Рабочая программа кружк "Основы финансовой грамотности" 10-11 класс
рабочая программа

Науразбаева Акзада Аматильдиевна

Программа «Основы финансовой грамотности» для учащихся 9-11 класса для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования при введении ФГОС СОО.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОИСК»

Принята на заседании

методического совета

«30» апреля 2022г.

Протокол №4

Утверждаю:

Директор _________Степкина Л.И

Приказ №504 от «30» августа 2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«Основы финансовой грамотности»

Возраст обучающихся: 16 лет

Срок реализации: 9 месяцев

Автор-составитель:

Науразбаева А.А,

педагог дополнительного образования

г.Нефтеюганск, 2022г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Основы финансовой грамотности» для учащихся 9-11 класса для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования при введении ФГОС СОО.

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», Постановлением  Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018); с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).

Требования к квалификации педагога дополнительного образования

        Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

Уровень программы: стартовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Направленность программы: социально-педагогическая

Актуальность программы  продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков Учебная программа рассчитана на учащихся 9-11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников, на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. На настоящий момент и в долгосрочном периоде  ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Цель программы: формирование разумного финансового поведения старшеклассников, повышение финансовой безопасности и эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг

Задачи:

Предметные: познакомить школьников с основными финансовыми инструментами и услугами, доступные всему  населению страны; показать реальные возможности  по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи;

Метапредметные: развивать у школьников тип нового мышления, критическое осмысливание экономической информации, анализ и систематизирование полученных данных

Личностные: содействовать формированию  основ личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления. 

Адресат программы: учащиеся 16-18 лет,  проявляющие интерес к финансовым дисциплинам

Школьники 16-18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.

Условия реализации программы

Для освоения программы «Основы финансовой грамотности» формируется группа из 8-10 человек. Возраст 16-17 лет.

Состав группы: 8 человек

Форма обучения: очная

Формы организации деятельности на занятии: лекция, семинар, практикум, олимпиада, конференция, мастерская, презентация проекта

Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий  соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающий  знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.

Сроки реализации программы: 34 часа

Режим занятий: занятия походят 1 раз в неделю

Формы занятий: групповая

Планируемые результаты:  

Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания  и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности

Время

проведения

Цель проведения

Формы контроля

Входной контроль

сентябрь

определение готовности обучающихся к обучению по программе

Беседа, опрос, анкетирование

Текущий контроль

В течение всего учебного года

выявление степени сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос

Промежуточный контроль

По окончании изучения раздела, в конце полугодия

определение уровня усвоения обучающимися учебного материала по итогам отдельной части модуля/программы

конкурс, опрос,  открытое занятие, презентация проекта

Итоговый контроль

В конце учебного года или курса обучения

определение уровня достижений обучающихся по завершению освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей проводится по завершению  всего объёма дополнительной общеобразовательной программы

конкурс, открытое занятие, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, анкетирование, защита проекта

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива

Учебный план

N п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Банковские продукты

10

3

7

Составление рекламных буклетов о банковских продуктах

2

Расчетно-кассовые операции

2

1

1

Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации

3

Страхование

7

2

5

Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов

4

Основы налогообложения

8

2

6

Заполнение основных разделов налоговой декларации

5

Личное финансовое планирование

8

2

6

Индивидуальный проект «Личный финансовый план» Прохождение теста.

Календарный учебный график

N п/п

Число/ Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел I. Банковские продукты 10 часов

1

3.09

15.10-14.30

групповая

1

Виды кредитов.

Ипотечное кредитование.

