Статья: "Краеведение как одна из форм реализации требований государственного образовательного стандарта нового поколения"
статья

Власова Алёна Олеговна

Краеведение как одна из форм реализации требований государственного образовательного стандарта нового поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение как одна из форм реализации требований государственного образовательного стандарта нового поколения

Власова А. О.

учитель истории и обществознания

1 квалификационной категории

МОУ «Тираспольская средняя школа №11»

Приднестровская Молдавская Республика, г. Тирасполь

         Сегодня приднестровские  школы  живут в режиме   введения новых образовательных стандартов, которые устанавливают ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования на разных ступенях обучения. Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из средств интеллектуального развития человека. Основной же задачей образования становится обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. Современная парадигма образования – переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

      С моей точки зрения, этот принцип лучше всего подходит к школьному курсу истории. Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, и, особенно, к  прошлому нашей Родины. Новые образовательные стандарты ставят вопросы формирования гражданина Приднестровья, патриота своей Родины на одно из важнейших мест. В свое время Николай  Николаевич  Баранский сказал: «Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать». Реализация этой мысли - основной лейтмотив работы нашего образовательного учреждения. В соответствии с Концепцией и Программой развития МОУ « ТСШ №11» педагогический коллектив  в течение последних лет активно работает над воспитанием гражданско-патриотических начал у наших школьников. 

      Если рассматривать в данном ключе развитие этих качеств у формирующейся личности, то необходимо отметить, что учебные дисциплины:  «история» и «обществознание» - напрямую по своему содержанию связана с этим направлением работы.

      В рамках данной статьи хотелось бы коснуться  вопроса привития любви к изучению истории,  посредством её и любви к Приднестровью  через организацию внеурочной деятельности учащихся по предмету.

      В практике моей работы имеют место такие формы внеурочной деятельности как краеведение,  исследовательская деятельность, работа над учебными проектами, подготовка к олимпиадам и конкурсам, научно-практические конференции и предметные недели в школе.

      Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории издавна было краеведение. Историческое краеведение – развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется, прежде всего, многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп. [3, с.92].

      Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.

      Введение элементов краеведения в программу позволяет расширить учебно-воспитательную деятельность школы, даёт возможность выхода за пределы школы, что очень важно для наших учеников, помогает создать ситуацию успеха для любого ученика через участие в  конкурсах и викторинах разного  уровня. [1, с.22].

       На базе нашей школы ведется  факультативное занятие  «История города Тирасполя», особое внимание хотелось бы уделить ему.

       Программа актуальна тем, что историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного города, воспитания любви к нему. Оно раскрывает учащимся связи родного города с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории города с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Краеведение – это не только познание края, но и способ освоения и сохранения исторического опыта воспитания на народных традициях.

      На основании краеведческого материала, как более близкого и знакомого источника информации об истории своего народа и исторического процесса в целом обучающимся оказывается и воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь педагогу во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс  не только  расширяет знания  о своих земляках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием так же информационных технологий, навыками общения.        

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

       «История города Тирасполя» - это учебная дисциплина о Тирасполе, о столице ПМР, о любимом городе, его истории, жителях, достопримечательностях. В составе предмета - статистический портрет современного Тирасполя, история города от основания до наших дней, рассказы о знаменитых тираспольчанах. «История города Тирасполя» призвано пробуждать интерес у учащихся к изучению материалов краеведческого характера, направлено на воспитание патриотизма, уважительного отношения к собственной истории, духовному наследию. Этот предмет адресован всем, кто интересуется историей города, происхождением и значением названий улиц и площадей Тирасполя.        «История города Тирасполя» - это не просто учебный предмет, а настоящий ключ к познанию традиций, путь к взаимопониманию людей, к их активному сотрудничеству и общественному согласию. Программа предназначена для обучающихся  среднего и старшего классов.  

       Цель  программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся, формирование их социальной активности, интеллектуального развития посредством вовлечения детей в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

      Специфика содержания курса требует расширения «урочного пространства». Это посещение музеев, архива, выставок; сотрудничество с краеведами, работниками библиотек, местными мастерами, художниками и поэтами.

      В ходе реализации курса предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы. Основные формы организации учебной деятельности, это:

- лекция;

- эвристическая беседа;

- анализ исторической литературы и исторических источников;

- проектная деятельность;

- интеллектуальная игра.

      Проектная и исследовательская деятельности при организации урока являются ведущими. Это способствует проявлению творческой инициативы учащихся: подбор материала для подготовки проекта, использование инновационных технологий для поиска интересующей информации и представления результатов своих исследований.

       Результатом проектно-исследовательской деятельности учащихся является продукт, произведенный собственными усилиями. Радость собственному успеху, значимость своей деятельности – все это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу в целом. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество ученика, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция  содержания образовательного процесса. Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации.

       В ходе организации проектной и исследовательской деятельности школьников развивается умение работать в группе. Целью групповой работы является активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Работая в группе, ребенок приобретает коммуникативные навыки, учится высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, выполнять разные роли. [2, с.40].

       Очень важной составляющей исследовательской деятельности является то, что свои работы ребята представляют  на различных конференциях и конкурсах. Занятия внеурочной исследовательской деятельностью развивают коммуникативные универсальные учебные действия, дают навыки ораторского искусства. Школьники учатся выступать перед аудиторией, учатся ясно и логично выражать мысли в устном и письменном варианте, вырабатывают хорошую дикцию, правильные интонации.  Неоднократно мои ученики становились победителями и дипломантами муниципальных и республиканских конкурсов, конференций.

       Внеурочная исследовательская  деятельность  плодотворна для школьников, потому что способствует формированию метапредметных и личностных результатов, а также формирует универсальные учебные действия, которые становятся основой умения учиться. Она развивает их кругозор и интеллект, прививает желание и дает навыки научной и исследовательской деятельности. Успехи помогают ребятам  поверить в свои силы, настраивают на более серьезное занятие наукой, подстегивают желание учиться успешнее, чтобы поступить в вуз.

       Таким образом, главная задача учителя истории – заинтересовать школьников процессом исторического познания. Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес в нужное русло.  Занимаясь краеведением на протяжении многих лет, уверена, что краеведческие изыскания способствуют развитию у школьников устойчивого интереса к истории и формированию личностно ориентированных знаний. Историко-краеведческая работа может и должна войти  в жизнь каждой школы.

Библиографический список

1. Данильченко Л. Чему учит история родного края // Воспитание школьников. 2005.  № 6. С. 22

2. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе.2002. №  3. С.40

3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005. С. 92


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение иностранному языку в начальной школе в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения

Данные методические рекомендации созданы на основе стандартов начального образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по иностранному языку с учётом планируем...

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе  на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концепт...

Игровые технологии на уроках иностранного языка в условиях федерального государственного образовательного стандарта нового поколения

Игровые технологии на уроках иностранного языка в условиях федерального государственного образовательного стандарта нового поколения Совреме...

Формирование социально успешной самоактуализирующейся личности на уроках технологии в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов нового поколения.

Новое время диктует новые качества, которыми должен обладать выпускник школы. Это способность к самообразованию, конкурентоспособность, мобильность, стремление к самоактуализации, достижению социально...

Организация воспитательной деятельности в школе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

   Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражда...

Организация воспитательной деятельности в школе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

   Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражда...