РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Курс внеурочной деятельности: «Читательская грамотность» Класс: 5-9
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Нурмухаметова Лилия Маулембирдеевна

Программа нацелена на развитие:

способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Читательская грамотность"26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа разработана на основе:

 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-фз (ред.от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации».

 Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 № 1577).

 Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации занятий внеурочной    деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

 Письма Минобрнауки Самарской области от 17.02.2016 № МО-16-09-01/173-ту «Об организации занятий внеурочной деятельности в  общеобразовательных организациях Самарской области, осуществляющих деятельность по основным общеобразовательным программам».

 Примерным программам внеурочной деятельности. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО.

Пояснительная записка

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»[1], - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от                  7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»[2].

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках
2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что
результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния[3]. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

Место учебного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из плана внеурочной деятельности .

Общее        число        часов,        отведённых        на        изучение        курса «Читательская грамотность», — 74 ч (один час в неделю в каждом классе): 5 класс – 16 ч   ;6 класс — 16 ч.  7 класс — 16 ч;     8 класс – 16 ч;      9 класс – 10 ч.

Содержание учебного курса «Читательская грамотность».

Уровни

Планирование образовательных ресурсов

Типовые задачи

Инструменты и средства

5 класс

Уровень узнавания и понимания

Учим воспринимать и объяснять информацию

Находит и извлекает информацию из различных текстов

Определить вид текста, его источник. Обосновать своё мнение.

Выделить основную мысль в текст, резюмировать его идею.

Предложить или объяснить заголовок, название текста.

Ответить на вопросы словами текста. Составить вопросы по тексту.

Продолжить предложение словами из текста.

Определить назначение текста, привести примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно использовать информацию из текста.

Тексты (учебный, художественный, научно-популярный, публицистический;   повествовательный, описательный, объяснительный; медийный).

По содержанию тексты должны быть математические, естественно-научные, финансовые. Объём: не более одной страницы.

6 класс

Уровень понимания и применения

Учим думать и рассуждать

Применяет информацию, извлечённую из текста, для решения разного рода проблем

Сформулировать проблему, описанную в тексте. Определить контекст.

Выделить информацию, которая имеет принципиальное значение для решения проблемы.

Отразить описанные в тексте факты и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице)

Из предложенных вариантов выбрать возможные пути и способы решения проблемы.

Вставить пропущенную в тексте информацию из таблицы, граф-схемы, диаграммы.

Привести примеры жизненных ситуаций, в которых могут быть применены установленные пути и способы решения проблемы.

Построить алгоритм решения проблемы по данному условию.

Задачи (проблемные, ситуационные, практико-ориентированные, открытого типа, контекстные).

Проблемно-познавательные задания.

Графическая наглядность: граф-схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты.

Изобразительная наглядность: иллюстрации, рисунки.

Памятки с алгоритмами решения задач, проблем, заданий

7 класс

Уровень анализа и синтеза

Учим анализировать и интерпретировать проблемы

Анализирует и интегрирует информацию для принятия решения

Выделить составные части в представленной информации (тексте, задаче, проблеме), установить между ними взаимосвязи.

Сформулировать проблему на основе анализа представленной ситуации. Определить контекст проблемной ситуации.

Определить область знаний, необходимую для решения данной проблемы.

Преобразовать информацию из одной знаковой системы в другую (текст в схему, таблицу, карту и наоборот).

Составить аннотацию, рекламу, презентацию.

Предложить варианты решения проблемы, обосновать их результативность с помощью конкретного предметного знания.

Привести примеры жизненных ситуаций, в которых опыт решения данных  проблем позволить быть успешным, результативным.

Составить алгоритм решения проблем данного класса.

Сделать аналитические выводы.

Тексты, задачи, ситуации

Задачи (проблемные, ситуационные, практико-ориентированные, открытого типа, контекстные).

Проблемно-познавательные задания.

Графическая наглядность: граф-схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты.

Изобразительная наглядность: иллюстрации, рисунки.

