Мои проекты
материал

Абсалямова Елена Ринатовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 11»

 

Инновационный проект "Личностно-ориентированное обучение на уроках математики"

Учитель математики: Абсалямова Елена Ринатовна

Квалификационная категория: первая

г. Нижневартовск



Адресация проекта: проект может быть использован учителями математики общеобразовательных школ.

Участники проекта: учитель осуществляет координационную работу по взаимодействию всех участников проекта, проводит занятия, организует исследовательскую и практическую деятельность учащихся, консультирует учащихся во время выполнения работы, проводит анализ результатов работы; учащиеся, которые включены в проект; психолог ОУ осуществляет диагностику и психолого-педагогическое сопровождение.

Цель проекта: достижение оптимальных результатов в учебной и внеурочной деятельности с помощью использования методики личностно-ориентированного обучения.

Задачи проекта.

  1. Ввыявлять психологические особенности обучающихся, позволяющие раскрыть потенциальные способности в изучении предмета математики.
  2. Реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению через: совместное с обучающимися целеполагание по результатам входного тестирования; через внедрение индивидуальной карты обучающегося; систему разноуровневых заданий по всем видам деятельности; использование проектной методики и групповых видов работы.
  3. Развивать самостоятельность обучающихся, умение организовывать и управлять своей научно-познавательной деятельностью.
  4. Разработка программно-методического комплекса и использование его в процессе формирования интеллектуальной компетенции обучающихся.

Особенности проекта.

Сущность опыта состоит в создании таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самостоятельной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Новизна опыта состоит в том, что на личностно-ориентированном уроке я принимаю на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.

Трудоемкость опыта заключается в его переосмыслении с позиции творческой самореализации личности школьника в учебно-познавательной деятельности, в отборе оптимальных методов и приемов, форм, средств организации учебного процесса с учетом личностных возможностей и мотивов учащихся.

Предполагаемые результаты проекта.

  1. Рост мотивации к изучению математики. (От 64% до 90%)
  2. Успеваемость по предмету – 100%.
  3. Сформировать навыки самостоятельной работы и реальной самооценки;
  4. Увеличить количество победителей и призёров в различных творческих конкурсах и олимпиадах.
  5. Повысить качество образования. (С 40% до 68%)
  6. Хорошие результаты сдачи ЕГЭ.

Ресурсы проекта:

  • сенсорная доска; мультимедиа проектор;
  • средства телекоммуникации (выход в Интернет);
  • компьютеры, учебно-методические комплексы по предмету.

Обоснование актуальности проекта

Актуальность.

Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем.

Но есть вопрос вопросов: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?”.

Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном уровне.

Такая трактовка дифференцированного подхода на индивидуальном (субъектном) уровне вызвана следующими соображениями.

Во-первых, нет ни одного ребенка, идентичного другому или группе. Каждый неповторим. У каждого ребенка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д.

Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребенка посредством учебной деятельности, мы прежде всего должны иметь ввиду его саморазвитие.

Разрешить поставленную задачу можно с помощью личностно-ориентированной технологии обучения, которая призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков.

Обоснование.

Главная цель обучения – развитие умственных способностей учащихся. Задача обучения не только в том, чтобы дать определенные знания, но и в том, чтобы поднять уровень развития ученика.

Ещё К.Д. Ушинский категорически отвергал уроки, построенные на основе схематизма и трафарета, не побуждающие ребенка к восприятию и осмыслению изучаемого материала, не вооружающие его навыками и умениями самостоятельной работы, не способствующие развитию.

Мой опыт работы учителем математики - 15 лет. В рамках традиционной системы обучения я работала на “среднего” ученика и некоторые учащиеся не могли справиться с заданиями конструктивного уровня, но, кроме того, в каждом классе есть ученики, чей пытливый детский ум постоянно требовал новой пищи, творческих задач, т.е. возникала необходимость создания и развития возможностей для проявления творческой активности и самостоятельности. Мне чего-то не хватало…

Я заинтересовалась новой темой: “личностно-ориентированное обучение на уроках математики”

Выбрав эту тему, я решила реализовать свой творческий потенциал. В настоящее время имею большой опыт проведения уроков на основе личностно-ориентированного подхода. Подтверждение тому, открытые уроки для учителей нашей школы.

