Методы и формы
план-конспект урока

Максарова Марина Баировна

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Тема урока: «Существительное как часть речи».

Урок-исследование

Цель урока:

- развитие умений определять морфологические признаки имени существительного, группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам; определять выбор прописной и строчной букв.

Задачи урока:


- организовать наблюдение над существительным через нахождение их в тексте, дать понятие о грамматических признаках существительного (род, число, падеж), познакомить с разрядами существительных: собственное –нарицательное;

- создать условия для формулировки цели урока, рефлексии;

- развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки;

- формировать работу в парах постоянного состава, самостоятельную работу.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Оргмомент.Мотивация к учебной деятельности, определение целей.

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся.

- Здравствуйте, ребята.

-Садитесь.

- Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок-путешествие.(на экран проецируется изображение сказочного государства)мы совершим путешествие в княжество МОРФОЛОГИЯ. Дайте определение этому понятию .

-С давних пор в княжестве живут волшебные части речи, одни из них очень знаменательные , самостоятельные (назовите их), а прислуживают им служебные части речи (назвать).).Несмотря на разницу в знаменательном положении, все части речи дружат между собой, особенно все дружат со старым волшебником. А как его зовут, вы должны сказать сами, отгадав загадку, которая дана в эпиграфе к уроку.

(Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, - вот главный мой секрет:

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда вам представляю как предмет.

П. Чесноков)

Верно, этот волшебник - Имя Существительным(Слайд ). И он приглашает нас к себе в гости, чтобы мы смогли ближе познакомиться с ним. Из этого путешествия вы вернетесь с новыми знаниями.

- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? Предположите, какие задания мы будем сегодня выполнять?

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Дают определение: «Морфология - раздел науки о языке, который изучает части речи

Называют самостоятельные и служебные части речи

Определяют цели: познакомиться с морфологическими признаками имени существительного, его синтаксической функцией

Регулятивная:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Целеполагание:

- принятие учебной задачи;

2.  Проверка домашнего задания.

Цель:

Проверить усвоение              предыдущих                          знаний и умений.

Вы знаете, что в любой сказке, никакое путешествие не обходиться без препятствий. Перед вами камень (Слайд ), за ним три дорожки. Куда пойдем?

  • «Если синтаксис учил примерно,

 Налево пойдешь непременно» .

  •  Кто прямо идет, тот неосмотрительный

И ждет его диктант распределительный.

  •   О и Ё после шипящих.

                 Если знаешь, четко, ясно

                 Где писать какую букву,

            То направо ты пойдешь.

Учащиеся поднимают руку, выбирают дорожку   и выполняют задания соответствующей дорожки: Синтаксический разбор предложения по карточке.

Пишут распределительный диктант, взаимопроверка в парах.

Индивидуальная работа по карточкам.

Регулятивная:

- формировать умение выполнять задания за определенный период времени;

- формировать умение планировать свои действия.

Познавательная:

- актуализировать знания по теме урока.

Исполнительная:

- закреплять умение работать самостоятельно, осмысленно выполнять задания.

3. Подготовка к изучению новой темы.

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Вот и пришли мы в гости. И вот старый волшебник хочет проверить, что вы уже знаете об имени существительном. (Слайд)

Все любовались бегом юного спортсмена.

-Разбирая слово «бегом» как часть речи, Коля назвал его глаголом. Верно? (Нет.)

- Почему? Ведь спортсмен бежал, а бежать – глагол, обозначает действие. Докажите, что это имя существительное.

- Давайте проверим свои суждения и прочитаем правило

Объясняют, что слово «бегом» обозначает предмет, относится к одному из трех родов (м.р.), в Т.п.

Чтение и пересказ правила

Регулятивная:

- планирование своих действий;

- оценка правильности выполнения своих действий;

- внесение необходимых изменений  в действие, в случае неправильного выполнения.

Познавательная:

- построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативная:

- формулирование собственного мнения;

-  умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. построение речевого высказывания в устной форме.

4. Наблюдение над фактами языка.

Цель:   при помощи          сравнения  и  сопоставления языковых фактов выделить существенные признаки понятия.

 

Слайд

- Посмотрите внимательно на рисунок: у Существительного много гостей.

-К каким словам на картинке можно поставить вопрос «Кто?» (к живым существам)

 -К каким поставим вопрос  «Что?» (К неживым предметам.)

-Пользуясь подсказкой, дайте определение одушевленным и неодушевленным существительным.

Слайд

-Посмотрите:  на рисунке изображены животные. Много ли на свете кошек и собак? О любой кошке мы говорим – кошка, о любой собаке – собака. Это существительные нарицательные. Но у каждой кошки и собаки есть свое, собственное имя (Мурзик, Шарик). Как  мы назовем  такие существительные? (Собственными)

Дают определение одушевленные –неодушевленные существительные, собственные-нарицательные

Регулятивная:

- формировать умение работать с интерактивной доской.

Познавательная:

 - формировать умение выделять нужные понятия в тексте, сопоставлять их с другими и на основе сопоставления делать вывод;

- графически оформлять признаки изучаемого понятия.

5. Обобщение структурных и семантических признаков понятия.

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

Упражнение 453

Выполнение упр. 453.

Регулятивная:

- контроль за выполнением задания;

- оценка правильности выполнения упражнения.