Принципы кредитования

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение умения различать виды кредитования

2

10.09

15.10-14.30

групповая

1

Необходимые документы при оформлении кредита

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение, умений анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках

3

17.09

15.10-14.30

групповая

1

Федеральный закон «О кредитных историях». Кредитное бюро, кредитная история

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение за формированием осознанной необходимости соблюдения платежной дисциплины во избежание личного банкротства, поиска легитимных способов решения возможных проблем совместно с банком

4-5

 24.09

1.10

15.10-14.30

групповая

2

Виды платежей по кредитам

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение, проверочные задания: расчет размера выплат по различным видам кредитов

6-7

8.10

15.10

15.10-14.30

групповая

2

Банковские депозиты: виды, особенности и доходность

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение, проверочные задания: Привести примеры видов банковских депозитов

8

22.10

15.10-14.30

групповая

1

Способы начисления процентов по депозитам

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение, проверочные задания: Вычисление простых и сложных процентов по депозиту

9

12.11

15.10-14.30

групповая

1

Критерии надежности банка. Условия открытия вклада

Кб. 212

«СОКШ №4»

Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации

10

19.11

15.10-14.30

групповая

1

Информация о банке и банковских продуктах

Кб. 212

«СОКШ №4»

Защита  проектов:  Составить рекламные буклеты о банковских продуктах

                Раздел II. Расчетно-кассовые операции 2 часа

11

26.11

15.10-14.30

групповая

1

Конвертируемость национальной валюты. Национальная валюта. Валютные курсы

Кб. 212

«СОКШ №4»

Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации

12

3.12

15.10-14.30

групповая

1

Выбор банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная)

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами

Раздел III. Страхование 7 часов

13

10.12

15.10-14.30

групповая

1

Понятие страхования. Страхователь. Страховка. Страховщик. Договор страхования. Ведущие страховые компании в России

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека

14

17.12

15.10-14.30

групповая

1

Страхование имущества граждан.

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение, проверочные задания: Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя.

15-16

24.12

14.01

15.10-14.30

групповая

2

Особенности личного страхования

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение, проверочные задания: Составление алгоритма поведения страхователя в условиях наступления страхового случая

17

21.01

15.10-14.30

групповая

1

Виды страховых продуктов

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение, проверочные задания: Составление таблицы «Страховые продукты с учетом интересов страхователя»

18

28.01

15.10-14.30

групповая

1

Информация о страховой компании и предоставляемых страховых программах

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение, проверочные задания: Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов

19

4.02

15.10-14.30

групповая

1

Информация о страховой компании

Кб. 212

«СОКШ №4»

Защита проекта: Составить рекламные буклеты о компании

Раздел IV. Основы налогообложения 8 часов

20

11.02

15.10-14.30

групповая

1

Изучение налогового законодательства РФ. Структура налоговой системы РФ

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение. Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики

21

18.02

15.10-14.30

групповая

1

Классификация налогов РФ. Принципы налогообложения

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение, проверочные задания: Составление схемы «Налоги их виды»

22-23

25.02 4.03

15.10-14.30

групповая

2

Назначение налоговых льгот. Порядок и основания предоставления налоговых льгот

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение, проверочные задания: Вычисление величины выплат по индивидуальному подоходному налогу

24

11.03

15.10-14.30

групповая

1

Права и обязанности налогоплательщика, налоговых органов

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение

Осознание ответственности налогоплательщика и важности соблюдения налоговой дисциплины

25-26

18.03 25.03

15.10-14.30

групповая

2

Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение, проверочные задания: Расчет налогового вычета по НДФЛ.

Расчет НДС

27

1.04

15.10-14.30

групповая

1

Информация о налоговой инспекции. Отдел учета и работы с налогоплательщиками

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение, практическое задания: Заполнение основных разделов налоговой декларации

Раздел V . Личное финансовое планирование 8 часов

28

8.04

15.10-14.30

групповая

1

Деньги. Финансовое планирование. Номинальные и реальные доходы

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение

Формулирование финансовых целей, предварительная оценка их достижимости

29

15.04

15.10-14.30

групповая

1

Структура семейного бюджета. Источники семейного дохода

Кб. 212

«СОКШ №4»