Этапы проектной деятельности

Подготовительный. (2006-2007 уч.год) Изучение литературы, посвящённой современному состоянию исследуемой проблемы. Составление индивидуальной карты учащихся, позволяющее максимально использовать субъективный опыт каждого ученика. Разработка элективного курса.

Практический. (2007-2009 уч.год)

  • Выявление и использование в практике приёмов и способов формирования личностно-ориентированного подхода на уроках математики.
  • Мониторинг результатов.

Заключительный. (2010-2011 уч.год)

  • Оценка эффективности использования данного подхода.
  • Анализ результатов, обобщение и распространение опыта

Подготовительный

Совместно с психологом школы была оформлена индивидуальная карта уч-ся, его познавательного (психического) развития. Карта служит основным документом для выбора дифференцированных форм обучения, индивидуальной работы с учеником при коррекции. Были проведены исследования на выявление:

  • развития мышления (диагностики: числовые ряды; арифметический счет; логическое мышление);
  • развитие памяти (диагностики: слуховая механическая память; механическая зрительная память);
  • развитие внимания (диагностика: расстановка чисел – произвольное внимание);
  • устойчивости внимания;
  • работоспособности;
  • самооценки и др.

На уроках используются элементы тренингов для развития внимания, мышления и памяти.

Карта успешности учащегося позволяет в полной мере применить личностно-ориентированный подход на уроках математики и является основой для разработки планов уроков и составление дидактического материала.

Практический

На практическом этапе я использовала на практике приёмы и способы формирования личностно-ориентированного подхода на уроках математики.

Принцип целеполагания и мотивации.

Важное значение на уроке в реализации данного принципа приобретают организация и управление деятельностью учащихся по целеполаганию, мотивации и определению темы занятия, которое реализуется на практике различными путями:

  • На одних уроках ученики совместно со мной формулируют проблемный вопрос;
  • На других – учащиеся выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание;
  • На третьих – я на доске записываю только ключевые и вопросительные слова типа:

а) Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит? Как влияет? Что общего?

б) Определить, вывести, выявить закономерность, доказать и т.д., а учащиеся на основе данного клише составляют целостную картину целей на занятие.

2. Принцип открытости. Контрольная диагностика позволяет мне объективно определять количество учеников, работающих на разных уровнях, корректировать педагогические воздействия. На занятиях главный акцент делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки.

3. Принцип вариативности реализуется путем использования на уроках несколько альтернативных учебников, справочников, таблиц, что позволяет рассмотреть многие вопросы с различных позиций и выработать свой подход к их решению.

4. Принцип направленности обучения на развитие личности ученика осуществляется через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля деятельности, а именно через самостоятельную и контрольную работы с разноуровневыми заданиями; выбор ролей в деятельности групп; возможность выбора уровня домашнего задания. Учебно-дидактические материалы каждой темы по математике разбиты на три уровня.

5Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы (поощрение с помощью накопления баллов, жетонов). Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности учащихся и возможности оценить каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условие для повышения интереса к предмету, увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.

6. Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого ученика на основе результатов мониторинга по определению зоны ближайшего развития.

В своей работе я использую общеизвестные методы дидактики. Словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.), репродуктивный метод, наглядные (показ, демонстрация и пр.), объяснительно-иллюстративный метод.

Эвристический метод. Этот метод предполагает самостоятельное открытие фактов в процессе рассмотрения частных случаев.

Создаю такую ситуацию, в которой ученик самостоятельно (или с небольшой помощью учителя) приходит к обобщению. Например, измеряя углы треугольника, ученики могут открыть теорему: сумма всех углов треугольника равна 180°. Или, измеряя среднюю линию треугольника и стороны, приходим к выводу, что средняя линия равна половине стороны.

Исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования: выдвижение гипотезы, разработку плана ее проверки, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов. Работаем над проектами, исследовательскими работами.

Так изучая решение квадратных уравнений, мы рассмотрели не только способы, которые находятся в учебники, но и далеко за его пределами. Ученик 8 класса Севба Станислав написал исследовательскую работу по теме “Решение квадратных уравнений”, в которой рассмотрел способы и приёмы устного решения уравнений, а также решение уравнений в комплексных числах.

Чтобы процесс обучения был эффективным, использую различные приёмы.