Познавательная:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативная:

- построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет;

- использование речи для регуляции своего действия.

6. Применение понятия на новом языковом материале.

Цель:  закрепить понимание нового материала;

 формировать умение применять полученные знания на практике (работать по алгоритму).

- На доске записаны существительные: сила, цирк, Москва, помощь, журнал, Кавказ, баян, Америка, Енисей.

- Превратите неодушевленные существительные в одушевленные, какие возможно.

-какие из этих слов превратились из собственных в нарицательные ? (Москва, Кавказ)

- А теперь Имя существительное предлагает отправиться  на сказочный луг .(Слайд).

Представьте: лето, поют птицы, порхают бабочки. А весь луг усыпан одуванчиками. (Фонограмма «Звуки  природы»)

-На что похожи цветы одуванчика? (На солнце).

- Запишем предложение:

Одуванчик – солнышко на ножке. (Повеств.,невоскл.,простое,распр.)

Незабудки –кусочки голубого неба.

На лугу растут колокольчики.

.

Преобразовывают неодушевленные существительные в одушевленные (Силач, циркач, москвич, помощник, журналист, кавказец, баянист, американец).

Находят собственные и нарицательные

Делают вывод о том, какими членами предложения может быть существительное

Регулятивная:

- контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного, осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

- адекватное восприятие оценки учителя;

-  внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательная:

- приобретение опыта применять понятие в практике.

Коммуникативная:

- умение называть существенные признаки.

7. Рефлексия.

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности
  • повторить способ нового знания

Мини-тест    На какие вопросы отвечают имена существительные?
а) кто? что? 
б) что делает? что сделает?
в) какой? какая? какие? 
г) как? каким образом?

2. К какому склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием. 
а) к 1 скл.
б) ко 2 скл.
в) к 3 скл.

3. В каком ряду все  существительные одушевленные

а)Киев, житель, народ

б)музыкант, казак, учитель.

в)школьник, школа, одноклассник.

4. В каком ряду все  существительные нарицательные

а)поезд, газета, Москва

б)Краснодар, город, Екатерина

в)пейзаж, родина, семья.

-Наше путешествие подходит к концу Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

 Вы хорошо поработали. Добрый волшебник Имя существительное вами доволен. (Отметки за урок). Но лучшая награда для вас – знания, которые сегодня вы получили на уроке.

Работают с системой голосования. Учащиеся имеют возможность поставить себе отметки

Проводят самоанализ.

Регулятивная:

- сопоставление цели и результата;

- тренинг.

Познавательная:

- структурирование знаний;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- формулируется определение понятия;

- выводится алгоритм действий «узнавания» понятия.

Коммуникативная:

- умение высказывать свои мысли, производить их анализ на основе знаний, делать вывод.

8. Задание на дом.

- Чтобы проверить, хорошо ли вы поняли материал урока, предлагаю выполнить следующее домашнее задание п. 37, упр. 459.

Выполняют задания дома.

Регулятивная:

- формировать умение узнавать понятия, с которыми работали на уроке.

Коммуникативная:

- сформулировать то умение, которое надо узнавать, в данном случае «существительное», «признаки существительного».



Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: Синтаксический разбор простого предложения

Цель деятельности учителя:

  • Познакомить с порядком синтаксического разбора ПП.
  • Формировать умение производить синтаксический разбор (устный и письменный) ПП.

Задачи:        

  • Образовательные: совершенствовать пунктуационные навыки при записи простого осложненного и сложного предложений, предложений с однородными членами, с обращением. Закрепить полученные знания о классификации предложений по цели высказывания, интонации, наличию главных и  второстепенных членов предложения.
  • Развивающие:  развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывающие: воспитывать любовь к русскому языкувоспитывать этические чувства (доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость), волевые качества,  уважительное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения, двусоставные и односоставные предложения, однородные члены, вводные слова, обращения»; уметь различать простое и сложное предложение,  пунктуационно оформлять на письме изученные конструкции предложений.

Метапредметные: владение всеми видами речевой деятельности, владение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам.

Личностные: уважительное отношение к родному языку,  желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Используемые технологии: игровые, технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.

Оборудование: учебник Т.А. Ладыженской,  словари-справочники, на доске план-схема разбора, на партах - технологические карты с таблицей, листы самооценки, сигнальные карточки; мультимедийный  проектор, компьютер.

        Ход урока                

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята!

  1. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были  написать дружеское письмо.

- С чего начинается Ваше письмо? (с обращения).

-Какую роль они играют? (с помощью обращения выражается отношение автора к адресанту, его чувства: любовь, уважение, доброта)

 - Как  выделяются обращения в устной и  письменной речи?

- Кто прочитает свое письмо?

- Ребята, как вы думаете, в каком стиле оно написано? (разговорном, т.к. автор письма делится своими мыслями, впечатлениями с близкими, хорошо знакомыми людьми)

-А какие стили речи вы знаете еще? (Научный, художественный) Молодцы, ребята!

        

3. Целеполагание.

 А тема нашего урока сегодня - «Синтаксический разбор простого предложения». Запишите число и тему урока. Давайте попытаемся сформулировать цели нашего урока, опираясь на тему. Чему вы должны научиться на уроке? (Ученики самостоятельно определяют цели урока) Используйте также опорные слова, написанные на доске

1) вспомнить, что такое ..и...;
2) повторить расстановку ...;
3) 
научиться … .

