Программа "Быть здоровым-это модно"
рабочая программа

Кий Вера Николаевна

Рабочая программа направлена на воспитание здорового образа жизни обучающихся школы  1-11 классов, профилактику табакакурения,  алкоголизма и употребления ПАВ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byt_zdorovym_-_eto_modno.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Большелеушинская средняя  общеобразовательная школа»

Октябрьский район, ХМАО – Югра

Программа

"Быть здоровым – это модно!"

Содержание  программы «Быть здоровым – модно!»

  1. Паспорт
  2. Пояснительная записка
  3. Цели и задачи программы
  4. Формы, методы и приемы работы
  5. Этапы реализации программы
  6. Календарный план мероприятий на 2 года
  7. Прогнозируемый результат внедрения программы «Быть здоровым – это модно!»
  8. Ожидаемые результаты
  9. Используемая литература

Паспорт программы

Наименование программы:

Быть здоровым – это модно!

Основные разработчики программы

МОУ «Большелеушинская СОШ»

Телефон

Сроки реализации программы

Кий Вера Николаевна, заместитель директора по ВР

Тюменская область ХМАО – Югра Октябрьский район

 п. Большие  Леуши, ул. Центральная 28

(346-78) 2-29-17

2 года

Пояснительная записка

Актуальность проблемы
      Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу формирование гармонично развитой, социально активной личности выпускника. Развитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания здоровья. Отсутствие здоровья часто лежит в основе отчуждения, ограниченной коммуникации, недостаточного самоуважения. Сохранение здоровья каждого - залог здоровья нации.

Статистические данные за последние годы показывают высокую заболеваемость детского населения. Анализ показывает, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижение уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни. Это сделало необходимым введение в воспитательную работу школы программы «Быть здоровым – это модно», призванной обеспечить сохранение и улучшении физического, психического и социального здоровья.

Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. Развивающиеся процессы, в результате разрушают целостность, естественность функционирования организма, вызывают у молодежи комплексы агрессивности, эгоцентризма, потери уверенности в себе, пассивности, а подчас и антисоциальные установки, толкают ее на ложь, насилие, преступления. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.
Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой, заинтересованность родительской общественности, местных сообществ в сохранении здоровья детей и профилактике вредных привычек.


Кадрово-профессиональный потенциал школы позволяет развернуть антинаркотическую работу, для реализации которой необходима надежная и эффективная программа, реализуемая при тесном межведомственном сотрудничестве с социальными службами поселка и района. Основная работа по реализации программы осуществляется педагогами, педагогом - организатором школы, активом детской  школьной организации «Шанс». Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (медицинских работников ФАП поселка и врачей районной больницы, инспектора ПДН и КДН, администрацию поселкового совета, библиотеки.)

Цели и задачи программы:

1.

Цель программы

- реализация политики Правительства Российской Федерации и Ханты-Мансийского национального округа в области формирования социально – активной личности учащегося посредством пропаганды здорового образа жизни.
Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.

2.

Задачи программы

- формирование и реализация программы по улучшению здоровья учащихся;

- активизация разъяснительной работы с младшими школьниками, подростками, молодежью и родителями.

- привитие и развитие у школьников жизненных навыков, необходимых для поддержания здорового образа жизни;

- воспитание личности, способной путем получения достоверной информации, знаний и навыков сформировать отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ;

- при помощи взаимодействия школы, семьи и социальных служб поселка оказать формирование антинаркотического мировоззрения подростков;

- помощь школьному коллективу в проведении  массовых акций и мероприятий, связанных с профилактикой употребления психотропных веществ;

- развивать и внедрять новые технологии обучения и воспитания учащихся, искать ресурсы за пределами школы для этих целей

- анализировать и при необходимости внедрять предложения по содействию программе, по её корректировке, изменениям

- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним

- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении

-  развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска".

Программа по первичной профилактике всех видов зависимостей и пропаганде здорового образа жизни среди подростков

Формы, методы и приемы профилактической работы.

1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.

2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.

3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.

4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.

5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.

6. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни.

7. Материально- техническое  обеспечение образовательного учреждения.