Известный французский математик, физик и философ Ж.А.Пуанкаре отмечал, что “… всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета”. На уроках мы знакомимся с именами и жизнью людей, которые создавали науку математику. Чаще всего дети сами готовят доклады, сообщения, рефераты.

Исторические экскурсы на уроках математики прививают интерес к предмету и развивают детей. Рассказ о маленьком Гауссе, который доказал теорему за несколько минут, подталкивают учащихся на активную работу.

В 2010 году мы с учащимися 5а и 9а классов провели во время недели математики интересный экскурс по старинным мерам. Затем составили кроссворды, загадки, ребусы и задачи и собрали свой задачник. Вся наша работа выросла в проект “Старинные меры”.

Математика удивительная наука. Она не может существовать сама по себе. Математические знания нужны и для других дисциплин. Очень часто на своих уроках я использую межпредметные связи.

Например:

1. Использую правило в стихах.

Или очень простые стихи: “Если ищем ширину, делим площадь на длину”. “Когда уравнение решаешь дружок, ты должен найти его корешок”.

2. В 5, 6 классах предлагаю задания, выполняя которые учащиеся узнают о животных и растениях, занесенных в красную книгу.

Рассматриваем некоторые вопросы более глубоко. Так с учеником 9 класса Игитовым Матвеем мы исследовали такую тему “Ритмы сердца и мозга”. В этой работе мы исследовали влияние золотого сечения на здоровье человека.

Без математики не может прожить ни один человек. В повседневной жизни человек любой профессии обязательно выполняет вычисления.

Цель школьного курса математики состоит не только в усвоении математических теорий, но и о владении применять знания по математики в повседневной жизни. Поэтому я использую такой приём, как мотивация к учению. В прошлом году учащиеся писали сочинение на тему: “Математика в профессиях моих родителей”. Учащиеся анализировали, делали выводы. В конце мы получили свой сборник задач “Математика в профессиях округа”.

С ученицей 10 класса Соковниковой Анжелой мы написали исследовательскую работу по теме “Такая простая и сложная арифметика ЖКХ”. В которой рассмотрели эффективные способы экономии семейного бюджета при оплате услуг ЖКХ.

С учеником 7 класса Живодеровым Максимом исследовали вопрос, как без инструментов (линейки, циркуля) построить на местности прямую, биссектрису угла и др.

Помня слова К.Ф.Гаусса о том, что “математика для глаз, а не для ушей”, использую наглядность на уроке. Использование информационных технологий позволяет оформить презентации красочно, кроме иллюстраций я использую видео фрагменты.

Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера. А учитель может привлечь внимание учеников в нужный момент, подобрать интонацию и скорость речи, повторить и внести необходимые пояснения.

Кроме этого я использую на уроках компьютерное тестирование. Оно мне позволяет проверить знания учащихся быстро и качественно. Очень часто учащиеся подготавливают презентации, составляют тесты сами.

Каждый год мы работаем над проектами. Так с учеником 9 класса Ильинским Сергеем мы подготовили проект электронный учебник “В помощь к сдаче экзаменов в 9 классе”. В этот учебник вошли теоретический материал и примеры по темам, необходимым для сдачи экзамена.

Формы организации уроков.

В своей педагогической деятельности использую как традиционные, так и нетрадиционные формы ведения уроков.

Любой урок стараюсь составить ярко, красочно, чтобы дети испытывали потребность узнать что-то новое, а, уходя с урока, захотели бы найти продолжение услышанного в дополнительной литературе, а также с желанием и интересом пришли на следующий урок.

Нестандартный урок требует от учителя большой подготовительной работы. Это не просто отлаженная и продуманная система приемов и средств обучения, это система взаимоотношений учителя и учащихся, как участников процесса познания окружающего мира.

В моей практике уже сложилась система нетрадиционных уроков:

  • урок – соревнование;
  • урок – путешествие;
  • урок – игра;
  • урок – сказка;
  • практикум;
  • семинар и др.

В использовании нестандартного урока необходимо помнить одно правило – не использовать слишком часто. Но чтобы поддерживать детский интерес, развивать интеллектуальные умения и способности, вызывать желание проявлять себя необходимо использование элементов, приемов, методов нестандартного урока в традиционном: составление таблиц, опорных схем, конспектов, составление кроссвордов, подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра, иллюстрация, использование ТСО. Задания позволяют учащемуся полнее раскрыть собственную индивидуальность и выявить пробелы в знаниях, выявить проблемы в их усвоении.

