Социальный проект
проект

Нуртдинова Эльвира Газнавиевна

         Русский язык - по своей специфике – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.
         Но в настоящее время современную школу волнует состояние уровня национальной речевой культуры, поскольку русский язык претерпел значительные изменения: язык «улиц» (нецензурная и жаргонная лексика, местный диалект,) часто звучит не только в повседневной жизни, но и в средствах массовой информации, в речи политиков, в художественной литературе, а также в речи школьников. Именно несформированность у большинства людей взгляда на язык как национальный феномен приводит к снижению чувства гордости за родной язык, резкому падению интереса к русскому языку; и как следствие - к безграмотности, косноязычию, неумению правильно и логично выразить свою мысль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Социальный проект19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №5»

Социальный проект

«ГОВОРИМ ПО-РУССКИ»

                         

                                                   Автор проекта: Нуртдинова Эльвира Газнавиевна

Обоснование

Цель проекта - последовательное и углубленное изучение национальной культуры слова воспитывать не просто говорящего на русском языке и живущего на Русской равнине человека, но образованную и творческую личность, доброго семьянина, руководствующегося законами христианской морали, любящего свое Отечество гражданина.

Задача проекта – создание условий для становления человека как творца и носителя культуры.

Слово «культура» понимается школой в широком смысле: культура дела, культура мышления, культура творчества, культура тела, культура общения.

Речевая и коммуникативная культура – составляющая часть культуры в целом - понимаются как владение культурой речи, владение нормами русского языка, являются показателями человека культурного.

Внимательное, вдумчивое отношение учеников к своей речи должно формироваться, прежде всего, в школе – независимо от среды общения каждого ребенка. Деятельность в рамках проекта поможет детям, педагогам овладеть чистой, грамотной и выразительной речью, повысить свою речевую и коммуникативную культуру, приобщить к речевой культуре родителей учащихся.

Постановка проблемы


         Русский язык - по своей специфике – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.
         Но в настоящее время современную школу волнует состояние уровня национальной речевой культуры, поскольку русский язык претерпел значительные изменения: язык «улиц» (нецензурная и жаргонная лексика, местный диалект,) часто звучит не только в повседневной жизни, но и в средствах массовой информации, в речи политиков, в художественной литературе, а также в речи школьников. Именно несформированность у большинства людей взгляда на язык как национальный феномен приводит к снижению чувства гордости за родной язык, резкому падению интереса к русскому языку; и как следствие - к безграмотности, косноязычию, неумению правильно и логично выразить свою мысль.

Цели и задачи проекта 
Цели проекта:

  1. сохранение русского языка как части духовной культуры нации;
  2. создание среды для повышения уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся, педагогов;
  3. устранение у учащихся местного диалекта.

Задачи проекта:

1. Диагностическая. Выявление проблем современного русского языка, анализ причины нарушения экологии современного русского языка учениками и учителями школы; исследование влияния иноязычной лексики, жаргонизмов и нецензурных выражений, языка интернет-общения, sms-общения на состояние родного языка и духовной культуры учащихся и учителей.

2. Прогностическая - определение путей, методов, способов формирования речевой культуры учащихся и педагогов, решений проблем русского языка; определение критериев оценки результативности  деятельности в рамках проекта.

3. Организационная. Создание условий для реализации программы проекта «Говорим по-русски»,  разработка методических материалов и рекомендаций, сопровождающих основные этапы программы школьного проекта.

4. Практическая. Проведение мероприятий, акций и др. с целью повышения интереса к русскому языку; популяризация правильной, грамотной речи, «борьба с неграмотностью».

Основная идея проекта

Формирование речевой, коммуникативной культуры учащихся и педагогов школы через включение педагогов, учеников и родителей в исследовательскую деятельность (изучение уровня владения орфоэпическими, грамматическими и др. нормами русского языка учениками и учителями, изучение причин нарушения русского языка); в социальные практики через ведение факультативных занятий, проектную деятельность (представление исследовательской работы в виде проекта, создание проекта – пути предотвращения нарушений норм русского языка учащимися, создание проектов мероприятий по повышению речевой, коммуникативной культуры педагогов и учащихся).

Гипотеза проекта «Говорим по-русски»

Включив педагогов, учащихся, родителей в исследовательскую деятельность по изучению состояния русского языка контингента школы, в исследовательскую деятельность по изучению причин нарушения норм русского языка, то это позволяет каждому задуматься над состоянием собственной речи, коммуникативной культуры, а также над последствиями, к которым приводит низкий уровень речевой культуры. Это позволяет вовлечь учителей, учащихся, родителей в деятельность по повышению собственной культуры, что и даёт возможность создания среды для повышения уровня речевой культуры учащихся, педагогов, родителей. Работа над повышением культуры речи даст возможность осознать значимость русского языка как части духовной культуры нации, тем самым, сохранить русский язык.

Вид проекта по доминирующей деятельности: информационно-исследовательский, практико-ориентированный.

По комплексности: межпредметный.

По продолжительности: 2022-2023 г.г.

Участники проекта – учащиеся, педагоги, родители школы.

