Методическая разработка по теме: «Лепим натюрморт»
методическая разработка (5 класс)

Асланянц Инна Викторовна

Методическая  разработка по теме: «Лепим натюрморт»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_natyurmortu_cherez_lepku_2.docx718.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

                   «Центр развития творчества детей и юношества «Радуга»

Методическая  разработка по теме:

«Лепим натюрморт»

http://cs2.livemaster.ru/foto/large/ff61320714--kartiny-panno-panno-vaza-s-fruktami.jpg


Выполнила:

педагог дополнительного образования Асланянц Инна Викторовна

Г. Лермонтов

2023 г.

Аннотация

В данной методической разработке рассматривается опыт работы по дополнительной образовательной программе «Природа и творчество», а именно работа над творческим проектом «Осенний натюрморт». Данная работа дает обучающимся представление о натюрморте и  позволяет постепенно подготовить детей  к  творческому интересному занятию – созданию  натюрморта.

Представлена технологическая карта цепочки занятий по лепке, ориентированных на подготовку детей к выполнению натюрморта, методика поэтапного выполнения натюрморта в соответствии с решаемыми педагогическими задачами обучения.

Проблема овладения основами лепки  натюрморта детьми младшего и среднего школьного возраста актуальна и значима. Лепка натюрморта дает основные навыки объемного изображения, умения чувствовать форму, овладения материалом.  

В разработке предложен ряд упражнений, знакомящих с первоначальными понятиями об изображении объемных предметов в рельефе. Они являются дальнейшим развитием и усложнением задач, стоявших в работе по лепке предметов  и растений с натуры

Большое внимание в работе уделяется вопросам развития интереса детей к лепке  натюрморта, воспитанию веры в свои силы, в свои творческие способности.

В Приложении 1, 2, 3 даны примеры выполнения детьми предметов натюрморта на занятиях по лепки из соленого теста. В Приложении 4 представлены работы детей младшего школьного возраста выполненные в технике «пластилинография». Предлагаемая  методическая разработка адресована педагогам общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей осуществляющих образовательную деятельность по предмету изобразительное искусство.

Сведения об авторе: Асланянц Инна Викторовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦТ «Радуга»  г.Лермонтов, высшая квалификационная категория.


«... чем больше сделано рисунков

с натуры, тем легче будет

изображать и то, что выдумано,

прочитано или услышано»

Д. Митрохин, художник-график

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятия по  декоративно-прикладному творчеству дают большие возможности в развитии, обучении и воспитании детей и подростков, способствуют удовлетворению и развитию эстетических потребностей, приобщению их к общечеловеческим ценностям и художественной культуре.

Сегодня в практике обучения детей лепке  педагоги недостаточно уделяют внимания лепке натюрморта, а ведь именно эта тема учит  построению объема, соблюдению пропорций предметов, размещению предметов в пространстве.

Сравнительно небольшое количество обучающихся в условиях дополнительного образования  по сравнению с классами школ дает возможность педагогу больше внимания уделять индивидуальной работе с детьми, подробно объяснять каждому ребенку правила и законы лепки с натуры, помочь увидеть главное и выразительно передать это в своей работе.  

Отличительной особенностью занятий в системе дополнительного образования детей  также является то, что большинство учебных заданий рассчитано на более длительное время, по сравнению с уроками в школе.  Широкие возможности открыты и в области применения различных художественных материалов, разнообразной техники и приемов работы  с ними. В целом дополнительное образование открывает большие возможности для творчества, раскрытия внутреннего мира ребенка.

Уроки лепки— древнейший способ развития человека в период становления личности. У каждого ребенка на уроках изобразительного искусства открывается новое видение мира. Дети, которые занимались в детстве изобразительным искусством, на всю жизнь обрели радость чувствования природы и понимания прекрасного на Земле.

Согласно концепции Л.С. Выготского, овладение лепкой можно рассматривать как овладение одним из средств культурного развития личности, относящихся к сфере развития высших психических функций. Детское творчество – это процесс познания учеником окружающего мира, самого себя, способ выражения своего отношения к познаваемому. Знаменитые афоризмы П. П. Чистякова гласят: « Искусство любит, чтобы им вдохновлялись, увлекались», «Чувствовать, знать и уметь – полное искусство». Главная задача педагога дополнительно образования – дать возможность выразиться чистой энергии детского творчества, тем самым реализовать ценностно-личностный потенциал ребенка.