Весь этот арсенал я использую для всестороннего развития ребенка, раскрытия его способностей, для положительного эмоционального поля, которое способствует процессу запоминания, развивает память. И ученик проявляется – начинает работать его фантазия, он самостоятельно ищет ответ на вопрос, он обретает свой взгляд на известные факты и явления, тем самым расширяет свои знания, устанавливает связи, сходства и различия событий. И в этой игровой среде происходит многократное повторение предметного материала по желанию ребенка в различных его сочетаниях и формах, а не по традиционной необходимости заучивания и запоминания. Эта положительно заряженная эмоциональная среда помогает проявиться и слабым учащимся, активизирует их деятельность.

Личностно-ориентированный подход во внеурочное время.

Я считаю, что внеурочной деятельности должно быть много и она должна охватывать как можно больше школьников. Эта деятельность увлекает детей, сплачивает коллектив, развивает ценностные качества личности.

Одно из направлений личностно - ориентированного обучения – это проектная деятельность. Именно работа над проектом развивает, обогащает ребёнка. Мои ученики с удовольствием участвуют в работе школьных, городских, окружных научно – практических конференциях.

Ведение элективных курсов по предмету: “Решение задач”, “Аналитическая геометрия” позволяют углубить знания по математике. Мои ученики активно участвуют в школьных и муниципальных олимпиадах. Традиционно, мы участвуем в Международной олимпиаде по основам наук УРФО, во Всероссийской заочной олимпиаде “Познание и творчество” и “Интеллект - экспресс”. Мои ученики являются лауреатами этих олимпиад.

Стало традиционным в нашей школе проведение внеклассного мероприятия по математике “Умники и умницы”. Мною разработаны и проведены мероприятия: “Самый умный”, “Умники и умницы”, “Занимательная математика” и другие. Разработка игры “Самый умный” получила диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе “Образование: взгляд в будущее”.

Внеклассные мероприятия по математике сопровождаются накоплением интеллектуального опыта. Занимательная математика может принести большую пользу для развития у детей сообразительности, умения рассуждать самостоятельно и привития интереса к математике.

Внеклассные мероприятия позволяют раскрыться ученикам, укрепляют их веру в себя и свои возможности, прибавляют творческих сил, приносят радость и желание познавать.

Заключительный.

Я систематизировала диагностическую работу по предмету. Анализирую результаты контрольных работ. На графиках отмечаю средний балл по предмету каждого класса и ученика. После этого проводится ликвидация пробелов в математической подготовке учащихся.

Анализ результатов показал, что качество зависит от уровня владения техникой чтения, письма, счета и от внимания ученика.

Поэтому так необходимо проводить коррекцию знаний. Учитывая индивидуальные особенности ученика, данное диагностирование помогает спланировать учебную работу, наметить пути коррекции недостатков знаний.

Составленная на МО учителей математики МСОШ № 30 карта успешности учащегося позволяет в полной мере применить личностно-ориентированный подход на уроках математики и является основой для разработки планов уроков и составление дидактического материала.

В результате проделанной мною работы достигнуты следующие результаты:

1. Было проведено изучение литературы по данной теме.

2. Выявлены и использованы в практике приёмы и способы формирования личностно-ориентированного подхода на уроках математики.

3. Составлены индивидуальные карты учащихся, позволяющие максимально использовать субъектный опыт каждого ученика.

4. Рост мотивации к изучению математики. (От 64% до 90%)

5. Увеличилось количество победителей и призёров в различных творческих конкурсах и олимпиадах.

6. Повышение качества образования. (С 40% до 68%)

7. Стабильно хорошие результаты сдачи ЕГЭ.

Перспективный план развития.

1. Продолжить заполнение индивидуальной карты учащихся, применяя для исследования диагностики, соответствующие возрастным особенностям учеников.

2. Продолжить накопление и использование приемов организации работы учащихся по развитию индивидуальности личности на уроках математики.

3. В 2011-2012 учебном году результаты ЕГЭ: успеваемость – 100%.

4. Увеличение количество участников в различных олимпиадах и конкурсах.