Правильно, сегодня мы обобщим изученный на прошлых занятиях материал и научимся выполнять синтаксический разбор простого предложения.

На партах у вас лежат листы самооценки, которые вы будете заполнять в конце урока самостоятельно, объективно оценивая себя. По каждому пункту 1 или 0 баллов. В конце урока сдадите их, я выставлю оценки в журнал.

  1. Словарно-орфографическая работа. Игра «Отгадай слово».

Начнем  с орфографической разминки.  

Отгадайте слово по его лексическому значению, запишите   в тетрадь, обозначьте орфограмму.

  1. Собрание судей (в спорте, конкурсах) - …. (жюри)
  2. Человек, занимающийся спортом - …(спортсмен)
  3. Командная игра на льду  в небольшой мяч или шайбу …. (хоккей)
  4. В спортивных играх: состязание …. (матч)
  5. Вид спорта, который дарит грацию, красоту и пластику … (гимнастика)
  6. Командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника….(футбол)
  7. Колёсное транспортное средство (или спортивный снаряд), приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали… (велосипед)

А теперь проверьте друг у друга слова. Взаимопроверка. Молодцы! Слова написали грамотно! На какую орфограмму эти слова? (непроверяемые гласные и согласные в корне слова) А какой общей темой они объединены? (спорт) Какую роль он играет для здоровья человека? Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет? (правильно, заниматься спортом) Запишите предложение.

Мы будем чаще закаляться, спортом заниматься!

  1. Актуализация знаний (повторение и обобщение изученного материала)

Ребята, для того  чтобы правильно выполнять нам синтаксический разбор, мы должны обобщить изученный на прошлых занятиях материал. Эти знания пригодятся вам и при выполнении ВПР.

Фронтальный опрос по рядам.

Я предлагаю вам игру  «Кто быстрее?»  

Каждому ряду нужно будет ответить на 6  вопросов. За правильный получаете жетон в виде футбольного мяча.

На доске кластер. По ходу игры, открываю листочки. (Приложение 1)

1 ряд

2 ряд

3 ряд

1

Единица синтаксиса, в которой сформулирована законченная мысль… (предложение)

Открыть 1 лист

Какие члены предложения составляют его  грамматическую основу?

(подлежащее и сказуемое)

Как называются предложения с одним и двумя  главными  членами? (односост./ двусост.)

Открыть 5 лист

2

Какой из главных членов предложения  называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком?

На какие вопросы отвечает сказуемое?

( что делает предмет, какой он, каков он,  кто такой или что такое предмет?)

Как называются остальные члены предложения? (второстепенные)

3

Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей?, зависит от  существительного, обычно выражен прилагательным, местоимением - …

Этот член предложения обозначает предмет, с которым связано действие и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Второстепенный член предложения  поясняет сказуемое и выражается существительным с предлогом или наречием.

Обозначает время, место, образ действия, причину, цель.

4

Назовите предложения по цели высказывания…(повеств., побуд., вопр.)

Открыть 2 лист

Предложение по эмоциональной окраске может быть…(воскл./невоскл.)

Открыть 3 лист

По наличию второстепенных чл. Предложения бывают...

(распр./нераспр.)

Открыть 6 лист

5

Как называются  предложения, в котором содержится вопрос?

Какое предложение называется повествовательным?

Как называются предложения, в котором  содержится совет, просьба, приказ, пожелание?

6

Чем может быть осложнено простое предложение? Открыть лист 7

Какие члены предложения называются однородными?

Что такое обращение?

        

Я вижу:  вы хорошо усвоили теоретический материал. Проверим ваши знания на примере.

Устная синтаксическая пятиминутка.  Предложение на слайде:

Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки.  

  • Назвать ГО.
  • Теперь отгадайте, о каких членах предложения идет речь:
  1. Зависит от существительного, обозначает признак предмета? (разноцветные)
  2. Обозначает место действия, зависит от сказуемого-глагола, выражено существительным? (на осинке)
  3. Зависит от сказуемого-глагола, обозначает способ действия, выражено наречием? (бесшумно)

Молодцы! И с примером  вы тоже быстро справились.

  6.   Объяснение нового материала.

Теперь пришло время познакомиться с планом разбора простого предложения.

- А какое предложение мы называем простым? (с 1 грам. основой)        

- А какие еще бывают предложения  по наличию грамматической основы? Чем сложное предложение отличается от простого?  (открываю последний листочек на доске)

Вот мы и повторили с вами все характеристики простого предложения. Перед нами план, по которому мы будем выполнять разбор.

Запишем его в справочник.

Посмотрим на образец разбора.  Откройте учебники на с. 104 § 44 и прочитайте образец устного и письменного разбора.

Вывод: Синтаксический разбор предполагает краткий, точный, логичный рассказ о предложении.

- А какие еще пункты мы с вами будем указывать в разборе? Сравните с доской:

- Чем осложнено.

- По составу грамм. основы.(односост./двусост.)

Теперь пришло время выполнить синтаксический разбор записанного нами предложения.

Мы будем чаще закаляться, спортом заниматься!

  1. Разберите его по членам.
  2. Дайте характеристику предложению.  (Побудительное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми)
  3. Построение схемы. [ О,О ]!

