Исследовательская работа по теме "Пищевые добавки и их влияние на организм"
материал (6 класс)

Суханова Ольга Павловна

 Исследовательская работа по теме "Пищевые добавки и их влияние на организм" на районную экологическую  конференцию, ученика 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arhip.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 г. АЛДАН»

МР «АЛДАНСКИЙ РАЙОН» РС(Я)

Описание: герб алдана

АЛДАН ОРОЙУОНУН

МУНИЦИПАЛЬНАЙ УОРЭХ ТЭРИЛТЭТЭ

АЛДАН КУОРАТ

2 № - ДЭЭХ ОРТО ОСКУОЛАТА

ул. 50 лет ВЛКСМ, 14, г. Алдан, Республика Саха (Якутия), 678900

тел. 8 (41145) 3-67-88; 3-46-42, факс: 8 (41145) 3-18-44. E-mail: school2_aldan@bk.ru

ОГРН 1041400016646 ИНН 1402014679/КПП 140201001

Исследовательская работа

«Пищевые добавки и их влияние на организм»

Выполнил: Рыбаков Архип Андреевич,

ученик 5А класс, СОШ №2

                                                                 Руководитель: Суханова Ольга Павловна,

                                                                                         учитель английского языка

                                                Алдан, 2023г.

                                                          Содержание:

                                                                                                                                                                     

         Введение. . ……………………………………………………………………………………..3

    Глава 1.  Историческая справка…………………………………………………...………….   4

     Глава 2. Происхождение пищевых добавок …………………….……………………………..5

        Глава 3. Контроль безопасности   пищевых добавок............................................................................6

     Глава 4. Классификация пищевых добавок……………………………………………………..7

       Глава 5.Опасные и безопасные пищевые добавки……………………………………………    8

      Анкетирование учащихся. Исследование продуктов…………………………………………...10

      Заключение………………………………………………………………………………………13

      Список  литературы……………………………………………………………………………..14

      Приложение

   

                                               

                                                      Введение  

 В современном мире мы отдаем все большее предпочтение продуктам промышленного производства, а значит, поглощаем многочисленные, часто искусственные, вещества с маркировкой «Е» и трех - четырехзначными порядковыми номерами.  

           Описание состава продуктов на этикетках начинается с общеизвестных слов (сахар, масло, вода, уксус…), а заканчивается обычно одной или несколькими буквами "Е" с набором цифр. Над тем, что они обозначают, многие даже не задумываются, а особо "образованные" граждане, к счастью таких не много, любят по своему трактовать "кодированные" надписи. Например, в одном магазине старушка "объясняла" своей подруге, что «"Е" - это предупреждение о том, что в консервах есть яд. Но отравиться им сразу нельзя - отраву сильно разводят, а цифры после "Е" как раз и показывают концентрацию яда».  Среди моих знакомых, так же есть люди, которые, видя индекс "Е", даже не притрагиваются к этому продукту.

  Я решил разобраться, действительно ли химические вещества так страшны для человеческого, а, в частности, и для моего организма, так как я являюсь активным потребителем шоколадных батончиков, жевательных резинок, чипсов, сухариков и многих других продуктов, которые содержат индекс "Е".

Цель работы:  выявить наличие пищевых добавок в составе ряда распространённых продуктов питания и степень информированности учащихся о влиянии данных веществ на организм.

Объект: пищевые продукты, наиболее часто употребляемые детьми  (конфеты, кондитерские изделия, газированная вода, жевательная резинка).

 Предмет исследований: состав, указанный на упаковках.

Задачи:

1 – выявить наличие пищевых добавок, обозначенных кодом Е, в составе  ряда продуктов питания;

2 – выяснить характер влияния данных веществ на организм человека;

3 – установить степень информированности учащихся о применяемых пищевых добавках;

4 – разработать и провести цикл разъяснительных бесед со школьниками.

Методы:

  – анализ информации, содержащейся в различных источниках (справочная  литература, Интернет, материалы телепередач); сравнение; систематизация. 

  – наблюдение и анкетирование учащихся;

  – анализ состава продуктов питания, указанного на этикетках.

