мастер-класс "Мнемотехника и эйдотехника"
материал
мастер-класс "Мнемотехника и эйдотехника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass-mnemotehnika_2021.docx | 43.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мастер-класса: “Мнемотехника и эйдотехника – секреты нашей памяти”.
- Добрый день, уважаемые коллеги! - Я рада, приветствовать Вас на нашем мастер – классе “Мнемотехника и эйдотехника – секреты нашей памяти”.
Амелина Оксана Владимировна, учитель истории и обществознания Шуруповской основной школы филиал МОУ «Зеленовская средняя школа».
Карпухина Марина Анатольевна, дефектолог Шуруповской основной школы филиал МОУ «Зеленовская средняя школа».
Человек за свою жизнь получает огромное количество информации. Однако большую половину того, что узнал, забывает. Люди мирятся с этим, считая, что хорошая память либо есть, либо её нет. И тут уже ничего не поделаешь. Но оказывается, что это совсем не так. Память — это функция мозга, который является органом нашего тела. И если мы тренируем ноги, руки, органы дыхания, зрение то мозг также можно и нужно тренировать. Часто мы слышим: "Мой ребёнок умный, но ему трудно учиться, потому что он не внимательный и плохо запоминает". И зачастую это так. Не умея быстро сконцентрировать своё внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребёнок просто "плавает" в безбрежном море информации. То, что память и внимание необходимо развивать не требует доказательства. Но как это делать?
Оказывается, есть такие понятия, как «эйдетика», «эйдотехника» и «мнемотехника». Эйдетика «эйдос» в переводе с греческого – это образ. Особенности нашей памяти и работы нашего мозга заключается в том, что любая информация запоминается нами в виде «эйдосов». В чем секрет эйдетики? Все довольно просто: запоминание идет именно через образ, через игру с ним. Самое главное, что хотелось бы отметить — нужно ставить перед собой задачу не запомнить, а видеть и представлять. Что мы чаще всего говорим, когда что-то не знаем? «Не представляю!» И как правило говорим правду. Ну а когда человек не представляет, то вряд ли у него получится что-то запомнить. Эйдетика, делает человека более гармоничным и способствует развитию обоих полушарий. Улучшается работоспособность, память, возрастает способность концентрировать внимание.
Мнемотехника (или мнемоника) — это совокупность методов и приемов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти благодаря образованию искусственных ассоциаций. Мнемотехника была известна с давних времен и насчитывает не менее дух тысячи лет. Мнемотехнику изучали и обладали феноменальной памятью такие известные личности как Джордано Бруно, Аристотель, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт. Приёмы мнемотехники, многие помнят с детства, например приём, который позволил запомнить последовательность цветов в радуге: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», кто слышал эту фразу хоть раз уже не забудет ее.
И станет понятно: мы не первооткрыватели,
Но всё-таки время зря не потратили.
Ведь у каждого учителя – практика
Есть своя изюминка, стратегия и тактика.
Для многих учителей, неравнодушных к своей работе, очень важно, чтобы ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки интересными и незабываемыми. Предметы история и обществознание часто требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И передо мной встала такая задача: найти такие педагогические приемы, чтобы объемный и часто сложный фактический материал стал более доступным. И я нашла.
В этом, на мой взгляд, может помочь мнемоническое запоминание, или так называемая мнемотехника.
Цель занятия и задачи вы можете увидеть на слайде.
Надеюсь, что в конце сегодняшнего мастер- класса Вы сможете:
• объяснить, что такое мнемотехника и эйдотехника.
• отличать мнемотехнические приемы от других видов учебных действий;
• составить с помощью приемов мнемотехники свои примеры, касающиеся вашего предмета
Итак, мы начинаем
Существует много приёмов мнемотехники, но более приемлемыми для школьников являются следующие:
- группировка;
- классификация;
- ассоциации;
- поиск опорного пункта; схематизация;
- достраивание материала; структурирование материала.
