Рабочая программа по ОДНК НР 5 класс 2023-24 уч.год
рабочая программа (5 класс)

Гуфайзен Елена Александровна

Рабочая программа по ОДНК НР 5-6  класс, количество часов в год ___34___
УМК  Основы духовно-нравственной культуры народов России Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_odnknr_5_kl_2023-24.docx109.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»

СОГЛАСОВАНО                                                                  УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР                                           Директор школы

______________/_____________                                         ________________/М.Г.Вильмова

«____»_______________2023                                         Приказ №        от_______________

                                                                                                М.П.

Рабочая программа

по Основам духовно-нравственной культуры народов России

(название предмета)

                                                                                     Рассмотрено на заседании

                                                                                  педагогического совета № 6

                                                                                                  Протокол №от ___. ____.  2023 г

класс 5, 6  

количество часов в год ___34___

УМК  Основы духовно-нравственной культуры народов России Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков. Москва, издат.центр Вентана-Граф, 2019.

Рабочая программа обсуждена на МО учителей ____________________________________

«        » __________ 2023  г

Руководитель МО __________________________/______________________

2023– 2024 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами и методическими документами:

  • Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.12;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021.
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №287;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254;
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15 (в редакции протокола №1/20 от 04.02.2020).
  •  письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761. Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
  • Устав школы.
  • Примерной рабочей программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России для 5—6 классов образовательных организаций  Министерства просвещения РФ протокол 2/22от29.04.2022г.  2022 г.

Содержание курса

Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как много национальное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).

Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.

Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.

Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5—6 классов , когнитивным способностями социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.

Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.

Цели изучения учебного курса«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Целями изучения учебного курса являются:

формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения  и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;

  • создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
  • формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
  • идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.

Цели курса определяют следующие задачи:

  • овладениепредметнымикомпетенциями,имеющимипреи-мущественноезначениедляформированиягражданскойидентичностиобучающегося;
  • приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
  • развитиепредставленийозначениидуховно-нравственныхценностейинравственныхнормдлядостойнойжизнилич-ности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
  • становлениекомпетенциймежкультурноговзаимодействиякакспособностииготовностивестимежличностный,межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
  • формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
  • обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
  • воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
  • содействиеосознанномуформированиюмировоззренческихориентиров,основанныхнаприоритететрадиционныхрос-сийскихдуховно-нравственныхценностей;

формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.

Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
  • углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;
  • формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
  • воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
  • пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
  • осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
  • раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
  • формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;

получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и куль-туре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;

  • развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.

Место курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной для изучения.

Данная программа направлена на изучение курса«Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5—6 классах.

В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, н еменее 1 учебного часа в неделю.

Программа ориентирована на УМК:

1. Основы духовно-нравственной культуры народов России Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков. Москва, издательский центр  Вентана-Граф, 2019.

2. Рабочая тетрадь Основы духовно-нравственной культуры народов России Н.Ф.Виноградова, Москва, Просвещение, 2023г.

Содержание учебного курса

         5        класс (34ч)

Тематический блок1. «Россия—наш общий дом»

Тема1.Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности.  Русский языки единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.

Тема2. Наш дом—Россия.

Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.

Тема3.Язык и история.

Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.

Тема4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык—основа российской  культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.

Тема5.Истоки родной культуры.

Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.

Тема6.Материальная культура.

Материальнаякультура:архитектура,одежда,пища,транс-порт,техника.Связьмеждуматериальнойкультуройидуховно-нравственнымиценностямиобщества.

Тема7.Духовнаякультура.

Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовностьМораль,нравственность,ценности.Художественноеосмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.

 Тема8 .Культура и религия.

Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.

Тема 9. Культура и образование.

Зачем нужно учиться? Культура как способ получения  нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).

Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.

Тематический блок2. «Семья и духовно-нравственные ценности»

Тема11.Семья—хранитель духовных ценностей.

Семья—базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.

Тема12.Родина начинается с семьи.

История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?

Тема13.Традиции семейного воспитания в России.

Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества(сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.

Тема15.Труд в истории семьи.

Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.

Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.

Тематический блок 3.«Духовно-нравственное богатство личности»

Тема17.Личность—общество—культура.

Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.

 Тема18. Духовный мир человека. Человек— творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.

Тема19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.

Тематический блок4.«Культурное единство России»

Тема20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.

Что такое история и почему она важна? История семьи —часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.