Тема лепки с натуры натюрморта актуальна тем, что формирует у детей эстетическое отношение к действительности,  навыки в изображении объемных предметов, развивает видение красоты, разнообразие реальных форм предметов, развивает композиционное мышление.

В рамках программы «Природа и творчество»  дети осваивают лепку из соленого теста, пластилина «холодного фарфора», пластики.

Как показывает практика работы с детьми на начальном этапе обучения в рамках программы «Природа и творчество» у детей присутствуют неуверенность в выполнении лепки с натуры и у части обучающихся не проявляется живой интерес к данной теме. Это обусловлено, прежде всего, недостаточной художественной подготовкой к выполнению данной работы.  

Для освоения лепки натюрморта я использую технику лепки из соленого теста и «пластилинографию». Лепка из соленого теста дает более объемное изображение предметов, а техника «рисования пластилином» менее выпуклое. «Пластилмнография» - это, по сути, очень выразительный вид «живописи». Ребята практически рисуют пластилином.  

Последовательное выполнение цепочки занятий, постепенно подводящих детей к рисованию  натюрморта пластилином, повышает интерес у учащихся, а также даёт возможность детям укреплять и развивать мелкую моторику рук, развивать глазомер, мышление, зрительную  память.

Обучение детей умению «видеть» материал, представление возможности выбирать живописную технику, при создании художественных образов, воспитывает у них навыки целостного решения изображения.

Цель: научить детей чувствовать форму, составлять композицию, видеть цвет, объем и передавать всю красоту  предметов натюрморта. 

Задачи:

  1. Вызвать интерес у обучающихся к лепке натюрморта.
  2. Способствовать развитию восприятия цвета, формы, объёма.
  3. Научить основам композиции и перспективы.
  4. Научить передавать форму, цвет, объем, пропорции предмета, пространственное расположение.
  5. Формировать художественный вкус, способность видеть и чувствовать красоту.
  6. Развивать зрительную память, умение анализировать.
  7. Способствовать формированию умений адекватно оценивать свои рисунки и видеть творческие особенности в работах других.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Многочисленные наблюдения показывают, что активная работа мысли, воображение, зрительная память, участие эмоционально – волевой сферы личности ребенка дадут положительные результаты в рисовании с натуры только при условии знания теоретических основ изображения и методики рисования различных предметов. Выразительно сказал об этом О.Роден: «Искусство – это только чувство. Но без знания объёмов, пропорций, цвета, без ловкости руки самое живое чувство парализовано…»

Для осязания предметов объемной формы цепочка занятий начинается с лепки простейших предметов из соленого теста ( фрукты, корзина). (в Приложении 1,2 рис. 1, 2).  

Для изучения и проработки композиции педагог предлагает составить натюрморт из вылепленных ранее предметов. Эта работа может быть как индивидуальной, так и коллективной. Каждый ребенок предлагает своё решение в составлении композиции. Лучший вариант композиции берётся за основу.  Детали композиции наклеиваются на основу (в Приложении 3, ).

Работа в технике «пластилинография» проводятся с детьми среднего школьного возраста. Дети создают лепной натюрморт с изображением менее выпуклых  полу - объемных предметов на горизонтальной поверхности. На этом занятии, как и на других занятиях лепкой из соленого теста, развивается мышечная система рук, мелкая моторика, воображение и чувство композиции (Приложение 2).

Дети, прошедшие этап лепки легче воспринимают форму, объем и структуру предметов, а поэтому « рисование»  пластилином  происходит быстрее и качественнее.

Идет работа и по наблюдению натуральных объектов в природе и знакомство с их изображением в художественных произведениях.

Дети сравнивают предметы, анализируют цвет предметов, как он зависит от освещенности, как солнечный цвет влияет на цвет теневой поверхности. В игровой форме дети вспоминают холодные и теплые цвета для использования оттенков в освещенной части предмета и в теневой.