     Гипотеза: если владеть информацией о наличии пищевых добавок в продуктах питания и о возможном воздействии этих веществ на организм, то возрастает вероятность сохранения здоровья.

                                        Глава 1. Историческая справка.

История пищевых добавок насчитывает не одно тысячелетие. С самых давних времен люди искали способы улучшить вкус пищи, ее запах и цвет, и для этого служили самые разные добавки, включая такие привычные нам вещества, как уксус, сахар, соль, а также некоторые природные красители. Например, в Древнем Риме для стабилизации вина использовали сернистую кислоту, а в восточных странах различные пряности.

Некоторые добавки имеют и вовсе очень богатую историю. Например, история такого красителя, как кармин (ныне добавка E120) тянется еще со времен библейских легенд. В те времена это была просто пурпурная краска, получаемая из насекомых, которая была популярна во всем мире. Спустя несколько столетий кармин использовали и в Европе (в том числе и на территории нынешней Украины), а также в Азии, и, особенно, в Мексике, откуда и происходит лучший вид этой добавки. Применяли ее как для окраски тканей, так и для придания особого цвета продуктам, несмотря на то, что ее безвредность для человеческого организма была установлена лишь в 20 веке.

                               

                   

                 Глава 2.  Происхождение пищевых добавок

Пищевые добавки – это природные соединения и химические вещества, которые сами по себе обычно не употребляются как пищевой продукт или обычный компонент пищи. Они используются для усиления вкуса, улучшения питательной ценности, замедления порчи, удлинения срока хранения, упрощения приготовления и делают продукты более доступными, а  также для маскировки худших по качеству продуктов, содержащих опасные красители и химические вещества.

Пищевые добавки — это не изобретение нашего высокотехнологического века. Соль, сода, пряности известны людям с незапамятных времен. Но вот подлинный расцвет их использования начался все-таки в ХХ веке — веке пищевой химии. На добавки были возложены большие надежды. И они оправдали ожидания в полной мере. С их помощью удалось создать большой ассортимент аппетитных, долгохранящихся и при этом менее трудоемких в производстве продуктов. Завоевав признание, «улучшители» были поставлены на поток. Колбасы стали нежно-розовыми, йогурты свежефруктовыми, а кексы пышно-нечерствеющими. «Молодость» и привлекательность продуктов обеспечили именно добавки, которые используют в качестве красителей, эмульгаторов, уплотнителей, загустителей, железообразователей, глазирователей, усилителей вкуса и запаха, консервантов…

Природные пищевые добавки получают, как правило, из растительного сырья: загустители - из морских водорослей; красители - из плодов и овощей, а также некоторых живых существ; подкисляющие вещества типа винной кислоты - из соответствующих плодов, а типа лимонной кислоты - из цитрусовых; эмульгаторы - производные от пищевых масел и органических кислот.

Существует ряд природных красителей: ализарин, индиго и др., которые добывались с глубокой древности из растений, реже из животных организмов. Природные красители - органические соединения, которые вырабатываются живыми организмами и окрашивают животные и растительные клетки и ткани. В основном соединения желтых, коричневых, черных и красных цветов разных оттенков, очень мало синих и фиолетовых, зеленые, как правило, отсутствуют.

           

                                   Глава 3. Контроль безопасности пищевых добавок

Механизм появления новой пищевой добавки таков: вначале добавка, призванная улучшить те или иные качества продукта, разрабатывается микробиологами, затем проходит проверку на соответствие её реальных свойств,  декларируемых изобретателями, и разрешается к опытному применению.

              Первоначально экспертами оценивается вся имеющаяся информация о добавке, включая ее срок хранения, стабильность в различных пищевых продуктах (с повышенным содержанием жира, обезжиренных, жидких, пастообразных и т.п.), предназначение. При получении достаточного объема информации для оценки безопасности пищевой добавки вычисляется допустимая ежедневная норма потребления, т.е. определяется коэффициент безопасности. Затем коэффициент безопасности используют для того, чтобы установить количество пищевой добавки, которое может использоваться при производстве того или иного продукта. В расчете учитывается вероятное потребление человеком пищевых продуктов и напитков, которые будут содержать данную добавку, а также количество добавок, необходимое для достижения их функций.          

           Важно учесть, что поскольку коэффициент безопасности рассчитан на основе данных о сроке хранения, он имеет некоторый “запас прочности”, поэтому потребление пищевых продуктов с пищевыми добавками немного выше этого уровня не является причиной для беспокойства.

  Для того чтобы добавка была разрешена к применению в России, она должна быть одобрена "Ростестом" и лабораторией по качеству продуктов при НИИ питания. А для того чтобы на прилавках не появлялись продукты, содержащие неразрешённые пищевые добавки, "Ростест" не реже одного раза в квартал проводит собственную экспертизу продуктов. Фирмы-производители обязаны поставлять на экспертизу все запрашиваемые "Ростестом" продукты.

           

                                Глава 4. Классификация пищевых добавок

Для классификации пищевых добавок в странах Евросоюза разработана система нумерации (действует с 1953 года). Каждая добавка имеет уникальный номер, начинающийся с буквы «E». Система нумерации была доработана и принята для международной классификации «Codex Alimentarius»(англ)

Е100-Е182-красители— химические соединения, обладающие способностью интенсивно поглощать и преобразовывать энергию электромагнитного излучения в видимой и в ближних ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра и применяемые для придания этой способности другим телам. Отличительная особенность красителя — способность пропитывать окрашиваемый материал (например текстиль, бумагу, мех, волосы, кожу, древесину, пищу — пищевые красители) и давать цвет по всему его объёму.

Е200-Е299- Консерванты — вещества, сдерживающие рост микроорганизмов в продукте. При этом, как правило, продукт защищается от появления неприятного вкуса и запаха, плесневения и образования токсинов микробного происхождения.

Консерванты начали использоваться людьми ещё в древнем мире. Одной из целей консервации было длительное хранение пищевых продуктов. Наиболее используемыми консервантами в древнем мире были поваренная соль, мёд, вино, позже — винный уксус и этиловый спирт.

Е300-Е399 Антиоксиданты (антиокислители) — ингибиторы окисления, природные или синтетические вещества, способные тормозить окисление (рассматриваются преимущественно в контексте окисления органических соединений).

Антиоксиданты широко применяют на практике. Окислительные процессы приводят к порче ценных пищевых продуктов.

Е400-Е499 стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию) и загустители (повышают вязкость).

Е500-Е599 эмульгаторы (создают однородную смесь несмешиваемых фаз, например, воды и масла). Эмульгаторы определяют консистенцию пищевого продукта, его пластические свойства, вязкость и ощущение «наполненности» во рту.

Е600-Е699 усилители вкуса и аромата.  Ароматизаторы — вещества, которые используют для придания определённых запахов.

Е700-Е899 запасные индексы.

Е900-Е999 пеногасители (предупреждают или снижают образование пены)

                       Глава 5. Опасные и безопасные пищевые добавки

Полезные пищевые добавки: лецитин (Е-322) способствует выделению из организма холестерина, а фосфаты (Е388-Е341, Е450) необходимы нашей костной системе. Что же касается поверхностных консервантов, которыми обрабатываются импортные фрукты - для их удаления фрукты достаточно обмыть водой.

Например, комбинация из Е260, Е334, Е620, Е160а, Е375, Е163, Е330, Е363, Е920, Е300 и Е101 содержится в самом обыкновенном хрустящем яблоке и на русский язык «переводится» как сочетание уксусной, винной и глютаминовой кислот, каротина, цистина, витамина С и витамина В.

Запрещенные Минздравом РФ пищевые добавки: Е121, Е123, Е240, Е924а, Е924в. В России запрещены всего три из них, а именно: Е-121 (краситель цитрусовый красный-2), Е-123 (краситель амарант) и Е-240 (консервант формальдегид). Интересно, что всего несколько лет назад запрещённые добавки, например Е240, использовались вполне легально. В частности такие индексы стояли на обёртках шоколадных батончиков "МАРС", причём формально компания-производитель действовала абсолютно правильно - в тот момент в российском законодательстве ещё не было запрета на эту добавку. На обёртках нынешних "МАРСов" запретных индексов нет.

Потенциально опасные добавки — это добавки, которые могут быть опасны для людей с хроническими заболеваниями.(Приложение 1)

                                               

                                              Практическая часть.

