Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
материал

Нуртдинова Эльвира Газнавиевна

«Ничто не меняется, если ничего не меняется». Что ж, если ничего не изменится, мы останемся прежними. Поэтому объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей.

 Инновационное обучение - новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы

«Ничто не меняется, если ничего не меняется». Что ж, если ничего не изменится, мы останемся прежними. Поэтому объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей.

 Инновационное обучение - новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий. 

Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.

Основными целями инновационного обучения являются:

-развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих  

способностей учащихся;

-формирование личностных качеств учащихся;

-выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

-формирование ключевых компетентностей учащихся.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

-оптимизация учебно-воспитательного процесса;

-создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

-выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

-тщательный отбор материала и способов его подачи.

При использовании инновационной методики в обучении русскому языку и литературе я применяю на своих уроках следующие технологии:

-развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-развитие критического мышления;

-технология “Метод проектов”;

-дифференцированный подход к обучению;

-создание ситуации успеха на уроке;

-информационные технологии;

-дистанционные технологии

В основе вышеназванных технологий  обучения лежат следующие приемы:

   -ассоциативный ряд;

-опорный конспект;

-мозговая атака;

-групповая дискуссия;

-синквейн;

-эссе;

-ключевые термины;

-перепутанные логические цепочки;

-дидактическая игры;

-лингвистические карты;

-лингвистические задачи;

-исследование текста;

-работа с тестами;

-задания поискового характера;

 -нетрадиционные формы домашнего задания.

Остановлюсь лишь на некоторых из них.

 Эссе -  жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы, очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся.

          Для учебных проектов важно:

1) определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности;

2) обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;

3) выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;

4) сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;

5) опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);

6) осуществить практическое выполнение плана проекта;

7) подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.

   

 Особый интерес на уроках русского языка  вызывают лингвистические задачи. Лингвистическая задача представляет собой особый тип задачи. В термине лингвистическая задача существенны оба составляющие его слова. Это задача, потому что, в отличие от разного рода упражнений и заданий, ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате определённых логических операций.

Примерная структура лингвистической задачи:

1.Условие задачи (в котором обрисовывается ситуация, описываются данные, содержится указание на неизвестное

2. Примеры или задания репродуктивного характера.

3. Указание-подсказка.

4.Проблемный вопрос задачи или проблемное задание (которые направлены на исследование данных языковых фактов)

Типы задач на этапе изучения нового материала

Задачи-размышления : важен не конечный вывод, а процесс творческой деятельности с языковым материалом.

Задачи-практикумы: требуют практического творческого выполнения указаний с последующим выводом по языковому факту или явлению.

Задачи-прогнозы : направлены на умение выстраивать причинно-следственные связи.

Задачи-аналогии: требуют переноса языковых знаний в новую ситуацию.

Задачи-соотношения: ориентированы на выполнение заданий на сопоставление, классификацию и т.д. языкового материала.

Пример лингвистической задачи на этапе изучения нового материала:

1. «Как объяснить правописание окончаний в следующих словах: в деревне, на акации, в окончании, о Марье, о Марии, в журнале, на конференции, об отчете ( проблемный вопрос )2.Определите, к какому склонению относятся существительные и в каком падеже они употреблены ( репродуктивный вопрос )

Типы задач на этапе закрепления и систематизации знаний:

Задачи-противоречия : сталкиваются новые знания по русскому языку со старыми

Задачи-альтернативы: требуют аргументированного выбора

Пример лингвистической задачи на этапе закрепления и систематизации знаний

«Какие формы имени существительного подойдут под предложенные схемы: _________ [е], ________ [и]. Докажите свою точку зрения»

Типы задач на этапе закрепления и повторения:

Задачи с несформулированным вопросом : нужно поставить вопрос, опираясь на языковые данные условия, и решить получившуюся задачу.

Задачи с меняющимся содержанием : необходимо выстраивать рассуждения о языковом явлении с учетом изменяющихся условий.