Памятки с алгоритмами решения

8 класс

Уровень оценки в рамках предметного содержания

Учим оценивать и принимать решения

Принимает решение на основе оценки и интерпретации информации

Оценить качество представленной информации для решения личных, местных, национальных, глобальных проблемы.

Предложить пути и способы решения обозначенных проблем.

Спрогнозировать (предположить) возможные последствия предложенных действий.

Оценить предложенные пути и способы решения проблем, выбрать и обосновать наиболее эффективные.

Создать дорожную (модельную, технологическую) карту решения проблемы.

Тексты, задачи, ситуации

Карты: модельные, технологические, ментальные, дорожные

9 класс

Уровень оценки в рамках метапредметного содержания

Учим действовать

Оценивает информацию и принимает решение в условиях неопределённости и многозадачности

Сформулировать проблему (проблемы) на основе анализа ситуации.

Выделить граничные условия неопределённости многозадачности указанной проблемы.

Отобрать (назвать) необходимые ресурсы (знания) для решения проблемы.

Выбрать эффективные пути и способы решения проблемы.

Обосновать свой выбор. Доказать результативность  и целесообразность выбранных способов деятельности.

Типичные задачи (задания) метапредметного и практического характера.

Нетипичные задачи (задания) метапредметного и практического характера.

Комплексные контекстные задачи (PISA)

Планируемые результаты

Метапредметные и предметные

Читательская грамотность

5 класс

Уровень узнавания и понимания

находит и извлекает информацию из различных текстов

6 класс

Уровень понимания и применения

применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем

7 класс

Уровень анализа и синтеза

анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста

8 класс

Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания

оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания

9 класс

Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапред-метного содержания

оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания

Личностные результаты

Читательская грамотность.

5-9 классы

оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

5 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации

2

Личная ситуация в текстах.

2

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

2

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое)

2

Что такое вопрос? Виды вопросов.

2

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

2

Работа со сплошным текстом

2

Проведение рубежной аттестации

2

Итого

16

6 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении.

Определение авторской позиции в художественном тексте

2

Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.

2

Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в тексте.

2

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?

2

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)

2

Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.

2

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

2

Проведение рубежной аттестации

2

Итого

16

7 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. 

2

Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах.

2

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?

2

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).

2

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.

2

Типы задач на грамотность (позиционные задачи)

2

Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы.

2

Проведение рубежной аттестации

2

Итого

16

8 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. 

2

Учебный текст как источник информации.

2

Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?

2

Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы)

2

Поиск ошибок в предложенном тексте.

2

Типы задач на грамотность (информационные задачи)

2

Работа с несплошным текстом: графики и диаграммы

2

Проведение рубежной аттестации

2

Итого

16

9 класс

Тема занятия

 Кол-во часов

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания.

1

Сопоставление содержания текстов научного стиля.

1

Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации

1

Типы текстов: текст-аргументация

1

Составление плана на основе исходного текста.

1

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.

1

Работа со смешанным текстом. Составные тексты.

2

  1. .

Проведение рубежной аттестации

2

Итого

10



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования внеурочного учебного курса «Шаги к олимпиаде»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями учебной программы к формированию комплексных коммуникативных умений учащихся при обучении английскому язы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности Музейный клуб «ПОИСК» для обучающихся 7-8 классов на 2021 — 2023 учебный год

Программа по внеурочной деятельности музейного клуба «Поиск» является модифицированной. Она составлена в соответствии со следующими нормативными документа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов на 2021 — 2026 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности Музейный клуб «ПОИСК» для обучающихся 6-7 классов на 2022 — 2023 учебный год

Пояснительная записка. Программа по внеурочной деятельности музейного клуба «Поиск» является модифицированной. Программа музейного клуба «Поиск» предполагает организацию деятельност...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задач...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 5 - 9 классов

Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 170 часов (34 часа в год). Программа рассчитана на учащихся...

Рабочая программа основного общего образования курса внеурочной деятельности «адаптивная физкультура» для 8 класса

Рабочая программа основного общего образованиякурса внеурочной деятельности «адаптивная физкультура»для 8 «Б» класса...