7.  Закрепление  изученного материала.    

1. Один учащийся работает у доски по карточке, остальные выполняют 2 задание.

Карточка с заданием: Составь предложение.

Из предложения «Купили яркие краски» взять определение.        

Из предложения «Синели звезды на рассвете» взять подлежащее.

Добавить сказуемое из предложения «Капли росы блестели на траве».

Взять обстоятельство из предложения «На небе замелькали огоньки».

  Яркие звезды блестели на небе.

Запиши предложение, укажите члены предложения. Дайте характеристику данному предложению.(повествовательное, невосклицательное, простое, двусост., неосложнённое)

2. задание:  Запишите предложения, расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложений. (Предложения на слайде, знаки препинания не расставлены)

  1. Ребята, вы любите  играть в футбол? 

(Вопр, невоскл., прост., двусост. распр., осл.обращ.)

  1. Воздух, солнце и вода – наши лучшие друзья!

(Повест., воскл., распр., осл. однорд.чл.)

  1. Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.

 (Побуд., невоскл., прост., односост., распр., осл. однорд.чл. о и о)

  1. Движение – спутник здоровья.

(Повест., невоскл., прост., двусост, распр., не осл.).

  1. Утро встречают зарядкой, вечер провожают прогулкой.

(Повест., невоскл., прост., односост., распр., осл. однорд.чл.)

  1. Быстрого и ловкого никакая болезнь (не) догон…т. 

(Повест., невоскл., прост., двусост.,  распр., осл. однорд.чл.)

  1. Спорт и туризм укрепляют организм.

 (Повест., невоскл., прост., двусост., распр., осл. однорд.чл.)

8.         Физкультминутка

Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученный материал из синтаксиса, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.

Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису, поднять руки вверх, если же к другим разделам языка – в стороны.

Приставка, грамматическая основа, словосочетание, корень, основа слова, запятая, обстоятельство, тире, суффикс, предложение, обращение, буква.                                                                                                                          

9.           Самостоятельная работа. Заполнить таблицу.        

(на партах технологические карты с таблицей, в которой даны разноуровневые задания). В данных предложениях расставьте знаки препинания и выполните синтаксический разбор. (На выбор учащегося: 1 предложение – оценка «3», 2 предложения - «4»,  3 предложения - «5»).

Под «*» отмечены предложения повышенного уровня сложности.

План разбора

Сухие листья клена тихо шуршат под ногами

*Царь  с царицею  простился

в путь-дорогу снарядился

**Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы!

1)         по цели высказывания:

Повеств.

Повеств.

Побуд.

2)         по интонации:

Невоскл.

Невоскл.

Воскл.

3) по наличию грамматических  снов:

Прост.

Прост.

Прост.

4) по составу ГО:

Двусост.

Двусост.

Односост.

4)по наличию второстепенных членов:

Распр.

Распр.

Распр.

5)осложнено/не осл.:

Не осл.

Осл. О и О

Осл. обращ.

                                                                                         

  1. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

- Ребята в форме игры мы обобщили сведения по синтаксису и пунктуации.

Что же изучают эти науки? Важно ли изучение нашей темы?

А чему мы еще научились? (Выполнять синтаксический разбор)

Достигли мы целей, которые поставили в начале урока? Испытываете ли вы трудности при выполнении синтаксического разбора простого предложения?

Самооценка  Молодцы, ребята. На следующих уроках продолжим работать над данной темой.  А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно. Поднимите руки те, у кого получилось оценка «5» за работу на уроке. Я с вами согласна. Вы молодцы. У кого «4»? Замечательно. Нужно немного постараться, чтобы было отлично. Остальные не расстраиваются, а продолжают активно работать в дальнейшем.

Сдайте листы самооценки, я выставлю оценки в журнал. Спасибо за урок. Всего доброго.

  1. Домашнее задание (на выбор)

 «Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание»

Выучить порядок синтаксического разбора  § 44.

На выбор учащегося:

1) упр. 217.        

2) Из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» выписать предложения, разные  по цели высказывания и  эмоц. окраске. Найти предложения с однородными членами и обращением. Выполнить разбор простого предложения. (Например, «Меня влекла моя судьбина…» «Ах, витязь, то была Наина!»)

      

        



Предварительный просмотр:

Тема. Разоблачение беспринципности, корыстолюбия в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон"

Цели: показать мастерство писателя в изображении « хамелеонства»,

обратить внимание учащихся на художественные средства

 изображения смешного в рассказе « Хамелеон»,

 познакомить с идейно - тематическим содержанием рассказа «Хамелеон».

Ход урока

I Организационный момент

  1. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, мы сегодня продолжаем изучение творчества Антона Павловича Чехова. На пошлых уроках мы с вами изучали биографию великого русского писателя, драматурга, прочитали некоторые рассказы, провели викторину. А сейчас коротко повторим изученное.

  1. Работа по таблице « Жизнь и творчество А. П. Чехова».
  2. Тема сегодняшнего урока: « Хамелеонство» в рассказе и жизни»

II Работа над новой темой.

1. Беседа

Учитель.

- Какой жизненный принцип избрал для себя А.П. Чехов?

(Перед Богом сознавать свое ничтожество, а достоинствоперед

людьми.)