Задачи на доказательство : требуют четкого понимания данного и искомого, умения подобрать аргументы и построить обратные рассуждения.

Задачи-дискуссии: ориентированы на самостоятельную выработку решения на основе нескольких возможных точек зрения

Чему учат лингвистические задачи:«открывать» законы и правила русского языка;самостоятельно делать выводы по изучаемому языковому факту или явлению;самостоятельно формулировать новую лингвистическую тему;применять знания и умения из других предметов

Пример лингвистической задачи: В пьесе Е. Шварца «Тень» доктор даёт такие рекомендации пациенту: Посмотрите на всё сквозь пальцы. Махните на всё рукой. Ещё раз. Пожмите плечами … Почему эти фразы не воспринимаются всерьёз?

Ответ. Все эти фразы кроме прямых значений имеют в качестве фразеологических единиц переносные значения: «не принимать близко к сердцу», «не обращать внимания», «выражать недоумение» .

Мозговая атака на уроках — это отличная возможность продемонстрировать многогранность той или иной проблемы, а также найти совместное решение, выбрав оптимальный вариант.
Приём помогает педагогу раскрепостить обучающихся, увидеть их творческий потенциал и развить критическое мышление.
Образовательные задачи современного обучения направлены на раскрытие творческого потенциала обучающегося в процессе обучения и реализацию личностно-ориентированного подхода. Для осуществления этих целей используются методы, которые предполагают совместный с учениками поиск решения тех или иных вопросов. Одним из таких приёмов является мозговой штурм.

Мозговой штурм — это приём, который решает образовательные задачи с помощью стимулирования творческой активности ребят. Он был придуман в 1953 году Алексом Осборном, специалистом по рекламе из Америки, который был убеждён, что главным препятствием на пути поиска нетривиальных идей является страх критики. Совместная работа над решением конкретной проблемы это опасение сводит на нет. Суть приёма заключается в продуцировании новых идей в процессе работы в группе. Мозговая атака предполагает объединение усилий всех участников обсуждения и развитие идей друг друга, а также выбор наиболее перспективных, практичных и удачных предложений.

Использование приёма способствует развитию:

-креативного и аналитического мышления (обучающиеся учатся формулировать доказательную базу для своих мнений);

-навыков успешной коммуникации (обучающемуся приходится не только высказываться, но и внимательно слушать и прислушиваться). Важно выслушать предложение каждого участника мозгового штурма;

-воображения (в процессе работы учащиеся уверены, что не встретят скептическую оценку, даже если их предложение будет из ряда фантастических);

-продуктивного сотрудничества (учащимся важно найти как можно больше способов решения поставленной задачи);

-правильного отношения к адекватной критике (любые замечания по каждой высказанной идее вносятся аргументировано);

-толерантности ( учатся терпимо относиться к мыслям и особенностям рабочего процесса одноклассников).

Мозговой штурм удобен тем, что не требует никакой подготовки со стороны обучающихся.

Правила организации работы на уроке с помощью метода

   Эффективность использования приёма на уроках определяется тем, насколько правильно педагог сформулировал проблемный вопрос и сформировал рабочие группы.

В каждой группе необходимо выделить две подгруппы:

-генераторы (выдвигают предложения, создают банк идей);

-аналитики (обрабатывают предложенные варианты, формулируют решения).

   Для старшеклассников возможно совмещение этих полномочий: сначала все учащиеся предлагают идеи, а затем коллективно обсуждают. 

     Чтобы работа шла слаженно и быстро, педагогу необходимо соблюдать ряд правил:

-темы должны быть интересны учащимся (как правило, такими являются проблемы, имеющие несколько возможных решений — например, на уроке литературы это может быть «Оценка деятельности Льва Толстого»);

-необходимо следить за тем, чтобы мысли не повторялись (эта особенность часто проявляется в работе с младшими школьниками — они начинают перефразировать чужие идеи, поэтому нужно направлять их в русло новых предложений);

-обязательно следует формировать равнозначные группы (если все активные ученики будут собраны в одном объединении, то эффективной работы не получится).

Все идеи должны быть зафиксированы.