Вашему вниманию предлагаются некоторые примеры заданий, которые помогают ученикам легче усваивать информацию на уроках истории и обществознания.
Перейти к следующему этапу нашего мероприятия я бы хотела словами Конфуция «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю». То есть перейти от слов к делу.
Представьте, что вы ученики 5-го класса, и мы знакомимся с новым понятием «реформа».
(На доске записываю крупно слово «реформа».)
-Скажите, пожалуйста, кто знает, что обозначает слова «реформа»? (чаще всего дети этого не знают)
-Хорошо, найдите в этом непонятном для нас слове, слово которое вам знакомо.
- Молодцы, вы нашли знакомое для вас слово «форма».
-Скажите, а все предметы имеют форму? (Да)
-А этот воздушный шарик, что у меня в руке, имеет форму? (Да)_
- Хорошо, я возьму маркер и напишу на нем слово «форма».
-С этой частью непонятного слова мы немного разобрались. А что у нас осталось непонятного? (Это «РЕ»)
-Частица слова «ре» вам хоть что-то напоминает? А если я возьму в руку букву «р» и переверну ее. (Для этого у меня есть заготовленная бумажная вырезанная буква)
-Буква стала вам напоминать оружие? Например, револьвер. (Да)
- Скажите, а револьвер может выстрелить? ( Да)
- А если я выстрелю в наш шар, что произойдет с его формой? (Изменится)
-Точно? Давайте проверим.
- Я наглядно показываю, что стреляю из револьвера в шар. Шар лопается. Именно сейчас у детей работает не только зрительная, но и эмоциональная память.
-Далее спрашиваю: что произошло с формой? Она изменилась.
- Мы пришли с вами к тому выводу, что вероятнее всего это слово, будет обозначать какое- то изменение. Все с этим согласны?
-Давайте так и запишем на доске под словом реформа, новое слово определение « изменение». А теперь я вас попрошу открыть учебники на странице 63 и прочитать значение слова «реформа».
Реформа- изменение, преобразование, переустройство какой – либо стороны жизни людей.
- Скажите, наш вывод подтвердился? (Да)
- Вот, что и требовалось доказать.
Главный принцип запоминания слов — поиск связей. Любой словарь, в том числе и ваш собственный, — это сложное, многоуровневое объединение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово, надо его “привязать” к уже известным словам. Чем больше веревочек, тем надежнее.
Я предлагаю теперь вам поработать в группах и применив прием « Неизвестное к известному: запоминание с опорой на связи слов». Дать определение слова: зарплата.
(работа в группах)
Но не всегда, слово может подсказать значение. Вот перед нами незнакомое слово «ПРОГРЕСС».( записываю слово на доске, лучше печатными буквами)
Подсказки в слове нет. Есть выход, на помощь приходит фантазия и рисунок. Если я первую букву «П» напишу больше остальных и подрисую под ней два колеса. Вот так:
Прогресс
-Уважаемые коллеги, на что похоже стало слово?
-Правильно, на паровоз. А скажите, что подсказывает нам стрелочка, паровоз движется или стоит?
- Правильно он движется вперед. Все с этим согласны? Давайте рядом с нашим рисунком запишем наш вывод. Движение вперед.
- Скажите, наш вывод совпадает с верным определением этого слова. Для лучшего запоминания нам помог рисунок и фантазия.
Запоминание связанных между собой событий, имен — это, с точки зрения мнемотехники, особый объект для изучения. Дело в том, что ряды, списки, связки, обоймы слов надо запоминать в строгой последовательности. А это не просто.
Предлагаю прямо сейчас запомнить даты по истории России. Заодно проверим подходит ли этот метод вам.
- Возьмем 1380 год – Куликовская битва. 1. Выбираем картинку из интернета, учебника. Мне нравится картина Глазунова «Битва Пересвета с Челубеем». По преданию они сразились, чтобы помериться силой, перед главным сражением. 2. Берем воображаемый маркер и мысленно вписываем цифры в картинку. У меня получилось так: «1» - это силуэт нашего богатыря, «3»-ка описывает профиль коня Пересвета, «8»-ку набрасываем в виде лассо на гнедого коня печенега и «обнуляем» Челубея, которого Пересвет сразил, погибнув при этом сам. 3. Закрываем глаза и представляем картинку в голове. Еще раз мысленно пропишите дату Куликовской битвы. Получилось? Уверена, что получилось.