2022-2023 г.г.– год реализации проекта «Говорим по-русски». В этот период предусматривается анализ уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся и педагогов школы, разработка проекта программы по повышению уровня речевой культуры учеников и учителей школы; с целью повышения речевой культуры, организация и проведение интеллектуальных марафонов, игр для учащихся, выпуск информационных листов, организация внеклассных занятий, способствующих повышению культуры речи учащихся.

Этапы проекта
1. Подготовительный этап
Выбор темы Проекта.

Создание программы Проекта, обоснование его актуальности, значимости.
Выдвижение рабочей гипотезы.

2. Организационный этап
Формирование инициативных групп.
Составление плана работы инициативных групп.

Разработка методического, дидактического материала для исследовательской деятельности.

3. Поисково-исследовательский этап
Сбор информации.
Формирование банка идей.

4. Практический этап
Проведение мероприятий по повышению интереса к русскому языку, по повышению речевой, коммуникативной культуры учащихся и педагогов.

5. Аналитический этап

Анализ и оформление результатов исследовательской деятельности.
Представление продукта: презентация проекта – результатов исследований в рамках проекта на школьной научно-практической конференции «Мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово».

План работы

Задачи этапа

Содержание деятельности

Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу

1. Подготовительный (2022-2023 уч. г, I полугодие)

1. Оценка готовности педагогов и учащихся к участию в проектно-исследовательской деятельности в рамках социального Проекта.

2. Теоретическое осмысление основных направлений деятельности в рамках проекта.

3. Создание организационно- педагогических условий для начала реализации программы Проекта.

Создание программы

Проекта, обоснование его актуальности, значимости

Программа проекта «Говорим по-русски»

2. Организационный (2022-2023 уч. г, II полугодие)

Создание инициативной группы, способной реализовать цели и задачи программы проекта;

разработка методического и дидактического материала для обеспечения реализации проекта.

1. Создание творческих, исследовательских, волонтерских и проектных групп учителей и учащихся по отдельным направлениям.

2. Создание анкет, тестов, дидактического материала для исследования уровня владения нормами русского языка, речевым этикетом учащихся и учителей.

3. Составление плана работы инициативных групп.

Анкеты, методический, дидактический материал для исследования уровня владения нормами русского языка учащихся и учителей.

3. Поисково-исследовательский этап (2019-2020 уч. г.)

Исследование уровня грамотности учащихся, учителей, родителей школы.

1. Акция «А как это сказать по-русски?» (анкетирование, опросы, интервью, задания языкового характера, задания по культуре речи)

2. Выбор самого грамотного класса (подведение итогов акции «А как это сказать по-русски?»)

3. Исследование «Языковой портрет учащегося»

4. Исследование «Жаргонизмы в речи школьников».

5. Конкурс «Самое популярное слово ученика школы».

6. Исследование «На каком языке говорили мои предки?» (в рамках празднования «Дня родного языка» 21 февраля).

7. Акция-исследование «Самое красивое слово»

Аналитическая справка «Результаты анализа уровня знаний учащихся о разнообразных языковых нормах.

(акция «А как это сказать по-русски?»)

4. Практический (2022-2023 уч. г, II полугодие)

1. Повышение интереса к русскому языку.

2. Повышение речевой, коммуникативной культуры учащихся, педагогов и родителей.

1. Разработка и проведение интеллектуальных лингвистических марафонов, игр, турниров для учащихся.

2. Организация и проведение литературно-музыкальных гостиных (ученических (с привлечением родителей) и педагогических).

3. Организация и проведение «информационных минуток» «Педагог, остановись, оглянись, подумай!» на педсоветах, совещаниях коллектива (работа над орфоэпическими, грамматическими и др. нормами, педагогической этикой и этикетом).

4. Ведение факультативных и внеклассных занятий, направленных на повышение культуры речи.

5. Знакомство с традициями русского народа (театрализованные постановки):

- «Школьные колядки»

- «Масленица»

- «Веснянки. Встреча весны» и др.

6. Мастер-класс «Приёмы бесконфликтного общения».

Сценарии мероприятий, справки о проведении мероприятий

5. Аналитический этап (2022-2023г, II полугодие)

1. Обработка, анализ и систематизация полученной информации.

2. Разработка проекта деятельности по повышению уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся и педагогов на основе полученных результатов.

1. Анализ и оформление результатов исследовательской деятельности в качестве проекта-доклада на тему «Мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово».

2. Акция «В защиту русского языка».

3. Анализ результатов итогового контроля, итоговой аттестации учащихся.

4. Составление плана мероприятий по повышению уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся и педагогов на основе полученных результатов.

5. Круглый стол учителей по обмену опытом «Я делаю так».

Конечный продукт проекта

Предполагает, что будет:

1. Организована исследовательская деятельность по изучению уровня культуры речи учащихся, педагогов, родителей школы.

2. Организован выпуск «информационных страничек» для учащихся «Это интересно», «А как это сказать по-русски?» и для педагогов - «Педагогическая этика».

3. Проведены информационные минутки «Педагог, остановись, оглянись, подумай!» на педсоветах, совещаниях коллектива (работа над орфоэпическими, грамматическими и др. нормами, педагогической этикой и этикетом).

4. Проведены тематические предметные недели, лингвистические марафоны, игры.

5. Проведены факультативные, внеклассные занятия, направленные на повышение культуры речи.