Единый государственный экзамен по биологии
материал для подготовки к егэ (гиа)

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege_biologiya.docx343.4 КБ

Предварительный просмотр:

Единый государственный экзамен по биологии

Тренировочный вариант

Часть 1

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа

от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1. Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25471

Ответ: ____________________

2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие методы исследования используют в селекции?

1. центрифугирование

2. культура ткани

3. хроматография

4. генеалогический

5. гибридологический

3. В синтезе белка принимает участие молекула иРНК, фрагмент которой содержит 33 нуклеотидных остатка. Определите число молекул тРНК, необходимых для синтеза данного белка.

Ответ: __________________

4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенной клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

C:\Users\Люба\Desktop\htmlconvd-HdbCWn_html_m4e855821.png

1. эукариотическая клетка

2. имеет пластиды

3. ведет хищный образ жизни

4. имеет два ядра

5. содержит светочувствительный глазок

Ответ:        

5. Установите соответствие между характеристикой молекулы нуклеиновой кислоты и ее видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                  ВИД НУКЛЕИНОВОЙ  КИСЛОТЫ

А. состоит из одной полинуклсотидной цепи                        1. мРНК

Б. участвует в образовании рибосом                           2.ДНК

В. Участвует в непосредственном синтезе белка

Г. хранит наследственную информацию

Д. способна к репликации

Е. представляет собой спираль

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

6. Определите соотношение фенотипов у потомков при скрещивании дигетерозиготного растения тыквы с белыми круглыми плодами при анализирующем скрещивании с растениями имеющими  желтые удлиненные плодами (белый цвет и круглая форма плода доминантные признаки) при полном доминировании и независимом наследовании признаков. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

Ответ: ______________________

7. Все приведённые ниже примеры растений, кроме двух, используются для описания их изменчивости в соответствии с законом гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Определите эти два понятия, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. баклажан и редис

2. пшеница и ячмень

3. яблоня и груша

4. земляника и паслен

5. фасоль и соя

Ответ:        

8. Установите соответствие между особенностью развития растения и отделом, для которого она характерна: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ                                                ОТДЕЛ

А. в цикле развития преобладает гаметофит                                1. Мхи

Б. взрослое растение представлено гаплоидным поколением        2. Плауны

В. гаметофитом служит заросток

Г. спорофитом является коробочка на ножке

Д. клетки многоклеточного растения диплоидны

9. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны только для типа, к которому относят изображенное на рисунке животное.

C:\Users\Люба\Desktop\DSCN1593-1.jpg

1. многоклеточность

2. способность к гетеротрофному питанию

3. дыхание растворённым в воде кислородом

4. наличие хитинового покрова

5. сегментированные конечности

6. насчитывает более 1 млн. представителей

Ответ:

10. Установите соответствие между тканью и организмом, для которого она свойственна; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТКАНЬ                                                        ОРГАНИЗМ

А. эпителиальная                                        1.береза бородавчатая

Б. запасающая                                                2.мышь домовая

В. соединительная

Г. механическая

Д. образовательная

Е) покровная

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

11. Установите, в какой последовательности расположены систематические группы растений, начиная с наибольшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. Клевер

2. Мотыльковые

3. Клевер пашенный

4. Двудольные

5. Покрытосеменные

Ответ:

12. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Особенность условных рефлексов заключается в том, что они

1. возникают в результате многократного повторения

2. являются признаком, характерным для отдельной особи вида

3. являются генетически запрограммированными

4. характерны для всех особей вида

5. являются врождёнными

6. формируют навыки.    Ответ:

13. Установите соответствие между характеристикой желёз и их типом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                        ТИП ЖЕЛЕЗ

А. образует пищеварительные ферменты                                1.потовая железа

Б. является железой смешанной секреции                                 2.поджелудочная железа

В. выделяет химически активные вещества - гормоны

Г. участвует в регуляции минерально-солевого обмена организма

Д. имеет  выводные протоки на поверхность тела

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

14. Установите правильную последовательность событий, происходящих в процессе энергетического обмена

1) окисление ПВК в митохондриях

2) образование мономеров в пищеварительном тракте

3) синтезируются 36 молекул АТФ

4) расщепление глюкозы в цитоплазме

5) образование ПВК и 2 молекул АТФ 

Ответ:

