Муцио Клементи
учебно-методический материал

Буймова Яна Владимировна

Биография и творческий путь М.Клементи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klementi_mutsio_biografiya.docx594.09 КБ

Предварительный просмотр:

Клементи Муцио (23. I 1752 - 10. III 1832)

Муцио (Филиппо Винченцо Франческо Саверио) Клементи - старший из семи детей Николо Клементи, ювелира, и Магдалены Кайзер - родился в Риме 23 января 1752 и был крещен на следующий день в церкви Сан-Лоренцо в Дамасо.

Согласно биографическим данным, опубликованным в Ежеквартальном Музыкальном Журнале (1820), Клементи начал заниматься музыкой в очень раннем возрасте с родственником Антонио Барони (1738-1792), капельмейстером в церкви Святого Петра. В возрасте 7 лет он брал уроки гармонии у органиста Кордичелли, а затем продолжал учиться пению у Джузеппе Сантарелли (1710-1790). Наконец, в возрасте 11-12 лет, он занимался контрапунктом с Гаэтано Карпани.

К 13-ти годам Клементи был достаточно хорошо подготовлен, чтобы быть назначенным на должность органиста в церкви Сан-Лоренцо в Дамасо. К этому времени он уже написал ораторию Martirio de' gloriosi Santi Giuliano (сохранился только текст), а также мессу.

В 1766 г. во время визита в Рим, сэр Питер Бекфорд встретил молодого Клементи и был поражен мастерством его игры на клавесине. Преисполненный решимости отвезти Клементи в Англию, чтобы обеспечить его музыкальное образование в своем доме в графстве Дорсет, Бекфорд подписал контракт с отцом мальчика, в котором обязался ежеквартально оплачивать его содержание до тех пор, пока мальчику не исполнится 21 год.

Скорее всего, Клементи уехал в Дорсет уже в конце 1766 или в начале следующего года. Сведения о его пребывании в резиденции Бекфорд весьма скудны. Из имеющихся источников становится ясно, что Клементи по восемь часов в день занимался на клавесине, изучая произведения И. C. Баха, К. Ф. Баха, Генделя, Алессандро и Доменико Скарлатти, Бернардо Пасквини.

К этому периоду можно отнести несколько сочинений Клементи: сонаты WO13 и 14, и "Шесть сонат для клавесина или фортепиано" (Sei Sonate per clavicembalo o pianoforte) соч. 1.

В период с конца 1774 г. по начало 1775 г. Клементи переехал в Лондон. Здесь он эпизодически давал концерты: данные есть только о двух клавесинных концертах в 1775 году и трех в 1779 году. В эти ранние годы он работал как "клавирный" дирижер в Королевском театре.

В эти годы Клементи также опубликовал свои вариации на тему "The Black Joke" (WO2, 1777), Сонату для фортепиано или клавесина с аккомпанементом флейты или скрипки Op. 2 (1779, хотя написана, вероятно, в 1770), три четырехручных дуэта, Сонату для фортепиано или клавесина с аккомпанементом флейты или скрипки Op. 3 (1779), а также Шесть сонат для фортепиано или клавесина с аккомпанементом флейты или скрипки Op. 4 (1780).

В 1780 Клементи поехал в большое турне по Европе. Выступал в Париже (для королевы Марии-Антуанетты), в Зальцбурге и Мюнхене, а также в Вене для императора Иосифа  Второго, где "состязался" в игре на клавесине с самим Моцартом.

Осенью 1783 он вернулся в Англию через Швейцарию и Францию, дав концерт в Лионе. Вернувшись в Лондон, Клементи стал давать уроки Иоганну Баптисту Крамеру и в первые три месяца 1784 г. сыграл пять концертов на Ганноверской площади (некоторые из них со своим новым учеником).

В апреле 1784 он вновь отправился в Лион, чтобы увидеться с Мари Виктуар Эмбер-Солом (Marie Victoire Imbert-Colomés), в которую он влюбился и которой посвятил свое сочинение Op. 8. После пребывания в Берне, он вернулся в Лондон и не покидал его почти 18 лет. В этот период он опубликовал Пять сонат для для фортепиано или клавесина, Дуэт для двух фортепиано или клавесинов, Том 1 (1780-1781), а также соч. 5, Три сонаты для фортепиано или клавесина с аккомпанементом скрипки и три фуги; соч. 13, для фортепиано или клавесина с аккомпанементом флейты или скрипки; сочинения для фортепиано и клавесина Op. 7-12; две сонаты для фортепиано или клавесина с аккомпанементом скрипки и три фуги Op. 6.

