Подготовка к олимпиадам
материал

Шардина Марина Павловна

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

1. Что такое героический эпос?

  • А) изложение былины в прозе
  • Б) героическая песня-повествование
  • В) произведение народного творчества патриотического содержания

2. Определи, из какой басни И. А. Крылова эти слова:
«У сильного всегда бессильный виноват...»

  • А) «Волк и ягненок»
  • Б) «Лебедь, щука и рак»
  • В) «Кот и повар»
  • Г) «Мышь и крыса»

3. Укажите, какое из произведений не принадлежит перу А. П. Чехова:

  • А) «Аристократка»
  • Б) «Скучная история»
  • В) «Душечка»
  • Г) «Дама с собачкой»

4. Щелкунчик - это приспособление для раскалывания...

  • А) сахара
  • Б) орехов
  • В) желудей
  • Г) щепок

5. Кто изображен на этом портрете кисти Карла Брюллова?

  • А) В. А. Жуковский
  • Б) А. Н. Островский
  • В) И. А. Крылов
  • Г) И. А. Бунин

6. Откуда родом Илья Муромец?

  • А) Из села Карачарово
  • Б) Из хутора Бугринцы
  • В) Из села Мятежное
  • Г) Из деревни Верхние Круговцы

7. Кто является рассказчиком в произведении "Приключения Гекльберри Финна"?

  • А) Том Сойер
  • Б) Автор
  • В) Джим
  • Г) Сам Гекльберри

8. Расположите в правильном порядке части стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник»:

1. Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

2. - Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невеселая дорога...
Эй! садись ко мне, дружок!

3. Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый -
Не робей, не пропадёшь!

4. Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

5. Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

  • А) 1, 3, 2, 5, 4
  • Б) 2, 5, 1, 4, 3 
  • В) 4, 1, 2, 5, 3
  • Г) 3, 5, 1, 2, 4

9. Как звали главного героя автобиографической повести Н. Г. Гарина-Михайловского?

  • А) Коля
  • Б) Тёма
  • В) Никита
  • Г) Гоша

10. За что черт обиделся на Вакулу и мстит ему?

  • А) Вакула намалевал его в унизительном ви
  • Б) Вакула был богобоязненным человеком.
  • В) Вакула заставил черта служить себе.

11. Какая разница в возрасте была у двух незнакомцев, которых повстречал Гек с Джимом?

  • А) 10 лет
  • Б) 20 лет
  • В) 30 лет
  • Г) 40 лет

12. Автобиографическое произведение С.Т. Аксакова называется:

  • А) "Детство тёмы"
  • Б) "Синяя чашка2
  • В) "Детство"
  • Г) "Детские годы Багрова-внука"

13. Повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк - это:

  • А) Рифма
  • Б) Аллитерация
  • В) офика
  • Г) Зачин

14. У Джима голова была:

  • А) умная
  • Б) неправильной формы
  • В) чёрная
  • Г) лысая

15. Богатырь, который умел превращаться в различных животных:

  • А) Алёша Попович
  • Б) Волх Всеславович
  • В) Чурила Пленков
  • Г) Илья муромец

16. Каким человеком был отец Гекльберри Финна?

  • А) Уважаемым гражданином
  • Б) Купцом
  • В) Мошенником
  • Г) Пьяницей

17. Кто является автором стихотворения:

Помню - долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна….

  • А) А. А. Фет
  • Б) И. А. Бунин
  • В) Ф. И. Тютчев
  • Г) А. С. Пушкин





Ответы к олимпиаде по литературе 6 класс

Номер задания

Вариант 1

1

Б

2

А

3

А

4

Б

5

В

6

А

7

Г

8

Б

9

Б

10

А

11

Г

12

Г

13

А

14

В

15

Б

16

Г

17

Б



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по литературе 7 класс

1. Какая темя является общей для произведений
"Уроки французского" и "Они сражались за Родину"?

  • А) тема родительской любви
  • Б) тема ужасов войны
  • В) тема страданий и боли
  • Г) тема героизма и храбрости

2. Отметить, какой прием использован автором в приведенном отрывке:

«У меня одна лестница стоит…
А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся:
графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж…ж…ж…
Иной раз и министр..»?

  • А) алогизм
  • Б) гротеск
  • В) сравнение
  • Г) гипербола

3. Чем закончилась история?

  • А) танцами
  • Б) свадьбой
  • В) приездом настоящего ревизора
  • Г) отъездом Хлестакова

4. Рассказывая о станционных смотрителях, Пушкин:

  • А) осуждает их
  • Б) сочувствует им
  • В) презирает их

5. Предположительно предшественником/предшественницей поэмы был(-а):

  • А) былина
  • Б) историческая песня
  • В) басня
  • Г) частушка

6. Кто из нижеперечисленных персонажей не является героем произведения “Дубровский”?

  • А) Дубровский Владимир Андреевич
  • Б) Левин Константин Дмитриевич
  • В) Троекуров Кирила Петрович
  • Г) Марья Кирилловна Троекурова

7. Кто первым «узнал» в Хлестакове ревизора?

  • А) городничий, Антон Антонович
  • Б) жена городничего, Анна Андреевна
  • В) судья, Ляпкин-Тяпкин
  • Г) Бобчинский и Добчинский

8. Вспомните название поэмы, которая начинается со следующих строк:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…

  • А) "Два брата"
  • Б) "Капитанская дочка"
  • В) "Мцыри"
  • Г) "Кавказ"

9. Чем заканчивается комедия?

  • А) Хлестакова разоблачают
  • Б) Хлестаков остаётся жить в городе
  • В) приезжает настоящий ревизор
  • Г) городничий и остальные попадают в тюрьму

10. Почему Хлестакову удалось всех убедить в том, что он ревизор?

