Организация работы воспитателя по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних в условиях СРЦН.
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Бессонова Оксана Игоревна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы воспитателя по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних в условиях СРЦН.

Подготовила: воспитатель Бессонова О.И.

За последние годы сеть Интернет вошла в нашу жизнь и стала важным современным источником информации и средством общения. Сегодняшние дети уже не представляют себе мир без смартфона и планшета, браузера и онлайн-игр. И так же, как мы учим малышей чистить зубы и правильно переходить дорогу, мы стараемся рассказывать им об основных правилах безопасного использования сети Интернет. Сегодня, по данным Института развития Интернета, им пользуются 76% россиян. Растет и число школьников, ежедневно использующих социальные сети. Результаты мониторинга Фонда «Национальные ресурсы образования», проведенного среди 2 500 школьников от 13 до 18 лет в 84 регионах России, показывают, что 50% ребят заходят в социальные сети более девяти раз в день. Чаще всего школьники используют социальные сети для переписки с друзьями — 83%, для чтения постов и просмотра новостной ленты — 74%, для прослушивания музыки — 70%, для размещения фотографий — 26%. Технический прогресс делает информацию все более доступной. В начале 2000-х годов одна музыкальная композиция могла скачиваться на жесткий диск в течение полутора часов. Сегодня мы за несколько минут загружаем на планшет целый сезон любимого телешоу, чтобы смотреть его по дороге на работу. И если раньше основными угрозами, которые таит в себе увлечение компьютером и Интернетом, взрослые считали нарушение зрения, осанки, развитие зависимости и нежелательный контент, то сегодня все чаще называются такие явления, как потеря конфиденциальности, кибербуллинг, фейк-ньюз, финансовое мошенничество

Ребенок, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Информация, в мире которой ребенок находится с момента появления на свет, способна нести в себе информационные угрозы. СМИ являются не только носителем информации, а точней доносителем ее до масс, но и мощнейшим аппаратом манипуляционного действия.

При современном уровне развития массовых коммуникаций и информационных технологий родители и педагоги зачастую не имеют возможности оградить детей от негативной и вредной для них информации. Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искажённую картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки. Федеральный закон направлен на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности. Федеральный закон вводит запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью. Федеральный закон – один из правовых актов, призванных создать условия для полноценного нравственного и духовного развития детей. Федеральный закон будет способствовать формированию гармоничной и психологически устойчивой личности каждого ребѐнка, бережному и грамотному воспитанию детей на идеях добра и справедливости.

Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила информационной безопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Он содержит ряд новационных норм, предусматривающих создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения в сети Интернет вредной для них информации (возрастную классификацию информационной продукции, ее маркировку, применение сертифицированных технических и программно-аппаратных средств). Устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Несомненно, 20 век стал периодом фундаментального роста и развития различных видов массовой информации. Уже в начале 20 века, дети имели доступ к радио, телевидению и журналам, хотя он и был ограниченным. В настоящее время влияние СМИ на детей приобрело более четкий и наступающий характер, что стало поводом частого беспокойства среди педагогов.

На данный момент наиболее распространенными видами информационной техники, которые имеют дети, являются сотовые телефоны, компьютеры и планшеты. Через данную технику ребенок может иметь доступ к таким источникам информации, как доступ к Интернету и различной видеоинформации, которая может негативно повлиять на развитие ребенка.

Чем старше возраст детей, тем больше дети играют в игры с элементами насилия, ценят развлекательный характер передач и меньше – нравственные характеристики своих любимых героев. По Интернету, мобильной связи среди детей распространена также рассылка уличных драк, сцен жестокого насилия. 75% мальчиков так или иначе будут смотреть этот материал, а 32% - будет рассылать своим друзьям и знакомым.

Эта категория детей не занимается самообразованием, не читает в свободное время книги.

Необходима активная профилактическая работа, как со стороны воспитателей, так и всех других специалистов, работающих с детьми.

Участие педагогов в жизни ребенка играет очень большую роль в обеспечении безопасности детей в информационной среде.

От нас будет зависеть, повлияют ли негативно или позитивно различные средства массовой информации, Интернет, видео - и аудио - на развитие воспитанников.

Итак, какие же угрозы содержит Интернет?

1) Угроза заражения вредоносным программным обеспечением.

2) Доступ к нежелательному содержимому

3) Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты

4) Неконтролируемые покупки

В нашем центре у всех ребят есть телефоны. Воспитанникам мы не можем просто запретить посещать Интернет, так как, во-первых, они должны развиваться «в ногу со временем» и не должны отставать в развитии от своих сверстников, во-вторых, они все равно будут посещать интернет-сайты, но только без нашего ведома, что еще больше увеличит угрозу.

Работа по информационной безопасности воспитанников в центре, которую мы используем, следующая:

1) Проводим беседы, коллективные и индивидуальные, в ходе которых объясняем детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться своим беспокойством;

2) Объясняем, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями, использовании онлайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя;

3) Беседуем о том, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, и т. д.;

4) Объясняем ребятам, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками;

5) Учим воспитанников уважать собеседников в Интернете. Убеждаем, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни;

6) Говорим, что не стоит встречаться с друзьями из Интернета. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;

7) Информируем, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда;

8) Регулярно проверяем список контактов своих воспитанников, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем общаются;

9) Периодически проверяем «историю», на какие сайты заходили воспитанники. Требуем от ребят соблюдения временных норм нахождения за компьютером, телефоном;

И самое главное, стараемся делать все максимально деликатно, чтобы ребята не подумали, что наблюдаем за ними не потому что нам это хочется, а потому что беспокоимся за них и всегда готова им помочь.

Также в нашем центре ведется работа по обеспечению информационной безопасности детей: создаются буклеты, брошюры, информационные стенды, проводятся беседы, занятие про безопасный интернет.

В ходе занятий Интернет - безопасности дети должны научиться делать более безопасным и полезным свое время пребывания в сети Интернет и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно: критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации; отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной; избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации; распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность; распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации; критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях; анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников; применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях

Возможны следующие формы проведения занятий: пресс-конференция, викторина, презентация проектов, деловая игра, мозговой штурм «Интернет-безопасность», дискуссия, дебаты, флеш-мобы.

Если ребенок все же столкнулся с какой-либо угрозой в сети, и она оказала на него негативное влияние. Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать. Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять насколько серьезно произошедшее и в какой степени это могло повлиять на ребенка. Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате Интернет-мошенничества и пр.), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуации. Выясните, что привело к данному результату — непосредственно действия самого ребенка, недостаточность вашего контроля или незнание ребенком правил безопасного поведения в Интернете. Также вы можете помочь им связаться с администрацией ресурса, где появилось фото, и сообщить, что персональные данные несовершеннолетнего размещены в открытом доступе. Администрация должна эту информацию удалить. Если такое обращение не поможет, стоит прибегнуть к юридической помощи: в нашей стране действуют законы относительно защиты персональных данных и незаконного распространения фото. Если ситуация связана с насилием в Интернете в отношении ребенка, то необходимо узнать информацию об агрессоре, историю их взаимоотношений, выяснить, существует ли договоренность о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, узнать о том, что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. п.). Жестко настаивайте на том, чтобы ребенок избегал встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей. Проверьте все новые контакты ребенка за последнее время. Соберите наиболее полную информацию о происшествии как со слов ребенка, так и помощью технических средств — зайдите на страницы сайта, где был ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию — в дальнейшем это может вам пригодиться для обращения в правоохранительные органы. Если Вы не уверены в своей оценке того, насколько серьезно произошедшее с ребенком, если ребенок недостаточно откровенен с вами или вообще не готов идти на контакт, если Вы не знаете, как поступить в той или иной ситуации — обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где Вам дадут рекомендации и подскажут, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство психолога, полиции или других служб и организаций.

Эта работа ведется не только мной, но и другими воспитателями, так как мы работаем в тесном контакте и вместе ищем выходы из разных ситуаций.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация работы по теме "Обеспечение информационной безопасности обучающихся в образовательной среде ОО

Презентация работы по теме "Обеспечение информационной безопасности обучающихся в образовательной среде ОО "...

«Организация деятельности педагогического коллектива школы по профилактике и обеспечению информационной безопасности обучающихся»

Материал для рассмотрения пути формирования информационной культуры и безопасности учащихся для эффективного использования возможностей глобальной Сети в обучении и воспитании, защите подростков ...

План организации деятельности учащихся по обеспечению информационной безопасности в сети Интернет с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей учащихся

Данная программа содержит все необходимые для такого рода документов разделы: перечень программ для контроля доступа к Интернету, рекомендации, предполагаемые мероприятия по работе со всеми участникам...