он сразил врага последним патроном. Портфель с важными документами Леня доставил в партизанский штаб. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. И они немедленно были отправлены в Москву. Из Москвы пришла радиограмма - предлагали представить к высшей награде всех участников операции по захвату важных документов. Но мальчику не удалось узнать о своем награждении. Он погиб 24 января 1943 г.

Учитель: Свой героический путь борьбы с фашистами пионер Витя Хоменко прошел в подпольной организации "Николаевский центр". В школе по немецкому у Вити было "отлично", и подпольщики поручили пионеру устроиться в офицерскую столовую. Он мыл посуду, случалось, обслуживал офицеров в зале и прислушивался к их разговорам. В пьяных спорах фашисты выбалтывали сведения, которые очень интересовали "Николаевский центр".

Быстрого, смышленого мальчишку офицеры стали посылать с поручениями, а вскоре и вовсе сделали посыльным при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики на явке... Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы установить связь с Москвой. В Москве, в штабе партизанского движения, они доложили обстановку и рассказали о том, что наблюдали в пути. Вернувшись в Николаев, ребята доставили подпольщикам радио.

В 1965 году юный герой Виктор Хоменко был награжден орденом Отечественной войны I степени (посмертно)

Учитель: 9 мая 1945 года война закончилась. Огромные потери понесла в ней наша Родина – и сегодня еще не известно точное число погибших. Советские воины – и выдающиеся полководцы, и рядовые солдаты, и дети-герои, - все они отстаивали землю своих отцов, своё Отечество.

Поэтому мы должны помнить их — и больших, взрослых, и маленьких героев этой страшной войны. У нас нет права забыть то, что пережили наши прадеды! У нас нет права забыть тех мальчишек и девчонок, которые не жалели себя во имя победы!

Ученик: Ребята! Головы склоните!

Руки, салютуя, поднимите!

Смолкни, барабан!

И, сердце, бейся тише!

Мысленно пусть станут перед строем

На войне погибшие - герои!

Помним мы юных,

Горды их делами,

Память о них не сотрут года.

Минута молчания.

Учитель: Вот и подходит к концу наше мероприятие. Я хочу, чтобы каждый из вас задал себе вопрос: «А с мог бы поступить так?»

Пусть в этот день все дети во всех уголках земли, вспоминая о бессмертных порывах юных борцов, еще сильнее сомкнут свои ряды, еще крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир и дружбу на всем земном шаре.

Дети исполняют песню «Орлёнок»

Учитель: Дорогие ребята! Впереди великий день-День Победы. Пусть он будет светлым, ясным и мирным. Пусть всегда вам светит солнце, поют птицы, зеленеют поля, но никогда на изумрудной траве вместо росы не алеют капли чьей-то невинной крови! И давайте будем достойны тех, кто лежит под гранитными плитами мемориалов и скромными обелисками по всей нашей необъятной России! И сегодня мы вырежем из бумаги белого голубя, как символ мира, свободы и счастья. Прикрепим его на окно. Пусть летает под мирным небом.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классного руководителя

Изучение фактов о «Юных героях войны» можно приурочить и к другим знаменательным датам: Дню Героев Отечества, к Дню защитников Отечества. Можно организовать проведение во время недели Истории в школе. Данное воспитательное мероприятие можно реализовать во всех образовательных учреждениях любого уголка нашей необъятной Родины.

Презентация к разработке доступна по ссылке

https://disk.yandex.ru/d/4XNjy_Qe-upBUQ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Юные герои Первой мировой войны

Данная презентация посвящается 100-летию начала Первой мировой войны. Первая мировая война — один из крупнейших вооружённых конфликтов в истории человечества. В России ее называли Великой или Вто...

"Юные герои войны"

конспект непосредственой образовательной деятельности по может воспитателям провести занятия по познавательному развитию....

Сценарий литературного вечера "Юные герои войны"

Сценарий литературного вечера "Юные герои войны" для детей среднего школьного возраста...

Стихотворение "Юным героям войны посвящается..."

                            Юным героям войны посвящается…В июне сорок первогоВесь мир спокойно спал,Но бой снарядов...

Классный час: "Юные герои войны".

Классный час, посвящён детям, которые во время Великой Отечественной войны сражались на фронте....

Юные герои войны

Рассказывается о подвигах детей и молодежи во время ВОв....