  • А) он был профессиональным актёром
  • Б) он умел правдоподобно врать
  • В) чиновники сами себя убедил
  • Г) Хлестакову помогли всех обмануть дочь и жена городничего

11. Какую должность занимал Иван Шпекин (комедия Н. Гоголя «Ревизор»)?

  • А) почтмейстера
  • Б) судьи
  • В) городничего
  • Г) попечителя богоугодных заведений

12. В «Повести, о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Салтыкова-Щедрина генералы служили всю жизнь:

  • А) в Государственной Думе
  • Б) в регистратуре
  • В) в отделе тайной полиции при императоре
  • Г) в аптечном пункте

13. Вспомните термин, соответствующий теперешнему "несовершеннолетний" и применявшийся в Московском государстве к сыновьям дворян и детей боярских, не достигших 15-летнего возраста, с которого начиналась боевая зрелость сыновей служилых людей по отечеству.

  • А) Неуч
  • Б) Невежда
  • В) Недотепа
  • Г) Недоросль

14. Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии:

  • А) сатира
  • Б) юмор
  • В) ирония
  • Г) сарказм

15. Кто из персонажей «Ревизора» брал взятки борзыми щенками?

  • А) Ляпкин-Тяпкин
  • Б) Хлопов
  • В) Земляника
  • Г) Манилов

16. Как зовут главного героя поэмы «Одиссея»?

  • А) Ахилл
  • Б) Перрианд
  • В) Патрокл
  • Г) Одиссей

17. Как все в городе узнают, что Хлестаков не настоящий ревизор?

  • А) из письма Хлестакова
  • Б) от слуги Хлестакова, Осипа
  • В) от городничего
  • Г) Хлестаков признаётся в этом сам

18. Намерения Хлестакова:

  • А) хочет жениться
  • Б) «облапошить» чиновников
  • В) «плыть по течению»

19. Как называлась рыба, которую подали Хлестакову на завтрак в богоугодном заведении?
(по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")

  • А) осетрина
  • Б) судак
  • В) лосось
  • Г) лабардан

20. Назовите фамилии враждующих семей в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»?

  • А) Лоренцо
  • Б) Капулетти
  • В) Корлеоне
  • Г) Монтекки





Ответы к олимпиаде по литературе 7 класс

Номер задания

Правильный ответ

1

Г

2

Г

3

Г

4

Б

5

А

6

Б

7

Г

8

В

9

В

10

В

11

А

12

Б

13

Г

14

А

15

А

16

Г

17

А

18

В

19

Г

20

БГ



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.

Школьный этап.  

10 класс, 2020-2021 уч.г.

На выполнение работы  отводится 3 (три) астрономических часа.

 (Максимальное количество баллов 100)

Задания.

Фонетика и графика. Соотношение букв и звуков. 

1. В каком слове три  согласных звонких звука, укажите эти звуки. (Верно указал слово - 1 балл, верно указал все звуки – 1 балл).

А) лелеял

Б) большая

В) сплав

Г) сгиб

2. Запишите слова, указанные в транскрипции. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу).

[баиъ],   [jэл᾽н᾽ик], [рацтво], [игзамин], [jизык], [поjист], [л᾽ох᾽к᾽иj, [м᾽эснъс᾽т᾽], [па],  [б᾽э.

Орфоэпия. Нормы ударения в словах

3. В каких словах ударение нужно ставить на последний слог? (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу).

А) Кровоточить, Б) бармен, В) сабо, Г) торты, Д) жалюзи, Е) облегчить,

Ж) кашлянуть, З) факсимиле.

Знание истории русского алфавита и его истории.

4. Какой буквы в настоящее время нет в русском алфавите? Объясните, кем и с какой целью была удалена из алфавита данная буква. (За правильный ответ 1 балл, за верное разъяснение + 2 балла).

А. аз

Б. буки

В. како

Г. омега

Орфография

5. Выберите фразу, где нет орфографических ошибок. (За верный ответ 3 балла)

А) Импрессарио посчитал условия неприемлимыми и остался за рубежом.

Б) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.

В) Импресарио посчитал условия неприемлемыми и остался зарубежом.

Г) Импрессарио посчитал условия неприемлемыми и остался за рубежом.

Лексика

6. Прочитайте строки из стихотворения И. Лиснянской. Дайте объяснение слову «татьба» (лексический комментарий) (За верный ответ 3 балла).

Ах, моя судьба –

Вся как есть татьба

        

7.  Найдите в списке заимствованные слова. Прокомментируйте, из каких языков они заимствованы? (За каждое верно названное заимствованное слово по 1 баллу, + по 1 баллу за верное разъяснение, из какого языка заимствовано слово).

Блуза, ботинки, варежки, галстук, платье,  жилет, комбинезон, косынка, носки, пальто, рубаха, шорты.

8. Город Санкт-Петербург мог называться Петербургом, Петроградом, Петрополем. Эти слова передают одно и то же значение (город Петра) на трех разных языках. Назовите, каких? (за верный ответ 3 балла)

А) Петербург – по-русски, Петроград – по-церковнославянски, Петрополь – по-гречески.

Б) Петербург – по-немецки, Петроград – по-русски, Петрополь – по-гречески.

В) Петербург – по-немецки, Петроград – по-церковнославянски, Петрополь – по-гречески.

Г) Петербург – по-немецки, Петроград – по-церковнославянски, Петрополь – по-латыни.

9. Дайте толкование лингвистическому термину пароним. Приведите 3 примера.

(1 балл за толкование слова, за каждый правильный пример по 1 баллу) Максимально 4 балла.