 педагогическое наблюдение, практическое задания: Составление семейного бюджета

30

22.04

15.10-14.30

групповая

1

Личный бюджет. Дефицит. Профицит. Баланс

Кб. 212

«СОКШ №4»

Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета

31

29.04

15.10-14.30

групповая

1

Личные финансовые цели, предварительная оценка их достижимости

Кб. 212

«СОКШ №4»

Разработка стратегии сокращения расходной части личного бюджета и увеличения его доходной части (на конкретных примерах)

32

6.05

15.10-14.30

групповая

1

Личный финансовый план (ЛФП). Этапы построения ЛФП

Кб. 212

«СОКШ №4»

педагогическое наблюдение, практическое задания: Составить финансовый план совместно

33

13.05

15.10-14.30

групповая

1

Представление личного финансового плана

Кб. 212

«СОКШ №4»

Индивидуальный проект «Личный финансовый план»

34

20.05

15.10-14.30

групповая

1

Итоговое тестирование. Защита исследовательских и творческих проектов

Кб. 212

«СОКШ №4»

Прохождение теста. Защита исследовательских и творческих проектов

Содержание

Тема 1.  Банковские продукты (10ч.)

Теория: Банковская система. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Виды и принципы кредитования. Ипотечное кредитование. Кредитное бюро. Что такое кредитная история заемщика? Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. Виды депозитов и банка.

Практика: Вычисление простых и сложных процентов по депозиту. Составление рекламных буклетов о банковских продуктах. Игра-квест «Банк и я». Экономическая игра «Банки. Деньги. Два стола»

Тема 2. Расчетно-кассовые операции. (2ч.)

Теория: Конвертируемость национальной валюты. Валютные курсы. Выбор банковской карты. Виды банковских карт

Практика: Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации. Игра «Не в деньгах счастье»

Тема З. Страхование: что и как надо страховать. (7ч).

Теория: Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Особенности  личного страхования Виды страховых продуктов. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.

Практика: Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов. Составление рекламных буклетов о компании. Игра «Выбор страховщика»

Тема 4.  Основы налогообложения.  (8ч.)

         Теория: Система налогообложения в РФ. Классификация налогов. Принципы налогообложенияЧто такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан.  Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.

          Практика: Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС. Заполнение основных разделов налоговой декларации. Квест-игра «Азбука налогоплательщика»

Тема 5. Личное финансовое планирование.  (8 ч)

Теория: Роль денег в нашей жизни.  Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет.  Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план.

Практика: Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Разработка стратегии сокращения расходной части личного бюджета и увеличения его доходной части (на конкретных примерах). Защита индивидуальных финансовых проектов. Игра «Выбери свой негосударственный фонд»

Методическое обеспечение

Педагогические методики и технологии:

  1. Модульная технология обучения: учебный материал разбит на модули;

каждый модуль объединен общим содержание и практической задачей или группой практических задач; изучение учебного материала имеет логическое начала –проблему в области личных финансов и логическое завершение – решение проблемы (или группы проблем, освоение способа решения подобного рода проблем); авершение изучение модуля может проходит в различных формах презентации учебных достижений.

  1. Игровые технологии: Обучающие (оформление договора вклада), тренинговые (выбор страховой компании), обобщающие (разработка финансового плана), контролирующие (презентация (защита) проектов), интеллектуальные и деловые (разработка идеальной модели пенсионной системы) Имитационно-ролевые (взаимодействие с различными финансовыми организациями в меняющихся условиях): кейс-игра
  2. Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств (способов деятельности) и умений.
  3. Творческая мастерская – это технология, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.

Особенности:

знания не даются (не предъявляются в готовом виде), а выстраиваются самими учениками в паре или группе с опорой на свой личный опыт, или новые знания ими добываются самостоятельно;

учитель –  мастер направляет, предоставляет ученикам необходимый материал в виде заданий и возможных способов их выполнения;

Должен быть материализованный конечный продукт учебной деятельности (плакат, фильм, сказка, рассказ, манифест, театральная постановка и др.)