Тема21. Литература как язык культуры.

Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.

Тема22. Взаимовлияние культур.

Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина— часть общего Отечества.

Тема 25. Праздники в культуре народов России.

Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

 Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.

Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические  здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.

Тема 27.Музыкальная культура народов России.

Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.

Тема28. Изобразительное искусство народов России.

Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России.Пословицыипоговорки.Эпосисказка.Фольклоркакотражениеисториинародаиегоценностей,моралиинравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.

Тема30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).

Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.

Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).

География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России.

Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.

    6        класс(34ч)

Тематический блок1.«Культура как социальность»

Тема1. Мир культуры: его структура.

Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структуройобщества.Расстояниеиобразжизнилюдей.Научно-техниче-ский прогресс как один из источников формирования социального облика общества.

 Тема2. Культура России: многообразие регионов.

Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.

Тема3. История быта как история культуры.

Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России.

Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?

Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.

Тема6. Права и обязанности человека.

Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.

Тема7.Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.

Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.

Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).

Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.

Тематический блок2.«Человек и его отражение в культуре»

Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.

Мораль, нравственность ,этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы.

Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.

Тема 10. Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность.

Тема11.Религия как источник нравственности.

Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема12.Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.

Тема13.Этика и нравственность как категории духовной культуры.

Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным .Почему нравственность важна?

Тема 14. Самопознание (практическоезанятие).

Автобиографияиавтопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.

Тематическийблок3.«Человек как член общества»

Тема15.Труд делает человека человеком.

Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.

Тема16.Подвиг: как узнать героя?

Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.

Тема17.Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.

Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь.

Тема18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества.

Тема19.Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.

Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага.

Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной  культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.

Тема21.Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий.

Тема22.Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.

Тема23.Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в  деятельности учёных.

Тема 24.Моя профессия (практическое занятие).

Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.

Тематический блок4.«Родина и патриотизм»

Тема25. Гражданин.

Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина.

Тема26. Патриотизм.

Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.

Тема27.Защита Родины: подвиг или долг?

Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед общество. Военные подвиги. Честь. Доблесть.

Тема28. Государство. Россия—наша Родина.

Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.

 Тема29. Гражданская идентичность (практическое занятие).

Какими качествами должен обладать человек как гражданин.

Тема30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела.

Тема 31.Человек: какой он? (практическое занятие).

Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека.

Тема Человек и культура(проект).

Итоговый проект:«Что значит быть человеком?».

Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования

Личностные результаты

Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличием мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

1.        Патриотическое воспитание

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.

2.        Гражданское воспитание

Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

 3.        Ценности познавательной деятельности

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

4.        Духовно-нравственное воспитание

Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в  учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогоми сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: воспритиеисозданиеинформационныхтекстоввразличныхформатах,втомчислецифровых,сучётомназначенияинформациииеёаудитории.

  1. Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия включают:  

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно  выбирать основания и критерии  для  классификации,  устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и  познавательных задач (знаково-символические / моделирование);

- смысловое чтение;

- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия включают:

- умение организовывать учебное сотрудничество и  совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) .

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные  универсальные  учебные  действия  включают:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);

-  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и  требований,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);

-  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности .

Предметные результаты

Предметные  результаты  освоения  курса  включают   освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов .

  1. класс

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»

Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

-  Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;

- иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;

- понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным развитием личности и социальным  поведением .

Тема 2 . Наш дом — Россия

- Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;

- знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;

- понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между  народами  и  нациями,  обосновывать их необходимость

Тема 3 . Язык и история

- Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;

- иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;

- понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;

- обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической  гигиены,  речевого этикета .

Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей

-  Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов

России;

-  знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;

6 понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но  и  историко-культурное  наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;

- иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении .

Тема 5 . Истоки родной культуры

-  Иметь сформированное представление о понятие «культура»;

-  осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации  культуры,  уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;

- уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины .

Тема 6 . Материальная культура

- Иметь представление об артефактах культуры;

- иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;

-  понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и про- явлениями духовной культуры;

- понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.

Тема 7 . Духовная  культура

-  Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;

-  знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;

- понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;

-  осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;

-  знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны .

Тема 8 . Культура и религия

- Иметь представление  о  понятии  «религия»,  уметь  пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;

-  осознавать связь религии и морали;

-  понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;

-  уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира .

Тема 9 . Культура и образование

-  Характеризовать термин «образование» и  уметь  обосновать его важность для личности и общества;

-  иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;

-  понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;

-  приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;

-  понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения но- вых сведений о мире .

Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие)

-  Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;

- выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;

- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе мест- ной культурно-исторической специфики;

- обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника  духовно-нравственных  ценностей,  морали и нравственности современного общества.

Тематический блок 2.  «Семья и духовно-нравственные ценности»

Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей

-  Знать и понимать смысл термина «семья»;

-  иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;

- осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;

-  уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;

-  понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;

-  осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;

-  понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства .

Тема 12 . Родина начинается с семьи

-  Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;

-  осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;

-  понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;

-  обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества .

Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России:

- иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;

-  знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;

-  уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;

-  осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов .

Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России:

- знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;

-  уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;

-  знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;

-  понимать и обосновывать важность семейных ценностей с и пользованием различного иллюстративного материала.

Тема 15 . Труд в истории семьи

- знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;

-  понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;

-  осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;

- характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи .

Тема  16 .  Семья  в  современном  мире  (практическое занятие)

-  Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;

- выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;

-  предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;

-  обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности .

Тематический блок 3.«Духовно-нравственное богатство личности»

Тема 17. Личность — общество — культура

- Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;

- уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;

- понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;

- знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре .

Тема 18 . Духовный мир человека. Человек — творец культуры

- Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;

- осознавать и доказывать важность морально-нравственных ограничений в творчестве;

-  обосновывать важность творчества как реализацию духовно- нравственных ценностей человека;

-  доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;

- знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества .

Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности

-  Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;

-  обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;

- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм»,«любовь к близким».

Тематический блок 4. «Культурное единство России»

Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность

-  Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;

-  иметь представление о значении и функциях изучения истории;

-  осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса . Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой . Обосновывать важность изучения истории как духовно- нравственного долга гражданина и патриота .

Тема 2 . Литература как язык культуры

-  Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;

-  рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;

- обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

-  находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях .

Тема 22 . Взаимовлияние  культур

-  Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный  обмен»  как  формах  распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;

-  понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;

-  знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа

-  Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно- нравственных ценностей: жизнь, достоинство,  права  и  свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие  нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая па- мять и  преемственность  поколений,  единство  народов  России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:

- осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества  и уметь доказывать это.

Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие

-  Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;

- называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;

-  уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ  Российской  Федерации»,  «государствообразующий народ», «титульный этнос»;

- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;

-  демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;

-уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины

Тема 25 . Праздники в культуре народов России

-  Иметь представление о природе праздников  и  обосновывать их важность как элементов культуры;

-  устанавливать        взаимосвязь        праздников        и        культурного уклада;

- различать основные типы праздников;

- уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;

-  анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;

-  понимать основной смысл семейных праздников:

-  определять нравственный смысл праздников народов России;

-  осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов .

Тема  26 .  Памятники  архитектуры  народов  России

-  Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;

- понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;

-  осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;

-  осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;

- устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;

-  иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы .

Тема  27 .  Музыкальная  культура  народов  России

-  Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;

 -  обосновывать и доказывать важность музыки как культурно- го явления, как формы трансляции культурных ценностей;

- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;

-  знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты

Тема 28 . Изобразительное искусство народов России

-  Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;

-  уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;

-  обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

-  находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;

-  знать основные темы изобразительного искусства народов России .

Тема 29 . Фольклор и литература народов России

- Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;

-  понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;

-  воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;

-  знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;

- оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы .

Тема30 .Бытовые традиции народов России: пища,  одежда, дом

-  Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;

- уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;

-  уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);

-  понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.

Тема 31.КультурнаякартаРоссии(практическое занятие)

-Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;

- понимать, что такое культурная карта народов России;

- описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны—залог будущего России

- Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;

-  понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.

  1. класс

Тематическийблок1.«Культура как социальность»

Тема1.Мир культуры: его структура

- Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;

- понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений;

- уметь доказывать связь между этапом развития  материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным состоянием общества;

- понимать зависимость социальных процессов от культурно-исторических процессов;

-  уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума .

Тема 2 . Культура России: многообразие регионов

-  Характеризовать административно-территориальное деление России;

-  знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России;

-  понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность  сохранения исторической памяти отдельных этносов;

-  объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу;

-  понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;

-  демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;

-  характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины.

Тема 3 . История быта как история культуры

- Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;

- понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода;

-  находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях

Тема 4 . Прогресс:  технический и социальный

- Знать, что такое труд, производительность труда и  разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;

-  осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды;

-  демонстрировать  понимание  роли  обслуживающего  труда, его социальной и духовно-нравственной важности;

-  понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе;

-  осознавать и обосновывать  влияние  технологий  на  культуру и ценности общества .

Тема 5 . Образование в культуре народов России

-  Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития;

-  понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания;

-  понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных процессах;

-  обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;

-  характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека .

Тема 6 . Права и обязанности человека

-  Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»:

-  характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;

-  понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека;

-  понимать необходимость соблюдения прав человека;

-  понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе;

-  приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России .

Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие

-  Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия»,«атеизм», «свободомыслие»;

-  характеризовать  основные  культурообразующие  конфессии;

-  знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития;

-  понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества .

Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие)

-  Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры;

-  понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия;

-  называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России.

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»

Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека

- Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека;

-  осознавать, какие личностные качества  соотносятся  с  теми или иными моральными и нравственными ценностями;

-  понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;

-  обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения  к  правам  человека,  его  месту и роли в общественных процессах;

- характеризовать  взаимосвязь  таких  понятий  как  «свобода»,«ответственность», «право» и «долг»;

-  понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма;

-  приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России .

Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России

-  Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;

-  характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов;

-  обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;

-  знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми .

Тема 11 . Религия как источник нравственности

-  Характеризовать  нравственный  потенциал  религии;

-  знать и уметь излагать нравственные принципы государство- образующих конфессий России;

-  знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России;

- уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества .

Тема 12 . Наука как источник знания о человеке

- Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;

- определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре;

-  характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию;

-  осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания .

Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры

-   Характеризовать  многосторонность  понятия  «этика»;

-  понимать особенности этики как науки;

-  объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом;

-  обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности .

Тема  14 .  Самопознание  (практическое  занятие)

-  Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»;

-  уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;

-  доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения .

Тематический блок 3. «Человек как член общества»

Тема 15 . Труд делает человека человеком

-  Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;

-  соотносить понятия «добросовестный труд» и  «экономическое благополучие»;

-  объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; пони- мать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя;

-  оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;

-  осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд;

-  объяснять важность труда и его экономической стоимости;

-  знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда» .

Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?-

-  Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;

-  понимать отличия подвига на войне и в мирное время;

-  уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;

-  знать и называть героев современного общества и исторических личностей;

-  обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий .

Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние

-   Характеризовать  понятие  «социальные  отношения»;

-  понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию;

-  осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности;

-  обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь»,

«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы;

-  обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе  благотворительности;

-  понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте.

Тема 18. Проблемы современного  общества  как  отражение его духовно-нравственного самосознания

-  Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей;

-  приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;

-  обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества .

Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений

- Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект»,

«гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи;

-  анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий;

-  уметь самостоятельно находить информацию о благотвори- тельных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания .

Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России

-  Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных ценностей российского народа;

-  находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России;

-  знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе;

-  находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре .

Тема 21 . Социальные профессии; их важность  для  сохранения духовно-нравственного облика общества

-  Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;

-  иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий;

-  осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий;

-  приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения .

Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как нравственный долг

-  Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России;

-  доказывать важность меценатства в современном  обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;

-  характеризовать понятие «социальный долг»,  обосновывать его важную роль в жизни общества;

-  приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России;

-  понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности, аргументировано объяснять её важность .

Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества

-  Характеризовать понятие «наука»;

-  уметь аргументировано обосновывать важность науки в со- временном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом;

-  называть имена выдающихся учёных России;

- обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания;

-  характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства;

- обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий .

Тема  24 .  Моя  профессия  (практическое занятие)

-  Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой профессии;

-  обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда .

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»

Тема 25 . Гражданин

- Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;

-  понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания;

-  понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина .

Тема 26 . Патриотизм

-   Характеризовать  понятие  «патриотизм»;

-  приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;

-  различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;

-  уметь обосновывать важность патриотизма .

Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?

-  Характеризовать понятия «война» и «мир»;

- доказывать важность сохранения мира и согласия;

-  обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;

-  понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;

-  характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений .

Тема 28 . Государство . Россия — наша Родина

-  Характеризовать  понятие  «государство»;

-  уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности;

-  характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека;

-  характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека .

Тема  29 .  Гражданская  идентичность  (практическое  занятие)

-  Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности;

-  обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники .

Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие)

-  Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера;

-  находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса .

Тема  31 .  Человек:  какой  он?  (практическое занятие)

-  Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;

-  приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;

-  формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи .

Тема 32 . Человек и культура (проект)

-  Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;

-  уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры;

-  показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;

-  характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Раздел 3. Тематическое планирование

  1. класс (34 ч)

№ урока

Тема урока

к-во час.

Тематическийблок1.«Россия—наш общий дом» - 10ч.

1

Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

1

2

Наш дом— Россия

1

3

Язык и история

1

4

Русский язык—язык общения и язык возможностей

1

5

Истоки родной культуры

1

6

Материальная культура

1

7

Духовная культура

1

8

Культура и религия

1

9

Культура и образование

1

10

Многообразие культур России(практическое занятие)

1

Тематический блок2.«Семья и духовно-нравственные ценности» - 6 ч.

11

Семья — хранитель духовных ценностей

1

12

Родина начинается с семьи

1

13

Традиции семейного воспитания в России

1

14

Образ семьи в культуре народов России

1

15

Труд в истории семьи

1

16

Семья в современном мире

(практическое занятие)

1

Тематический блок3.«Духовно-нравственное богатство личности» - 3 ч.

17

Личность — общество — культура

1

18

Духовный мир человека. Человек—творец культуры

1

19

Личность и духовно-нравственные ценности

1

Тематический блок4.«Культурное единство России» - 16ч

20

Историческая память как духовно-нравственная ценность

1

21

Литература как язык культуры

1

22

Взаимовлияние культур

1

23

Духовно-нравственные ценности российского народа

1

24

Регионы России: культурное многообразие

1

25

Праздники в культуре народов России

1

26

Памятники в культуре народов России

1

27

Музыкальная культура народов России

1

28

Изобразительное     искусство народов России

1

29

Фольклор и литература народов России

1

30

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом(практическое занятие)

1

31

Культурная   карта   России

(практическое занятие)

1

32

Единство страны—залог будущего России

1

33

Урок повторения и обобщения

1

34

Промежуточная аттестация

1

6 класс (34 ч.)

№ урока

Тема урока

кол.

час.

Тематический блок 1. «Культура как социальность» - 8 ч.

1

Мир культуры: его структура

1

2

Культура России: многообразие регионов

1

3

История быта как история культуры

1

4

Прогресс: технический и социальный

1

5

Образование в культуре народов России

1

6

Права и обязанности человека

1

7

Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие

1

8

Современный мир: самое важное (практическое занятие)

1

Тематическийблок2.«Человек и его отражение в культуре» - 6 ч.

9

Каким должен быть человек? Духовно- нравственный облик и идеал человека

1

10

Взросление человека в культуре народов России

1

11

Религия как источник нравственности

1

12

Наука как источник знания о человеке и человеческом

1

13

Этика и нравственность как категории духовной культуры

1

14

Самопознание        (практическое занятие)

1

Тематический блок 3. «Человек как член общества» - 10 ч.

15

Труд делает человека человеком

1

16

Подвиг: как узнать героя?

1

17

Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние

1

18

Проблемысовременногообществакакотражениеегодуховно-нравственного

самосознания

1

19

Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений

1

20

Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России

1

21

Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества

1

22

Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как нравственный долг

1

23

Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного

Прогресса общества

1

24

Моя профессия(практическое занятие)

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» - 10 ч.

25

Гражданин

1

26

Патриотизм

1

27

Защита Родины: подвиг или долг?

1

28

Государство.

Россия—наша Родина

1

29

Гражданская   идентичность

(практическое занятие)

1

30

Моя школа  и  мой  класс

(практическое занятие)

1

31

Человек: какой он?(практическое занятие)

1

32

Человек и культура(практическое занятие)

1

33

Повторение и обобщение

1

34

Промежуточная аттестация

Приложение 1.