  1.                          Результаты анкетирования учащихся

Перед изучением состава продуктов питания, нами было проведено анкетирование учащихся   5 - 6  классов  МБОУ СОШ №2 г.Алдан.

  Из ответов на вопросы анкеты следует, что:

- 32% опрошенных предпочитает сухарики и чипсы;

- большинство анкетируемых (62%) не обращают внимание на состав продуктов;

-  большая часть опрашиваемых (65%) согласилась с тем, что узнав о вреде пищевых добавок, продолжат использовать подобные продукты;

- 45% анкетируемых считают, что очень интересно узнать информацию о пищевых добавках. (Приложение 2)

 

                               Исследование состава продуктов питания.

Некоторые продукты дети любят, а некоторые даже очень сильно. Для тех родителей, которые в высоком темпе и не имеют возможности, сил и времени готовить ежедневно «правильные» обеды и ужины, продукты которые можно приготовить по принципу «просто добавь воды», представляются удачным выходом. Но так ли это? Что же представляют собой эти продукты?

Я решил провести исследования: разобрать состав   продуктов, которые употребляет каждый день мои друзья и я. (см. Приложение 3)

Вывод: я исследовал  более 7 продуктов питания, которые употребляю я, моя семья, мои друзья. И результаты оказались не самые лучшие. Например, майонез – очень популярная приправа для салатов. А также компонент для приготовления первых и вторых блюд. Исследование этого продукта показали, что майонез   содержит вредные добавки, одна из которых является ракообразующей.  Исследовав молочные продукты, прихожу к выводу, что они тоже содержат вредные пищевые добавки. Например, сыр «Hohland» (Е 330, Е 452) или питьевой йогурт «Эрмигурт» (Е 120).  

Что касается безопасности для здоровья человека сахарозаменителей сахарина и аспартама – у ученных нет однозначного вывода. Ароматизаторы и красители, используемые при производстве жвачки, так же не относиться к полезным веществам, особенно если они синтетические. Известно, что чрезмерное жвачки приводит к последствиям: снижение аппетита, аллергические заболевания, гастрит, раздражение слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта. И чаще страдают этим дети. Делаю вывод, что употребление жевательных резинок в пищу недопустимо.

При исследовании газированных напитков я увидела, что в состав входят различные консерванты (например, бензойная кислота Е 211), ароматизаторы, красители и др. Все напитки содержат двуокись углерода, что пагубно влияет на организм человека. Учёные высказали предположение. Фосфорная кислота, которую используют для подкисления напитков, приводит к появлению камней в почках.

Кириешки, чипсы занимают, к сожалению, большое место в рационе современных школьников. Они содержат вещества, вызывающие расстройство желудка и кишечного тракта (Е 627, Е 631).  

Теперь, когда я провел  исследования, мне хочется предупредить, донести до сознания всех знакомых и незнакомых людей эти результаты! Мне хочется, чтобы все знали, что они покупают и употребляют в пищу.    

                                       Выводы и рекомендации

     На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • пищевые добавки используются при производстве практически всех  продуктов питания;
  • далеко не все производители указывают наличие и маркировку  используемых добавок в составе продуктов;
  • большинство указанных веществ с индексом Е разрешено к применению, но выявлен ряд химических соединений, которые в той  или иной степени  наносят вред здоровью человека;
  • большинство подростков (особенно учащиеся среднего звена) не обращает внимания на состав употребляемых продуктов питания, поскольку не владеет информацией о веществах, использованных  в процессе производства, но согласны с необходимостью получения подобных сведений и более ответственного отношения к выбору продуктов.

Специалисты советуют:

  • Внимательно читайте этикетки, знайте расшифровку кодов и не берите пример с торопливых покупателей, хватающих все подряд;
  • Не покупайте продукты с неестественно яркой, кричащей окраской. Скорее всего,  в них повышенное содержание красителей;
  • Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения;
  • Выбирайте свежие сырые овощи и фрукты, но помните, что импортные фрукты и овощи обрабатывают специальными веществами для придания блеска и лучшей сохранности;
  • Чем меньше список ингредиентов в готовых продуктах, тем меньше добавок. Продукты с изысканным, пикантным вкусом, скорее всего, содержат различные добавки;
  • Вместо того чтобы покупать готовые соки, делайте их сами;
  • Не перекусывайте чипсами, готовыми завтраками, супами из пакетика, хот-догами, всевозможными бургерами.

