Дети с аутизмом (в помощь учителю)
статья

     В статье дается классификация детского аутизма по степени тяжести и особенности обучения детей с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дети с аутизмом (в помощь учителю)16.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                 ДЕТИ С АУТИЗМОМ

По данным ВОЗ один из 160 детей в мире страдают расстройством аутистического спектра (РАС). Расстройства аутистического спектра начинаются  в детстве, но, как правило, сохраняются в подростковом и взрослом возрасте. Хотя некоторые лица с РАС способны жить самостоятельно и продуктивно, другие страдают тяжелыми нарушениями и нуждаются в пожизненном уходе. Интеллектуальный уровень очень варьируется: от тяжелого повреждения до высоких когнитивных способностей. К сожалению, даже «высокофункциональный аутист» - гений или бизнес-магнат встречается крайне редко.

На сегодняшний день  до сих пор неизвестно, что является причиной возникновения аутизма. При этом заболевании психическое развитие ребенка протекает по-особенному и  имеет несколько вариантов. В отечественной коррекционной педагогике и социальной психологии принята классификация детей с аутизмом О.С.Никольской.

Самая тяжелая группа – первая. Для этих детей характерна полная отрешенность от происходящего. (Ребенок бесцельно перемещается по комнате; речь отсутствует; боязнь резких звуков, яркого света; плаксивость, раздражительность и т.п.). В коллективе такой ребенок присутствует формально. Если что-то происходит не по его желанию ребенок может проявлять агрессию и самоагрессию.

Вторая группа – дети с активным отвержением. Они требуют постоянства во всем: одинаковой пищи, одного и того же помещения и т.д. Наблюдаются стереотипные движения (потряхивания руками, раскачивание стоя или сидя на стуле, кружение по комнате). Со стороны они выглядят более встревоженными, чем дети первой группы. При установлении контакта могут отвечать гневом, криком, могут ударить.

Прогнозы для детей первых двух групп, к сожалению, не самые утешительные. Они могут воспитываться и обучаться по специальным индивидуальным программам развития в специальных коррекционных учреждениях.

Третья группа детей – это дети, захваченные какими-то узкими изолированными интересами, доведенными до уровня сверхценных увлечений. (Увлечение техникой, компьютерными играми, коллекционирование каких-либо бытовых приборов, деталей и т.д.). Как правило они очень разговорчивы, могут говорить о себе в третьем лице, многократно повторяют одну и ту же информацию. Дети этой группы при активной психолого-медико-педагогической коррекции могут обучаться и в классе, и на дому по школьной программе 7, 8 вида.

Четвертая группа – наименее тяжелая. Эти дети способны к общению, имеют сохранные интеллектуальные функции. Для них характерна аграмматичная речь, нарушено употребление местоимений. Как правило, у них наблюдается чрезмерная потребность в защите, ободрении, эмоциональной поддержке.

Что можно посоветовать при воспитании и обучении детей первой и второй группы?

        Если вы видите, что ребенка что-то тревожит, постарайтесь выяснить: что именно и попытайтесь минимизировать это воздействие. Бесполезно твердо настаивать на «положенных на уроке действиях». Иногда даже придется пожертвовать уроком, чтобы ребенок успокоился и смог приступить к занятиям. Поговорите с родителями этого ученика, узнайте особенности, страхи его ребенка - это может оказаться очень полезным для педагога при построении стратегии работы с ним и организации его поведения. Всегда помните, что в любой момент у ребенка может произойти поведенческий срыв.

        Дети с РАС гораздо комфортней ощущают себя в условиях организованной деятельности. Для снятия тревожности ученик должен быть ознакомлен со своим расписанием и быть заранее предупрежден в случае его малейшего изменения.

      Ребенок должен чувствовать себя успешным, и поэтому необходимо его хвалить. Кроме того, он должен иметь возможность исправить свою ошибку, поэтому можно разрешить ему работать простым карандашом или стирающейся ручкой.

      Если учащемуся с РАС необходимо вставать и двигаться несколько раз за урок, то можно предусмотреть короткие физкультминутки и не обращать внимания на его движения, в том числе стереотипные.

      Если же у ребенка наступила сенсорная перегрузка, то нужно дать ему возможность уединиться, или побыть в тишине, или в полумраке.

     Категория детей с РАС очень разнообразна, поэтому педагогам в обучении в условиях инклюзии следует строить свою работу, опираясь на сильные стороны ребенка и учитывая его индивидуальные особенности.

Литература:

http://www.autizm.ru

http://www.aspergers.ru

Хаванская Н.И. Аутизм. Дети, которых можно понять. – Молодой ученый – 2021-№ 11.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативная помощь учителя-логопеда родителям, имеющим детей с ОВЗ

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им с...

Детский аутизм. Проблемы интеграции и социальной адаптации детей с аутизмом в обучающую среду

Про детей с аутизмом хочется словами профессора, которая сама всю жизнь преодолевающая аутизм и достигшая успеха,  Темпел Грэндин – «аутисты – как антропологи на Марсе». В...

Приемы обучения письму детей с ОВЗ. Мастер-класс "Графический редактор Point в помощь учителю".

Несмотря на достаточную изученность вопроса развития графо-моторных навыков детей младшего школьного возраста, вместе с тем продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных при...

Аутизм. Пути помощи.

Наиболее яркие внешние проявления синдрома.Координация работы специалистов и семьи.Советы родителям.Советы педагогам....

Как обучать детей с аутизмом с помощью социальных историй

Социальные истории - это Эффективный метод для обучения детей с аутизмом социальным навыкамДети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии. Теория модели психического описывает и...

Аутизм. Пути помощи

Статья содержит краткую характеристику ребенка с РАС, рекомендации родителям аутичных детей и педагогам, работающим с такими обучающимися...

Организация коррекционной помощи детям при аутизме

Логика аффективного развития аутичного ребенка в силу тех патологических условий, в которых оно происходит (изначальная слабость тонуса и сверхчувствительность) отражает напр...