ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
материал

Найданова Ринчима Пурбоевна

 условиях реализации образовательных стандартов наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии  
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_dlya_attestatsii.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

В условиях реализации образовательных стандартов наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии  
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии

1.Информационно – коммуникационная технология

             Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий.   Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебный процесс, я также использую на уроках информационно-коммуникационные  технологии, которые позволяют формировать у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации.

  Использование на уроках программных продуктов (виртуальные лабораторные работы. интерактивные творческие задания. открытая физика. электронные приложения к учебникам.), которые содержат интерактивные практические работы, действующие модели, таблицы, рисунки, графики, позволяет наглядно объяснить явления, процессы, а также продемонстрировать опыты. Выполнение  интерактивных лабораторных работ помогает мне в полном объеме выполнить практическую часть учебной программы, особенно в тех случаях, когда опыт нельзя провести по объективным причинам  в лабораторных условиях

   Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности.

2. Технология развития критического мышления

Критическое мышление– это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

Технология РКМ позволяет решать задачи:

-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

-информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание

Основные методические приемы развития критического мышления:

  • прием «Кластер»,
  • учебно-мозговой штурм,
  • прием «Инсерт»,
  • Приём «Знаю...Хочу узнать...Узнал…»

3.Проектная технология

    Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Работа над проектом строиться следующим образом:

Учащиеся определяют актуальную проблему, над которой будут работать индивидуально или в гуппах. Затем составляют план работы, определяют объекты исследования, ищут возможные пути решения. Выдвигаются гипотезы, систематизируются и обобщаются полученные данные из различных источников информации. Подводятся итоги работы. Ребята представляют аргументированные выводы, обрабатывают и оформляют полученные результаты, учатся решать познавательные и творческие задачи. Готовится защита проекта. На этом этапе ребята самостоятельно готовят презентацию, буклет проекта с использованием компьютера. Защита проекта: представление результата своей деятельности,способа решеия проблемы, доказательство правильности решений. Таким образом, работа школьников над проектом требует от них: умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, в многообразии программных продуктов; навыков работы с различными программными средствами, необходимыми для организации исследования,

оформления проекта. Развиваются умения учеников владеть информационной культурой и культурой коммуникации, развивается теоретическое мышление, формируются познавательные умения, умения самостоятельно решать задачи и проблемы.

4.Технология развивающего обучения

При организации учебного процесса развивающего типа на уроках физики применимы несколько подходов в обучении:

  1. исследовательский;
  2. коммуникативный (дискуссионный);
  3. имитационный подход.

       Характерной чертой исследовательского подхода является реализация идеи «обучение через открытие». В рамках данного подхода ученик должен сам определить явление, закон, закономерность, свойства, способы решения задач неизвестные ему ранее. Примером урока подобного типа может служить занятие, на котором ученики самостоятельно выполняют задание. Например: изучение зависимости силы трения от различных факторов.

          Коммуникативный подход, или дискуссионный, предполагает, что ученик на определенное время становится автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации данного подхода формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, вести критику, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, находить компромисс. Примером реализации такого подхода может быть урок, посвященный вопросу вреда и пользы явления инерции.

          Имитационный подход заключается в следующем: класс разбивается на бригады или группы, каждая из которых самостоятельно работает над общим заданием, имитируя то или иное учреждение, фирму и т.д. Затем итоги деятельности обсуждаются, оцениваются. Примером данного подхода может быть урок защиты проектов или докладов.

Итак, развивающее обучение основано на самостоятельной деятельности учеников. На уроках развивающего типа обязательно должно что-то создаваться, а именно: знания, или умения, или объекты, или и то, и другое. Выясним составляющие этой деятельности. Они связаны между собой и образуют следующую схему (частично по В.В. Давыдову): Потребность − Мотив – Цель – Условия достижения цели – Процесс достижения цели (действия, операции) – Результат.

5.Здоровьесберегающие технологии

           Здоровьесберегающие технологии, применяемые мной в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса (обстановка и гигиенические условия в классе, поза обучающегося, чередование позы);

- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся (правильная организация урока, использование каналов восприятия, учёт зоны работоспособности обучающихся, распределение интенсивности умственной деятельности);

- психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности (снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке, личностно-ориентированные технологии).

Мной проводятся здоровьесберегающие уроки по физике двух видов:

- урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью.

-стандартный хорошо продуманный методически урок по физике, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором стремлюсь:

- полноценно выполнить учебную программу;

- формировать у обучающихся интерес к своему предмету;

- установить с обучающимися доверительные, партнерские отношения;

- продумывать урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта;

- максимально использовать индивидуальные особенности обучающихся для повышения результативности их обучения.

                      6.Технология проблемного обучения

          Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики. Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывая передо мной большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету.

Работу свою веду по следующим направлениям:

  1. Проблемные вопросы, включая вопросы с межпредметным содержанием.
  2. Проблемные задачи, включая задачи с межпредметным содержанием.
  3. Проблемный эксперимент.

Проблемные вопросы - это такие вопросы, с помощью которых создается проблема. Проблемный вопрос отличается от информационного тем, что он ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания.

При решении проблемных вопросов требуется (без выполнения расчетов) объяснить то или иное  физическое явление или предсказать, как оно будет протекать в определенных условиях. Решение проблемных вопросов способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности и развитию графической грамотности.

  1. В каком растворе – горячем или холодном быстрее просаливаются огурцы?
  2. Почему у сельскохозяйственных машин делают колеса с широкими ободами?
  3. Почему плавает тяжелый корабль, а гвоздь брошенный в воду тонет?

