Открытое занятие "В гости к Матрёшке" с детьми 4-5 лет
материал

Сущевская Оксана Геннадьевна

Образовательная деятельность

«Посиделки у матрёшки» (аппликация с использованием музыкального фольклорного материала)

Цели:

 1.Знакомство дошкольников с игрушкой - матрёшкой путем восприятия её через народный фольклор.

 2.Ознакомление с историей возникновения матрешки на Руси через музыкальные произведения. 

Задачи:

 1.Развитие интереса к ИЗО-деятельности, включение элементов семёновской, Сергиево-Посадской  росписи в творческую работу по аппликации.

2.Совершенствование умения замечать и выделять выразительные решения, радоваться достигнутому результату.

3. Развитие певческих навыков, чувства ритма, совершенствование тембрового слуха.

4.Воспитание у детей любви и бережного отношения к изделиям народных мастер

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность

«Посиделки у матрёшки» (аппликация с использованием музыкального фольклорного материала)

Цели:

 1.Знакомство дошкольников с игрушкой - матрёшкой путем восприятия её через народный фольклор.

 2.Ознакомление с историей возникновения матрешки на Руси через музыкальные произведения. 

Задачи:

 1.Развитие интереса к ИЗО-деятельности, включение элементов семёновской, Сергиево-Посадской  росписи в творческую работу по аппликации.

2.Совершенствование умения замечать и выделять выразительные решения, радоваться достигнутому результату.

3. Развитие певческих навыков, чувства ритма, совершенствование тембрового слуха.

4.Воспитание у детей любви и бережного отношения к изделиям народных мастер

1. Матрёшка

4. Дети: в русских костюмах.

Атрибуты:

  1. Костюмы – русские народные. 2. Проектор + фильм «История создания матрешки». 3. Матрешки – игрушки + большая матрешка на коробке. 4. Задания (4, написанные для матрешек.) 5. 2 столика, Ложки.

Ход посиделок:

Под музыку выходят МАТРЕШКИ (взрослые, танцуют, делают «воротики». Дети под русскую народную музыку заходят в зал, через эти «воротики» р.н.и. «Золотые ворота»

Становятся в полукруг.

Матрёшка: Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуйте, маленькие и большие!

 В детском садике сегодня собрался честной народ,

Чтоб на наших посиделках петь, водить всем хоровод.

 Я — Матрёшка озорная, вот какая расписная.

В гости все меня зовут. Поспеваю там и тут.

Ребята, а вы знаете, откуда взялись матрешки(Нет)

Тогда посмотрите и внимательно послушайте!

«ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МАТРЕШКИ» С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ

Матрёшка: Ребята, наша Матрешка – игрушка не простая! В каждой матрешке есть сюрприз. Давайте посмотрим? Начнем с самой маленькой. Открываем её…. Что же тут? (Достает листочек с заданием).

Наша 1-я матрешка.  Дружно за руки беритесь, играть все становитесь!

ИГРА «Дударь» / После игры дети садятся.  Дети становятся в хоровод, играют под муз. Сопровождение

Матрёшка 1 : А мы продолжаем открывать наших матрешек.

2-я матрешка хочет посмотреть на танец матрешек.

Весь народ глядит в окошки, танцевать пошли матрёшки!

ТАНЕЦ «Мы матрёшки, а в карманах   ложки».

Матрёшка:  А ведь мы совсем забыли ещё об одной русской традиции на Руси. В старину ни одного праздника не проходило без частушек.

Вот наша 2-я матрешка хочет посмотреть и послушать, как наши ребята поют частушки. Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей!

Выходят дети, и исполняют «ЧАСТУШКИ»

Девочки: Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться,

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

Мальчики: Вы, матрешки – хохотушки,

С вами спорить нечего,

А то будем петь частушки

Целый день до вечера.

Девочки: Мы веселые матрешки

Удивительный народ,

От большой до самой крошки

Вся семья в одну войдет.

Мальчики: Не волнуйтесь так, девчонки,

Мы поем не хуже вас.

Можем спеть, а можем даже

Мы сейчас пуститься в пляс! (приседают)

Все вместе: Мы частушки вам пропели

Выступали, как умели! Хлопайте в ладошки нам!