Учитель. Человеческое достоинство - это та проблема, которая в той или

иной степени находит отражение почти во всех произведениях А. П. Чехова.

На прошлом уроке мы прочитали рассказ « Хамелеон»/

 - О каком событии повествует рассказ?

           - Назовите героев рассказа.

( Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные, Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное - человека укусила собака.)

- С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии?

( Бытовая сцена для Чехова – лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)

- Кого из героев можно назвать « хамелеоном»? Какого человека называют «хамелеоном»? ( Готовый в угоду обстоятельствам менять свои взгляды)

 -Что вы можете сказать об Очумелове, Елдырине, Хрюкине? Обратите

внимание на иллюстрации. Кто есть кто?

Вывод.

(Человек, лишенный достоинства, сознает свое ничтожество перед

сильными мира сего. Очумелое и Хрюкин меняют свое мнение и

соответственно поведение в зависимости от обстоятельств. Хохот толпы — достойная им награда.)

Учитель.Почему рассказ назван «Хамелеон»?

(Очумелое в зависимости от того,  кто является хозяином собаки, меняет

свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному

хозяинугенералу. Превращения Очумелова послужили основой для

названия рассказа.)

Учитель.Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»?

(Шесть раз полицейский надзиратель меняет свое поведение, показывая

то деспотическую сущность, то рабскую.)

Учитель.Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к

разряду хамелеонов?

(В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение Хрюкина.

У читателя создается впечатление, что подобные превращения с людьми

были типичны для того времени.)

Учитель.Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и

Хрюкина — как характеры связаны с идеей рассказа?

(Все подчинено основной идее: высмеять деспотизм и рабскую угодливость,

человеческое хамелеонство) (Слайд)

Деспотизм –1. Самовластное правление. 2. Поведение деспота.

( Деспотизм самодура)

Учитель. М. Горький писал А. П. Чехову: «Огромное вы делаете дело

вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к

этой сонной, полумертвой жизни». Можно ли эти слова отнести к

рассказу «Хамелеон»?

(Запуганность, забитость жителей города, отсутствие в нем активной

жизни нарисованы автором в первых же строчках рассказа: «Кругом

тишина... На площади ни души», т. е. «полумертвая жизнь».)

Учитель. Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?

{Вначале толпа выжидает, боится явно выразить свое отношение. Затем

смелеет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным»)

Учитель. Что составляет комедийную основу рассказа?

{Смешное в рассказе составляет несоответствие незначительного

вопроса о принадлежности собаки, но важного для персонажей,

серьезному, страстному тону обсуждения этой «проблемы».)

Учитель. Что показалось вам смешным в рассказе?

(Сама история, название рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина.)

Учитель.Какие художественные средства использует автор для

создания комического текста?

(Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов

использовал такой распространенный литературный прием, как «говорящие

фамилии»: Очумеловот слова «очуметь» — потерять соображение,

одуреть; Хрюкин — от слова «хрюкать» (не случайно Очумелое о нем

говорит: «... а ежели каждый свинья...»)( Подкрепление из текста)

Учитель.Чехов любил строить свои рассказы на диалогах. Проследите,

как создаются речевые характеристики в «Хамелеоне», как

меняется интонация персонажей.

(Диалоги зачитываются в лицах, проводится работа над выразительным

чтением, над речевой характеристикой действующих лиц.)

-Какими вы увидели героев рассказа?

- Сумели ли ребята через выразительное чтение передать характеры героев?

- Чьё чтение особенно вам понравилось?

Прослушивание чтения мастеров художественного чтения (прослушивание аудиозаписи)

Учитель.А.П. Чехов признанный мастер художественной детали

( Определение детали. Слайд.)

Художественная деталь –изобразительная или выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.

Какая деталь в рассказе подчеркивает превращения Очумелова?

(Всякий раз, когда Очумелое меняет свое мнение, он снимает или надевает

свою шинель, которая выполняет в рассказе как бы роль окраски

хамелеона.)

Учитель.Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя

внимание, помогают создать комический эффект?

(Изображение виновника скандала — «белого борзого щенка с острой

мордой и желтым пятном на спине». Щенок с выражением «тоски и ужаса»

в слезящихся глазах явно не мог никого серьезно укусить. Один его вид

вызывает сочувствие и свидетельствует о комичности создавшейся

ситуации.)

Учитель.У А.П. Чехова все детали значимы. Писатель был убежден, что

краткость — сестра таланта. Поэтому в предельно краткой форме ему

хотелось многое сказать, отсюда внимание к художественной детали.

Какая деталь в самом начале рассказа помогает в большой степени

раскрыть образ Очумелова?

( Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с «решетом,

доверху наполненным конфискованным крыжовником», свидетельствует о  том, что представители власти, пользуясь своим служебным положением,

выполняют свои обязанности небескорыстно.)

Учитель.Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира.( Слайд)

Виды смеха

Юмор                                                                                  Сатира

 ( добрый смех)                                                               ( злой смех)

( человеческие пороки, ( социальные пороки слабости) общества)

Учитель.Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира - это безжалостное обличение пороков.

-Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим- безобидную насмешку или безжалостную сатиру?

( В «Хамелеоне», как и в других рассказах , автор использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает пороки, чем просто весело смеётся над ним.)

-Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей жизни?

( Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, холопской угодливости и подлой лести. Поэтому рассказ интересен и современен читателю.)