Литература

  1. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Народное образование, 1998 г.
  2. И.С.Якиманская. Технология личностно-ориентированного образования. Библиотека журнала “Директор школы №7/2000 г.
  3. Г.Ю. Ксенозов.а Перспективные школьные технологии, Москва, 2000 г.
  4. А.А.Леонтьев. Технология развивающего обучения: некоторые соображения “Школа - 2000”.
  5. М.И.Махмудов. Проблемное обучениею Москва, 1998 г.

Приложение



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 11»

 

Инновационный проект. Информационные технологии на уроках математики

Учитель математики: Абсалямова Елена Ринатовна

Квалификационная категория: первая

г. Нижневартовск



Участники проекта - учащиеся 9-11-х классов.

Особенности типа проекта - продукционный, практико-ориентированный, творческий

Цель проекта: Использование информационных технологий в учебном процессе с целью повышения качества знаний, умений и навыков учащихся.

Задачи проекта:

  • Повысить уровень познавательных способностей учащихся через использование ИКТ.
  • Повысить интерес и мотивацию учеников к изучению математики.
  • Развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся.
  • Разработать методику и структуру интерактивного курса для подготовки учащихся к ЕГЭ.
  • Экспериментально проверить результативность разработанной методики.
  • Повысить эстетическую привлекательность урока.

Методы исследования: анализ методической и учебной литературы, создание интерактивного курса "Подготовка к ЕГЭ", базы данных математических задач "Задания для подготовки к единому государственному экзамену" для учащихся 10, 11-х классов, статистическая обработка экспериментальных данных.

Ресурсы - кабинет математики и информатики, Интернет, мультимедийный проектор, учителя -предметники, психолог школы, программы-тренажеры, электронные пособия.

Сроки - 2007-2010 г.г.

Предполагаемые продукты

  • Разработки нестандартных уроков (использование межпредметной связи, ИКТ, проектного и исследовательского метода обучения, проблемного обучения и т.д.)
  • Проекты и презентации учащихся.
  • Разработки внеклассных мероприятий с использованием продуктов проектной деятельности ребят.
  • "Банк тестовых заданий".
  • Разработка интерактивного курса подготовки к ЕГЭ.

Экспертная оценка проекта

Пояснительная записка

1. Проблемная ситуация, противоречие, затруднение

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно.

Годы преподавания позволили мне увидеть противоречия в массовой практике:

  • между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы;
  • между репродуктивным, схоластическим восприятием математического материала отдельными обучающимися и необходимостью творческого преобразования их математической деятельности;
  • между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений.

Эти противоречия побудили меня к разработке своей системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий.

Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами поисковой и творческой деятельности.

II. Идея, подход, авторская позиция педагога-проектировщика

В одном из древних описаний рассказывается о том, что царь Птолемей однажды спросил Евклида, нет ли в геометрии более короткого и легкого пути, чем его книги, на что тот ответил, что в геометрии нет царских путей.

Немного перефразировав Евклида, скажу, что в математике нет царских путей. Математика - высокая винтовая лестница. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, надо пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Поэтому и проект я свой назвала "От вершка до СИ", прежде чем достичь вершины, мне вместе с моими учениками нужно пройти долгий путь познания.

Идея опыта заключается:

  • в адаптации содержания образования к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • в развитии творческих способностей и самостоятельной активности учащихся;
  • в обеспечении целостности педагогического процесса, осуществления единства разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • в реализации личностно-ориентированной парадигмы технологического образования;
  • в сочетании лекций, самостоятельной работы за ЭВМ, поиска информации в Глобальной сети, практикумов с широкой организацией диалогического обучения;
  • в многоуровневом контроле обученности учащихся.

Успешность реализации проекта определяется степенью заинтересованности всех его участников в положительных, лично значимых результатах.

Достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно при решении задачи оптимального сочетания:

  • новых информационно-коммуникативных технологий и электронных учебно-методических комплексов;
  • разнообразных форм учебной деятельности;
  • требований стандарта и индивидуальных способностей учащихся;
  • эмоционально психологической комфортности и интенсивной
  • учебной деятельности

Помня слова К.Ф. Гаусса о том, что "математика - наука для глаз, а не для ушей", считаю, что математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы более эффективно.

Именно ИКТ: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.

