"Инсценировка театрального представления в стихах "Русалочка" по мотивам одноименной сказки Г. Х. Андерсена"
методическая разработка

Методическая разработка представляет авторский сценарий в стихах по мотивам сказки Г. Х. Андерсена "Русалочка" для постановки на сцене с учащимися средней и старшей школы дополнительного образования. Сценарий преполагает разные варианты сценического решения (драматический, музыкально-хореографический), а также может быть поставлен как аудиоспектакль при дистанционном обучении. Разработка включает описательную часть и методический комплекс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание методической разработки
“Инсценировка театрального представления в стихах “Русалочка”
по мотивам одноименной сказки Г. Х. Андерсена”

Актуальность

Проблема человеческого в человеке - тема инсценировки и постановки - актуальна на протяжении всей истории человечества: от бытового конфликта, например, в транспорте (кто войдет в полный людьми автобус первым или кто займет свободное место) до кровавых мировых конфликтов. Воплощение на сцене образа Русалочки дает детям возможность задуматься, поразмышлять над вопросами: в какой именно момент Русалочка стала человеком? В тот ли момент, когда у нее появились ноги? Какой бы выбор я сделал(-а) на месте Русалочки в последней сцене с Принцем? Была ли в моей жизни ситуация с подобным выбором? Чувствовал(-а) ли я внутреннее борение эгоистического желания и совести?

Жанр сказки позволяет юным артистам познавать свою человеческую природу в увлекательной игровой форме. Обращение к литературе Андерсена знакомит обучающихся на практике с глубиной и вечной современностью жанра сказки.

Ритмическая основа текста инсценировки помогает решать проблему хаотичности, “раздёрганности” мышления и психики современного ребенка.

Реализация практики возможна и в дистанционном режиме в форме аудиоспектакля. В этом варианте артисты могут познакомиться с профессией звукорежиссера: участвовать в подборе музыкального, шумового оформления спектакля.

Инновационные характеристики

Практика представляет собой сценарий на основе авторского текста.

Механизмы (алгоритм) реализации

Так как практика представляет собой инсценировку для постановки, то она проходит обычный путь воплощения спектакля. Первый этап – самостоятельное чтение, коллективная читка, читка по ролям. Для учащихся важно самостоятельно вникнуть в материал, понять, что происходит. Также происходит знакомство с понятиями: “площадной театр”, “импровизация”, “пластический гротеск”, “ритм поэтического текста”. Второй этап – обсуждение и анализ материала: разбор сюжета (что происходит? Почему? Зачем? Какие препятствия встречают персонажи?), определение цели каждого персонажа (сквозное действие роли), их отношения друг к другу. Третий этап – репетиционный процесс (определение конфликта, поиск физического действия, настройка взаимодействия с партнером, закрепление мизансцен, поиск пластической и речевой выразительности, закрепление ритмического рисунка, работа с музыкой, с костюмами и реквизитом). Четвертый этап – показы (показы на зрителя, обсуждение ощущений от взаимодействия со зрителем, разбор ошибок, уточнения).
        Репетиции могут проходить в аудитории, где есть пространство для импровизированной сценической площадки (глубина - 7 метров, ширина - 5 метров); необходимые декорации – деревянная ширма и стулья; костюмы и реквизит – на усмотрение постановщика; технические требование - освещение и музыкальная аппаратура.  

Реализуемые формы, методы, педагогические технологии

Работа по практике происходит в коллективе, по группам и индивидуально. Поскольку театральное творчество основано на взаимном доверии участников процесса, основной метод работы  - метод сотворчества. Игровые приемы, ролевая игра, показ помогают увлечь и вовлечь учащихся в проблемную ситуацию драматического материала. Также педагогу важно кроме рассказа и объяснений создавать моменты беседы, дискуссии для стимулирования личного высказывания учащихся. Чтобы новая чужая литературная история стала юным артистам близкой и понятной, необходимо найти точки соприкосновения: здесь применяется метод эмоционального стимулирования, метод эмоционального воздействия. Перед началом репетиции для настройки сценического самочувствия артистов применяется игровой театральный тренинг, отдельные упражнения. В работе над текстом применяется прием речедвижения, когда жест, элементарное физическое движение помогает извлечь точное звучание реплики, интонации. Для сохранения здоровья детей используются здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление не только физического здоровья (дыхательные практики, мышечные упражнения и т.д.), но и психологического (упражнения на психофизическое раскрепощение, “упражнения-пробуждения”, метод физического действия), и ментального (исследование логики персонажа, последовательность действия на сцене). В качестве завершения работы над спектаклем проводится занятие-праздник.

