Программа профессиональной пробы для учащихся 9-х классов Изготовление рамки для фотографий.
материал (9 класс)

Программа профессиональной пробы знакомит учащихся 9-х классов с видом профессиональной деятельности-выполнение работ по обработке древесины. Изготовление простых столярных изделий из различных пород древесины–это одна из наиболее развивающихся сфер деятельности. Профессия «Столяр» востребована на современном рынке труда. Участие в профессиональной пробе способствует формированию у учащихся представления о специфике профессии столяр, получению начальных навыков профессиональной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proba_stolyar.docx42.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное

автономное профессиональное образовательное учреждение

«Техникум отраслевых технологий»

Утверждаю

Председатель экспертного

 совета

________________

«____»_____________2019г.

Утверждаю

Директор ТОГАПОУ

«Техникум отраслевых технологий»

_____________ Зоткин В.В.

«____»_____________2019г.

Программа профессиональной пробы

для учащихся 9-х классов

Изготовление рамки для фотографий.

Тамбов 2019

Информационная карта

Организация разработчик:

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Техникум отраслевых технологий»

Программа профессиональной пробы:

Изготовление рамки для фотографий.

Авторы-составители:

Аверин Александр Викторович, мастер производственного обучения первой квалификационной категории ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий».

Область применения программы профессиональной пробы:

Технологии  и технические науки,обслуживание,строительство. Техника и технология изготовления столярных  изделий из различных пород древесины.

Аннотация:

Программа профессиональной пробы знакомит учащихся 9-х классов с видом профессиональной деятельности-выполнение работ по обработке древесины. Изготовление простых столярных изделий из различных пород древесиныэто одна из наиболее развивающихся сфер деятельности. Профессия «Столяр» востребована на современном рынке труда. Участие в профессиональной пробе способствует формированию у учащихся представления о специфике профессии столяр, получению начальных навыков профессиональной деятельности. Целью данной профессиональной пробы является ознакомление учащихся с профессией столяр и подготовка учащихся к поступлению в профессиональные учебные заведения. . Профессиональная проба ориентирована на формирование новых умений, знаний и навыков в создании новых изделий, удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека.Профессиональная проба соответствует индивидуальным запросам, возможностям и способностям учащихся, с одной стороны, и требованиям завтрашнего дня - с другой.

Формы и методы профессиональной пробы способствуют формированию творческой, саморазвивающейся личности.

Профессиональная проба разработана таким образом, что позволяет ее прохождение и учащимися с ОВЗ.

В ходе профессиональной пробы учащимся предоставляется возможность принять участие во всех технологических этапах изготовления простых столярных изделий.

Результатом участия в профессиональной пробе  будет самостоятельное создание каждым учащимся деревянной рамки для фотографий. Важным элементом пробы является подведение его итогов,оценка работы группы и отдельных обучающихся. Этот структурный элемент основывается на учете показателей оценки различных видов деятельности учащихся, а также качества знаний, умений и навыков коллектива и отдельных  учащихся.

Продолжительность программы:

Программа рассчитана на 8 часов в группах

5-8 человек

Количество страниц программы:

11 страниц

Пояснительная записка

Профессия «Столяр»  популярна и востребована на рынке труда, это одна из базовых профессий в нашей стране.

Целью программы профессиональных проб является формирование у учащихся 9-х классов интереса кпрофессии «Столяр» и содействие профессиональному самоопределению учащихся посредством погружения в профессию «Столяр».

Задачи программы:

  • сообщение базовых сведений о профессиональной деятельности столяра
  • моделирование основных элементов профессиональной деятельности столяра на примере изготовления рамки для фотографий
  • выявление интересов учащихся к данному виду практической деятельности
  • формирование у учащихся реалистичных представлений о своих личностных характеристиках, способностях и об  их соотношениях с профессионально важными качествами представителя данной профессии
  • определения уровня готовности учащихся к выбору профессии.

Профессиональная проба рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника.

