Открытый урок "Параскева- Пятница"
материал

Мучинская Светлана Борисовна

Изготовление куклы- оберега

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Изготовление куклы-оберега

 «Параскева – Пятница»

Разработала: С.Б.Мучинская

Каменск

Ноябрь

2022 г

Тема урока: Изготовление куклы-оберега «Параскева – Пятница»

Цель урока: Освоение технологии изготовления бесшовной куклы – оберега.

Обучающие – обучить изготовлению народной куклы- оберега  «Параскева – Пятница»

Развивающие – развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.

Воспитывающие – пробудить познавательный интерес к народным традициям, духовным ценностям народа нашей страны, познакомить учащихся с русскими народными куклами.

Практические – научить изготавливать куклу – оберег.

Методы обучения: Объяснение нового материала, работа в группах, здоровье – сбережение.

Оборудование и материалы:

  • ткань х/б трех расцветок
  • ножницы
  • синтепон
  • Шерстяные и х/б  нитки разных цветов
  • палочки для крестовины

Тип урока: интегрированный с использованием ИКТ

Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, литература.

Планируемые результаты:

Предметные:

 ученик научится осознанно понимать условно-символический характер народного декоративного искусства;

 самостоятельно изготавливать традиционную русскую куклу-оберег.

Метапредметные(УУД): 

Познавательные: ученик научится выделять познавательные цели о характерных особенностях народной куклы, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ, выбирать способы решения, выбор материалов; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов - символов.

Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.

Коммуникативные: ученик научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее.

Личностные: ученик научится осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности, как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа.

План урока:

1.Организациооный момент: проверка готовности к уроку.

2.Изучение нового материала: знакомство с темой урока, беседа по теме, рассказ об истории происхождения кукол - оберегов,  показ способа изготовления куклы.

3. Физ. минутка

4.Практическая работа: Изготовление куклы Параскева – Пятница.

5.Проверка усвоения, изученного: ответы на вопросы.

6.Подведение итогов: анализ выполненных работ.

7.Рефлекссия

8. Уборка кабинета.

Ход урока

1. Педагог проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

2. Тема урока:

Отгадайте загадку:

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка?

( Кукла)

Знаете ли вы, что, первая и главная роль куклы в древности была призвана помогать человеку, оберегать его. Куклы изготавливали не только для игры. Еще до рождения ребенка шили куклу, чтобы он рос  здоровым. Кукла служила символом, оберегом, каждая кукла имела своё предназначение.

На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Тряпичные куклы выглядят странно и непривычно.   Когда вы начинаете вникать в их смысловое значение и понимать, сколько любви и заботы вложено в каждую из них, то они как будто начинают излучать эту накопленную и закрепленную в узелочках любовь. Это хорошая игрушка для ребенка и приятный сувенир для подарка, и увлекательное хобби,  которое дарит радость.

Народные куклы делились на три группы:

  • Куклы-обереги;
  • Обрядовые куклы;
  • Игровые куклы.

Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах?

Куклы – обереги   передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

  • Кукла на счастье
    Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
  • Пеленашка
    Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.
  • «Кубышка-травница» 
    Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.

Обрядовые куклы

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

  • Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.
  • Неразлучники
    Свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.
  • Сёмик и Семичиха 
    Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.

Зайчик на пальчик.   

Зайчика на пальчик делали или дарили ребёнку от трёх лет. Именно в этом возрасте родители начинали оставлять ребёнка одного, и чтобы ему было не страшно, и было с кем поиграть, ему делали такого зайку. Он был Другом для ребёнка, с которым можно поговорить, и оберегом от одиночества и страхов. Этот зайчишка – хороший подарок на любой детский праздник.

Кукла Столбушка

 Такая кукла могла быть оберегом для новорожденного ребенка, игровой – для детей постарше. Кукла-оберег как бы отвлекала на себя злые силы, оберегая малыша. Ребенок рос, и всегда с ним рядом была кукла-оберег. А, чтобы оберег действовал, куклу нужно было кормить. Кормили своими разговорами с ней. И горести, и радости делились с куклой. Это помогало ребенку проговорить, проиграть свои проблемы. Кукле можно было рассказать о любой своей обиде, горе, радости. Она, молча, слушала, и ребенок принимался такой, какой он есть.

Кукла на ложке

Это игровая кукла, основой служит обычная деревянная ложка.
Играли с ней дети в конце 19-го, начале 20-го века. Ребёнок 5-ти, 6-ти лет мог сделать такую куклу сам, для маленьких деток её изготовляла мама . После принятия пищи мать обычно даже не мыла ложку, а просто чисто и насухо её вытирала. Затем доставала из своего сундука кусочки материи, делала куклу и ложила в люльку к своему малышу. Ребёнок играл и засыпал. После этого мать забирала куклу, мыла посуду, делала дела по хозяйству - ну а ложкой опять пользовались по назначению. 

Сейчас я хочу вас познакомить с некоторыми куклами.

3.Физминутка

Поднимает руки класс – это раз

Повернулась голова - это два

Руки вниз вперед смотрите – это три

Руки в стороны по шире развернулись на четыре

С силой их к плечам прижали – это пять

Всем ребятам тихо сесть – это шесть

4.Практическая работа. Мы с вами узнали очень много интересного о разных куклах.

Сегодня наша цель научиться изготавливать куклу – оберег «Параскева - Пятница». А как вы думаете, почему она так называется?