Фразеология

 10. Укажите фразеологизм, значение которого определено неверно (за верный ответ 1 балл)

А) ничтоже сумняшеся – совсем не задумываясь

Б) краеугольный камень – основа, существенная часть, главная идея

В) дамоклов меч – нависшая, угрожающая опасность

Г) сизифов труд – очень хлопотное дело

Морфемика и словообразование

11. Какое слово неправильно разбито на морфемы? Прокомментируйте.  (1 балл за верный ответ, за комментарий +1 балл).

А) стран-ств-ова-ть

Б)  быстр-е-е

В) от-мен-я-я

Г) за-верш-енн-ый

Д) от-меч-ен-а

12. Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке? Восстановите словообразовательную цепочку (2 балла за верный ответ)

Вода -      … водянистость

13. Какое из ряда слов является «лишним»? Свой ответ аргументируйте. (За верный ответ 1 балл, за разъяснение 2 балла).

Свинина, говядина, баранина, конина.

Морфология

14. Укажите, какой частью речи является слово «тепло»? (За каждый верный ответ по 1 баллу).

Подберите к предложениям из первой колонки соответствия из второй колонки.

Предложения

Части речи

А. Помещение тепло.

1. Имя существительное

Б. Они встретили нас тепло.

2. Слово категории состояния

В. Как сегодня тепло!

3. Прилагательное

Г. Наконец наступило тепло.

4. Наречие

        

Синтаксис

15. Определи синтаксическую функцию инфинитива в предложениях.

Подберите к предложениям из первой колонки  соответствия из второй колонки. (За каждый верный ответ по 1 баллу).

Предложение

Член предложения

А.Запрещаешь петь и улыбаться, а молиться запретил давно.

1. дополнение

Б. Здесь напрасным кажется мечтать.

2. определение

В. Никогда не возникнет желания оставить поэзию.

3. обстоятельство

Г. Я пришел восхищаться природой.

4. подлежащее

Д. Он засел за гравюру, торопился работать

5. в составе сказуемого

16. В каком предложении представлен союз что? (1балл) Какой частью речи является слово «что» в остальных предложениях? (3 балла) Какую синтаксическую роль слово «что»  выполняет в остальных  предложениях?  (3 балла). Максимальное количество 7 баллов.

А) Возьми книгу, что лежит на столе.

Б) Я не знаю, что нам задали на завтра.

В) Как хорошо, что скоро начинаются каникулы!

Г) Что у вас произошло?

17. Сколько частей (простых предложений) входит в состав данного сложного предложения? Свой ответ прокомментируйте (за верный ответ 1 балл + 2 балла за комментарий)

Он нашел это место, ставшее для него тайным убежищем, в первый же день в школе, в тот темный день, когда он почувствовал вокруг себя такую ненависть, такое глумливое любопытство, что глаза сами собой наливались горячей мутью и все то, на что он глядел, подвергалось замысловатым оптическим метаморфозам.

Литературоведческие и лингвистические термины

18. Установите соответствие. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу).

определение        

выразительное средство

А. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

1. антитеза

Б. Фигура речи, в которой резко противопоставляются противоположные понятия.

2. эпифора

В. Расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.

3. эллипсис

Г. Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения.

4. градация

Д.Повторение отдельных слов или оборотов в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности речи.

5. параллелизм

19. Укажите фамилии учёных-лингвистов. (За каждый верный ответ по 1 баллу).

Бархударов, Виноградов, Ковалевская, Даль, Ландау,  Розенталь, Щерба, Бехтерев, Вавилов,  Пирогов.

20. Творческая работа

Напишите сочинение-миниатюру в жанре эссе на тему «Роль книги в нашей жизни». Максимальное количество 16 баллов.

Оценивается

1. Качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;

2. Языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;

3. Эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.

        



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по литературе 8 класс

1. Жанр произведения:

  • А) роман
  • Б) рассказ
  • В) повесть
  • Г) ода

2. Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица:

  • А) Пугачёва
  • Б) повествователя
  • В) Маши Мироновой
  • Г) Петра Гринёва

3. Укажите жанр произведения А. Толстого "Василий Шибанов":

  • А) роман
  • Б) баллада
  • В) притча
  • Г) повесть

4. "Утоли мои печали" - это:

  • А) Очерк в газете после Ходынской трагедии
  • Б) Икона Божьей Матери
  • В) Стихотворение Наденьки 
  • Г) Любимая книга Маши Олексиной 

5. Какие черты русского национального характера показаны Пушкиным в образе Пугачёва?

  • А) память на добро, благодарность
  • Б) удальство, широта натуры
  • В) лень, бездеятельность
  • Г) склонность к пьянству

6. С чем или с кем сравнивает толпу Б. Васильев?

  • А) С Цербером
  • Б) Со зверем
  • В) С огромным механизмом
  • Г) С всадниками Апокалипсиса  

7. Почему Швабрин злословил по поводу Маши:

  • А) боялся
  • Б) ненавидел
  • В) любил
  • Г) сватался и получил отказ

8. Куда отправил служить Петрушу отец?

  • А) Москва
  • Б) Оренбург
  • В) Петербург
  • Г) Кавказ

9. Какова основная проблематика «Капитанской дочки»?

  • А) проблема любви
  • Б) проблема чести, долга и милосердия
  • В) проблема роли народа в развитии общества
  • Г) проблема сопоставления родового и служилого дворянства

10. Из какого произведения взяты строки:

«И вот вся жизнь! Круженье, пенье,
Моря, пустыни, города,
Мелькающее отраженье
Потерянного навсегда.
Бушует пламя, трубят трубы,
И кони рыжие летят,
Потом волнующие губы
О счастье, кажется, твердят».