- Для чистоты эксперимента запомним еще одно историческое событие. 1612 год – легендарные Минин и Пожарский освободили Кремль от польско-шведских интервентов. Среди вышедших из Кремля была инокиня Марфа со своим сыном Михаилом Романовым, который в 1613 году был провозглашен новым российским государем. Важнейшее событие истории России, которое, на мой взгляд, должен знать каждый человек.
Запоминать будем по фотографии памятника предводителям народного ополчения. Беру кисточку и пишу красной краской цифру «1» на призывно поднятой вверх руке Минина, в «6-ку» легко вписывается голова каменного патриота, дальше как будто обводим по контуру меч и получаем «1», в князя Пожарского прячем «2-ку». Получается: «1612 год».
Снова закрываем глаза и мысленно представляем фото с цифрами. Есть! Дата «подгружена» вам в память.
Похожее к похожему: запоминание с опорой на свободные ассоциации
Мы не всегда знаем, как образовалось то или иное трудное слово. Но для запоминания вовсе не обязательно это знать. Первая же связь, которая приходит в голову при встрече с новым словом, может стать основой, фундаментом для его запоминания. Произвольные связи между словами называются “свободные ассоциации”. Например, основы слов консерватория и консервы пишутся одинаково. Представим, что в консерватории хранятся, как шпроты в банке, будущие музыкальные дарования. Связь подходящая.
Чтобы закрепить свободную связь, нужно:
а) выбрать, найти эту связь;
б) усилить ее зрительной картинкой и подержать в воображении;
в) вербально проработать, т. е. объяснить себе (или лучше другому) вслух, почему именно эта связь пришла вам в голову.
“Принцип четок”
Мы знаете опорную фразу для запоминания цветов радуги: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Это распространенный пример “запоминалки” по “принципу четок”. Так же построена фраза для запоминания порядка падежей в русском языке: “Иван родил девчонку, велел тащить пеленку”.
Отдельными “косточками” в подобной формуле могут быть не только буквы, но также начальные слоги и целые слова опорной фразы. Тот же принцип используется в аббревиатурах: Бе-ни-люкс – Бельгия + Нидерланды + Люксембург.
С древности известно, что особенно хорошо запоминаются стихи. Вот вам зарифмованные “четки” для запоминания семи чудес света:
Пирамида, Артемида, Мавзолей, Семирамида, Зевс в Олимпии, Родосский, да еще маяк Фаросский.
ТРЕНИНГ
№ 1. Составьте “запоминалку” по “принципу четок”.
Четыре мщения княгини Ольги:
1) двенадцать послов заживо погребены в челнах,
2) повторное посольство сожжено в бане,
3) пять тыс. человек посечены на могиле Игоря,
4) по три голубя и три воробья со двора, взятые в качестве дани, сожгли (“пустили по ветру”) город Искоростень. (Последовательность мщений может быть представлена как чередование четырех стихий: челны — река, вода; баня — жар, огонь; могила — земля; дым — воздух. Мнемоническая формула: вода — огонь — земля — дым. Опорное слово: ВОЗДУХ. В последнем случае “косточками” для “четок” служат первые буквы слов).
№ 2. Подумайте над тем, каким образом для запоминания порядка цветов российского флага можно использовать аббревиатуру КГБ? (Цвета российского флага обозначаются начальными буквами снизу вверх: К — красный, Г — голубой, Б — белый (КГБ)).