8. Организация рационального питания

9. Формирование валеологических знаний у учителей, учащихся и их родителей (беседы врачей - специалистов); родительский всеобуч

10. Воспитание культуры потребления медицинских услуг

11. Профилактика травматизма и основы личной безопасности

12.Мониторинг и совершенствование гигиены помещения, школьного двора, спортивных сооружений;

Этапы реализации программы

I. Подготовительный этап 

• Анализ состояния профилактической работы
• Диагностика трудностей и проблем.
• Обработка результатов.

II. Практический 

• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.

III. Обобщающий

• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.

Календарный план мероприятий.

№ п/п

Виды деятельности участников программы

Сроки выполнения

Ответственные

2021 – 2022 учебный год

1

Составление базы данных по учащимся

август - сентябрь

Директор школы

Зам. директора по ВР

2

Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.

сентябрь

Классные руководители

Зам. директора по ВР

3

Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.

сентябрь

Зам. директора по ВР

Члены Совета профилактики

4

Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).

сентябрь

Руководители кружков, спортивных секций

5

Организация и проведение Дня здоровья «Золотая осень!»

сентябрь

Классные руководители

Учитель физкультуры

Учитель ОБЖ

Педагог-организатор

6

Проведение классных часов по тематике «Быть здоровым – это модно», «Наркотикам - нет! Здоровому образу жизни - да!», «Соблюдай режим дня», «Лесная аптека на службе человека» «Праздник мойдодыра» и т.д.

сентябрь

Классные руководители

7

Анкетирование среди учащихся 5, 9 классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения.

октябрь

Классные руководители

Зам. директора по ВР

8

Классные часы по итогам анкетирования

октябрь

Классные руководители

9

Заседание Совета профилактики

октябрь

Зам. директора по ВР

10

Вакцинация учащихся школы от гриппа

октябрь

Участковый врач

11

Подобрать материалы к родительским собраниям по тематике: “Режим дня школьника”, “Физическая активность и здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на здоровье», Профилактика вредных привычек”, “ЗОЖ, закаливание”, “Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения”, “Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии”.

конец первой четверти

Классные руководители

Зам. директора по ВР

12

Участие в районной акции «Мы выбираем будущее»

октябрь

Зам. директора по ВР

13

  Анкетирование среди учащихся 7 - 11 классов с целью выявления знаний о психотропных веществах и их употреблении

ноябрь

Классные руководители

Зам. директора по ВР

14

Беседы врача- терапевта с учащимися 7 - 11 - ых классов  с просмотром видеокассет по темам:  “Наркомания”,  «СПИД», “Виртуальная агрессия”

ноябрь

Участковый врач - терапевт

15

Конкурс рисунков, газет, буклетов, компьютерных презентаций,  посвященный Дню борьбы со СПИДом.

ноябрь

Учитель ИЗО

Учитель информатики

Классные руководители

16

Выставки книг в сельской и школьной библиотеках о спорте, здоровом образе жизни

ноябрь

Библиотекарь школьной библиотеки

Библиотекарь сельской библиотеки

17

Оформить картотеку по теме: “Здоровый образ жизни”

ноябрь

Библиотекарь школьной библиотеки

Библиотекарь сельской библиотеки

18

Классные часы в 1 – 6 классах о личной гигиене школьников

декабрь

Классные руководители

19

«Все на лыжню»

новогодние каникулы, в течение зимы

Классные руководители Учитель физкультуры

20

Строительство «Снежного городка»

декабрь

Классные руководители

21

Беседа врача-терапевта с учащимися школы о профилактике гриппа

декабрь

Участковый врач - терапевт

22

Родительское собрание «Шаг навстречу» Обсуждение вопросов о роли семьи в воспитании детей, о пропаганде здорового образа жизни.

конец второй четверти

Зам. директора по ВР

Педагог - организатор

23

Консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ.

в течение выполнения программы

Работники здравоохранения

Зам. директора по ВР

24

Посещение учащимися спортивной секции

в течение выполнения программы

Учитель физкультуры

25

Военно-спортивные соревнования между учителями и учениками

февраль

Учитель физкультуры

Учитель ОБЖ

Педагог-организатор

26

Игра для младших школьников «Зарница»

февраль

Педагог - организатор

27

Диспут «Как счастье человека зависит от его здоровья» 9 – 11 класс

март

Педагог - организатор

28

Медицинский осмотр учащихся

март

Работники здравоохранения

29

В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми “группы риска”, контролировать их занятость во время каникул.