  • А) «Старина»
  • Б) «Прапамять»
  • В) «14 декабря»
  • Г) «Живая вода»

11. К какой расе принадлежал Гайавата из одноименной эпической поэмы Г. Лонгфелло?

  • А) Европеоидной
  • Б) Негроидной
  • В) Американоидной
  • Г) Монголоидной

12. Какая из нижеперечисленных книг НЕ была написана Борисом Зайцевым?

  • А) "Житие Серафима Саровского"
  • Б) "Жизнь Тургенева"
  • В) "Житие Сергия Радонежского"
  • Г) "Чехов. Биография"

13. Что означает термин агиографическая литература?

  • А) Жития святых
  • Б) Календари для крестьян
  • В) Учебники времен Киевской Руси
  • Г) Биографии великих полководцев

14. Как звали сына, которого убил Тарас Бульба?

  • А) Остап
  • Б) Андрий
  • В) Димитрий
  • Г) Артемий

15. Как звали капитанскую дочку?

  • А) Лиза Миронова
  • Б) Маша Миронова
  • В) Настя Миронова
  • Г) Мира Миронова

16. Герой какого произведения даёт сыну совет: «Береги честь смолоду…»?

  • А) "Капитанская дочка"
  • Б) "Дубровский"
  • В) "Станционный смотритель"
  • Г) "Выстрел"

17. Как старуха-мать отнеслась к предстоящему отъезду мужа и сыновей на Сечь
(по произведению «Тарас Бульба»)?

  • А) Всячески пыталась отговорить их
  • Б) Поддержала идею
  • В) Никак не отреагировала
  • Г) Она не знала о планах Тараса

18. В каком веке завершается период древнерусской литературы?

  • А) в 18-м веке
  • Б) в 16-м веке
  • В) в 17-м веке
  • Г) в 10-м веке

19. Кто из исторических персонажей не был героем произведений М. Ю. Лермонтова?

  • А) Олег
  • Б) Петр I
  • В) Вадим Новгородский
  • Г) Иван Грозный





Ответы к олимпиаде по литературе 8 класс

Номер задания

Правильный ответ

1

В

2

Г

3

Б

4

Б

5

АБ

6

Б

7

Г

8

Б

9

Б

10

Б

11

В

12

А

13

А

14

Б

15

Б

16

А

17

А

18

А

19

А



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку 5 класс

Вариант 1                      
Задание 1.

       Какое предложение соответствует характеристике: побудительное по цели высказывания, восклицательное по эмоциональной окраске?

1. Дети, не бойтесь! Смелее, смелее!

2. Только ручей да осиновый лист что-то до боли родное бормочут!

Задание 2.

      Определите в предложениях цель высказывания.

1. Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши.

2. Алёша, Алёша, помоги мне поймать курицу!

А - Сообщение.    Б - Вопрос.     В - Побуждение.

Задание 3.

      Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.

1. В повести говорится; кажется мне; давно уехал.

2. Начинается жизнь; карман набит; озеро далеко.

А - Словосочетание.     Б - Предложение.

Задание 4.

      Какой знак стоит в конце предложения?

1. От кого у тебя перстенёк золотой

2. Не падай духом Не умирай раньше времени

3. Ах, это ты, Чернушка

А - Точка.     Б - Вопросительный знак.     В - Восклицательный знак.

Задание 5.

      Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.

1. Здравствуй, хозяин! Жив ли ты?
2. Я плавать не мастак.
3. Садись ко мне на спину.
4. Журка в воду — и поплыл через море.

А - Распространённое.     Б - Нераспространённое.

Задание 6.

      Что является признаком вопросительного предложения?

1. А ты берёшься помочь царевичу?

2. Съешь ли ты меня?

3. Чем же. ты. провинился?

А - Интонация.     Б - Вопросительное слово — местоимение.     В - Вопросительное слово — частица.

Задание 7.

      Определите подлежащее в предложениях.

1. Враги нам лучшие друзья...     А - Враги.     Б - Друзья

2. Что ветры мне и сине море?     А - Ветры и море.     Б -Что

3. О чём ты воешь, ветер ночной?     А -Ветер.     Б -Ты

Задание 8.

      Какое предложение не имеет подлежащего?

1. И этот звон люблю я! .

2. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный!

Задание 9.

      Определите сказуемое в предложениях.

1. Кто ж этот путник?     А - Кто.     Б - Путник.

2. Их круг тесней уж становился     А - Становился.     Б - Становился тесней.

Задание 10.

      Определите, ставится ли тире в простых предложениях.

1. Мой министр (?) не курица, а заслуженный чиновник.

2. «Да ты (?) ленивец», — отвечал король.

3. Эти камни (?) бриллианты, яхонты, изумруды и аметисты.

А - Тире ставится.     Б - Тире не ставится.

Задание 11.

      Завершите высказывание. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если:

1. Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным и глаголом.

2. Подлежащее и сказуемое выражены самостоятельными частями речи в начальной форме (кроме
местоимений): существительными, глаголами, числительными.

3. Перед указательными словами это, вот, это значит.

Задание 12.

      Продолжите предложение так, чтобы в нём нужно было поставить тире между подлежащим и сказуемым.

Всем известно, что сорока —

1. Самая болтливая птица на свете.

2. В мороз летает у самой земли.

3. Как надоедливая трещотка.

Задание 13.

      Какое предложение соответствует схеме: числительное + существительное      глагол

1. Однажды в столицу приехали двое обманщиков.

2. Двум обманщикам отвели большую комнату.

3. Оба министра ни в чём не сознались.

Задание 14.

       Определите необходимость запятой между однородными членами перед союзом и.