На занятиях с натуры группы предметов педагог дает понятие о натюрморте и о композиционном решении группы предметов. Дети сравнивают и анализируют, какой предмет больше, какой меньше; какой ближе, какой дальше; какой предмет загораживает другой и насколько. С каждой точки обзора группа предметов просматривается по-разному. Педагог предлагает 2-м, 3-м учащимся нарисовать на доске постановку овощей или фруктов, как дети видят их со своего места. Подсказав и исправив ошибки на доске, все дети приступают к работе по расположению вылепленных предметов (фруктов, овощей) на плоскости.

Чтобы определить задачи, которые должны ставиться при обучении рисования с натуры, необходимо сформировать требования, предъявляемые к грамотному реалистическому рисунку.

В грамотном исполнении реалистического рисунка необходимо верно передавать:

  • форму предметов
  • основные пропорции и соотношения величин
  • перспективу и объемность предметов
  • взаимосвязь частей предмета между собой
  • цвет предмета

Дети младшего школьного возраста на занятиях выполняют лепку с натуры простого натюрморта. Для детей среднего школьного возраста лепка с натуры натюрморта усложняется, вводится в постановку с фруктами кувшин или ваза с цветами и фруктами.

Заключение

Разработка цикла занятий, плана-конспекта занятий «Лепка с натуры натюрморта», его дидактического обеспечения и его реализация - есть путь к развитию ребенка, к его познанию и осмыслению увиденного.

Предлагаемый конспект занятий подходит как для детей младшего возраста, так и среднего школьного возраста. Все занятия в комплексе дают ребенку массу положительных эмоций, настраивающих его на продолжение творческого процесса. Сменяющиеся виды творчества снимают напряжение, повышают интерес, корректируют психологическое состояние обучающегося.

Для глубокого проникновения в художественную атмосферу натюрморта ребенок овладевает всеми художественными знаниями и навыками этого искусства.

В процессе работы над натюрмортом происходило полное и глубокое удовлетворение детей от творческого процесса. Дети познавали красоту предмета, и через нее воспитывалась любовь к окружающему и предметному миру.


Список использованных источников и литературы

  1.  Данкевич Е. Лепим из соленого теста. – Санкт-Петербург, 2001г.
  2.  Конышева Н.Н.. Лепка в начальных классах. –  М.:  Просвещение, 1985 г.
  3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я.. Изобразительное искусство в 1-4 классах малокомплектной начальной школе–  М.:  Просвещение, 1988 год.
  4. Кузин В.С.. Изобразительное искусство. 4 класс. –  М.:  Дрофа, 2007 год.
  5. Кузин В.С.. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы. –Волгоград: Учитель, 2006 год.
  6. Лободина Н.В.. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007 год.
  7. Ростовцев Н.Н.. История методов обучения рисованию. –  М.:  Просвещение, 1982 год.
  8.  Русские Нивы. Советская поэзия. – М.: Художественная литература, 1986 г.
  9.  Хананова И. Соленое тесто. –  М.,  2006г.
  10.  Шпикалова Т.Я., Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. 2 класс. –  М.:  Просвещение, 2002 год.
  11.  Шпикалова Т.Я., Л.В. Ершова. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 2 класс. –  М.:  Просвещение, 2006 год.
  12.  Шпикалова Т.Я.. Изобразительное искусство. 3 класс. –  М.:  Просвещение, 2006 год.
  13.  Шпикалова Т.Я.. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 2 класс. –  М.:  Просвещение, 2002 год.

Приложение1

Технологическая карта цепочки занятий

Тема

Цель, задачи

Структура и краткое содержание занятия

Методы

Материалы и оборудование

Пример выполнения

1. Лепка фруктов разной формы: яблоко, груша, лимон  (соленое тесто).

Цель: развить интерес и сформировать ценностное отношение к ДПИ. (лепка), формировать знания о традиционном способе лепки из целого куска.

Задача:

  1. научить лепить объемные предметы разной формы из целого куска пластилина (или соленого теста); закрепить приемы лепки, вытягивания, вдавливания, заглаживания.
  2. воспитать эстетическое отношение к природе и способность видеть объем к изображаемым предметам.
  3. развивать мелкую моторику, умение лепить фрукты разной формы.

1) Мотивация и стимулирование деятельности детей.

 Объяснение нового материала и закрепление ранее полученных знаний.