в течение учебного года

Зам. директора по ВР

30

Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении.

в течение учебного года

Зам. директора по ВР

31

Проводить заседания Совета профилактики правонарушений.

по мере необходимости

Зам. директора по ВР

32

Вести журнал взаимодействия специалистов по профилактике девиантного поведения учащихся.

в течение учебного года

Зам. директора по ВР

33

Следить за соблюдением

санитарно-гигиенического режима в школе.

в течение учебного года

Медицинский работник школы

34

Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся.

в течение учебного года

Работники здравоохранения

35

Туристический слет

май

Зам. директора по ВР

Педагог - организатор

36

Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания, посвящённой здоровому образу жизни подростков

Июнь - июль

Начальник лагеря

2022-2023 учебный год

37

Анализ состояния профилактической работы за 2021 – 2022 уч. год.
Диагностика трудностей и проблем.

август-сентябрь

Зам. директора по ВР

38

Составление расписания занятий с учетом  санитарных норм

сентябрь

Зам. директора по УВР

39

Формирование банка данных на учащихся группы риска и больных  детей

сентябрь

Зам. директора по ВР Медицинский работник

40

Составление меню питания учащихся

сентябрь

Медицинский работник

41

Мониторинг на  классных часах с целью выявления психологического климата в классе, детей, нуждающихся в индивидуальном подходе, заполнение «Индивидуальной карты учащегося»

сентябрь

Классные руководители

42

Состояние здоровья на начало учебного года (1 - 11 кл)

октябрь

Медицинский работник

43

Осенний день здоровья

Проект «Экспресс - Информ"

октябрь

Учитель физкультуры

Учитель ОБЖ

Педагог-организатор

44

Классные часы и беседы:

Уроки Айболита (1,2кл.)

Уроки Знайки (3,4 кл.)

Твое психическое здоровье 5-8 кл

Умей контролировать эмоции 9-11 кл

октябрь- ноябрь

Классные руководители

45

Соревнования по волейболу, пионерболу,

шашкам, шахматам

осенние каникулы

Учитель физкультуры

46

Анкетирование родителей по теме: “Ведете ли вы здоровый образ жизни?”

Проведение обучающих семинаров для родителей:

«Подростковые неврозы»

Лекция «Болен-лечись, а здоров - берегись»

ноябрь - декабрь

Классные руководители

Медицинский работник

47

Викторина «Юный пешеход» нач. школа

Викторина «Спорт» 5-8 классы

Викторина « Достижения российских спортсменов» 9-11 классы

декабрь

Учитель физкультуры

Учитель ОБЖ

48

Неделя физической культуры и спорта

декабрь

Учитель физкультуры

Учитель ОБЖ

49

Строительство Снежного городка

декабрь

Классные руководители

50

«Зимние забавы»

новогодние каникулы, в течение зимы

Учитель физкультуры

Учитель ОБЖ

Педагог-организатор

51

Выставка литературы «Против вредных привычек»»

декабрь-январь

Библиотекарь

52

Беседа «Как не заболеть» (профилактика инфекционных заболеваний), начальная школа

«Осторожно, грипп!» 5-11 классы

январь

медицинский работник

53

Итоги диагностики склонности к девиантному поведению. (МО классных руководителей)

январь

Зам. директора по ВР

54

Спортивно-военный конкурс «А ну-ка, парни!»

февраль

Учитель физкультуры

Учитель ОБЖ

55

Конкурс электронных газет «Спорт против наркотиков»

февраль

Зам. директора по ВР

Учитель информатики

56

Медицинский осмотр учащихся

март

медицинский работник

57

Выпуск газеты  «Как готовиться к экзаменам»

Советы психолога

апрель

Зам. директора по УВР

58

Весенние походы на природу

май

Классные руководители

Учитель физкультуры

Учитель ОБЖ

59

Заседание Совета профилактики правонарушений.

в течение года

Зам. директора по ВР

60

Вести журнал взаимодействия специалистов по профилактике девиантного поведения учащихся.

в течение года

Зам. директора по ВР

61

Следить за соблюдением

санитарно-гигиенического режима в школе.

