«Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями».
материал

Мохова Лариса Александровна

«Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_teme_2023.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме:

«Развитие мелкой моторики как средство развития речи

у детей с интеллектуальными нарушениями».

Ребёнок познаёт мир при помощи зрения, слуха, запаха, а также при помощи ощущений полученных от прикосновения к предмету пальцами рук. Ощупывая предметы, он учится различать их по температуре, структуре, размеру, тяжести и твёрдости. Без прикосновения к предметам знания ребёнка об окружающем его мире будут не полными. Связь между речью и хорошо развитой мелкой моторикой пальцев уже давно доказана учеными. Поэтому педагоги  и специалисты разных профилей на всех этапах обучения ребёнка должны уделять достаточно много времени развитию мелкой моторики пальцев рук.Развитие ручной моторики имеет выраженную коррекционно – развивающую направленность, она тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Важно сформировать умение оперировать каждой рукой, кистью руки, сформировать согласованность действий обеих рук, выделять каждый палец в отдельности. Руки обучающихся подготавливаются к овладению учебными и трудовыми умениями и навыками.

У двоих обучающихся моего класса самостоятельная речь отсутствует, у одной ученицы речь лепетная, фразовая малопонятная, двое ребят  говорят преимущественно простыми предложениями, на вопросы по прослушанному тексту отвечают односложно. У всех обучающихся нарушена мелкая моторика руксогласованность дифференцированных движений пальцев рук. Большинство обучающихся  слабо ориентируются в окружающем пространстве, испытывают значительные затруднения в освоении навыков письма и зрительно-моторной координации. Работая с детьми  с интеллектуальными нарушениями, на  уроках  и во внеурочной деятельности, я систематически провожу  упражнения для развития мелкой моторики. Дети  получают возможность развивать мелкую моторику пальцев при выполнении различных заданий.

Методы развития мелкой моторики

       Для развития мелкой моторики я использую различные предметы: мячи, резиновые игрушки, резинки для пальчиков, бассейны для рук с песком (крупой и т. п.), различные конструкторы, тесто для лепки и т.д. Хорошо развивает мелкую моторику рисование различных линий и узоров на листе бумаги.

       Ребята рисуют   по готовым контурным линиям или соединительным точкам, тренируются в штриховке и раскрашивании изображений.Школьники учатся проводить прямые линии в разных направлениях, рисовать круги, узоры, соблюдать пределы при раскрашивании и штриховке прямыми линиями.

Провожу физкультминутки, направленные на снятие утомлённости кистей, плечевого пояса, на развитие мелкой моторики рук. Такие упражнения снимают напряжённость, улучшают кровоснабжение, нормализуют мышечный тонус.Регулярное выполнение физических упражнений на развитие мелкой моторики или на расслабление уставших мышц на физкультминутках помогает поддерживать  работоспособность и хорошее рабочее настроение.

Графомоторные навыки  относятся к сложным двигательным действиям. Поэтому они вырабатываются лишь под влиянием обучения и путём многократных специально организованных упражнений, требующих длительного времени.Вот некоторые из них:

1. Рисование от руки прямых вертикальных линий: «высокие столбы», «заборчик».

2. Рисование от руки прямых горизонтальных линий: «провода», «дорожки», «цветные веревочки».

3. Рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий: «лесенки», «окошки», «рамки», «шахматная доска», «качели».

4. Рисование от руки наклонных линий: «идет косой дождь», «ниточки к шарикам, чтобы те не улетали», «высокие горы», «пионерские палатки».

5. Рисование от руки дугообразных линий: «дым идет», «мы клубочек намотаем», «извилистые ручейки», «волны», «фонтанчик», «салют».

6. Рисование замкнутых круговых линий: воздушные шарики, разные колечки, бублики, разноцветные колеса, мячики большие и маленькие, арбуз, апельсин, яблоко и т.д.

Эти и подобные им игровые графические упражнения имеют важное практическое значение для развития техники письма и речи. Хочу подчеркнуть, что школьнику  с интеллектуальными нарушениями для образования надлежащих навыков требуется большое количество повторений.

       Работая с детьми в подавляющем большинстве случаевна уроках использую  способ «механического руководства», т. е. сама направляю руку ребенка. Он является основополагающим в развитии рисовальных движений у детей с тяжелыми формами интеллектуальных нарушений. После многократных совместных упражнений некоторые ребята способны самостоятельно воспроизвести более или менее правильное движение руки.


Список использованных источников и литературы

Беззубцева В.Г Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003. 120 с.

Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – БГПИ., 1996, -136с.

Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка. – М.: Просвещение, 1985, - 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи.

Моторика – это совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика) .Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависим...

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ...

Консультация для родителей: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи» Октябрь 2020

Консультация для родителей: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»...

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сфор...

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сфор...

Консультации для воспитателей на тему: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движе...