Эта кукла – покровительница женских ремесел. Ее делали ко дню Параскевы, 10 ноября. В этот день нельзя было заниматься ремеслами. Девушки обращались к ней с молитвами, чтобы послала хорошего жениха. Замужние женщины приводили в этот день болезненных детей к родникам и умывали их водой, чтобы они были здоровы. И девушки, и женщины показывали в этот день свое рукоделие На ее руки навешивают ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено, наперсток, ножнички, коклюшки и т.д. В платьице куколки втыкают иголочки и булавочки с приговоркой: «Обереги, матушка Параскева, от сглазу-призору».

Основное отличие кукол оберегов в том, что иголки при их изготовлении не применяются. Давайте посмотрим из чего изготовлена наша кукла?

У вас на столах лежит всё необходимое для выполнения работы.

Объяснение задания. 

Для работы нам понадобится берёзовая веточка (для основы куклы),белая ткань и синтепон (для головы и туловища),цветная ткань с  рисунком и ленточки (для одежды),нитки(для крепления).

Ткани и нитки используются, преимущественно, из натуральных волокон.

При изготовлении обрядовых кукол учитываются пропорции частей тела человека, поэтому они чаще всего соизмеримы размером пальцев, ладони, или длины руки до локтя.

С хорошим настроением приступаем к работе.

Давайте подумаем в какой последовательности изготавливается кукла.

1.На основу веточки улаживаем синтепон, формируя головку куклы. Сверху белую ткань так, чтобы два уголка квадрата были направлены по направлению веточки. Закрепляем ниткой. У нас получилась головка куклы.

2.Чтобы сделать ручки куколки, подогнём  горизонтальные уголки белой ткани и закрепим их ниткой.

3.Одеваем куклу в сарафан. Разложим  цветной лоскут лицевой сстороной на себя, куклу кладём на эту ткань и собираем лоскут на талии, закрепляя талию ниткой.

 4.Завязываем тесьму на уровне лба куклы. Затем платок на голову .

5. На ручки привязываем разноцветные отрезы ниток. Катушку ниток. Булавку .Бусы.

Эти куклы безлики т.к. считается, что с лицом в куклу может вселиться чужой (злой) дух. Без лица же они через себя передают вложенные в них человеком пожелания, часть его души и его тепло.

 Вот кукла и готова.

Дети выполняют задание, педагог при затруднении помогает советом или показом.

5. Проверка усвоения изученного. Когда возникли первые игрушки?

Из чего их делали? Названия каких кукол вы запомнили?

Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать?

Для чего она служила, какое было её назначение?

6.Подведение итогов.

Посмотрите что у нас получилось.

Ответьте на вопросы:

Вы аккуратно выполнили работу?

Вы экономично расходовали материал?

Вы соблюдали правила техники безопасности?

Вы самостоятельно выполняли работу? Требовалась помощь педагога  или друга?

А подвести итог нашего занятия мне хотелось бы притчей.

Притча “О мудреце и хитреце”.

Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.

- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке?

- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.

- Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? – спросил хитрец и подумал: “Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её.

Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:

- Всё в твоих руках.

______________________________________________________

Рефлексия.

Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились. Спасибо вам за внимание доброжелательное отношение. Прежде, чем разойтись, предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о нашем занятии, выбрав цветочек любого цвета и украсить им сарафан нашей красавицы. Цветок красного цвета – понравилось всё, зелёный – хочу узнать больше.

Итак, я вижу, что наша работа подходит к завершению

Остается полюбоваться вашими куклами.

Покажите нам своих кукол.

Выход детей к доске

Учитель: Продолжите моё предложение

Создавая свою куклы я …………………………………….

Ответы _______________________( Посоветовались

Мы справились с целью сегодняшнего урока. Куклы получились у всех замечательные. Сделаем выставку ваших работ.

(Учитель оценивает работу учеников)

7.Домашнее задание. Найти в интернете значение других кукол.

8. Уборка класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проекты клуба "Зеркальные пятницы"

Совместно с психологом школы в классе была создана лаборатория нерешенных проблем. На занятиях учимся владеть собой, жить в коллективе, осуществляем различные проекты....

Сценарий праздника «Пятница, 13-ое»

Цель: организация творческого досуга детей, посещающих лагерь «Родник» средствами разнообразных форм деятельности.Задачи:- развитие творческих способностей детей;- способствовать сплочению детск...

"Массаж карандашами" Т.В.Пятница

В методической разработке Т.В.Пятницы раскрываются пути стимулирования речевого развития ребенка, овладевания тонкими движениями пальцев рук, улучшения трофики тканей и кровоснабжения пальцев рук....

Праздник для рукодельниц или День Параскевы Пятницы 10.10.13

Надеюсь, что кому-то полезны будут мои разработки....

Сценарий игры интеллектуального клуба «Умная пятница». Тема игры: «Великие географические открытия 15-16 веков».

Интеллектуальная игра предназначена для внеклассных мероприятий. Можно провести на уроках географии....

Внеклассное мероприятие Праздник Святой Параскевы Пятницы. Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега Параскевы Пятницы.

: Мероприятие наиболее целесообразно проводить в канун праздника Святой Параскевы-Пятницы - 10 ноября...

Внеклассное мероприятие Праздник Святой Параскевы Пятницы. Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега Параскевы Пятницы.

: Мероприятие наиболее целесообразно проводить в канун праздника Святой Параскевы-Пятницы - 10 ноября...