1. Мне слышался вечерний звон, гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.

2. И помнил я кольчуги звон и блеск ружья и гордый, непреклонный взор и молодых моих сестёр.

А. Запятая ставится.     Б - Запятая не ставится.

Задание 15.

      Выберите предложение с правильно расставленными знаками препинания при однородных членах с обобщающим словом.

1. От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени.

2. В Обломовке верили всему — и оборотням, и мертвецам.

Задание 16.

      Определите предложение с обращением.

1. — Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! —закричал мальчик и от радости захлопал в ладоши. (Ему подарили солдатиков в день рождения.)

2. — Эй ты, оловянный солдатик! — крикнул тролль.— Не заглядывайся на плясунью.

Задание 17.

      Определите предложение с неправильной пунктуацией при обращении.

1. Кто волны, вас остановил?

2. Жученька, Жучок, беленькие ножки, шёлковый хвостик, пусти погреться!

Задание 28.

      Найдите «4-е лишнее».

1. Итак.       2. Хоть бы.

3. Видимо.    4. Кажется.


Олимпиада по русскому языку 5 класс

Вариант 2

Задание 1.
       С утра кот Матроскин собрался убрать дом, приготовить обед, постирать и погладить белье, а потом сходить в баню.
Вот как записал он предстоящие дела: уборка, готовка, стирка, глажка, помойка.
Что и почему он перепутал?

Задание 2.
       Какие слова нужно добавить к слову проще, чтобы получилось устойчивое сочетание:

парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки?

Задание 3.
       Какие слова можно отнести к разным частям речи:
рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?

Задание 4.
       В каждой группе из четырех слов одно лишнее. Почему?

Бог, слог, враг, книг.

Друг, сапог, смог, мягкий.

Задание 5.
       Поставьте ударения в словах:

квартал, средства, револьвер, километр, отдал, камбала, петля.

Задание 6.
       Укажите, сколько раз встречается звук 
Т в предложении:

Документ подписан директором.

Задание 7.
       Объясните разницу в значении слов:

поступок – проступок, поглотить – проглотить, описка – отписка.

Задание 8.
       Определите состав слов: перчик, переплетчик, огурчик, избирательный, паровозоремонтный.

Задание 9.
       Можно ли к данным словам подобрать антонимы?

Отважный, здоровый, вчерашний, интересный, светлый, прошлогодний, белый, стальной.

Задание 10.
       Подобрать по 2 определения к словам: тюль, рояль, фасоль, мозоль, картофель.

Задание 11.
       Найдите и исправьте ошибки в выборе слов:

1.     Миша одел шапку и вышел.

2.     Я вылил воду из ведра и обратно налил его водой.


Задание 12.
       Что означает выражение «спустя рукава», что вы знаете о его происхождении.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку 5 класс

Вариант 1                      
Задание 1.

       Какое предложение соответствует характеристике: побудительное по цели высказывания, восклицательное по эмоциональной окраске?

1. Дети, не бойтесь! Смелее, смелее!

2. Только ручей да осиновый лист что-то до боли родное бормочут!

Задание 2.

      Определите в предложениях цель высказывания.

1. Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши.

2. Алёша, Алёша, помоги мне поймать курицу!

А - Сообщение.    Б - Вопрос.     В - Побуждение.

Задание 3.

      Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.

1. В повести говорится; кажется мне; давно уехал.

2. Начинается жизнь; карман набит; озеро далеко.

А - Словосочетание.     Б - Предложение.

Задание 4.

      Какой знак стоит в конце предложения?

1. От кого у тебя перстенёк золотой

2. Не падай духом Не умирай раньше времени

3. Ах, это ты, Чернушка

А - Точка.     Б - Вопросительный знак.     В - Восклицательный знак.

Задание 5.

      Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.

1. Здравствуй, хозяин! Жив ли ты?
2. Я плавать не мастак.
3. Садись ко мне на спину.
4. Журка в воду — и поплыл через море.

А - Распространённое.     Б - Нераспространённое.

Задание 6.

      Что является признаком вопросительного предложения?

1. А ты берёшься помочь царевичу?

2. Съешь ли ты меня?

3. Чем же. ты. провинился?

А - Интонация.     Б - Вопросительное слово — местоимение.     В - Вопросительное слово — частица.

Задание 7.

      Определите подлежащее в предложениях.

1. Враги нам лучшие друзья...     А - Враги.     Б - Друзья

2. Что ветры мне и сине море?     А - Ветры и море.     Б -Что

3. О чём ты воешь, ветер ночной?     А -Ветер.     Б -Ты

Задание 8.

      Какое предложение не имеет подлежащего?

1. И этот звон люблю я! .

2. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный!

Задание 9.

      Определите сказуемое в предложениях.

1. Кто ж этот путник?     А - Кто.     Б - Путник.

2. Их круг тесней уж становился     А - Становился.     Б - Становился тесней.

Задание 10.

      Определите, ставится ли тире в простых предложениях.

1. Мой министр (?) не курица, а заслуженный чиновник.

2. «Да ты (?) ленивец», — отвечал король.

3. Эти камни (?) бриллианты, яхонты, изумруды и аметисты.

А - Тире ставится.     Б - Тире не ставится.

Задание 11.

      Завершите высказывание. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если:

1. Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным и глаголом.

2. Подлежащее и сказуемое выражены самостоятельными частями речи в начальной форме (кроме
местоимений): существительными, глаголами, числительными.

3. Перед указательными словами это, вот, это значит.

Задание 12.

      Продолжите предложение так, чтобы в нём нужно было поставить тире между подлежащим и сказуемым.

Всем известно, что сорока —

1. Самая болтливая птица на свете.