2) Практическая часть

Тренировочное упражнение на развитие мелкой моторики кисти руки, чувствование формы, пластичности материала соленого теста и пластилина. Катание шариков, сплющивание, вытягивание, работа со стекой и т.д.

Лепка овощей и фруктов из  соленого теста.

Этапы выполнения:

  1. Лепка основы для фруктов и овощей (шары).

2. Лепка фруктов и овощей разной формы из шаровой основы.

3) Подведение итогов. Рекомендации педагога.

- показ способов изображения, -индивидуальный показ;

-формообразующие движения;

- прием пассивных движений;

-дополнительное обследование в процессе работы;

-эмоционального стимулирования;

-дискуссия;

-игра;

- словесный;

- наглядный;

- практический;

- пощрение;

-опора на жизненный опыт;

-создание наглядно-образных представлений;

- оценка, самооценка,

-контроль и коррекция;

Клеенка; цветной пластилин; соленое тесто; стеки; затонированная оргалитовая основа; клей «Титан» (можно ПВА).

Наглядные материалы: муляжи фруктов и овощей;

Детские работы; образцы выполненные педагогом

Рисунок 1

D:\Users\Valentina\Pictures\Новая папка (2)\IMG_1274.JPG

Приложение 2

Тема

Цель, задачи

Структура и краткое содержание занятия

Методы

Материалы и оборудование

Пример выполнения

2.Лепка корзинки с фруктами и грибами

Цель: формировать у учащихся представление о связи эстетических и функциональных качеств плетенных корзин, умение конструировать художественную форму.

Задачи:

  1. Научить лепить корзину  из соленого теста.
  2. Закрепить приемы лепки фруктов. грибов, приемов вытягивания, заглаживания, вдавливания.
  3. Воспитать любовь к родной природе, ее истории и традициям; воспитать уважение к труду людей.
  4. Развивать художественный вкус и познавательную активность, развивать мелкую моторику рук.

1) Мотивация и стимулирование деятельности детей.

Краткие культурно-исторические сведения о красоте и особенностях плетенных изделий. Демонстрация образцов и фотографий. Сравнение старинных и современных плетенных изделий,   .   

Объяснение и показ педагогом этапов лепки корзины.

2) Практика

Лепка детьми корзины

 Этапы выполнения:

1 этап. Разминание куска теста. Скатывание колобка, расплющивание, отрезание лишней части..

2 этап. С помощью стеки сделать имитацию плетения .

3 этап. Из двух колбасок сделать ручку для корзины.

4 этап. Приделать ручку к корзине

5 этап. Дополнение корзины фруктами и грибами. (пример см. Приложение).

Изделия оставляются для высыхания при комнатной температуре..

3) Подведение итогов. Рекомендации педагога.

Отмечается соблюдение пропорций, симметричность правильность форм.

- эмоционального стимулирования;

-беседа;

-игра;

- словесный;

- наглядный;

- практический;

- пощрение;

-опора на жизненный опыт;

-создание наглядно-образных представлений;

- оценка, самооценка,

-контроль и коррекция;

.

Соленое цветное тесто;

Стеки; пластмассовая или деревянная основа для лепки; фольга; банка с водой..

Зрительный ряд:

Образцы, фотографии плетенных изделий.

Рисунок 2

D:\Users\Valentina\Pictures\Новая папка (2)\IMG_1279.JPG

Приложение 3

Тема

Цель, задач

Структура и краткое содержание занятия

Методы

 Материалы и оборудование

Пример выполнения

3. Составление панно-натюрморта

Цель: Научить создавать натюрморт, используя заранее влепленные формы

Задачи:

  1. Продолжать формировать композиционные умения детей (расположение вылепленных плодов и корзин  на основе в красивом сочетании по цвету, величине).  
  2. Побуждать детей к самостоятельному поиску решения поставленной задачи.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

                                                 

1)Формирование интереса к занятию. Демонстрация и обсуждение детских панно-натюрмортов,  образцов, выполненных нестандартным способом из соленого теста.

2) Практическая часть

Самостоятельное составление композиции натюрморта. Обсуждение удачных композиционных решений, совместный выбор лучшего варианта.

Окончательное составление панно натюрморта из вылепленных фруктов и овощей путем склеивания их на заранее оформленный в цвете плотный картон или оргалит (пример выполнения панно-натюрморта смотри в Приложении...)