Имена прекрасно запоминаются и на основе свободных связей. Конечно, Врубеля все русские бессознательно связывают с рублем. Исторические персонажи дают больше времени для поисков ассоциаций. Один английский учитель предлагал запоминать название села Бородино на основе фразы “Наполеон одолжил обед у Кутузова” (одолжить обед — borrow dinner [борроу дина]). И вам никто не запретит Демокрита запоминать по “где мокрит”, Ганнибала по тому, что ходил “он не на бал”, а на войну. Григория Отрепьева (Лжедимитрия) — свергли и одели в рваные “отрепья”, а Ивана Болотникова — “утопили в болоте”.
“Принцип колодцев”
При запоминании дат наиболее важно помнить две последние цифры, столетия же, как правило, перепутать труднее. Для контроля последних двух цифр существует “принцип колодцев”, основанный на взаимной проекции веков. Например: Владимир Мономах умер в 1125 г., Петр 1 — в 1725, а Александр I — ровно через сто лет, в 1825 (это еще и год восстания декабристов). Подобные связи можно проводить и внутри столетий. Например, писатель Иван Бунин родился в один год с Лениным (1870), а умер в один год со Сталиным (1953).
“Принцип колодцев” при группировке дат помогает соотнести тематически сходные события.
ТРЕНИНГ
№ 1. Используя “принцип колодцев”, свяжите события XVIII и XX веков. Императрица Елизавета Петровна правила с 1741 по 1761 год. (Елизавета Петровна правила в 1741—1761 гг., т. е., накладывая на XX век, с начала Великой Отечественной войны до полета Ю. А. Гагарина в космос).
№ 2. Какие приемы использованы в формуле: “Хрущева сняли в 1964 году, в связи с 400-летием Шекспира”? (“Хрущева сняли в 1964 г., в связи с 400-летием Шекспира”. Конечно, Шекспир не играл никакой роли в биографии Хрущева, но совпадение забавно. Здесь есть “колодец”: 1564 — 1964).
“Принцип мест”
Необходимо запомнить последовательность расположения отдельных частей большого текста. Для таких случаев существует “принцип мест”. Издавна считается, что если потерял вещь, нужно вернуться на прежнее место. Это часто помогает — вернешься на кухню и вспомнишь: точно, книжка-то в холодильнике, а масло — на книжной полке. Запоминая текст, вы каждую его часть связываете с пунктом своего привычного маршрута или с расположением предметов в своей комнате. Главное, чтобы каждый фрагмент по своему месту в тексте соответствовал какому-то привычному действию или образу в другом ряду.
Актеры, когда запоминают текст роли, связывают фразы с позами, жестами и своим настроением. Например, в начале роли король Лир — монарх. У него гордая осанка. И стоит актеру выпрямиться и сделать строгое лицо, как тут же вспоминается начало текста. А когда Лир — всеми брошенный несчастный старик, то актеру достаточно согнуть спину и сделать жалкое лицо, как тут же в памяти возникает следующий отрывок. Этот метод может пригодиться и вам.
Когда вы заучиваете речь, то полезно назначить реальных или воображаемых слушателей во время репетиций. Это могут быть “шкаф-окно-стол-кресло-дверь”, за которыми вы закрепляете определенные части выступления.
ТРЕНИНГ
№ 1. Придумайте краткое объяснение линии времени, исходя из того, что вы находитесь на границе между годами “до н. э.” и “н.э.”. (Объяснение линии времени: “Я стою между новой и старой эрами. Моя правая рука — это годы до новой эры, время движется направо. Моя левая рука — это годы новой эры, время движется налево”).
И сейчас я хочу, чтобы вы попробовали применить и объяснить, основные мнемонические приемы именно касаясь вашего предмета. (практическая работа, просмотр полученных работ)
Как вы видите, использование мнемотехники на уроке истории и обществознания позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности школьников, его творческое познание.
В старших классах учащиеся составляют интеллект –таблицы, в основе которых лежат приемы мнемотехники. Я предлагаю вам с ними познакомиться.
( Показ интеллект –карт)
Уважаемые, коллеги! Дорогу осилит идущий, поэтому я желаю вам творческих успехов в нашей интересной и увлекательной деятельности.