2. В мороз летает у самой земли.

3. Как надоедливая трещотка.

Задание 13.

      Какое предложение соответствует схеме: числительное + существительное      глагол

1. Однажды в столицу приехали двое обманщиков.

2. Двум обманщикам отвели большую комнату.

3. Оба министра ни в чём не сознались.

Задание 14.

       Определите необходимость запятой между однородными членами перед союзом и.

1. Мне слышался вечерний звон, гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.

2. И помнил я кольчуги звон и блеск ружья и гордый, непреклонный взор и молодых моих сестёр.

А. Запятая ставится.     Б - Запятая не ставится.

Задание 15.

      Выберите предложение с правильно расставленными знаками препинания при однородных членах с обобщающим словом.

1. От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени.

2. В Обломовке верили всему — и оборотням, и мертвецам.

Задание 16.

      Определите предложение с обращением.

1. — Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! —закричал мальчик и от радости захлопал в ладоши. (Ему подарили солдатиков в день рождения.)

2. — Эй ты, оловянный солдатик! — крикнул тролль.— Не заглядывайся на плясунью.

Задание 17.

      Определите предложение с неправильной пунктуацией при обращении.

1. Кто волны, вас остановил?

2. Жученька, Жучок, беленькие ножки, шёлковый хвостик, пусти погреться!

Задание 28.

      Найдите «4-е лишнее».

1. Итак.       2. Хоть бы.

3. Видимо.    4. Кажется.


Олимпиада по русскому языку 5 класс

Вариант 2

Задание 1.
       С утра кот Матроскин собрался убрать дом, приготовить обед, постирать и погладить белье, а потом сходить в баню.
Вот как записал он предстоящие дела: уборка, готовка, стирка, глажка, помойка.
Что и почему он перепутал?

Задание 2.
       Какие слова нужно добавить к слову проще, чтобы получилось устойчивое сочетание:

парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки?

Задание 3.
       Какие слова можно отнести к разным частям речи:
рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?

Задание 4.
       В каждой группе из четырех слов одно лишнее. Почему?

Бог, слог, враг, книг.

Друг, сапог, смог, мягкий.

Задание 5.
       Поставьте ударения в словах:

квартал, средства, револьвер, километр, отдал, камбала, петля.

Задание 6.
       Укажите, сколько раз встречается звук 
Т в предложении:

Документ подписан директором.

Задание 7.
       Объясните разницу в значении слов:

поступок – проступок, поглотить – проглотить, описка – отписка.

Задание 8.
       Определите состав слов: перчик, переплетчик, огурчик, избирательный, паровозоремонтный.

Задание 9.
       Можно ли к данным словам подобрать антонимы?

Отважный, здоровый, вчерашний, интересный, светлый, прошлогодний, белый, стальной.

Задание 10.
       Подобрать по 2 определения к словам: тюль, рояль, фасоль, мозоль, картофель.

Задание 11.
       Найдите и исправьте ошибки в выборе слов:

1.     Миша одел шапку и вышел.

2.     Я вылил воду из ведра и обратно налил его водой.


Задание 12.
       Что означает выражение «спустя рукава», что вы знаете о его происхождении.



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

 для 7 класса.

Задание 1.

Определите количество звуков в выделенных словах. Докажите свое решение.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью  обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

( 2 балла)

Задание 2.

Расставьте ударение в словах: арест, без толку (нареч.), взята, взяло, добела, донельзя, залитый, занята, жалюзи.  

( 4 балла)

 Задание 3.

Определите есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория? Прокомментируйте свой ответ.

( 7 баллов)

Задание 4.

Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами-хамелеонами». Назовите что это за слова? Почему ученый их так назвал? Приведите 3-4 примера таких слов.

( 7 баллов)

Задание 5.

Отметьте неверное утверждение:

  1. Нужно писать поводок, так как приставки па- в русском языке  не существует.
  2. Нужно писать расцепить, так как после приставки стоит глухой согласный ц.
  3. Нужно писать сбросить, так как приставки з- в русском языке не существует.

Прокомментируйте свой выбор.

 ( 5 баллов)

Задание 6.

Составьте предложения со словом язык так, чтобы оно выступало  в роли разных членов предложения (форму слова можно изменять).

( 6 баллов)

Задание 7.

Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что  означают эти фразеологизмы..

Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.

( 8 баллов)

Задание 8.

Семиклассник Сергей прочитал другу страничку из своего дневника, где он вспоминает об одном из дней летних каникул. Тот с интересом выслушал Сергея, но потом заметил, что, если  в записи кое-что  поправить, рассказ станет еще интереснее. Согласны ли вы с ним? Отредактируйте рассказ Сергея.

Во вторник я проснулся рано утром, подбежал к окну, которое входило во двор, в котором  еще никого не было. Но мотоцикл дяди Паши уже стоял у дома, в котором он живет. Я ощутил волну радости, которая нахлынула на меня, бросился к кровати, быстро застлал ее, торопливо позавтракал, схватил рюкзак, который собрал еще вечером, и  быстро выбежал во двор и встретил там ребят, которые тоже были с рюкзаками. Потом вышел дядя Паша, который держал в руках удочки. И мы на велосипедах, а он на мотоцикле отправились на рыбалку на озеро, на котором рыбачили до самого вечера и наловили много рыбы.

(2 балла)

Задание 9.

       В приведённом ниже отрывке расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Озаглавьте текст. Назовите произведение, из которого взят этот фрагмент, и его автора.