в течение года

Зам. директора по ВР Директор школы

62

В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми “группы риска”, контролировать их занятость в кружках и секциях

в течение года

Зам. директора по ВР

63

Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении.

в течение года

Зам. директора по ВР

Инспектор ПДН

Зам.главы поселковой администрации

64

Туристический слет

май

Зам. директора по ВР

Учитель физкультуры

Учитель ОБЖ

Педагог-организатор

65

Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания  «Летний лагерь - территория здоровья»

май

Начальник лагеря

66

Проведение мониторинга по улучшению здоровья учащихся школы

Июль-август

Медицинский работник

67

Анализ реализации программы, подведение итогов, разработка мероприятий на новый учебный год.

август

Педагогический коллектив, библиотекарь, работники здравоохранения, инспектор ПДН, заместитель главы администрации поселкового совета

Систематически в течение года осуществляется

  • работа спортивных секций
  • работа спортивного зала, тренажерного зала
  • контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм
  • динамические паузы во время занятий
  • физминутки во время уроков
  • игры на свежем воздухе и динамический час в ГПД
  • цикл классных часов по материалам Центра здоровья
  • разработка педагогическим коллективом школы и работниками сельской амбулатории материалов  по здоровьесберегающим технологиям и просветительской деятельности
  • агитационная работа через информационный стенд, сменные выставки плакатов и бюллетеней, выпуск газеты ЗОЖ
  • профилактические мероприятия в начальной школе (согласно отдельному плану)
  • мероприятия ежегодной диспансеризации
  • валеологическая паспортизация кабинетов
  • мониторинг заболеваемости
  • отслеживание качества и организации горячего питания
  • инструктирование по ТБ учителей и школьников
  • регулярная дезинфекция помещений
  • работа медицинского кабинета.
  • совершенствование материально-технической базы

Прогнозируемый результат внедрения программы «Быть здоровым – это модно!»

 Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.

  1. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.

  1. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.

  1.  Снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления.

  1. Организация правильного питания школьников.

  1.  Охрана и укрепление психологического здоровья детей (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и.т.д.)

  1. Формирование здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

  1.  Снижение первичной заболеваемости детей не менее чем на 20%.

  1.  Отсутствие обострений основного хронического заболевания не менее 6 месяцев.

  1.  Семья становится не сторонним наблюдателем за процессом воспитания гармоничной личности, а активным, инициативным участником процесса.

Ожидаемые результаты


• Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманией и другими видами зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ в среде детей, подростков и молодежи.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

Литература:

1. Образование: проблемы, поиск, решения. Сборники научно – методических работ, Ханты-Мансийск, 2004г.

2. Педагогика здоровья. Сборник научно-методических работ, Ханты-Мансийск, 2008г.

3. Козлов Н.И. Как относится к себе и к людям или практическая психология на каждый день, М. 1993 г.

4.Родионов В.Я. тренинги социальных навыков. Для уч-ся 1 – 11 классов, Ярославль, 2001 г.

5.Русанова В.С. Детство , отрочество, юность. Программа воспитания в сфере досуга, Челябинск, 1998 г.

6. Журнал «Классный руководитель», «Педагогический поиск»

7. Шмурыгина С.К. Программа «Психология общения» 5-8 класс, Ханты-Мансийск, 2002г.

8. Интернет

9. СМИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровым быть модно.

Рассуждение о том, что такое здоровье....

Эссе "Здоровым быть - модно"

Пропаганда здорового образа жизни...

Быть здоровым - это модно.

Акция "Спорт против пагубных привычек"...

Сценарий мероприятия «Здоровым быть модно!»

Разработка  мероприятия по ЗОЖ «Здоровым быть модно!». Для учащихся 7-9-х классов...

Здоровым быть - модно

Это эссе содержит размышления автора о моде на здоровье, о том, насколько сочетаются эти два понятия...

Сценарий день знаний "Быть здоровым-это модно!"

Основные задачи линейки:  создание позитивной мотивации учащихся на начало нового учебного года, воспитание уважения к нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности...

Игра-презентация "Здоровым быть модно"

В презентации представлены различные задания для учеников начальных классов по теме "Здорорвым быть модно", выполняемые в виде игровой деятельности. Презентация может быть использована для командной и...