Кружок "Что? Где? Когда?"
статья

В помощь педагогу дополнительного образоания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon В помощь педагогу ОДОД50.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.   ПЛАТФОРМА  ДЛЯ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ  УЧАЩИХСЯ

В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зверева Н.Д., педагог дополнительного образования детей

 «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат» 

В.А. Сухомлинский

В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности. Именно талантливые дети обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит сделать качественный скачок
в экономической и социальной сфере. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят».

В нашей школе уделяется большое внимание работе с одарёнными учащимися. Какими качествами обладают одарённые дети? Они – думающие, самостоятельные, уверенные, заинтересованные личности. У них есть жизненная цель.

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению
с другими людьми.
 [1]

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.[1]

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. [1]

В школе проводился опрос учащихся. Цель такой работы – определить заинтересованность детей  во внеурочной деятельности.

Восьмиклассники. 80% детей посещают кружки спортивной направленности. 11% отдают предпочтение занятиям в кружках психологии, например: кружок «Я лидер» на базе ГБОУ школы №455. Остальные учащиеся выбрали на базе ЦДЮТТ кулинарию, моделирование одежды, танцевальный кружок, занятия музыкой.

Девятиклассники. 60% детей посещают кружки спортивной направленности. 20% догоняют школьные знания в группах подготовки к ОГЭ. Но 7% процентов детей посещают компьютерные кружки: программирование, Web сайты, администрирование, компьютерная графика. Беседуя с ними, заметили, что ребята обладают на наш взгляд, достаточными знаниями для того чтобы поделиться ими с другими.

Настал момент, когда можно заинтересованность отдельного ученика реализовать в исследовательском процессе, создании проекта, игры.

В процессе работы над проектами для учеников созданы необходимые условия, при которых обучающиеся: самостоятельно получают  недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, развивают  исследовательские способности; системное мышление.

ИКТ-технологии, на наш взгляд, как ни какая другая технологии подходят для этих целей. Они ориентированы на самостоятельное освоение нового опыта учеником, развитие познавательных возможностей; представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач.

Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего проекта или исследования, возможность его использования не только
в прикладных целях, но и в практическом плане.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся в учебном процессе позволяет сделать образовательную среду инновационной.

Именно в такой образовательной среде создаются оригинальные и по-настоящему новые идеи. Например: ученик нашей школы Суворов Александр создал проект «Вирусы. Разрешите познакомиться». Работа была заслушана на заседании школьного методического совета.  И это очень хорошо. Ученик приобрел опыт презентации  работы для аудитории. А дальше? 

При наличии сетевого сотрудничества на различных уровнях между организациями района, города можно было бы найти предложения для дальнейшего продвижения школьных проектов.

Если обратиться к первоисточникам, то «под пониманием сетевого взаимодействия в сфере образования можно считать социальное сотрудничество между образовательными организациями по реализации совместной деятельности нескольких образовательных организаций, организованное для обучения и воспитания, взаимообразованности, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования» [2]

Мы говорим не о дистанционном сотрудничестве. Мы говорим об очном представлении своей работы учеником. И из двух современных форм  основной системы взаимодействия выбираем  кооперацию, а не конкуренцию, так как ставим  перед собой задачу – это создание условий информационного обмена между  учениками. Согласитесь, что формирование коммуникативной культуры обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств.

Наверное, пришло время,  когда к трем моделям  взаимодействия: модель «Учитель-ученик», «Ученик-ученик», «Учитель – Учитель» в нашем районе можно добавить модель «Ученик - Учитель – Тьютер».  Тьютер - это организатор конкурсов, фестивалей, конференций, например:  фестиваль «Инновационное творчество юных школе», организатор конкурса проектов  технической направленности и другие, в которых учащиеся могут презентовать свои работы.  Тогда будем  уверенны, что разработанный учеником проект будет заслушан не только в школе, но и на другом уровне.  Это позволит обучающемуся повысить свою самооценку и получить отличный стимул для творчества и профессионального развития своих качеств.

Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения». Конечно, живое общение бесценно, его ничто и никогда не заменит. Но вот создать условия для такого общения – это наша задача.

Интернет источники:

 1 Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка [Электронный ресурс]- Режим доступа http://old.school.msk.ort.ru/i

2 Сетевое взаимодействие [Электронный ресурс]- Режим доступа http://iom.by/ru/

3 Ассоциация педагогов, работающих с интеллектуально одаренными  детьми [Электронный ресурс]- Режим доступа http://www.petrogradnews.ru/news


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"

Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики.  игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...