     В наше время огромное количество продуктов питания содержит разнообразные пищевые добавки, которые не всегда безвредны, хотя в ряде случаев это выясняется далеко не сразу. Эти вещества могут привести к ухудшению состояния человека и развитию ряда заболеваний, поэтому следует проявлять разумную предусмотрительность и внимание при выборе продуктов питания и по возможности избегать употребления подозрительных в этом отношении продуктов.

Считаю целесообразным проведение в дальнейшем подобных разъяснительных бесед с учащимися и их родителями.

                                              Заключение

                                                               

        Повсюду, куда бы мы ни обратили свой взор, нас окружают предметы и изделия, производимые из веществ и материалов, полученных на химических заводах и фабриках. Но, к сожалению, наряду с положительным влиянием химии, увеличилось и её отрицательное влияние на нас.

При нынешнем состоянии пищевой промышленности обойтись совсем без пищевых добавок не получается. Да и производители не станут выпускать продукты без пищевых добавок – это им невыгодно. Тем более что формально они правы и существующие законы на их стороне. Однако мы должны помнить, что постоянное употребление с пищей веществ, которые в нашем рационе матушкой-природой не было, или было, но не в таких количествах, вполне логично приводит к проблеме, о которой уже давно говорят врачи. Пищевые добавки повышают риск развития многих серьёзных заболеваний, что становится ясно только сейчас, после нескольких десятков лет их применения.

Итак, какие же опасности предостерегают любителей искусственной пищи? Это в первую очередь расстройство кишечника, и вообще болезни желудочно-кишечного тракта. Некоторые добавки в большом количестве способны вызвать заболевания печени и почек. Конечно, больше всего страхов связанно с канцерогенным действием некоторых пищевых добавок, то есть с их способностью вызывать злокачественные опухоли. Вы можете проследить в моих исследованиях, какие продукты особенно опасны для нашего организма.

Отказаться от приёма продуктов мы не можем. Поэтому можно лишь посоветовать внимательно читать данные, приведённые на упаковке продуктов, которые вы покупаете. Постарайтесь питаться, насколько это возможно натуральными продуктами, содержащими, как можно больше витаминов и минералов – это фрукты, овощи, рыба и др., а также продукты, содержащие белки, жиры и углеводы.

 

                                  Библиографический  список

1.  Блинова Е.Г.   Рациональное питание и оценка пищевого статуса организма.  Омск, 1998  -  с. 3-9.

2.  Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И., Суравегина И.Т.  -  Здоровье человека и окружающая среда.    М.: «Новая школа», 1997  -  с. 156 – 159, 185 – 188.

3.  Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях. -  Под редакцией зам. министра РФ по делам ГО и ЧС Кириллова  Г. Н.  -  Новосибирск: ЗАО «Изд-во НЦ ЭНАС», 2004.

4.   Чистых Б.   «Еда из пробирки».  -  «ГЕО», № 2, февраль 2004  -  с. 124 –    134.

5.  Чумаков Б.Н. Валеология – Педагогическое общество России. М.: 1999  -  с. 326 – 331.

6.  Экология в таблицах (справочное пособие).   Авторы-составители Хабарова Е.И., Панова С.А.  – М.: «Дрофа», 2001  -  с. 113 – 114.

7.   Юрасова Т.  Добавочные страсти.  -  «Еда-life», июль 2007.

8.   Интернет:

    http://supercook.ru/1-spe.html;

    http://immunologia.ru/1-spe.html;

    http:// www.butakova.ru;

    http://www.edobavkam.net/;

    http://nmn.by/news/530.html;

    http://saratov.rfn.ru/rnews.html?id=25913&cid=7;

    http://www.578.ru/pregnancy_press/12_k/2005/016.htm.