В рамках профессиональной пробы учащиеся пройдут практико - ориентированные занятия на базе учебно - производственного участка  техникума отраслевых технологий, где не только наглядно увидят возможности современного оборудования, но и сами попробуют себя в выбранной профессии.

В процессе профессиональных проб учащиеся приобретут начальные навыки профессиональной деятельности в профессии столяр.

Учащиеся, освоившие программу профессиональных проб, должны овладеть следующими компетенциями:

  • изготавливать и собирать простые столярные изделия;
  • выполнять столярно-монтажные работы;
  • производить ремонт столярных изделий;
  • выполнять подготовительные работы;
  • организовывать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда и техники безопасности;
  • выполнять заготовку деревянных элементов различного назначения.

Профессиональная проба завершается демонстрацией самостоятельно изготовленного учащимся изделия и подведением итогов с обсуждением того, какими начальными профессиональными навыками овладели учащиеся и какие сложности они испытывали при выполнении профессиональной пробы.

В профессиональной пробе применятся индивидуальная форма обучения когда учащийсявыполняет учебные задания самостоятельно, на уровне своих учебных возможностей, без взаимодействия с другими обучающимися при непосредственной или опосредованной помощи преподавателя. Опосредованная помощь оказываться через отбор материала, методическую оснащенность вспомогательными средствами обучения - опорными схемами и таблицами, инструктивными карточками и т.д.

Важным элементом пробы является подведение еёитогов,оценка работы группы и отдельных учащихся. Этот структурный элемент основывается на учете показателей оценки различных видов деятельности учащихся, а также качества знаний, умений и навыков коллектива и отдельных  учащихся.

Тематический план

№№ п/п

Темы

Всего часов

1

Специфика профессиональной деятельности.

Охрана труда и техника безопасности.

1

2

Ознакомление учащихся с оборудованием учебно-производственного участка.

1

3

Выбор и подготовка материала для изготовления рамки для фотографий.

1

4

Изготовление профильной рейкидля рамок.

1

5

Разметка заготовок для различных форматов фотографий.

1

6

Запиливание углов по линиям разметки,шлифовка.

1

7

Склеивание готовой рамки в специальном приспособлении.

1

8

Итоговое занятие.Защита творческой работы.

1

Итого

8

Содержание профессиональной пробы

Занятие №1.Специфика профессиональной деятельности. Охрана труда и техника безопасности.

        Содержание, область применения, объекты и виды профессиональной деятельности;

Общие сведения о профессии столяр,историяпрофессии,профессиональные функции столяра.

Необходимые качества для профессии столяр.

Общие требования охраны труда при выполнении столярных работ.

Занятие № 2.Ознакомление учащихся с оборудованием учебно-производственного участка

Организация рабочего места столяра.

Станки,инструменты и приспособления для выполнения столярных работ.

Эргономика цеха и требования к помещениям для выполнения столярных работ. Ознакомление учащихся с имеющимся деревообрабатывающим оборудованием. Организация рабочего места на каждом деревообрабатывающем станке. Требования к спецодежде. Инструктаж по технике безопасности и электробезопасности.

Занятие №3.Выбор и подготовка материала для изготовления рамки для фотографий.

Древесные породы,используемые для столярных работ, их характеристики и особенности.

Ознакомление учащихся с процессом сушки древесины..

Разметка сухих досок для распиливания поперек , в зависимости от длины требуемых заготовок.

Основы техники пиления различным электроинструментом.

Инструктаж по технике безопасностии электробезопасности.

Практическая работа.

Получение заготовок требуемой длины.Разметка досок с применением различного измерительного инструмента.Поперечное пиление досок по линиям разметки электрической циркулярной пилой и электролобзиком..

Занятие № 4. Изготовление профильной рейки для рамок.

        Операции на деревообрабатывающих станках,производимые с древесиной ,для получения конечных заготовок при изготовлении рамки для фотографий.. Организация рабочего места столяра-станочника.