Информационная технология, по мнению Г.К.Селевко, может быть реализована в трех вариантах:

1) как "проникающая" (использование компьютера и МТ при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач);

2) как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии);

3) как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера).

Конечно, идеальный вариант к которому стремится каждый учитель - монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы и разработанный мною интерактивный курс подготовки к ЕГЭ.

На первом этапе (2007-2008 гг.) осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, специальной и методической литературы по теме, в результате этой деятельности были сформулированы гипотеза, цели и задачи проекта.

Второй этап (2008-2009 гг.) теоретико-экспериментальная работа и формирование интерактивного пособия.

На третьем этапе (2009-2010 г.) экспериментальная проверка и корректировка разработанных теоретических и методических положений, совершенствование созданных мультимедийных продуктов, обобщение и оформление результата проекта.

Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль учеников и учителей и их взаимоотношениях. Учитель перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Вопрос, где взять информацию, заменяется вопросом, в каком виде и сколько данных в состоянии воспринять и усвоить учащиеся.

Для успешного творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей учащихся применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную. Наиболее приемлемыми методами обучения (наряду с ИКТ) считаю проблемные (беседа, проблемная ситуация, обобщение), частично-поисковые (наблюдение, синтез, анализ, абстрагирование), исследовательские (исследовательское моделирование, проектирование).

Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Преимущества использования ИКТ:

  • позволяют индивидуализировать (каждый ребёнок может работать в своём темпе за компьютером) и дифференцировать (можно построить уровни сложности задач при работе за компьютером ) обучение;
  • способствуют повышению мотивации обучения;
  • повышают активность обучаемых;
  • повышают эффективность процесса обучения;
  • дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;
  • усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей;
  • расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность (информационно-справочные системы, электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического);
  • повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся;
  • предоставление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.

Работа с ресурсами Интернет, где большая часть информации и так представляет интеграцию различных областей знаний, позволяет детям, используя активные методы поиска информации, формировать целостную картину мира.

Кроме того, компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.

III. Новизна позиции педагога, осуществляющего разработку инновационного проекта

В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Мой опыт и других учителей нашей школы показывает, что овладение этими навыками протекает гораздо эффективней, если происходит не только на уроках информатики, а находит свое продолжение и развитие на уроках учителей-предметников. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

Технологии мультимедиа сегодня по прежнему представляют собой одно из передовых достижений в сфере применения компьютеров в обучении. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4  часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 3/4  часть увиденного и услышанного, ? части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.

Для того чтобы ученику успешно сдать государственный экзамен, необходима систематическая подготовка. Моя основная задача- систематизировать и углубить знания учащихся по математике за курс средней школы. Эффективное повторение материала по темам школьного курса математики, можно осуществлять с помощью программы курса подготовки к ЕГЭ, включающую в себя электронное пособие. Данная программа включает теоретическую базу данных и базу математических задач, двигаясь при этом от простых заданий к более сложным.

IV. Условия реализации

Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса

Мною совместно с психологом школы было проведено анкетирование учащихся с целью определения мотива учебной деятельности, типа памяти, мышления

Была проведена диагностика сформированности учебной деятельности 10 класса.

По результатам диагностики учащиеся класса делятся на группы:

  • положительно относятся к учебе и хорошо владеют приемами учебной деятельности;
  • положительно относятся к учебе, но не владеют приемами учебной деятельности;
  • отрицательно относятся к учебе, но владеют приемами учебной деятельности;
  • отрицательно относятся к учебе и не владеют приемами учебной деятельности.

Деление на группы условно и в процессе обучения учащиеся перемещаются из группы в группу.

В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:

  • мультимедийные сценарии уроков;
  • проверка знаний на уроке;
  • подготовка к ЕГЭ (спецкурс)
  • внеурочная деятельность.

Мультимедийные сценарии уроков

Одно из преимуществ использования ИКТ является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний.

Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:

Принцип наглядности.

Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Принцип природосообразности.

Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Принцип прочности.

Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.

Принцип доступности: данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

Принцип системности: использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

Принцип последовательности: как и на традиционных уроках, учебный метериал запоминается в большем обьеме и более прочно.

Практикую проведение таких уроков как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.

В своей практике использую готовые диски -мультимедийные энциклопедии "Кирилл и Мефодий", "Дрофа" и ЗАО 1С , ЦОРы.

Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме он-лайн

Контроль знаний на уроке

В данном блоке реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знаний учащихся.

Одним из наиболее эффективных методов подготовки к ЕГЭ является метод решения тестовых заданий. Практическое применение тестовых технологий при подготовке к ЕГЭ показало, что учащиеся, знакомые с приемами работы над тестами, по своему уровню подготовки превосходят школьников, готовившихся по обычным учебникам и задачникам, которые, разумеется, исключать нельзя. Учащиеся, заинтересованные в сдаче ЕГЭ уже в 10 классе приобретают диски с тестами, выполняют задания тестов, тренируют себя.

Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты.

Считаю, что важно обучать учащихся работать с тестом и в диалоговом режиме с компьютером, для этого использую программу для создания тестов "Simylator", а также диски - подготовка к ЕГЭ из серии "Репетиторы Кирилла и Мефодия".

Подготовка к ЕГЭ

Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?

Первое - это вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред( исключение составляют темы, где необходим калькулятор) Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел (например на 11), возведения в квадрат и др.

Так, после изучения теоремы Виета в 8 классе, приучаю ребят использовать ее при решении приведенных квадратных уравнений. Считаю, что в старших классах знание этой теоремы выручает на каждом шагу при решении показательных, логарифмических уравнений и неравенств введением новой переменной. Если хорошо владеть теоремой Виета, то можно решать очень быстро.

Второе условие успешной подготовки к ЕГЭ - это обязательное знание правил,формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 7-10 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры на ее применение (с самопроверкой).

Третьим условием успешной подготовки к ЕГЭ является необходимость внести в программу некоторые коррективы. Так как мы можем до 20% изменять календарно-тематическое планирование, то за счет часов, выделенных на повторение, я увеличиваю количество часов на изучение некоторых очень важных тем, добавляя задания из КИМов.

Четвертым условием подготовки к ЕГЭ является проведение элективных курсов. Поэтому для проведения занятий разработала программу подготовки к ЕГЭ (приложение 2), а для проведения занятий -интерактивное пособие "Репетитор" (приложение3 - дано в сокращении без ссылок) в которое включила необходимый теоретический материал, образцы решения заданий, задания для самостоятельного решения с ответами и комментариями.

Курс "Подготовка к ЕГЭ"

Курс включает в себя три раздела: теория, задачи, ответы и комментарии.

Предполагается, что учащиеся будут самостоятельно осваивать предложенный материал на занятиях спецкурса. Курс построен таким образом, что в процессе обучения, согласно учебному плану, учащиеся выполняют предложенные задачи. Учащимся дается ответ и комментарии к решению.

Внеурочная деятельность детей

В классах при прохождении нового материала по некоторым темам ученики заранее готовят к уроку презентации, для чего самостоятельно ведут поиск в сети Интернет, сканируют необходимые рисунки и схемы. На уроке они выступают с этими презентациями, объясняя новый материал.

Важным направлением организации внеурочной деятельности является научная и проектная деятельность учеников, т.е. выполнение долговременных трудоемких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности. Ученики выполняют как индивидуальные, так и групповые проекты (например, групповой проект оформления школьной рекреации).

Мои ученики принимают участие в школьных внеклассных мероприятиях (в рамках недели математики), в олимпиадах, в краевой дистанционной олимпиаде "Интеллект"(2006, 2008 г.г.), в международном математическом конкурсе "Кенгуру"(2008 г.), во всероссийской игре-конкурсе "Инфознайка" (2008, 2009 г.) (Приложение 4).

Прогнозируемые результаты.

В соответствии с поставленной целью проекта, ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена.

Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов проекта, можно выделить следующие:

  • формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
  • повышение мотивации к обучению учащихся;
  • овладение компьютерной грамотности учащимися, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;
  • организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся ;
  • создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе.
  • развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся;
  • эстетическая привлекательность уроков.

Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатики, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

Информационные ресурсы:

  1. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  2. "Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике" Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ  № 20 Кнышенко Л.Н., г.Старый Оскол
  3. Информационные технологии на уроках математики. Старцева Надежда Алексеевна, с.н.с. Института электронных программно-методических средств обучения РАО.
  4. www.ege.edu.ru
  5. Тесты Н.П.Левченко. Математика, практикум по подготовке к ЕГЭ, М., 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...