Приложение. 1

Наиболее вредные пищевые добавки Е

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Пищевая добавка

Вредное
действие

Е 102
Е 103
Е 104
Е 105
Е 110
Е 111
Е 120
Е 121
Е 122
Е 123
Е 124
Е 125
Е 126
Е 127
Е 129
Е 130
Е 131
Е 141
Е 142
Е 150
Е 151
Е 152
Е 153
Е 154
Е 155
Е 160
Е 171
Е 173

О!
(З)
П
(З)
О!
(З)
О!
(З)
П
ОО!! (З)
О!
(З)
(З)
О!
О!
(З)
Р
П
Р
П
ВК
(З)
Р
РК, РД
О!
ВК
П
П

Е 180
Е 201
Е 210
Е 211
Е 212
Е 213
Е 214
Е 215
Е 216
Е 219
Е 220
Е 222
Е 223
Е 224
Е 228
Е 230
Е 231
Е 232
Е 233
Е 239
Е 240
Е 241
Е 242
Е 249
Е 250
Е 251
Е 252
Е 270

О!
О!
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р (З)
Р
О!
О!
О!
О!
О!
Р
ВК
ВК
О!
ВК
Р
П
О!
Р
РД
РД
Р
О!
д/детей
 

Е 280
Е 281
Е 282
Е 283
Е 310
Е 311
Е 312
Е 320
Е 321
Е 330
Е 338
Е 339
Е 340
Е 341
Е 343
Е 400
Е 401
Е 402
Е 403
Е 404
Е 405
Е 450
Е 451
Е 452
Е 453
Е 454
Е 461
Е 462

Р
Р
Р
Р
С
С
С
Х
Х
Р
РЖ
РЖ
РЖ
РЖ
РК
О!
О!
О!
О!
О!
О!
РЖ
РЖ
РЖ
РЖ
РЖ
РЖ
РЖ

Е 463
Е 465
Е 466
Е 477
Е 501
Е 502
Е 503
Е 510
Е 513
Е 527
Е 620
Е 626
Е 627
Е 628
Е 629
Е 630
Е 631
Е 632
Е 633
Е 634
Е 635
Е 636
Е 637
Е 907
Е 951
Е 952
Е 954
Е 1105

РЖ
РЖ
РЖ
П
О!
О!
О!
ОО!!
ОО!!
ОО!!
О!
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
РК
О!
О!
С
ВК
(З)
Р
ВК
 

Условные обозначения вредных воздействий добавок:

                   О!     —   опасный
                   ОО!!     —   очень опасный
                   (З)     —   запрещенный
                   РК     —   вызывает кишечные расстройства
                   РД     —   нарушает артериальное давление
                   С     —   сыпь
                   Р     —   ракообразующий
                   РЖ     —   вызывает расстройство желудка
                   Х     —   холестерин
                   П     —   подозрительный
                   ВК     —   вреден для кожи

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная работа "Зубная паста. состав, свойства и влияние на организм"

Зубная паста. Состав, свойства и влияние на организм» Здоровье зубов – важнейший фактор здорового и полноценного образа жизни. Одним из основных условий поддержания зубов в здоровом состоянии являет...

Исследовательская работа "Ядовитые комнатные растения и их влияние на живые организмы"

Представленная работа Болыревой А.А. в полной мере соответствует объявленной тематике конкурса. Рассматриваемая ею проблема сегодня является чрезвычайно актуальной, поскольку здоровье каждого человека...

Исследовательская работа "Первые шаги в науку-2014" Влияние сотового телефона на организм человека.

Исследовательская работа "Первые шаги в науку-2014 "Влияние сотового телефона на организм человека....

Исследовательская работа на тему: «Вредные привычки и влияние их на современного школьника».

В жизни современного общества особо острыми стали проблемы, связанные с курением, наркоманией и употреблением алкоголя. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде подростко...

Исследовательская работа "Экология и физика: взаимосвязь и влияние"

Общеобразовательные программы в нашей стране включают в себя экологическое образование в качестве междисциплинарного предмета. Самостоятельный курс по данному направлению не ведется. Тесную связь межд...

Исследовательская работа на тему: «Кальций и его роль в организме человека. Влияние зубных паст на прочность зубной эмали.»

Исследовательская работа на тему:«Кальций и его роль в организме человека.Влияние зубных паст на прочность зубной эмали.»В работе рассматривается влияние некоторых зубных паст на эмаль зуб...