Результативность и эффективность практики

Результаты обучающихся  предметные:

- умение обучающихся определять, формировать свое отношение к событию;

- умение проживать и выражать “актерскую оценку” с помощью мимики, пластики, приспособления;

- понимание театральных определений: “я-артист” и “я-персонаж”, “обстоятельства”, “сквозное действие” и “контрдействие”;

метапредметные:

- знание биографии, содержание сказок Г.Х. Андерсена, пробуждение интереса к его  произведениям;

- развитие актерских умений и навыков (внимания, воображения и фантазии, чувства веры и правды, общения);

- развитие умения эмоционально реагировать на событие;

- формирование и развитие пластической и речевой выразительности обучающихся;

- пробуждение образного мышления обучающихся;

- развитие логического мышления обучающихся;

личностные:

- личная увлеченность, заинтересованность обучающихся процессом постановки сказки “Русалочка”;

- пробуждение аналитического мышления;

- желание формировать и выражать свое мнение, свое отношение к окружающей действительности;

-  ответственное отношение к партнерам, к роли, спектаклю;

- формирование чувства гармонии.

По данной практике был поставлен спектакль “Русалочка”, который игрался для родителей, для обучающихся театрального объединения, для обучающихся школ Московского района. После представлений состоялись обсуждения, составлены зрительские отзывы (от родителей, коллег - театральных педагогов).          

Масштабируемость практики

Данная практика может быть применена не только в театральных объединениях дополнительного образования, но и в музыкально-драматических, литературных; в отдельных сценах могут быть поставлены хореографические номера, а некоторые стихи могут быть положены на музыку и исполнены как песни.

                                                                                                       Приложение

Инсценировка театрального представления в стихах “Русалочка”

по мотивам одноимённой сказки Г. Х. Андерсена

Действующие лица:

Русалочка,

Сёстры-русалочки,

Тритон,

Принц,

Моряки,

Другая, одна из молящихся воспитанниц храма, будущая невеста Принца,

Воспитанницы храма,

Колдунья,

Ученицы Колдуньи,

Гости на свадьбе Принца и Другой.

Сцена I. “На дне”

На дне моря за рыболовной сеткой вокруг Тритона сидят русалочки. Самая младшая, Русалочка, находится поодаль, у самой сетки.

Русалочка
Что такое солнце? Небо – что такое?

Можно ли коснуться радуги рукою?

Отчего пучина отчая постыла?

Девичьему сердцу почему уныло?

Тритон

Очень плохо кончит тот, кто сказкам верит.

Берегитесь, дети, выплывать на берег.

Солнце опалит вас и иссушит ветер.

Не спешите к небу ни за что на свете.

Русалочка

Говорят, что там люди,

И души их чище жемчуга.

Говорят, что там любят,

А больше желать мне нечего.

 

Тритон

Век людской – короткий, соткан из мучений.

Веселись, малютка, мало ль развлечений!

Сёстры-русалочки
Если мы, русалочки,

Наигрались в салочки,

Скачки ждут коньки морские

И ракушки-саночки.

Русалочка

Всё равно поднимусь я,

Беды большой не накликаю.

Погляжу и вернусь я

На дно голубое, тихое.

Сёстры-русалочки

Нам же сказано ясно!

Сама же потом раскается!

Это слишком опасно!

И нам за тебя достанется!

Русалочка поднимает сетку и выплывает на свободу.

Сцена II. Буря
(пластическое решение)

Поднимается шторм. В морскую бурю попадает корабль, на котором плывет Принц со своей командой. Волны и ветер переворачивают корабль. Тела моряков попадают за сетку к русалочкам. Они жадно хватают добычу.

На поверхности пытается спастись Принц; Русалочка видит его, сначала жадно хватает и кусает его за руку, но потом обращает внимание на лицо Принца и решает спасти его. Она выносит Принца на берег.

Сцена III. У храма
(пластическое решение)

На берегу Русалочка знакомится со спящим Принцем: разглядывает, обнюхивает, сравнивает его и свои руки… Но видит идущих в их сторону людей и скрывается. Одна из молящихся девушек заметила лежащего на берегу Принца, подошла и попыталась его пробудить. Принц очнулся –девушка испугалась и убежала. Русалочка из укрытия видела их встречу.

Сцена IV. Превращение

Русалочка спускается в морскую впадину, к Колдунье.

Колдунья

(Ученице)

На сегодня последний урок –

Ты увидишь, как с дочкой Тритона

Обойдётся завистливый рок,

И она его примет без стона.