III. 1. Обобщение.

Выводы.Рассказы Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны и по содержанию и по форме, Автор не ставит в них глобальные проблемы, касающиеся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его « маленькие проблемы». А они не подвластны времени.

Тонким юмором, порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они становятся добрыми. « Первый русский юморист после Гоголя, заразивший своим чеховским смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков»,- писал о Чехове К. Чуковский.

Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас.

2. Оценивание.

  1. Домашнее задание. Сделать иллюстрацию к наиболее понравившемуся отрывку и подготовиться к выразительному чтению этого отрывка.

Самоанализ урока
Тема данного урока выбрана не случайно. В 7 кл. много времени на уроках литературы уделяется проблемам взаимоотношения человека и общества. Именно в этом возрасте необходимо закладывать нравственный фундамент отношения человека к окружающим его людям. Рассказ Чехова является благодатным материалом, который становится уроком раздумья, позволяющего задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы в обществе, в семье. Эти вопросы тесно переплетаются с вопросами морали и нравственности человека, имеют огромное воспитывающее значение, развивают глобальное мышление уч-ся.

Это урок изучения нового материала. Были использованы такие средства обучения, как учебник, тетрадь, толковый словарь, слайды мультимедийной презентации, Интернет ресурс коллекции ФЦИОР.

Урок был направлен на формирование и развитие следующих УУД:

-Личностные УУД: способность к самооценке по основе критерия успешности учебной деятельности.

-Регулятивные УУД: определить тему урока, формулировать цели с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

-Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформить свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками совместно с участием о правилах поведения и обучение следовать им.

-Познавательные УУД: ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты

-предметные: создание условий для интерпретации рассказа, знакомство с творческой историей рассказа.

-метапредметные: создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста; подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в своих высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации.

-личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности, доброжелательность в различных коммуникативных ситуациях.

На уроке использовались виды работы: прослушивание и восприятие материала, беседа, самостоятельная работа, элементы поисковой деятельности, ответы учащихся.

Урок был построен в соответствии с его содержанием, поставленными условиями и задачами. Содержание урока полностью соответствовало требованиям программы. Методы соответствовали содержанию урока, возрасту и уровню подготовки учащихся.

Я старалась заинтересовать детей, мотивировать их на самостоятельную и творческую деятельность. Дети на уроке проявили активность и интерес к данной теме. Считаю, что в ходе урока были достигнуты поставленные цели и решены все задачи.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Только от нас зависит, чем обернется для нас любовь наша…» (по рассказу В.Г. Распутина «Женский разговор»)

Мир, вероятно, спасти не удастся,

Но отдельного человека спасти всегда можно

И.Бродский

Цели урока:

Образовательная – выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, создав проблемную ситуацию; побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев и реальных лиц.

Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учеников по отношению к таким понятиям как «правда», «любовь», «нравственность».

Развивающая – продолжить формирование у учащихся навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою позицию; активизировать творческие способности учащихся.

Тип урока - комбинированный

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учащихся

1 этап. Начало урока.

Чтение начала рассказа, постановка проблемы.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Читать медленно, не торопясь, ведь разговор пойдет неспешный, несуетный, ведь он в деревне у бабушки среди зимы.

Познавательные УУД: активизация мышления при рассматривании фото писателя, чтении эпиграфа

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

2 этап. Актуализация знаний

Цель: знакомство с биографией писателя, необходимого для «открытия нового знания» - работа над проблемой рассказа «Женский разговор»

Творческую судьбу Валентина Распутина можно без преувеличения назвать высокой, завидной, счастливой. Его книги издаются миллионными тиражами, но не могут покрыть читательской жажды познакомиться с его творчеством. В журналах «Москва» и «Литература в школе» напечатан рассказ Распутина «Женский разговор», а в журнале «Наш современник» вышли его рассказы «В больнице», «В ту же землю», за которые он в конце 1996 года еще получил Международную литературную премию в Италии. Итак, поговорим о рассказе «Женский разговор», постараемся вместе выяснить, чем заслужил он такой высокой оценки, актуальности.

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД через создание учащимися презентации

Сообщение учащегося (Баирова Янжама) о писателе

- Что значит разговор, женский разговор?

- С какой целью люди вступают в диалог?

- Что нужно, чтобы разговор получился?

- О чем будут вести женский разговор героини рассказа? Что значит эпитет «женский»?

- Почему разговор происходит ночью?

Словарная работа (разговор- подбор синонимов, женский разговор)

Подбор определений к словосочетанию «женский разговор»

3 этап. Формулирование проблемы.

Цель: выработать умение вычленять главное

Запишите как можно больше проблем, которые, как вы считаете, поднял автор рассказа

- Совершенно верно, круг проблем этого рассказа обширный, все они нас волнуют. Но сегодня мы коснемся, пожалуй, одной из самых важных – нравственной, а именно- чем для нас обернется любовь наша.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку разных целей:

  • Разрыв между поколениями
  • «Обезлюдение» деревни
  • Экологические
  • Проблемы отцов и детей
  • Нравственные
  • Проблема здоровья, в первую очередь, женщин
  • Проблема предназначения женщины в современном обществе

4 этап. Формулирование темы урока

Цель: организовать мыслительную деятельность

Как бы вы определили тему урока?