В 1785-90 гг. Клементи достиг пика своей славы как композитор и исполнитель, давая концерты на Ганноверской площади (Grand Professional Concerts), а также написал много камерной и симфонической музыки.

Несмотря на огромную популярнось, которой он пользовался в то время, после 1790 он не стал продолжать карьеру в качестве исполнителя. Выдержка из рецензии из Morning Chronicle от 25 февраля 1790 года: "Выступление Клементи на фортепиано было выше всех похвал! Блеск пальцев, прерасная трактовка! Никогда исполнение на этом инструменте не звучало с такой силой, на таком высоком уровне мастрерства, и хотя мы чтим экспрессию покойного Шретера, она почти что равнялась быстроте Клементи!"

Леон Плантинга сделал вывод, что причиной, по которой Клементи оставил исполнительскую деятельность, была его озабоченность по поводу репутации и социального положения инструменталистов и певцов в Англии. Именно поэтому, он предпочел посвятить себя написанию музыки, издательской и коммерческой деятельности.

В этот период он пишет много музыки для фортепиано или клавесина, Opp. 16, 17, 20, 23, 24, 25, WO12 (1786-1790), камерных произведений, таких как Соната для фортепьяно или клавесина с аккомпанементом флейты и виолончели Opp. 21 и 22 (1788), Три дуэта для 4-х рук для фортепиано Op. 14 (1786), Две симфонии Op. 18 (1787) и "Музыкальные характеристики" Op. 19, - сборник прелюдий и каденций для клавесина или фортепиано, написанные в стиле разных композиторов (1787).

С 1791 по 1793 гг. успех Клементи как композитора сильно зависел от присутствия в Лондоне Й. Гайдна. Только после возвращения Гайдна в Вену в 1793 г., Клементи полностью возобновляет свою деятельность как композитор и дирижер. В эти годы он, как известно, написал три новых симфонии.

Вернувшийся в Лондон в 1794-95 гг. Й. Гайдн снова затмил Клементи своей популярностью. В тоже время, однако, число частных учеников Клементи значительно выросло: помимо Крамера, он занимался с Дж. Филдом, Бенуа-Огюстом Бертини, мисс Парк, Артуром Томасом Корфом, Бенджамином Блейком, мадам Бертолоцци и мисс Терезой Янсен. Клементи стал наиболее востребованным педагогом, давая регулярно множество уроков.

Клементи инвестировали доходы от частных уроков в свою издательскую деятельность. В 1798 году в сотрудничестве с Джоном Лонгманом (John Longman), он основал новую фирму под названием "Лонгман, Клементи и Co". В 1801 г. появились новые партнеры и фирма была переименована в "Клементи, Бангер, Хайд, Коллар и Дэвис". До тех пор, пока Клементи не вышел на пенсию в 1830 году, фирма не только печатала и продавала ноты, но и делала фортепиано.

Композиции Клементи этого периода не включают оркестровых сочинений, но предполагается, что некоторые из его сонат были первоначально концертами или симфониями. Рукопись его Сонаты ор. 33 сохранилась как концерт для фортепиано с оркестром в аранжировке Джона Шенка (Johann Schenk) (1797).

За эти годы были опубликованы Op. 26, 33, 34, 36, 37, 40, WO5 и WO6 для фортепиано или клавесина. Издания его камерной музыки включают: Соната для фортепиано с аккомпанементом скрипки или виолончели Op. 27, 28, 29, 35, Соната для фортепиано с аккомпанементом скрипки и виолончели соч. 32 и WO6, Соната для фортепиано с аккомпанементом скрипки Op. 30 и Соната для фортепиано с аккомпанементом флейты Op. 31. Другие работы включают Вальс для фортепиано с аккомпанементом тамбурина и треугольника Opp. 38-39, Две Канцонетты для голоса с клавесином или фортепиано WO4 и, наконец, его "Введение в искусство игры на фортепьяно" 1801 года.

В начале лета 1802 Клементи начал тур по Европе, который продолжался восемь лет. Его первая остановка была Париже. Причины поездки были, прежде всего, коммерческие, т.е. продавать фортепиано и провести переговоры о правах на печатание и продажу новой музыки от различных издательств и авторов. В течение этого времени он также давал много уроков и провел ряд концертов в частных домах. Помимо Джона Филда, который сопровождал Клементи в Россию и обосновался в Санкт-Петербурге в качестве учителя музыки генерала Маркловского (Markloffsky), учениками Клементи были немецкие пианисты Карл Зойнер (Zeuner), Александр Кленгель (Alexander Klengel) и Людвиг Бергер (Ludwig Berger), учитель Мендельсона.