Дети садятся

МАТРЕШКА: Ну, ребята, молодцы! Все старались от души.

Посиделки продолжаем – 3-ю матрешку открываем.

Эта матрешка хочет услышать игру на ложках!

Ложкари играть начнут,

Ноги сами в пляс пойдут.

От зари и до зари,

Веселятся ложкари.

Выходят мальчики и девочки берут ложки и трещётки, рассказывают стихи.

1 ребё нок: Из деревни Ложкарево К вам на праздник мы пришли.

2 ребё нок: Бежали по дорожке Собирали ложки.

3. Ложки не простые, Ложки хохломские.

4. Вятские, смоленские, Ложки деревенские.

5. Ложки сосчитаем, В ложки вам сыграем!

ОРКЕСТР ЛОЖКАРЕЙ

МАТРЕШКА: Ну, ребята, молодцы! Все старались от души.

Посиделки продолжаем – 4-ю матрешку открываем. Разукрасить фартук у Матрешки. Дети садятся за столы

Проводится пальчиковая игра-массаж «Мы с матрешками играем»(авторская разработка Прозорова Н.А.)

Муз. руководитель выполняит действия вместе с детьми.

Мы матрешку в руки взяли - дети катают матрешек между ладошками

И в ладошках покатали

И вперед, и назад.

Играть с матрешкой каждый рад.

Подружитесь вы, матрешки - дети поочередно поглаживают каждым

С каждым пальчиком в ладошке.пальчиком голову матрешки

А теперь в другую руку - перекладываю матрешку в другую руку

Мы матрешку все возьмем

Пальчики другой ладошки - поглаживают каждым пальчиком

Гладят добрую матрешку матрешку по голове

А теперь наша матрешка- дети слегка поднимают матрешку и опускают Попляши-ка на ладошке! ее на ладошку «матрешка танцует»

Покачаем мы матрешку - дети кладут матрешку на одну ладошку и

Пусть поспит она в ладошке. накрывают другой рукой, качают.

Воспитатель:

А теперь, дорогие ребята, ведите девочек- матрёшек за столы и спокойно рассаживайтесь по 2 человека (Сели)

 

Позабудьте заботы и усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса.

Сегодня мы с вами будем изготавливать матрёшек своим особым способом. Посмотрите, ребята, у меня три разные матрёшки. Каждая из своего города.

Показ воспитателем заготовок матрёшек из картона трёх разных видов (Матрёшки из Сергиева Посада, из города Семёнова и из Полхов-Майдана).

(Уточнение сходства и отличительных признаков. Предложение сделать матрёшку- игольницу по своему выбору.)

(Самостоятельная работа детей, под музыку. Готовых матрёшек - игольниц дети вешают по окончанию работы на крючки)

Воспитатель:

Какие у нас получились прекрасные игольницы!

Свои работы вы заберёте домой и подарите своим мамам. Они очень обрадуются такой практичной и красивой поделке.

МАТРЕШКА 1 : Посиделки завершаем! Всем гостям мы пожелаем.  Чтоб всегда здоровы были, Чтоб смеялись и шутили!

ТЕКСТ ПРЕЗЕНТАЦИИ «РУССКАЯ МАТРЕШКА»

Воспитатель: Дети, обратите внимание вот на эту большую матрёшку. (Показывает игрушку). В ней живёт целая семья, и каждая кукла, кроме последней, разнимается на две части. Давайте понаблюдаем за  ними, и мы увидим всю семью из матрёшек.

(Звучит музыка, воспитатель раскрывает матрёшек и расставляет их на столе по росту, читает текст и показывает слайды)

Слайд 1

Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ивушка» г.Уварово Чулкова Татьяна Ивановна

Слайд 2

Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.

Слайд 3

Знаменитая русская матрёшка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века. Куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В то время имя Матрёна , Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее - мать . Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Матрёшка уже много лет является символом России и одним из самых популярных сувениров, покупаемых заграничными туристами.

Слайд 4

Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам художника С.В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным , была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца .

Слайд 5

«Родители» первой русской матрешки Малютин С. В и Звездочкин В.П

Слайд 6

Технологию изготовления матрёшки российские мастера освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени. Сначала надо выбрать дерево , ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило, это липа, береза, осина . И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

Слайд 7

Следующим этапом изготовления матрёшек является вытачивание фигурок . Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.