(Две судьбы. Разговор по душам. Выбор зависит от нас и др.)

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему, тему и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; слушать и слышать других, пытаться понимать иную точку зрения, быть готовыми корректировать свою точку зрения

5 этап. Обсуждение заявленной проблемы

Цель: организовать групповую работу, проследить за развитием сюжета диалога бабушки и внучки, сделать вывод, составить опорную схему-таблицу.

Используется инструкция по группам.

В процессах обсуждения составляется сопоставительная таблица

-Две героини, две судьбы. Попробуем дать характеристику Наталье и Вике. Для этого разделимся на группы.

-Чья правда вам ближе и почему?

Групповая работа, составление таблицы

Бабушка

Вика

  1. Правда
  2. Речь
  3. Отношение к жизни
  4. Настоящая женщина – это
  5. Отношение к любви
  6. В чем заключается счастье женщины?
  7. Что значили для Вики и бабушки этот разговор, почему бабушка считала, что он очень нужен?
  8. Роль портрета, пейзажа в раскрытии образа
  9. Авторская оценка

Личностные УУД: знание моральных норм и умение им следовать; умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд)

Желание и умение ответить на вопрос: какое значение, смысл имеют для него эти значения.

Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему

6 этап. Проверка домашнего задания

Цель: связать ответы учащихся с проблемой, заявленной на уроке

-Скажите, а часто ли взрослые говорят с вами на эти запретные темы? Для этого проверим ваше домашнее задание.

  1. Диалог по вопросам
  2. Презентация

Ответы на вопросы:

Юноши: Мой идеал современной женщины?

Девушки: Женское счастье – это

Быть счастливой – это

Нравственная чистота – это

(ответ на один или все вопросы)

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; владеть монологической и диалогической формами урока.

Познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; строить рассуждения

7 этап. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- На основе прочитанного рассказа и примеров из жизни, закончите предложения и подведите итог сегодняшнего урока

Аргументированные ответы на один из вопросов. Заполнение листов самооценки.

  1. Что вы ожидали от урока и что получилось?
  2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
  3. Была ли польза от такого вида работы?
  4. Что вам более всего удалось во время урока?
  5. Назовите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы использовали во время урока?
  6. Что вы взяли с сегодняшнего урока?
  7. Над чем заставил задуматься урок?

Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез, строить рассуждения

8 этап. Домашнее задание

Дифференцированное задание

Самостоятельная творческая работа

1.Представьте себе, что вы обмениваетесь мнением «Любовь – это…» на читательском форуме в интернете, изменилось ли оно после прочтения рассказа? Напишите свое мнение (5-7 предложений)

2.Составить и оформить кодекс молодого человека «Я – носитель разума, в отличие всех животных на Земле, поэтому я…» (памятка, презентации, запись в тетради)

Предметные УУД: написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, творческие работы

Личностные УУД: знание моральных норм и умение им следовать.

Самоанализ урока русской литературы в 10 классе

План самоанализа урока

  1. Тема урока. Место урока в теме, разделе, курсе.
  2. Соответствие содержания урока возрастным и психологическим особенностям обучающихся.
  3. Целеполагание.
  4. Соответствие структуры урока (этапов) целям и задачам.
  5. Обоснование содержания урока .
  6. Обоснование использования на уроке методов, средств, форм обучения в соответствии с целями и задачами.
  7. Осуществление дифференцированного подхода на уроке.
  8. Организация рефлексии учебной деятельности на уроке.
  9. Оценка степени реализации целей и задач урока.

1.Тема урока.

«Только от нас зависит, чем обернется для нас любовь наша…» (по рассказу В.Г. Распутина «Женский разговор»).

Тип урока - комбинированный

Место урока в учебном плане.

В календарно-тематическом планировании это 1-й урок внеклассного чтения по творчеству В.Г. Распутина, рассчитан на 45 минут.

Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально.

Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня культуры учащихся.

  1. Соответствие содержания урока возрастным и психологическим особенностям обучающихся

В классе обучаются 6 человек: 2 мальчика и 4 девочки. Из них – 4 хорошиста. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. При планировании урока были учтены следующие особенности: самостоятельность, умение работать в малых группах, умение слушать друг друга. Недостаточно развиты коммуникативные умения учащихся, поэтому акцент на уроке был уделен развитию речи учащихся. В классе преобладает сотрудничество нежели соперничество. Явных лидеров в классе нет.

  1. Целеполагание

Цели урока:

  1. Образовательная – выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, создав проблемную ситуацию; побудить учащихся к высказыв анию собственной точки зрения о жизненных принципах героев и реальных лиц.
  2. Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учеников по отношению к таким понятиям как «правда», «любовь», «нравственность».
  3. Развивающая – продолжить формирование у учащихся навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою позицию; активизировать творческие способности учащихся, формирование ключевых компетенций: языковой, культуроведческой, коммуникативной, информационной.

Задачи урока реализовала через следующие аспекты:

  • Образовательный: формирование представления о понятии «нравственность», «правда», «любовь»
  • Развивающий: формирование навыков познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы; развивать коммуникативные способности детей.
  • Воспитательный: формирование собственной точки зрения по отношению к таким понятиям как «правда», «любовь», «нравственность».

Дети постарались самостоятельно сформулировать цели и задачи урока.