На сегодня последний урок –

Ты увидишь, как дочке Тритона,

Юной розе, завистливый рок

Обрывает головку бутона.

Ученица

Если всё непременно случится

И надежда на счастье пуста,

Почему же она согласится?

Чем оплатится ей доброта?

Появляется Русалочка.

Русалочка

Может, дело совсем не в любви,

Может, вовсе любви не найду я.

Только место моё – рядом с ним.

Помоги мне, Морская Колдунья!

Колдунья

Вот и ты, беспокойное сердце,

Вот и ты, озорная душа.

Я могу отворить тебе дверцу,

Но войдёшь ты…  

Колдунья совершает обряд, похожий на операцию: разрезает хвост Русалочки, долго что-то сшивает. Ученицы приносят юбку для Русалочки, она выходит на кривых трясущихся ногах, почти  как настоящая земная девушка, но беззвучно кричит от боли. Ученицы восхищаются своим учителем.

Сцена V. Незнакомка

Ветер. Из дворца на берег выбегает Принц и одержимо вглядывается вдаль. За ним пытается успеть Русалочка, она падает, ноги от боли не держат её; она простирает руки к Принцу за помощью, но он не видит ни её, ни её страданий. Вся сцена проходит с внутренней речью Русалочки, которую слышит зритель, но не слышит Принц.

Принц

Смотри, какие нынче волны!

Они как ты, дитя, безмолвны

И не расскажут мне о той,

Богине, нимфе ли, святой,

Меня избавившей от смерти

В той страшной буре…

Русалочка

Принц, поверьте,

Я вас спасла, и голос мой

Отдав, явилась к вам немой.

Могла быть дочерью послушной…

Принц

Как жаль, что ты молчишь! Послушай

Тогда меня, я расскажу

О той, кем нынче дорожу,

Как жизнью всей, как целым светом…

Что ж я стою… Искать!

Русалочка

Но это

Ведь я была! И не награды  

Ищу… Чего ж? Быть с вами рядом…

Оставив детство прошлым играм,

Пошла, как по ножам и иглам,

По острой гальке и песку

Навстречу к вам…

Принц

Свою тоску

Тебе я передал, похоже,

Иначе чем твой дух встревожен?

Ты мне как младшая сестра.

Твои глаза, как жар костра,

Горят, но отчего же вдруг?

Мой милый, нежный, добрый друг?

Русалочка

Ах, зелье ведьмино напрасно!

Он полон ей, она прекрасна.

Принц

Она найдётся, дай лишь срок!

Русалочка

О да, неумолимый рок.

Принц

К тебе вернётся голос нежный!

Русалочка

Я стану пеной белоснежной.

Принц

Всем будет счастье, не грусти!

Русалочка

Я рада, милый мой. Прости.  

Сцена VI. Свадьба

(пластическое решение)

Русалочка на берегу видит, как играют свадьбу Принц и Другая, как танцуют они свадебный вальс. В порыве Русалочка начинает танцевать и кружиться, но с криком падает на землю от боли в ногах.

Сцена VII. Выбор

(пластическое решение)

Ранним утром Русалочка слышит голоса сестёр-русалочек, которые бросают ей на берег кинжал от Колдуньи. Русалочка видит, как всходит солнце, оглядывается на шалаш, где спят Принц с Принцессой. Она подползает к шалашу, хватается за кинжал, но видит, как Принц гладит своей ножкой ножку Принцессы. Русалочка в слезах опускается и целует Принца, исчезает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инсценировка "Капризка" (по мотивам одноименной пьесы для кукольного театра)

Театрализованное представление для начальных классов коррекционной школы VIII вида...

The Donkey’s favourite season. (инсценировка по мотивам одноимённой сказки из учебника М.З. Биболетовой «EnjoyEnglish»для 4класса)

Используя английские песенки и простые атрибуты, можно превратить сказку в спектакль....

Театральная постановка по мотивам сказки Х.К.Андерсена "Дюймовочка"

Сказка для театральной поставки с деьтми 1-го года обучения....

Конспект занятия по логопедической ритмике с детьми С ОНР «ОТКУДА У НОСОРОГА ШКУРА» по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга

Образовательная деятельность построена на интеграции всех образовательных областей. Игры с речью и движениями являются необъемлемой частью занятия.Они направлены на развитие координиции движений,ориен...

Сценарий новогодней сказки "Снежная королева" (по мотивам одноименной сказки Г.Х. Андерсена)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...