Слайд 8

Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют .

Слайд 9

А затем начинается процесс, который придаёт каждой кукле свою индивидуальность - роспись матрешек. Сначала карандашом наносится основа рисунка матрешки. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Карандашный рисунок нужно закрепить жидко разведенными белилами.

Слайд 10

Затем матрёшку расписывают красками . Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы .

Слайд 11

Матрёшки делятся на традиционные и авторские . К традиционным матрёшкам относятся загорская , семёновская , полхов-майданская , вятская и тверская матрёшки. Каждая из разновидностей имеет свой неповторимый стиль росписи и технологию изготовления .

Слайд 12

Эт о очень яркая, контрастная игрушка, расписанная гуашью: из-под платка, завязанного узлом, видны две пряди волос, на матрешке узорчатая кофта, сарафан с кружками и змейками, передник в цветочек. Матрёшечники применяют простые приёмы росписи, а в заключении наносят лаковое покрытие .

Слайд 13

. Большие загорские матрёшки на 30 мест.

Слайд 14

Она очень яркая, ее основные цвета – жёлтый и красный. Её одежда – это одежда сельчанки, в отличие от загорской горожанки, с преобладанием цветочных мотивов. А платочки у этих матрёшек чаще всего раскрашены в горошек. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72 -местная матрёшка, диаметр которой полметра, а высота 1 метр. Её представили в 1970 году на выставке «Экспо-70» в Токио.

Слайд 15

В этом регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Прекрасная.

Слайд 16

Помимо традиционных есть матрёшки авторские . Они появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок.

Слайд 17

Во времена Советского Союза коллекции матрёшек разрабатывали под какой-нибудь юбилей. Например, матрёшки «Освоен космос» разработаны в Семёнове под первый полёт в космос.

Слайд 18

Матрешка – символ олимпиады

Слайд 19

Художник Борис Краснов расписал самые большие авторские матрешки, которые стоят в ТЦ «Афимолл» в Москве. Их высота 30 метров, они расписаны под Гжель и Хохлому, городецкую роспись, на некоторых изображены русские сказки.

Слайд 20

С 2001 года в Москве существует Музей матрёшек.



Предварительный просмотр:

Русские народные игры

«Дударь»

Дети идут хороводом и поют. Дударь в середине.

Дударь, дударь, дударище.

Старый, старый старичище

Его под колоду, его под сырую, его под  гнилую

Дударь, дударь что болит?

Дударь говорит, что у него болит (нога, голова, уши). Все находящиеся в хороводе берутся за «больное» место и поют песню.

На второй раз Дударь говорит: «Ничего не болит» и выбирает другого Дударя.

«Заря – заряница»

Дети идут  хороводом, водящая (с лентой за кругом)

Заря – заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые,

За водой пошла и ребят нашла.

На слова «ребят нашла» водящий останавливается и протягивает руку с лентой, между двумя детьми. Дети говорят: Раз, два не воронь, а беги как огонь. Дети бегут в разные стороны за лентой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с речевым заключением и ЗПР.

Данное занятие проводилось в рамках городского конкурса "Педагог года 2007" с детьми старшей логопедической группы....

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ с применением ИКТ «В ГОСТЯХ У ВЕСНЫ»

Задачи:1. Коррекционно-образовательные:Уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме: «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их...

Конспект открытого занятия.Прогулка на тему : "В гости к солнышку"

Конспект составлен для младшей группы воспитанников детского дома-интерната ( дети с умственной отсталостью и сочетанными нарушениями развития).Конспект включает в себя изучение нового материала,наблю...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе “В гостях у сказки”.

Много сказок есть на свете,Сказки очень любят детиВсе хотят в них побыватьИ немножко поиграть.Мы по стрелочкам пойдем,В добру сказку попадем!...

Открытое занятие по работе с детьми "Пальчиковая гимнастика"

Занятие направлено по развитию мелкой моторики  и ориентированию в пространстве для детей дошкольного и  младшего школьного возраста....

План-конспект открытого занятия "Работа с одаренными детьми"

Выявление творческого потенциала обучающихся...