3) Подведение итогов. Рекомендации педагога.

Отмечается удачное композиционное построение натюрморта, завершенность работы.

Рассматривание натюрмортов известных художников

- показ вариантов композиции

- эмоционального стимулирования;

-беседа;

-игра;

- словесный;

- наглядный;

- практический;

- пощрение;

-опора на жизненный опыт;

-создание наглядно-образных представлений;

- оценка, самооценка,

-контроль и коррекция;

.

Вылепленные заранее фрукты и корзинка;

цветной картон; цветная бумага;

клей;

акриловый лак.

Зрительный ряд:

 натюрморты (К.Петров-Водкин «Яблоки и лимон»; И.Машков «Натюрморт с фруктами»)

Рисунок 3

D:\Users\Valentina\Pictures\Новая папка (2)\IMG_1277.JPG

Приложение 4

Тема

Цель, задачи

Структура и краткое содержание занятия

Методы

 Материалы и оборудование

Пример выполнения

Лепка натюрморта в технике «пластилинография»

Цель: Используя технику «пластилинография, изобразить натюрморт из любимых фруктов.

Задачи:

  1. Продолжать познакомить с жанром "натюрморт",
  2. учить сравнивать разные способы изображения объемной формы (пластический и объемный)
  3. составлять натюрморт из 2-3 предметов;
  4. учить изображать различные формы, составляя при этом натюрморт;
  5. дать представление о правильном расположении предметов натюрморта;
  6. учить делать предварительный эскиз будущей работы;
  7. закреплять навыки работы с небольшими кусочками пластилина;
  8. развивать старательность.

1)Формирование интереса к занятию.

В игровой форме представить новый материал- восковой пластилин

Предложить «нарисовать» натюрморт пластилином

 2) Практическая часть

Самостоятельное составление эскиза натюрморта на картоне

Обсуждение удачных композиционных решений,

Показ способов заполнения элементов натюрморта маленькими кусочками пластилина.

Упражнение в способ  ах выделения контурных линий.

Подбор цветового решения.

Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.

Заполнение рисунка пластилином.

3) Подведение итогов. Рекомендации педагога.

Отмечается удачное композиционное построение натюрморта, изображение светотени, аккуратность и  завершенность работы.

-игра;

-беседа;

-чтение стихотворения;

- словесный;

- наглядный;

- практический;

- поощрение;

-опора на жизненный опыт;

-создание наглядно-образных представлений;

- оценка, самооценка,

-контроль и коррекция;

.

мягкий восковой пластилин разных цветов;

- стек (ножик для пластилина);

- плотный картон, лучше цветной;

- картон средней плотности для рамки.

Рисунок 1

Мастер-класс Урок рисования Рисование и живопись натюрморты пластилиновые Пластилин фото 8

Рисунок 2

Мастер-класс Урок рисования Рисование и живопись натюрморты пластилиновые Пластилин фото 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект открытого урока Тема: «Рисование натюрморта»

Рисование натюрмортаВсе, кто рисует с натуры, обязательно проходит через разные этапы усложнения  работы. Процесс обучения рисунку на определенном этапе связан с  рисованием натюрморта (от ф...

Интегрированный урок немецкого языка и изобразительного искусства в 6 классе по теме "Еда. Натюрморт."

Интегрированный урок по теме "Еда. Натюрморт" разработан для учащихся 6 класса(второй год обучения). На уроке используются информационно-компьютерных технологии, а именно компьютер и проектор, а так...

Натюрморт. Личный выбор художника или заказ времени. Беседа к теме «история натюрморта» .

Беседа по теме «история натюрморта»   : Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным  видом живописи, в котором не возможно выразить высокие общественные идеи...

Методическая разработка по теме "Декоративный натюрморт"

Публикую обобщённый материал-разработку по теме "Декоративный натюрморт". Считаю, что данная тема интересна тем, что разнообразит такую обычную и немного скучную тему как "Натюрморт". Начинаю дававть ...

Тема занятия: "Натюрморт с чучелом белки"

Тема занятия: " Натюрморт с чучелом белки". ...

Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».

Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...

Методическая разработка. Тема: "Весенний натюрморт".

Методическая разработка. Тема: "Весенний натюрморт". План-конспект открытого занятия и презентация....