Ур...ган занес дом...к в страну (не)обычайной красоты. Вокруг ра(с, сс)т...лалась зеленая лужайка, по кр...ям её р...ели д...ревья с сочн...ми пл...дами, на п...лянках в...днелись клумбы красивых розовых белых и голубых цв...тов. В воздух... п...рхали крошеч(?)ные птиц... св...ркавшие своим ярким оп...рением. На ветках д...ревьев с...дели (золотисто)зелёные и (красно)грудые п...пугай и кр...чали высок...ми стра(н, нн)ыми г.. .л.. .сами. Где(то) журч...л прозрач(?)ный поток в воде р...звились с...ребр...(н, нн)ые рыбки.

(9 баллов)

Ответы.

№ задания

Ответы

Количество баллов

1

умеют – 6 звуков

сердце – 5 звуков

кровью – 6 звуков

дышать – 5 звуков

0, 5 за каждое слово.

Всего 2 балла

2

 арЕст, бЕз толку (нареч.), взятА, взЯло, добелА, донЕльзя,зАлитый, занятА, жалюзИ.  

0, 5 за каждое слово.

Всего 4 балла

3

Все эти слова родственны с точки зрения их происхождения : они восходят к латинскому корню аква  – вода , со значением которого все и связаны: аквариум – резурвауар, приспособленный для содержания, разведения и демонстрации водных животных и растений ; акварель – водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками ; акваланг – устройство для дыхания человека под водой ; акватория – участок водной поверхности.

Ответ на вопрос – 1 балл.

Комментарий – до 6 баллов.

Максимум 7 баллов.

4

Это слова, переходящие из одной части речи в другую. Подобно хамелеону, меняющему свою окраску в зависимости от температуры и освещенности,  они в зависимости от контекста  приобретают различную лексико-грамматическую «окрашенность». Часовой (механизм) – относительное прилагательное, обозначающее признак предмета (механизма); часовой (на посту) – существительное, обозначающее лицо (человека).

Определение «слов-хамелеонов» - 1 балл.

Комментарий – до 2 баллов.

Один пример – 1 балл.

Максимум 7 баллов.

5

Неверно утверждение : приставка па-   присутствует в таких словах, как пасынок, падчерица . Ее значение – «ненастоящий», «неполный» . Правописание же слова нужно проверять,  ориентируясь на его значение  и подбирая слова с ударными по- (повод) или па- (паводок) .

Выбор неверного утверждения – 1 балл.

Комментарий – до 4 баллов.

Максимум 5 баллов.

6

Язык – орган вкуса. (Подлежащее)

Положите таблетку под язык. (Обстоятельство)

Он владеет русским языком. (Дополнение)

Русский – мой родной язык. (Сказуемое)

Кушанья из языка вкусны и полезны. (Несогласованное определение).

Одно предложение – 1 балл.

Предложение с несогласованным определением – 2 балла.

Максимум  6 баллов.

7

Делать из мухи слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.

Два сапога пара – похожи друг на друга (обычно по своим качествам, свойствам, положению и т.п.); стоят друг друга, один другого не лучше.

Заблудиться в трех соснах не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не суметь найти выход из самого несложного затруднения.

Собаку съел – имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо.

Выбор фразеологизмов – 2 балла

Исправление ошибок – 2 балла

Объяснение фразеологизмов – 4

Максимум – 8 баллов

8

Во вторник я проснулся рано утром, подбежал к окну, входящему  во двор. Там еще никого не было. Но мотоцикл дяди Паши уже стоял у дома. На меня  нахлынула волна радости…Я бросился на кровать, быстро застлал ее, торопливо позавтракал, схватил рюкзак, который собрал еще вчера, и  быстро выбежал во двор, где встретил  ребят тоже с рюкзаками. Потом вышел дядя Паша, с удочками в руках. Мы на велосипедах, а он на мотоцикле отправились на рыбалку на озеро, где наловили много рыбы.

В зависимости от точности и разнообразия способов, выбранных для замены повторяющихся придаточных предложений  - 6 баллов

9

Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилалась зеленая лужайка, по краям её рдели деревья с сочными плодам, и на полянах виднелись клумбы красивых розовых, белых и голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птицы, сверкавшие своим ярким опереньем. На ветках деревьев сидели золотисто – зеленые и красногрудые попугаи и кричали высокими странными голосами. Где  то журчал прозрачный поток, в воде резвились серебряные рыбки.

Вставить пропущенные буквы – 2 балла. Расставить пропущенные знаки препинания – 2 балла

Раскрыть скобки – 2 балла

Озаглавить текст – 1 балл

 Назвать произведение и автора - 2 балла.

Всего: 9

ИТОГО: 54



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП-2021 по предмету «Русский язык»

7 -8 класс

90 мин.

Максимум –   56   баллов.

  1. Выпишите слова, ударение в котором возможно только на одном слоге:

замок, статуя, орган, позвонит.

  1. Составьте предложения со словами дуло, рву, тепло – так, чтобы эти слова были разными частями речи.

  1. В одном из фрагментов стихотворения С.Я.Маршака «Багаж» пропущен знак препинания. Исправьте ошибку и объясните своё решение.

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

<…>

Готово, уложен багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картина, корзина, картонка

И маленькая собачонка.

  1. Отметьте неверное утверждение.

А. Нужно писать поводок, так как приставки па в русском языке не существует.

Б. Нужно писать расцепить, так как после приставки идёт глухой согласный ц.

В. Нужно писать сбросить, так как приставки з в русском языке не существует.

  1. Выпишите пары слов с одинаковыми приставками:

Польёт – полёт,

полезет – полезный,

пробовать – пробивать,

прошла – прошила,

подышать – подшить,

вслух – вслед,

взрыв – вздор,

взлёт – вздох.

  1. Вспомните и запишите известные вам пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения со словом язык.