Эти годы Клементи провел в Париже, Вене, Санкт-Петербурге, Берлине, Дрездене, Праге, Цюрихе и Лейпциге, он также побывал в Италии и, конечно, останавливался в Риме, Милане и Неаполе. В течение этого периода Клементи также начал переговоры с Бетховеном на приобретение права на публикацию его музыки в "Британских доминионах": договор был подписан в 1807 году.

В сентябре 1804 г. между двумя его поездками в Вену, Клементи женился на Кэролайн Леманн, опытной пианистке, которую он встретил в Берлине годом раньше. Он ездил с ней в Италию. К сожалению, на следующий год его очень молодая жена умерла, оставив ему сына Карла.

В этот период Клементи опубликовал только Сонату ор. 41. Он также работал над рядом оркестровых произведений (которые никогда не были опубликованы), а также проверял те работы, которые должны были быть изданы полным собранием сочинений издательством Breitkopf & Härtel. Только шестой том, однако, был исправлен и опубликован под руководством композитора, другими Клементи удовлетворен не был. Но до нас дошли проверенные рукописи Сонат 1-3 из ор. 5, Сонаты 4-6 из ор. 13, "Музыкальные характеристики" Op. 19, "Каприччио" Op. 17 и оба дуэта и первая Соната Первого тома.

В 1810 году Клементи снова в Лондоне, где его фирма продолжала успешно развиваться. 6 июля 1811 года он вступил в повторный брак, и его вторая жена, Эмма Гисборн (Gisborne), родила ему четырех детей: Винсента, Цецилию Сюзанну, Каролину и Джона.

24 января 1813 30-ю композиторами было основано Филармоническое общество. Его первыми директорами были Клементи, Дж. Б. Крамер и его брат Франсуа, Уильям Аэртон (Ayerton) и Уильям Данс. Это новое учреждение было предназначено для исполнения только оркестровой и камерной музыки и музыки для вокальных ансамблей. Таким образом, Клементи еще раз имел возможность продемонстрировать свой талант как симфониста и дирижера. В эти годы он написал и опубликовал множество аранжировок для фортепиано произведений разных композиторов, в том числе увертюры Моцарта "Дон Жуан" и "Времён года" Гайдна. В 1813 году он был назначен членом Шведской Королевской Академии музыки.

В конце 1816 Клементи совершил еще одну поездку на материк, представляя свои новые произведения, в частности, Concerts Spirituels в Париже. Он вернулся в Лондон только в июне 1818, после остановки во Франкфурте. В 1821 году он снова вернулся в Париж, а также исполнял свои симфонии в Мюнхене и Лейпциге. Даже в Лондоне, он был широко признан как симфонист: в 1824 его симфонии были представлены в пяти из шести программ, в "Концертах старинной и современной музыки" в Королевском театре.

В 1826 году Клементи завершил свою монументальную работу "Ступень к Парнасу" (Gradus ad Parnassum) и отправился в Париж с целью издания одновременно в Париже, Лондоне и Лейпциге третьего тома произведения. После остановки в Бадене и, вполне вероятно, сделав еще один визит в Италию, он вернулся в Лондон только осенью 1827 года.

17 декабря 1827 Крамером и Мошелесом был организован большой банкет в его честь в отеле "Альбион". Из дневника Мошелеса мы узнаем, что на этом вечере сам Клементи импровизировал на фортепиано на тему Генделя. В 1828 Клементи последний раз публично выступил на открытии концерта Филармонического Общества, а в 1830 он вышел из Филармонического Общества.

Клементи скончался 10 марта 1832 года после непродолжительной болезни в возрасте 80 лет. 29 марта он был похоронен в Вестминстерском аббатстве, его тело сопровождали Крамер, Филд и Moшелес. Оригинальное надгробие было заменено в 1877 настоящим, на котором Клементи был назван "отцом фортепиано".

Последними опубликованными произведениями Клементи были: три тома Gradus ad Parnassum ор. 44 (1817, 1819, 1826), Приложение к "Искусству игры на фортепиано" Op. 43 (1811), и работы для фортепиано Opp. 46-50 и WO10-11. Он также написал много музыкальных произведений, которые остались в рукописях и не завершены: пять маленьких дуэтов для 4-рук WO 24-28, две части, предположительно, от Нонета для струнных и духовых WO30-31, трехголосный канон для двух скрипок и альта WO29, четыре симфонии WO32-35, Увертюра ре мажор и Пасторальный менуэт WO36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок № 22. Литературное краеведение. В.Ширяевец. «Вьюга», «Клич зимы». Н.С.Клементьев. В буран».

Урок № 22. Тема «А.В.Ширяевец. «Вьюга», «Клич зимы». Н.С.Клементьев «В буран». Особенности изображения оренбургской зимы в разное время»....