  1. Соответствие структуры урока (этапов) целям и задачам

Планируя урок, придерживалась следующей структуры:

  • I этап. Начало урока.
  • 2 этап. Актуализация знаний
  • 3 этап. Формулирование проблемы
  • 4 этап. Формулирование темы урока
  • 5 этап. Обсуждение заявленной проблемы
  • 6 этап. Проверка домашнего задания
  • 7 этап. Рефлексия
  • 8 этап. Домашнее задание

Данная структура урока была выбрана для успешного решения поставленных задач.

Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально.

Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня культуры учащихся.

Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

Считаю, что урок прошел в оптимальном темпе, логически последовательно, этапы урока были взаимосвязаны.

ПРО ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ И КЛЮЧ. КОМПЕТЕНЦИИ

  1. Обоснование содержания урока

I этап. Начало урока.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Познавательные УУД: активизация мышления при рассматривании фото писателя, чтении эпиграфа

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

2 этап. Актуализация знаний

Цель: знакомство с биографией писателя, необходимого для «открытия нового знания» - работа над проблемой рассказа «Женский разговор»

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД через создание учащимися презентации

Словарная работа (разговор- подбор синонимов, женский разговор)

Подбор определений к словосочетанию «женский разговор»

3 этап. Формулирование проблемы.

Цель: выработать умение вычленять главное

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку разных целей

4 этап. Формулирование темы урока

Цель: организовать мыслительную деятельность

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему, тему и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; слушать и слышать других, пытаться понимать иную точку зрения, быть готовыми корректировать свою точку зрения

5 этап. Обсуждение заявленной проблемы

Цель: организовать групповую работу, проследить за развитием сюжета диалога бабушки и внучки, сделать вывод, составить опорную схему-таблицу.

Используется инструкция по группам.

В процессах обсуждения составляется сопоставительная таблица

Личностные УУД: знание моральных норм и умение им следовать; умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд)

Желание и умение ответить на вопрос: какое значение, смысл имеют для него эти значения.

Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему)

6 этап. Проверка домашнего задания

Цель: связать ответы учащихся с проблемой, заявленной на уроке

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; владеть монологической и диалогической формами урока.

Познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; строить рассуждения

  1. Обоснование использования на уроке методов, средств, форм обучения в соответствии с целями и задачами

На уроке было использовано сочетание таких методов, как:

- поисково-исследовательский метод (работа со словарем)

- коммуникативно-ориентированный

- учебная работа под руководством учителя

- наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов)

- словесный метод (рассказ, элементы беседы)

- логические методы (сравнение, анализ)

При работе с произведением предусматривала следующие приемы: осмысление текста, сравнение и характеристика образов.

Качество освоения нового материала было продемонстрировано учащимися при проверке домашнего задания, где они показали свою самостоятельность, умение логически рассуждать над поставленной задачей.

Использовала на уроке презентацию, аудиотекст, рабочий лист ученика. Учащимися также были представлены видеоролик и презентация.

Была организована групповая работа, где учителем был проведен инструктаж по выполнению задания – составление таблицы «Характеристика героинь рассказа».

  1. Осуществление дифференцированного подхода на уроке

Ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей учащихся применяла дифференцированный подход на этапе

Считаю, что на уроке необходим дифференцированный подход, так как

  1. Организация рефлексии учебной деятельности на уроке

Контроль усвоения знаний, умений и навыков был осуществлен в форме вопросно-ответной деятельности, составлении таблицы.

Для закрепления материала было дано домашнее задание по формированию необходимых языковых навыков и развитию речевых умений по теме с учетом возрастных, интеллектуальных особенностей учащихся и познавательного интереса.

Работоспособность учащихся на уроке обеспечена за счет использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный, насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость. Контроль и самооценка учащихся осуществлялась в соответствии с выработанными критериями. Учащиеся заполняли лист самооценки, по результатам которого были выставлены отметки в журнал.

Отклонений от плана урока не было.

  1. Оценка степени реализации целей и задач урока

Результативность урока хорошая, стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.

Считаю, что цель урока достигнута.

Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом регулятивных УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы обучения в коррекционной школе

Методы и формы обучения в коррекционной школеОлигофренопедагогика, как и любая область педагогической науки, включает в себя тесно связанные между собой части: дидактику (теорию обучения), теори...

Современные методы и формы урока.

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решают...

О методах и формах работы с одаренными детьми в условиях обычной общеобразовательной школы

Презентация об опыте работы по выявлению одаренных детей и методах работы с ними.     Полностью презентацию можно посмотреть по ссылкеhttp://teachers.jinr.ru/archive/doc/cat_v...

Методы и формы обучения

Презентация о мщдели обучения с применением ИКТ и видах традиционного обучения....

Методы и формы контроля в начальной школе на уроках английского языка

Попытка анализа различных методов и критериев оценивания знаний учащихся начальной ступени обучения по иностранному языку...

Методы и формы организации контроля на уроках русского языка

В материале рассматриваются формы и методы организации контроля на уроках русского языка, аргументы "за" и "против" выставления оценок....

Методическое пособие "Методичка современных форм, методов и педагогических технологий, соответствующих требованиям профстандарта и ФГОС"

В данном методическом пособии «Методичка современных форм, методов и педагогических технологий,  соответствующих требованиям  профстандарта и ФГОС» отраж...