15. Выберите из текста три предложения, в которых даны описания эмбриологических доказательств эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Существует связь между онтогенезом и историческим развитием вида - филогенезом. 2. У представителей близких систематических групп проявляется сходство в строении и функциях многих систем органов. 3. Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон «Онтогенез - есть краткое и быстрое повторение филогенеза». 4.Повторение признаков объясняется тем, что на разных стадиях развития зародыша включаются сохранившиеся гены далеких предков. 5. В пользу эволюции свидетельствуют рудименты, органы, утратившие свое значение для вида. 6. К рудиментам относят наличие копчиковых позвонков, волосяной покров на конечностях человека.

Ответ:

16.  Установите соответствие между характеристикой клеток крови человека и их видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР                                                                           КЛЕТКИ КРОВИ

А. продолжительность жизни 3-4 месяца                                1. лейкоциты

Б. передвигаются в места накопления бактерий                        2.эритроциты

В. участвуют в выработке антител

Г. безъядерные, имеют форму двояковогнутого диска

Д. участвуют в транспорте кислорода и углекислого газа

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

17. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие факторы среды следует отнести к антропогенным?

1. неожиданный снег в мае

2. наводнение

3. сокращение численности промысловых животных

4. увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере

5. вырубка леса

6. постройка гнезд птицами в жилой местности

Ответ:

18. Установите соответствие между характеристикой углевода и его группой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                        ГРУППА УГЛЕВОДА                                        

А. является биополимером                                                      1.моносахарид

Б. обладает гидрофобностью                                                2.полисахарид

В. образуется в результате фотосинтеза

Г. окисляется при гликолизе

Д. проявляет гидрофильность

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

19. Установите правильную последовательность газообмена в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) образование СО2 и Н2О в тканях

2) поступление О2 в легкие

3) диффузия О2 в кровь

4) диффузия СО2 в кровь

5) диффузия О2 в ткани

6) выход СО2 в атмосферу

Ответ:

20. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

 

Вид изменчивости

Форма изменчивости

Пример изменчивости

А

модификационная

разные размеры саженцев выращенных от одного растения

наследственная

Б

появление короткопалой овцы

наследственная

комбинативная

В

 

Список терминов и понятий:

1) соматическая

2) ненаследственная

3) рождение непохожих друг на друга детей в одной семье

4) разная масса тела бычков одного приплода

5) мутационная

6) наследственная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

 

 

 

21. Проанализируйте график скорости размножения дрожжей.

 

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25052

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

Скорость размножения дрожжей

 

1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.

2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся дрожжи.

3) зависит от генетической программы организма.

4) в интервале от 20 до 36 °С повышается.

5) при 20 0 С является минимальной.

Ответ: __________________

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (22–28) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

22. Растение огурца имеет разнополые цветки. Объясните данное явление. Как называются такие растения?

23. Какие части зуба обозначены на рисунке буквами А, Б, В? Какая группа животных имеет зубы такого строения и как они дифференцируются?

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=24397

24. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.

 

1. К чертам, отличающих птиц от пресмыкающихся, можно отнести прогрессивное развитие головного мозга.

2. У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита способность к гомеостазу.

3. У всех пресмыкающихся четырёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке.

4. К приспособлениям птиц к полёту можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные плотным веществом кости, газообмен в легких и воздушных мешках.

5.У пресмыкающихся и  птиц кожа почти совсем не имеет желез.

25. Опишите сходства царства Грибы с царством Животные. Приведите не менее 4-х признаков.

26. Какие прогрессивные изменения появились в ходе эволюции у папоротников в сравнении с мхами?

27. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

 

28.  У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотиппы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребенка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Ответы:

1

Побег

2

25

3

11

4

25

5

111222

6

1111

7

14

8

11212

9

456

10

212111

11

54213

12

126

13

22211

14

24513

15

134

16

21122

17

345

18

22111

19

235146

20

253

21

45

22. Растение огурца имеет разнополые цветки. Объясните данное явление. Как называются такие растения?

Элементы ответа:

1)Цветки женского типа или пестичные цветки, на них будут формироваться плоды, цветки мужского типа или тычиночные цветки служат для опыления;

2) Такие растения называются однодомные. Т.к. разнополые цветки формируются на одном растении.