Методы и приемы

по способу организации занятия: словесный, наглядный, практический, игровой

по уровню деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские

Дидактическое  обеспечение:

Проблемные задачи и ситуации, квесты, игры и викторины:

https://cashgo.ru 

https://island.money/

https://teachbanzai.com 

http://fgramota.org 

https://монеткины.рф 

http://www.financialfootball.ru 

https://финзнайка.рф 

https://intpract.oc3.ru/ 

Обучающие мультфильмы по финансовой грамотности

https://www.youtube.com/watch?v=8hQXvcOFRMg 

Мультфильм о стратегиях инвестирования «Как размножаются деньги» расскажет о том, как добываются деньги и главное, как правильно их тратить.

 https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s 

«Азбука финансовой грамотности» https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM 

«Азбука денег тетушки Совы» расскажет о семейном бюджете

Техническое обеспечение

1. Конференц-зал (для проведения конференций и конкурсов, деловых и ролевых игр).

 2. Учебный кабинет для занятия с учащимися, имеющий хорошее освещение

3. Информационный стенд для учащихся.

4. Оборудование: магнитная доска, маркеры для доски, магниты для доски, телевизор, проектор, 8 компьютеров или ноутбуков на учебную группу, принтер, сканер, ксерокс, флеш-накопители для записи результатов занятий

 5. Раздаточный материал: рабочие тетради, буклеты к занятиям, карточки с заданиями, статьи, памятки, бланки тестов  рекомендации

 6. Канцелярские товары: бумага для печати формата А4, маркеры, фломастеры, ватман, цветная бумага, картон, папки-скоросшиватели с файлами (для каждого учащегося).

Список литературы для педагога

  1. Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа: http://www.finbook.biz/book/azbuka-finansovoi-gramotnosti
  2. Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).
  3. Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).
  4. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80с.
  5. Брехова Ю. В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. – 24 с. – (Простые финансы).
  6. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Для школьников.  М., 2009.
  7. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. М., 2009
  8. Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. [Электронный ресурс].– URL: http://fanread.ru/book/10072793/. – Дата обращения: 10.10.2015.
  9. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/. – Дата обращения:10.10.2018.
  10. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.misbfm.ru/node/11143. – Дата обращения: 10.10.2018.
  11. Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 80 с.
  12. Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАН- ХиГС, 2013. – 182 с.
  13. Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. –Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 122 с.

Интернет-ресурсы

www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.

www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.

www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.

www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.

www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.

www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.

www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».

www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.

www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.

www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.

www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.

www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.

http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.

www.cbr.ru - Центральный банк РФ.

www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.

www.wto.ru – Всемирная торговая организация.

www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.

www.imf.org – Международный валютный фонд.

Список литературы для обучающихся

  1. Биденко С. «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка». М., 2010
  2. Годфри Дж. «Как научить ребёнка обращаться с деньгами». М., 2006
  3. Гудвин М. «Экономикс». М., 2018
  4. Джерри Бейли, Фелиция Ло. «Твои деньги». М., 2012
  5. Кийосаки Р. «Богатый папа, бедный папа для подростков». М., 2018
  6. Савенок В. «Как составить личный финансовый план». М., 2011
  7. Шефер Б. «Мани или азбука денег». М., 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Основы финансовой грамотности"

Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» имеет социальную направленность.Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» предназначена для работы с детьми 5-11 классов, ...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс

Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс...

Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности" 10 класс в рамках дополнительного образования ( внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности " 10 класс в рамках внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности" 10 класс в рамках дополнительного образования ( внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности " 10 класс в рамках внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса "основы финансовой грамотности" в 6 классе.

Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности" в 6 классе в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по Основам финансовой грамотности 11 класс

Рабочая программа по  Основам финансовой грамотности 11 класс...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности с нарушениями интеллекта для 5 - 7 классов

         Курс основы финансовой грамотности является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся с нарушением интеллекта в сфере экономики семьи....