Ознакомление с основными рабочими органами деревообрабатывающих станков.Ознакомление с правилами техники безопасности при работе на деревообрабатывающих станках. Демонстрация работы деревообрабатывающих станков , необходимых для изготовления рамки для фотографий..

Практическая работа.

Освоение простейших навыков при работе на деревообрабатывающих станках. Пуск и остановка станков. Выполнение простейших фрезерных операций на фрезерном станке с надёжной защитой при изготовлении профильной рейки.

Организация рабочего места для выполнения простейших фрезерных операций.

Занятие № 5.Разметка заготовок для различных форматов фотографий.

Контрольно-измерительные и разметочные инструменты,используемые для разметки и контроля точности обработки заготовок..

Приёмы разметки.Организация рабочего места при разметке.

Практическая работа.

Разметка горизонтальных заготовок.

Разметка вертикальных заготовок.

Проверка точности разметки.

Занятие № 6.Запиливание углов по линиям разметки,шлифовка.

Виды инструмента , используемого для запиливания профильной рейки.

Ознакомление учащихся с правилами запиливания на торцовочно-усовочной пиле.

Инструктаж по технике безопасностии,электробезопасности.

Практическая работа.

Выполнение угловых запилов на торцовочно-усовочной пиле по ранее произведенной разметке.

Проверка линейных размеров заговок после пиления и соответствия их требуемым размерам. Предварительная сборка рамки для фотографий,проверка соответствия угловых стыков требованиям качества. Шлифовка полученных заготовок перед окончательной сборкой.

Занятие №7. Склеивание готовой рамки в специальном приспособлении.

Виды склеивания древесины.

Склеивание как самостоятельный способ соединения древесины.

Технологический процесс склеивания, удаление лишнего клея.

Виды приспособлений для склейки рамок из дерева.

Практическая работа.

Склеивание рамки для фотографий.

Удаление лишнего клея.

Окончательная шлифовка изделия.

Занятие №8. Итоговое занятие.Защита творческой работы.

Демонстрация самостоятельно изготовленных законченных рамок для фотографий. Подведение итогов, оценка работы группы и отдельных обучающихся. Защита творческой работы.

Рефлексия приобретенного практического опыта.

Методические рекомендации.

Реализация программы предполагает постепенное усложнение выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности учащихся, внесение в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности. При этом учитываются интересы, склонности, способности, ПВК личности учащегося, а также возрастные психолого-педагогические и валеологические особенности развития подростков.

Выполнение практических заданий в ходе профессиональной пробы осуществляется поэтапно. Каждый этап практического занятия предполагает выполнений учащимися заданий, требующих овладения начальными профессиональными умениями и навыками, результатом чего является самостоятельное изготовление деревянной рамки для фотографий,проба является организационно, логически и психологически целостно законченной. Она начинается и заканчивается в определенное время, при четком планировании, продуманном распределении учебного материала, в логичном переходе от одного элемента урока к другому, в четких выводах по темам.

Показатели качества выполнения практических заданий пробы:

  • самостоятельность;
  • соответствие конечного результата целям задания;
  • обоснованность принятого решения;
  • аккуратность;
  • активность и целеустремлённость в достижении качественного результата;
  • стремление выполнить условие и требования практического задания;
  • проявление общих и специальных профессионально важных качеств;
  • рефлексия результатов собственной деятельности.

В процессе реализации программы профессиональной пробы должное внимание уделяется обеспечению безопасности здоровья и жизни учащихся.

Профессиональная проба завершается демонстрацией самостоятельно изготовленных обучающимися готовых законченных рамок для фотографий и подведением итогов с обсуждением того, какими начальными профессиональными навыками овладели учащиеся и какие сложности они испытывали при выполнении профессиональной пробы.

Материально-техническое

обеспечение программы прфессинальной пробы.

№ п/п

Наименование

Кол-во ед.