23. Какие части зуба обозначены на рисунке буквами А, Б, В? Какая группа животных имеет зубы такого строения и как они дифференцируются?

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=24397

Элементы ответа:

1) На рисунке буквами обозначены части зуба: А — коронка зуба; Б — шейка зуба; В — корень зуба.

2) Зубы такого строения имеют млекопитающие.

3) Их зубы дифференцированы следующим образом: резцы, клыки, коренные (малые коренные (премоляры), большие коренные (моляры)).

24. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.

 

1. К чертам, отличающих птиц от пресмыкающихся, можно отнести прогрессивное развитие головного мозга.

2. У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита способность к гомеостазу.

3. У всех пресмыкающихся четырёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке.

4. К приспособлениям птиц к полёту можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные плотным веществом кости, газообмен в легких и воздушных мешках.

5.У пресмыкающихся и  птиц кожа почти совсем не имеет желез.

 Пояснение.

Ошибки содержатся в предложениях:

 

2) 2 — у птиц лучше чем у пресмыкающихся развита способность к гомеостазу (постоянству внутренней среды);

3) У пресмыкающихся трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке. У крокодилов четырехкамерное сердце с полной перегородкой в желудочке.

4) 4 — птицы имеют полые кости, заполненные воздухом, в воздушных мешках не происходит газообмен.

25. Опишите сходство царство Грибы с царством Животные . Приведите не менее 4-х признаков.

Элементы ответа:

  1. Запасное питательное вещество – гликоген,
  2. Клеточная стенка содержит хитин,
  3. Питание готовыми органическими веществами (гетеротрофы)
  4. Продукт обмена веществ - мочевина

26. Какие прогрессивные изменения появились в ходе эволюции у папоротников в сравнении с мхами?

 1.У папоротников имеются корни, у мхов всего лишь ризоиды.
2. Хорошо развита проводящая и механическая ткани.
3. В жизненном цикле преобладает спорофит.

27. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Пояснение:

     В мужских шишках сосны развиваются пыльцевые мешки, внутри которых из материнских клеток микроспор путем мейоза образуются микроспоры (пыльцевые зерна), имеющие гаплоидный набор хромосом.

    Микроспора прорастает в мужской гаметофит, состоящий из двух клеток – вегетативной и генеративной. Генеративная клетка делится митозом с образованием двух спермиев, имеющих гаплоидный набор хромосом.

28. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотиппы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребенка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

А – норма, а – глаукома.
B – синдром Марфана, b – норма.


Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана: aabb. Второй супруг дигетерозиготен: AaBb.

P

aabb

x

AaBb

 

 

G

ab

 

AB

 

 

 

 

 

Ab

 

 

 

 

 

aB

 

 

 

 

 

ab

 

 

F1

AaBb

 

Aabb

aaBb

aabb

 

норма.
синдром

 

норма
норма

глаукома
синдром

глаукома
норма


Вероятность рождения здорового ребенка (норма/норма) = 1/4 (25%). В данном случае проявляется третий закон Менделя (закон независимого наследования).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый государственный экзамен.Литература. Задания части С

Задания С1-С4 являются заданиями  повышенного уровня сложности, задания С5.1-С5.3 -  заданиями высокого уровня сложности Представленные варианты письменной интерпретации  художест...

Единый государственный экзамен: психологическая подготовка

http://www.c-psy.ru/index.php/if/ekzamen/ege/5704-2011-01-23-16-06-30Примерные сценарии родительских собраний.Материал опубликован в книге: Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическа...

«Из опыта работы. Система подготовки к единому государственному экзамену по биологии»

Определение уровня биологической подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы с целью отбора для поступления в высшие учебные заведения. Создание условий, обеспечивающих эквивал...

Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

Методическая презентация "Методическая презентация для учителей биологии"Система подготовки к ЕГЭ по биологии"...

Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

Из опыта работы учителя профильных классов по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по биологии...

Психологические рекомендации для учителей, готовящих детей к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену.

Психологические рекомендации  для учителей, готовящих детей к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену....

Статья "Система работы учителя по подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии 2020"

В настоящее время единый государственный экзамен является одним из важнейших направлений модернизации отечественного образования. Он совмещает в себе функции выпускного экзамена за одиннадцатилетнюю ш...