Проблемная задача — это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов физики, качественноro и количественного анализа с подсчетом тех или иных числовых характеристик процесса. Их решение имеет большое воспитательное значение, так  как с помощью проблемных задач можно познакомить учащихся с достижениями науки и техники, воспитывать трудолюбие, настойчивость,  волю, характер, целеустремленность. Процесс решения задач также является средством контроля   знаний и умений учащихся.

1.В 1966 г. атомные подводные лодки впервые в мире осуществили кругосветное плавание под водой и за 1,5 месяца, ни разу  не поднявшись на поверхность океана, прошли около 40000 км. С какой средней скоростью они двигались?

2.В тяжелых условиях первых месяцев Великой Отечественной войны возникла острая нужда в легком, безотказном и простом средстве борьбы против танков, которое всегда могло бы находиться у солдата «под рукой». Такое средство было создано. Над его разработкой трудились два конструктора военной техники —  С.Г.Симонов и В.А.Дегтярев. В течение месяца  они сконструировали и представили для испытаний образцы новых противотанковых ружей.

На каком расстоянии находился танк, если пуля, выпущенная солдатом из противотанкового   ружья со скоростью 1000 м/с, настигла его через   0,5 с?

При выполнении проблемного эксперимента появляется возможность установить причинно-следственные связи между явлениями, а также между величинами, характеризующими свойства тел. В  соответствии с целями и задачами исследования  эксперимент может быть количественным или качественным, демонстрационным, исследовательским, техническим или научным. Широкое применение эксперимента в школьном преподавании способствует формированию у учащихся представления об эксперименте как методе научного исследования.

Например: 7 кл., при изучении архимедовой силы учащимся предлагаю следующие задания: исследовать зависимость выталкивающей силы от объема тела, погруженного в жидкость; от плотности жидкости. Дополнительные задания: исследовать, зависит ли выталкивающая сила от плотности тела, глубины погружения.

7. Игровые технологии

         Использование игровых технологий в преподавании физики помогают учителю активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес школьников к предмету. Благодаря использованию игровых технологий ученики понимают, что физика – это не только сложный теоретический материал, определения и формулы, но и простые опыты, демонстрации, которые понятны и доступны абсолютно всем.

Игра так же является довольно эффективным средством для обучения. Игра намного облегчает образовательный процесс, вовлекая в деятельность учащихся с разным темпом работы и уровнем владения материала. Она гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает работоспособность, снимает усталость и увеличивает мотивацию к обучению

Вот несколько игровых технологий, которые можно использовать на уроках физики.

Игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах.

Сюжетная (ролевая) игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.

 Опрос учащихся с использованием кроссвордов Заинтересованность ученика при опросе повышает его активность. Этого можно добиться, используя кроссворды, которые могут составляться по темам, или по целому разделу. Составление кроссвордов формирует у учащихся логическое мышление, умение четко и кратко задавать вопрос, способствует знакомству с дополнительной литературой

.«Ералаш»

Сходные по своим задачам в дидактике опроса решает игра «Ералаш», составление карточек для игры во многом напоминает кроссворды. Учащиеся делят карточку на две половинки: в первом столбце записываются вопросы или какие-то понятия, во втором столбце не по порядку записываются ответы или толкования данных понятий.

Игра «Распредели на группы»

 А) Физические величины – скорость, масса, объем, сила, плотность, времяраспредели на две группы.

 Б) Распредели термины – метр, масса, амперметр, сила, килограмм, термометр, мензурка, секунда, время – на группы. Сколько групп получилось?

 Игра «Как правильно?»

 Исправь недостатки в следующих определениях.

 1. Перемещением тела называют отрезок, соединяющий начальное и конечное положение тела. 2. Механическим движением тела называется изменение его положение в пространстве.

3. Если тело движется по прямой, то его путь и перемещение совпадают.

 4. Ускорение – величина, численно равная отношению скорости ко времени.

5. Тело, у которого маленькие размеры, называют материальной точкой.

6. Ускорение всегда совпадает по направлению со скоростью.

7. Движение, при котором скорость с течением времени меняется, называется равнопеременным. Игра «Установите взаимосвязь между понятиями»: деформация-сила; барометр – давление, секунда-час.

 Игра «Третий лишний» Выберете из данных в строке трех физических терминов один, отличающийся по своему значению от двух других.

1) Амперметр, ареометр, вольтметр.

2) Сила тока, напряжение, давление.

3) Вольт, Ампер, Ньютон.

Игра «Опишите прибор» Опишите физический прибор, не показывая его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии на уроках физики.

Рассказывается о применении современных технологий на уроках физики и не только....

Педагогические технологии на уроке физики

Применение современных педагогических технологий на уроке физики...

Новые педагогические технологии на уроках физики.

Уроки истории педагогики весьма поучительны. Чтобы многое понять, обратимся к истории развития педагогических технологий.Педагогическая деятельность начала «технологизироваться» задолго до того, как б...

Использование элементов различных педагогических технологий на уроках физики и математики

Опыт использования элементов различных педагогичских технологий на уроках физики и математики...

Доклад "Использование современных педагогических технологий на уроках физики"

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.Педагогика должна дать направление этим случайностям.В. Ф. Одоевский Наше время – время перемен. Новые веяния пришли с новым 21-...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

В условиях реализации образовательных стандартов наиболее актуальными становятся технологии:Информационно – коммуникационная технологияТехнология развития критического мышленияПроектная тех...

Использование педагогических технологий на уроках технологии

Основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности обучающихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика....