МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЕН.01 МАТЕМАТИКА»
материал

Рыжова Марина Николаевна

Методическое пособие содержит основные нормы и требования по написанию и оформлению самостоятельных внеаудиторных работ.

Целью методического пособия является формирование у обучающихся  практических навыков организации и проведения  самостоятельной внеаудиторной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЕН.01 МАТЕМАТИКА»

 

2021год

Методическое пособие содержит основные нормы и требования по написанию и оформлению самостоятельных внеаудиторных работ.

Целью методического пособия является формирование у обучающихся  практических навыков организации и проведения  самостоятельной внеаудиторной работы.

Методические  рекомендации предназначены для обучающихся  второго, третьего  курса.

Разработчик:

Рыжова Марина Николаевна, преподаватель математики ГБПОУ ИО ЗЖДТ

Содержание

стр

Введение

4

1. Цели, основные виды самостоятельной работы студентов

5

2. Карта самостоятельной работы студентов

6

3. Порядок выполнения самостоятельной работы студентов

7

4. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы  обучающихся

14

Введение

        Основополагающим требованием современного общества к процессу обучения  является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Важным видом учебной деятельности студентов в соответствии с ФГОС СПО нового поколения является самостоятельная работа студентов (СРС.

Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа студентов  является одной из основных форм  внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.  

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Такая работа студентов способствует развитию самостоятельности, инициативности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, самосовершенствованию и самореализации.

1. Цели, основные виды самостоятельной работы

                Самостоятельная  работа студентов по дисциплине ЕН.01 Математика направлена на систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умений использовать справочную литературу; развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности; формирование      самостоятельности      мышления,      способностей      к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; формирование общих и профессиональных компетенций развитию исследовательских умений.

        Виды самостоятельной работы:

1. Подготовка сообщения.

2. Практические задания.

3. Подготовка реферата.

4. Создание презентаций.

5. Конспект.

        

Памятка для выполнения самостоятельных учебно-практических заданий

1. Продумайте план выполнения задания:

1.1 Наметьте вопросы для изучения.

1.2 Определите сроки выполнения задания.

1.3 Согласуйте с преподавателем намеченный план, если надо, скорректируйте его.

2. Продумайте из какой литературы можно взять материал для получения ответов на вопросы.

3. Выполните составленный план.

4. Убедитесь, что задание выполнено полностью:

4.1 Оцените, достаточно ли собранного материала.

4.2 Обдумайте собранную информацию, обобщите ее.

4.3 Уточните дополнительные вопросы, возникшие в процессе выполнения задания.

5. Изложите результаты выполнения задания в соответствии с указанием преподавателя в устной или письменной.

2. Карта самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа

Количество часов

1

Презентация: «Роль математики в подготовке специалистов железнодорожного транспорта»

2

2

Сообщение «Действия над комплексными числами»

2

3

Презентация  «История возникновения комплексных чисел»

2

4

Сообщение «Диаграмма Эйлера – Венна»

1

5

Сообщение «История возникновения понятия «граф»

1

6

Презентация : «Основные понятия теории графов»

2

7

Сообщение «Геометрический и физический смысл производной функции»

1

8

Презентация «Производная функции»

2

9

Практическое задание «Дифференциальные уравнения первого и второго порядка»

2

10

Конспект «Числовые ряды»

1

11

Презентация «Основные понятия теории числовых рядов»

3

12

Конспект «Признак сходимости числового ряда по Даламберу»

1

13

Практическое задание «Степенные ряды Маклорена»

2

14

Реферат «История возникновения комбинаторики»

3

15

Презентация «Этапы развития комбинаторики»

2

16

Конспект «Теоремы сложения и умножения вероятностей»

1

17

Конспект «Понятие о численном дифференцировании»

1

18

Практическое задание «Формула Симпсона»

2

19

Конспект «Формулы приближенного дифференцирования»

1

20

Практическое задание «Метод Эйлера для решения уравнений»

3

3. Порядок выполнения самостоятельной работы

Самостоятельные работы № 1, №3, №6, №8, №11, №15 Презентация.

Мультимедийная презентация - это специальные учебные мультимедийные материалы, созданные с помощью компьютерной программы Power Point, сочетающие различные виды наглядности - текстовую, визуальную и аудитивную.

ОФОРМЛЕНИЕ

  • Титульный слайд (название вуза, название кафедры, тема, Ф.И.О. автора, город и год создания);
  • Минимальное количество - 10 слайдов
  • Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)
  • Использование эффектов анимации
  • Вставка графиков и таблиц
  • Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов
  • Слайды представлены в логической последовательности
  • Красивое оформление презентации

Самостоятельные работы № 2, № 4, № 5, №7 Сообщение .

Оформляя сообщение, нужно помнить о следующем:

  • Можно использовать для приложения рисунки и схемы, если они относятся к теме;
  • Выделите главную информацию, и проследите, чтобы текст имел четкую тематику;
  • Не используйте терминов и слов, которые вам не понятны.

При этом очень важно хорошо изучить заданную тему, прочитать учебную или методическую литературу.

Порядок работы

  • Изучение темы, подбор литературы;
  • Тщательное изучение материалов для того, чтобы не делать элементарных ошибок;
  • Выделите самое главное, что относится к заданной тематике;
  • Составьте подробный поэтапный план сообщения;
  • Напишите по пунктам плана сам текст.

Если тема совершенно незнакома, то, возможно, будет актуальным проконсультироваться с учителем или родителями.

Если потом придется читать сообщение в классе у доски вслух, то нужно хорошо подготовиться, и постараться не просто прочитать с листа, а по памяти пересказать основную суть текста, используя активно для подчеркивания основных данных или цифр заранее выписанные на доску данные.

План сообщения

План сообщения обычно достаточно прост в силу природы данного типа текста:

  1. Вступление, где рассказывается основная мысль по теме;
  2. Основной текст с размышлением или официальными изученными данными;
  3. Заключительная часть с выводами после написания работы.

Завершение

По завершении работы над сообщением нужно его перечитать, чтобы избавиться от лишних эпитетов, сложных словосочетаний и оборотов. Это как раз тот случай, когда можно писать кратко и по сути, без дополнительных описаний и красивых слов.

Самостоятельные работы №10, №12, №16, №17, №19 Конспект

Методические рекомендации по составлению конспекта:

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
  2. Выделите главное, составьте план;
  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к ёмкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Самостоятельные работы №14 Реферат

Это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.

Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.

Слово "реферат" (от латинского – referre – докладывать, сообщать) означает сжатое изложение в устной или письменной форме содержания какого–либо вопроса или темы на основе критического обзора информации.

При подготовке реферата необходимо соблюдать следующие правила.

  Определить идею и задачу реферата. Следует помнить, что реферат будут читать другие. Поэтому постоянно задавайте себе вопрос, будет ли понятно написанное остальным, что интересного и нового найдут они в работе.

  Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна быть слишком общей.

  Найти нужную литературу по выбранной теме. Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана.

Только после предварительной подготовки следует приступать к написанию реферата. Прежде всего, составить план, выделить в нем части.

  Введение, в котором раскрывается цель и задачи сообщения; здесь необходимо сформулировать социальную или политическую проблему, которая будет проанализирована в реферате, изложить своё отношение к ней, то есть мотивацию выбора; определить особенность постановки данной проблемы авторами изученной литературы; объяснить актуальность и социальную значимость выбранной темы.

  Основная часть. Разделы, главы, параграфы основной части должны быть направлены на рассмотрение узловых моментов в теме реферата. Изложение содержания изученной литературы предполагает его критическое осмысление, глубокий логический анализ.

Каждый раздел основной части реферата предполагает детальное изучение отдельного вопроса темы и последовательное изложение структуры текстового материала с обязательными ссылками на первоисточник. В целом, содержание основной части должно отражать позиции отдельных авторов, сравнительную характеристику этих позиций, выделение узловых вопросов дискурса по выбранной для исследования теме.

Студент должен показать свободное владение основными понятиями и категориями авторского текста. Для лучшего изложения сущности анализируемого материала можно проиллюстрировать его таблицами, графиками, сравнением цифр, цитатами.

  Заключение. В заключении автор реферата должен сформулировать личную позицию в отношении изученной проблемы и предложить, может быть, свои способы её решения. Целесообразно сделать общие выводы по теме реферата и ещё раз отметить её актуальность и социальную значимость.

  Список использованных источников и литературы.

Начать реферат можно с изложения яркого, впечатляющего факта, который требует пояснения. Далее изложение должно идти от простого – к сложному. Не останавливайтесь на подробностях. Главное требование к реферату – максимум пользы для читателя при минимуме информации.

Написание рефератов является одной из форм обучения студентов, направленных на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов, а также на усиление контроля за этой работой.

Целью написания рефератов является привитие студентам навыков самостоятельной работы с литературой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом.

В отличие от теоретических семинаров, при проведении которых студент приобретает, в частности, навыки высказывания своих суждений и изложения мнений других авторов в устной форме, написание рефератов даст ему навыки лучше делать то же самое, но уже в письменной форме, грамотным языком и в хорошем стиле.

Представляется, что в зависимости от содержания и назначения в учебном процессе рефераты можно подразделить на две основные группы (типы): научно-проблемные и обзорно-информационные.

Научно-проблемный реферат. При написании такого реферата студент должен изучить и кратко изложить имеющиеся в литературе суждения по определенному, спорному в теории, вопросу (проблеме) по данной изучаемой теме, высказать по этому вопросу (проблеме) собственную точку зрения с соответствующим ее обоснованием.

На основе написанных рефератов возможна организация «круглого стола» студентов данной учебной группы. В таких случаях может быть поставлен доклад студента, реферат которого преподавателем признан лучшим, с последующим обсуждением проблемы всей группой студентов.

Обзорно-информационный реферат. Разновидностями такого реферата могут быть:

  1. краткое изложение основных положений той или иной книги, монографии, другого издания (или их частей: разделов, глав и т.д.) как правило, только что опубликованных, содержащих материалы, относящиеся к изучаемой теме по курсу дисциплины. По рефератам, содержание которых может представлять познавательный интерес для других студентов, целесообразно заслушивать в учебных группах сообщения их авторов;
  2. подбор и краткое изложение содержания статей по определенной проблеме (теме, вопросу), опубликованных в различных журналах за тот или иной период, либо в сборниках («научных трудах», «ученых записках» и т.д.).

Такой реферат может рассматриваться и как первоначальный этап в работе по теме курсовой работы.

Темы рефератов определяются преподавателем, ведущим занятия в студенческой группе. Литература либо рекомендуется преподавателем, либо подбирается студентом самостоятельно, что является одним из элементов самостоятельной работы.

Объем реферата должен быть в пределах 15-20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала. При оформлении реферата необходимо ориентироваться на правила, установленные для оформления курсовых работ.

Написание реферата и его защита перед преподавателем или группой предполагает, что студент должен знать правила написания и оформления реферата, а также уметь подготовить сообщение по теме своего реферата, быть готовым отвечать на вопросы преподавателя и студентов по содержанию реферата.

Роль студента: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

выбора литературы (основной и дополнительной);

изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);

  оформления реферата согласно установленной форме.

Критерии оценки:

актуальность темы;

соответствие содержания теме;

глубина проработки материала;

грамотность и полнота использования источников;

соответствие оформления реферата требованиям

Самостоятельная работа №9 Практическое задание «Дифференциальные уравнения первого и второго порядка»

1. Найти общее решение дифференциального  уравнения к разделяющимися переменными.

,

2. Найти частное решение дифференциального  уравнения с разделяющимися переменными.

3.Найти решение однородного  дифференциального  уравнения первого порядка.

,  

4. Найти общее решение дифференциального  уравнения 2-го порядка.

,

5. Найти частное решение дифференциального уравнения 2-го порядка.

Самостоятельная работа №13 Практическое задание «Степенные ряды Маклорена»

Пример 1. Разложите функцию по степеням x и найти радиус сходимости полученного ряда:  

Пример 2.  Разложить в ряд Тейлора функцию  

Пример 3. Разложить в ряд Тейлора функцию 

      Пример 4. Разложить в ряд Тейлора функцию 

Самостоятельная работа №18 Практическое задание Формула Симпсона»

1.Вычислите интеграл  по формуле прямоугольников, разбив промежуток интегрирования на 5 частей

2.Вычислите интеграл   по формуле трапеций, разбив промежуток интегрирования на 10 частей

3.Вычислите интеграл  по формуле прямоугольников, разбив промежуток интегрирования на 5 частей

4.Вычислите интеграл   по формуле трапеций,  разбив промежуток интегрирования на 10 частей

Самостоятельная работа №20 Практическое задание «Метод Эйлера для решения уравнений»

Решить задачу Коши

y' = y2 − xy(1) = 0 на отрезке [1, 3] методом Эйлера с шагом h = 0.2 и с шагом h = 0.1.

4.Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы  обучающихся.


      Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы обучающихся с использованием балльно-рейтинговой системы.

      Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических и семинарских занятиях и во время консультаций преподавателя.

 Максимальное количество баллов, обучающийся  получает, если:

  • обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
  • дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
  • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом
    данного материала.

           70~89% от максимального количества баллов обучающийся  получает, если:

  • неполно (не менее 70% от полного), но правильно изложено задание;
  • при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
  • дает правильные формулировки, точные определения,
    понятия терминов;
  • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом
    данного материала.

50~69% от максимального количества баллов обучающийся получает, если:

  • неполно (не менее 50% от полного), но правильно изложено задание;
  • при изложении была допущена 1 существенная ошибка;
  • знает и понимает основные положения данной темы, но
    допускает неточности в формулировке понятий;
  • излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
  • затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.


      49% и менее от максимального количества баллов обучающийся  получает, если:

  • неполно (менее 50% от полного) изложено задание;
  • при изложении были допущены существенные ошибки.
  • В "0" баллов преподаватель вправе оценить выполненное обучающимся  задание, если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.

Сумма полученных баллов по всем видам заданий внеаудиторной самостоятельной работы составляет рейтинговый показатель студента. Рейтинговый показатель обучающегося влияет на выставление итоговой оценки по результатам изучения дисциплины.

Если рейтинговый показатель обучающегося составляет:

  • максимальное количество баллов, то обучающийся  на дифференцированном зачёте претендует на оценку "отлично";

  • 70-89% от максимального количества баллов, то обучающийся   на дифференцированном зачёте  претендует на оценку "хорошо";

  • 50-69% от максимального количества баллов, то обучающийся   на на дифференцированном зачёте претендует на оценку "удовлетворительно";

  • 49% и менее от максимального количества баллов, то студент до зачёта не допускается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельных работ по дисциплине "Товароведение непродовольственных товаров"

Данные рекомендации предназначены в помощь преподавателю при организации самостоятельных внеаудиторных работ по специальности "Продавец непродовольственных товаров"....

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «МАТЕМАТИКА»

В связи с введением в образовательный процесс  нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации сам...

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине "Специальность"

Это методические рекомендации для педагогов и учащихся музыкальных школ и колледжей, которые призваны сделать самостоятельную работу учеников максимально успешной и эффективной....

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Учебная дисциплина «Литература»

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для обучающихся  по специальности 09.02.04. Информа...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине «МАТЕМАТИКА» 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

laquo;Организация и  проведения самостоятельных работ»: методические рекомендации. - БУ  «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в городе Покачи...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГЕОМЕТРИИ»

Методическое пособие содержит основные нормы и требования по написанию и оформлению самостоятельных внеаудиторных работ.Целью методического пособия является формирование у обучающихся  практическ...