Оборудование

1

Циркулярная пила

1

2

Фуговальный станок

1

3

Рейсмусовый станок

1

4

Фрезерный станок

1

5

Пила торцовочно-усовочная

1

Инструменты и приспособления

1

Рулетка измерительная

8

2

Угольник

8

3

Ножовка

8

4

Стусло

8

5

Линейка

8

6

Молоток

8

7

Шлифмашинка

2

8

Приспособление для склейки

1

Расходные материалы

1

Карандаш

8

2

Кисточка для склейки

8

3

Клей столярный

1тюб.

4

Бумага наждачная

0,1м.кв

5

Древесина

0,1м.куб

Технические средства обучения

1

Компьютер

1

2

Комплект раздаточного материала

8

3

Образцы готовых работ

1

Список литературы

1. Бобров, В.А. "Справочник по деревообработке" — Ростов-на-Дону, "Феникс", 2015 г.-200с.

2. Абдрасимова А. А., Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву. Практическое пособие. Высшая школа, 2017г.

3. Бобиков П.Д. Изготовление художественной мебели. – М.: Высшая школа, 2014г.

4. Вихрева В.В., Тарасенко В.М. Оборудование мебельного производства. – М.: Лесная промышленность, 2013г.

5. Григорьев М.А. Материаловедение для столяров, плотников и паркетчиков. – М.: Высшая школа, 2016г.

6. Григорьев М.А. Справочник столяра и плотника. – М.: Лесная промышленность, 2016г.

7. Зотов Г.А., Швырев Ф.А. Подготовка и эксплуатация дереворежущего инструмента. – М.: Лесная промышленность, 2018г.

8. Ковальчук Л.М. Производство деревянных клеевых конструкции. М: Лесная промышленность, 2015г.

9. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. – М.: Высшая школа, 2013г.

10. Михайличенко А.Л., Садовничий Ф.П. Древесиноведение и лесное товароведение. – М.: Высшая школа, 2017г.

11. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. М.: Высшая школа, 2014гг.

12. Милова М. Ф. Журнал «Сельское строительство», 2016г.

13. Поташев О.Е., Лапшин Ю.Г. Механика древесных плит М: Лесная промышленность, 2015г.

14. Радкевич В.Р., Шафаренко М.С. Пособие столяру. – М.: Лесная промышленность, 2015г.

15. Ребрин С.П., Мерсов Е.Д., Евдокимов Е.Г. Технология древесноволокнистых плит. М: Лесная промышленность, 2014г.

16. Розов В.И. Справочник мастера мебельного производства. – М.: Лесная промышленность, 2017г.

17. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту. Из практики народных художественных ремесел. Книга для учащихся старших классов, 2016г.

18. Яковлев И. И., Орлова Ю. Д. Резьба по дереву. М.: Искусство, 2013г.

Размещено на Allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессиональной пробы "Информационные технологии"

Программа профессиональной пробы "Информационные технологии" содержит презентацию, программу, тематическое планирование....

МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Исследовательская деятельность на занятиях по программе «Углубленная биология» для учащихся 10-11 классов» (В рамках опытно- экспериментальной работы с одаренными детьми)

Разработка мастер-класса на тему "Исследовательская деятельность на занятиях по программе "Углубленная биология " для учащихся  10-11 классов...

Рабочая программа профессиональной пробы "Алгоритмизация. Алгоритмы и Исполнители."

Фундаментальное понятие информатики - «алгоритмизация», имеет большое значение не только в теории информатики, но и в теории самореализации в развитии ученика. Алгоритмизация - одно из мощных средств ...

Программа профессиональной пробы сферы деятельности «Человек-Природа»

Пояснительная записка            Человечество – часть биосферы, в которую входят также растительный и животный мир, поэтому, чем глубже человек п...

Занятие "Изготовление рамки для фотографий"

Изготовление рамки для фотографии  с использованием техники коллаж....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для учащихся 7-8 классов «За рамками учебника» /общекультурное направление/

Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку "За рамками учебника" является составной частью учебно-воспитательного процесса школы...