Учебно-методическое обеспечение курса истории

Электронные ресурсы:

1. Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты, видеолекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя. Материалы можно смотреть без регистрации. https://resh.edu.ru/

2. «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию. https://uchi.ru/ 

3. «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов. В числе возможностей «Яндекс. Учебника» – автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для обучающихся. https://education.yandex.ru/home/ 

4. «ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику проверочную работу. Если в ходе работы ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики справляются с заданиями. https://www.yaklass.ru/

5. Мобильное электронное образование – разнообразные форматы материалов (текст, мультимедиа, интерактивные ресурсы). Цифровой образовательный контент подготовлен для детей в возрасте с 3 до 7 лет, а также разработаны онлайн курсы для обучающихся 1-11 классов. Предусмотрена система видеоконференций и мессенджер. https://mob-edu.ru/ 

6. Фоксфорд - онлайн-школа для обучающихся 1-11 классов, помогающая в подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам. Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а для родителей – открытые занятия о воспитании и развитии детей. https://foxford.ru/about

7. «Сириус. Онлайн» - На платформе размещены дополнительные главы по различным предметам для 7–9-х классов. Курсы объемом от 60 до 120 часов предназначены для использования в качестве программ дополнительного образования, а также для повышения квалификации педагогов. https://edu.sirius.online/#/ 

8. «Маркетплейс образовательных услуг» - доступ к каталогу интерактивных образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим видео и курсам. В наполнение ресурса вовлечены ведущие российские компании разного профиля, среди которых – «Яндекс», «1С», «Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс», издательство «Просвещение» и другие. https://elducation.ru/

9. «ИнтернетУрок» - это постоянно пополняемая коллекция уроков по основным предметам школьной программы. На сайте собраны уроки, видео, конспекты, тесты и тренажеры естественно-научного и гуманитарного цикла для 1-11 классов. https://interneturok.ru/

10. Издательство «Просвещение» - бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень. Для работы с учебниками не потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс располагается по адресу https://media.prosv.ru/

11. «Академкнига/Учебник» - on-line библиотека учебной литературы сайт http://akademkniga.ru/ 

12. Издательство «Русское слово» - доступ к электронным формам учебников из Федерального перечня, к рабочим тетрадям, методическим пособиям, интерактивным тренажёрам, а также сторонним ресурсам и авторским наработкам педагогов. https://русское-слово.рф/

13. «Библиошкола» - доступ к школьным учебникам, школьной литературе, различным медиаресурсам, электронным версиям журналов «Семейное чтение», «Читайка». https://biblioschool.ru/ 

16. Образовательная платформа «Лекта» - доступ к электронным версиям учебников издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». В наличии методические материалы, инновационные сервисы для преподавания, интерактивные тренажеры для закрепления знаний. https://lecta.rosuchebnik.ru/

Приложение 3.

Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся основной школы по ОДНКНР

Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
  •  наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
  • полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

  • 75-100% - отлично «5»;
  • 60-74% - хорошо «4»
  • 50-59% - удовлетворительно «3»;
  • менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
  • полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:                                                                                                                                               - активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;                                                                                                                                                           - выполнение дополнительных заданий по желанию;                                                                                                                                                                 - высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;                                                                                                                                                                   - отсутствие выполнения дополнительных заданий;                                                                                                                                                                             - низкий уровень знания базового материала;

Система оценки результатов обучения

Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций обучающихся. Принципы оценки следующие .

1 . Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовно-нравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

2 . Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме (классе); мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности, включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся .

3 . При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативой образовательного учреждения с учётом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных результатов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОДНК 5 класс

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А....

Рабочая программа по математике (5 класс) 2023

Рабочая программа по математике  5 класс к учебнику Никольского...

Рабочая программа по географии 5 класс 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по новым ФООП 2023 (5 класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. МАТЕМАТИКА (5А, 6А классы. 2023-2024)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. МАТЕМАТИКА (5А, 6А классы. 2023-2024)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. МАТЕМАТИКА (5А, 6А классы. 2023-2024)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. МАТЕМАТИКА (5А, 6А классы. 2023-2024)...

Рабочая программа по астрономии 11 класс. 2023-2024 учебный год

На уроках астрономии учащиеся встречаются со всеми изучаемыми в курсе физики понятиями, явлениями, теориями и законами. Углубление этих знаний помогает учащимся осмыслить практическое применение &laqu...

Рабочая программа "Русский язык" 6 класс 2023-2024 учебный год

Рабочая программа "Русский язык" 6 класс 2023-2024 учебный год...