  1. Установите, сколько раз звуки слова офицер встречаются в пословицах: Волков бояться – в лес не ходить. Не в бровь, а в глаз. Хорошо бы жить у отца, да нет его у молодца.
  2. Расшифруйте употребительные в современном русском языке аббревиатуры. Запишите по образцу.

Образец записи: РТР – Российская телерадиокомпания.

ГРЭС, ЭВМ, ЦДРИ, КВН, МИД, ООН, НЛО.

  1. Четыре месяца года получили у древних римлян числовые названия. Месяцы назывались просто «седьмой, восьмой, девятый, десятый».
  1. Какой месяц был у римлян восьмым, если по-латински восемь – ОКТО?
  2. Какой месяц был у римлян десятым, если по-латински десять – ДЕКЕМ?
  3. Почему у нас сентябрь – девятый месяц года, а у древних римлян – седьмой?

  1. Назовите фразеологизмы, спрятанные в рисунке.

oPPjExy1SXs

  1. Пред вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а так же правила соединения слов в предложения точно такие же, как и в русском. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи.

Буловой линт тресело гужмит ланную гашу.

  1.  Найдите и исправьте ошибки.

А. И тут Петька рассказал мне автобиографию своего знаменитого деда.

Б. Он не захватил с собой спортивных туфлей.

В. Граждане, оплачивайте за проезд своевременно.

ОТВЕТЫ. 7-8 классы. Всего примерно 56 баллов.

  1. Статуя, позвонит. 2 балла.

  1. Дуло (существительное) пистолета было заткнуто за пояс. – Из окна дуло (глагол). Я рву (глагол) в поле васильки. – Во рву (существительное) много воды. В мороз надо тепло (наречие) одеваться. – Надо беречь тепло (существительное). 6 баллов.

  1. Готово, уложен багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картина, корзина, картонка

И маленькая собачонка.

В первом отрывке слово багаж нельзя считать обобщающим, так как оно является обстоятельством, а однородные члены – дополнениями.

Знак препинания поставлен верно – 1 балл, есть объяснение – 1 балл. Всего 2 балла.

  1. Неверное утверждение А: приставка ПА- существует в таких словах, как пасынок, падчерица. Её значение – «ненастоящий», «неполный». 1 балл.

  1. Каждая пара 1 балл.

Польёт – полёт

Прошла – прошила

Вслух – вслед

Взлёт – вздох

                            Всего 4 балла.

  1. Каждое выражение - 1 балл.

Например: Язык мой – враг мой.

Язык до Киева доведёт.

Не торопись языком, торопись делом.

Длинный язык.

Язык без костей.

Язык на плече.

Высунув язык.

Найти общий язык.

Язык не повернётся.

Держать язык за зубами.

Придержать язык.

Чесать языком.

Говорить на разных языках.

Язык проглотил.

Чтоб у тебя язык отсох. И др. 15 баллов.

  1. За каждый правильно указанный звук – 1 балл.

[а] – 10 раз; [ф’] – 1 раз; [и] – 3 раза; [ц] – 3 раза; [э] – 2 раза; [р] – 2 раза.

Всего 6 баллов.

  1. Каждое раскрытие аббревиатуры – 1 балл.

ГРЭС – гидроэлектростанция

ЭВМ – электронная вычислительная машина

ЦДРИ – Центральный дом работников искусств

КВН – Клуб весёлых и находчивых

МИД – Министерство иностранных дел

ООН -  Организация Объединенных Наций

НЛО – неопознанный летающий объект

                          Всего 7 баллов.

  1. Восьмым месяцем был октябрь. 1 балл.

Десятым – декабрь. 1 балл.

Седьмой – сентябрь. 1 балл. 

У Древних римлян Новый год начинался весной. Первый месяц – март, значит седьмой месяц – сентябрь. 1 балл.

                         Всего 4 балла.

  1.  Каждый верный фразеологизм – 1 балл.

Поливать грязью. Парить в облаках. Висеть на хвосте. (Всего 3 балла.)

  1.  1) Характеристика предложения – 1 балл.

 2) Верно указаны члены предложения – 1 балл.

 3) Верно указаны части речи – 1 балл.

                                Всего 3 балла.

  1.  Каждый верный ответ – 1 балл.

Например:

А. И тут Петька рассказал мне биографию своего знаменитого деда.

Б. Он не захватил с собой кроссовки.

В. Граждане, оплачивайте проезд своевременно.

                                        Всего 3 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к олимпиаде 5-9 класс.

Материалы взяты с официального сайта www.cambridgeesol.org/exams/...

Подготовка к олимпиадам в школьном курсе математики. 11 класс.

  В этой методической разработке приведены задачи, которые стали олимпиадной классикой  и  использовались в процессе  подготовки учащихся 11-х классов к олимпиадам. Этот мат...

Сборник задач для подготовки к олимпиадам.

В брошюре собраны задачи, которые могут быть полезны ученикам 7-9 класса, готовящимся к школьным и муниципальным олимпиадам по математике. Тематика задач разная:  принцип Дерихле, четность-нечетн...

Тест для Кадыровой К. Подготовка к олимпиаде.

Материалы для подготовки к олимпиаде....

Тесты для подготовки к олимпиаде по физкультуре

Тест создан в форме мини-сайта. Пособие адресовано учителям физической культуры для поддержания у учащихся интереса к предмету, проверке знаний,  может быть полезно старшеклассникам для сам...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку.

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Раздел "Лексика". Задания + ответы...

тренажеры для подготовки к олимпиаде по праву

при помощи тренажеров отрабатываются определения. Это полезно как для подготовки к олимпиаде по праву . тае и для подготовки к ЕГЭ блок право....