Обучение в рамках приёма мозговой атаки строится в три этапа:

Наработка банка идей. Для того этапа необходимо выделить около 15 минут. Все предложения ребят фиксируются педагогом, лучше всего делать это на доске — так каждый ученик будет чувствовать важность личного вклада в работу группы. На этой стадии ни в коем случае нельзя критиковать и комментировать мысли ребят.

Аналитика. Это основная стадия работы, во время которой происходит коллективное обсуждение, критика всех идей. Детям нужно найти плюсы и минусы каждого предложения, а задача педагога — подкорректировать и усовершенствовать ход мыслей учащихся.

Выбор. Из всех решений, предложенных и проанализированных, выбираются наиболее удачные, интересные и практичные.

Проведение мозгового штурма на уроке русского языка

  На уроках русского языка  педагог может предложить учащимся рассмотреть однокоренные слова и сформулировать принцип их написания в процессе изучения темы «Безударные гласные в корне». Учащимся предстоит выявить сходства в их написании по общему значению, а также найти связь между постановкой гласных и ударением. В результате работы участники мозгового штурма приходят к выводу, что написание гласной проверяется ударением.

Проведение мозгового штурма на уроке литературы

 Допустим, тема звучит так: «Русское стихосложение». Обучающимся предлагается несколько стихотворений известных поэтов. Задача школьников — выдвинуть предположение, по каким законам строятся эти строки. В ходе обсуждения учащиеся должны прийти к выводу, что ключевую роль играет ударение в словах.

   Мозговая атака на уроках — это отличная возможность продемонстрировать многогранность той или иной проблемы, а также найти совместное решение, выбрав оптимальный вариант. Приём помогает педагогу раскрепостить обучающихся, увидеть их творческий потенциал и развить критическое мышление.

    

В педагогике XXI в. в центре стоит личность учащегося, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому учащемуся. Педагогу необходимо развить в обучающемся лучшие качества, учитывая особенности его личности, формируя положительную «я- концепцию», стимулируя «к учению с увлечением», повышая уровень его образования. Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные  уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

 Именно поэтому все вышеперечисленные виды уроков  применяю в своей работе.

Конечно, часто нетрадиционные уроки проводить невозможно, поэтому можно ввести в традиционный урок нестандартный элемент: кроссворд, составление лингвистических сказок, загадок и т.д.

  Применяю в своей практике и дидактические игры, способные вызвать интерес к занятиям. Цель игры – пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения у детей, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока. “Исключи лишнее”, “Узнай героя”, “Маска, я тебя знаю” и другие, которые прививают умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке было не скучно, чтобы им хотелось работать.

Последние годы довольно часто использую на своих уроках синквейн как прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

   

Большое значение имеют нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Примеры нетрадиционных домашних заданий: вопросы «на засыпку», лингвистические угадайки, лингвистические «почемучки», кроссворд и т.д

     Нетрадиционные домашние задания по литературе: сделать рекламу книги, снять трейлер, сочинить свою концовку.

   

Как известно, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Поэтому при подготовке к некоторым урокам можно предложить учащимся индивидуальные задания.

Во внеурочной деятельности применяю эту технологию при написании творческих и исследовательских работ, при подготовке к олимпиадам, конкурсам, фестивалям и научно-практическим конференциям.

Научно – исследовательскую деятельность обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса и потребности этого вида деятельности. Определяется стремление учеников к самостоятельному поиску, заинтересованность в познании нового, нетрадиционного, выходящего за рамки школьных учебников материала. Она эффективна при изучении материала, представляющего собой логическое завершение ранее изученного и при условии доступности для самостоятельного поиска.

Таким образом, инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что учащемуся урок будет интересен. «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь, а зажечь может лишь тот, кто сам горит», - говорил Плутарх. Активное взаимодействие на уроке учителя и ученика сделает урок интересным и продуктивным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы.

Из опыта работы. Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы....

«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Современные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и литературы...

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Повышение мотивации обучения.Развитие познавательной активности учащихся..Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам...