Учебная программа дополнительного образования базового уровня "Робототехника"
учебно-методический материал

Учебная программа дополнительного образования базового уровня "Робототехника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robototehnika_2022.docx185.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы

1. Конституция РФ.

2. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.

3.  Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4. Федеральный  закон РФ от 24.07.1998 3124-Ф3 (в редакции от 21.12.2004) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской  Федерации»

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03»

6. Приказом Министерства образования и науки РФ №196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении порядка, организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».

7. Приказом КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» от 26.09.2019г №383 «Об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае».

        Предмет робототехники  это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.

        Возникнув на основе кибернетики и механики, робототехника, в свою очередь, породила новые направления развития и самих этих наук. В кибернетике это связано, прежде всего, с интеллектуальным направлением и бионикой как источником новых, заимствованных у живой природы идей, а в механике – с многостепенными механизмами типа манипуляторов.

        Робототехника - это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами.

        На занятиях по Робототехнике осуществляется работа с образовательными конструкторами серии LEGO Mindstorms NXT/EV3. Для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальный язык программирования RoboLab.

        Образовательная программа по робототехнике "ROBOT "  это один из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и программирования. Во время занятий обучающиеся научаться проектировать, создавать и программировать  роботов. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование.

        В распоряжении детей будут предоставлены Лего-конструкторы, оснащенные специальным микропроцессором, позволяющим создавать программируемые модели роботов. С его помощью обучаемый может запрограммировать робота на выполнение определенных функций.

Дополнительным преимуществом изучения робототехники является создание команды единомышленников и ее участие в олимпиадах по робототехнике, что значительно усиливает мотивацию ребят к получению знаний.

        Образовательная программа  «Робототехника» является модифицированной.  Направленность данной программы научно-техническая, так как в наше время робототехники и компьютеризации ребенка необходимо учить решать задачи с помощью робототехнических устройств, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.         

        Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нано технологии, электроника, механика и программирование. Т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники.

        В педагогической целесообразности этой темы не приходиться сомневаться, т.к. дети научатся объединять реальный мир с виртуальным. В процессе конструирования и программирования кроме этого дети   получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 10 до 17 лет. В коллектив могут  быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью.

 

Для реализации программ «Робототехника» необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

1. Компьютерный класс – на момент программирования робототехнических средств, программирования контроллеров конструкторов, настройки самих конструкторов, отладки программ, проверка совместной работоспособности программного продукта и модулей конструкторов LEGO.

2. Наборы конструкторов:

- LEGO Mindstorm NXT Education – 4 шт.;

- LEGO Mindstorms EV3 – 2 шт.;

- программный продукт – по количеству компьютеров в классе;

- поля для проведения соревнования роботов –5 шт.;

- зарядное устройство для конструктора – 2 шт.

- ящик для хранения конструкторов.

Сроки реализации программы 2 года.

Режим работы: 1-й год обучения 2 занятия в неделю по 3 часа, часовая нагрузка - 216 часов в год;  2-й год обучения – 2 занятия в неделю по 3 часа, часовая нагрузка - 216 часов в год.

Цель: развитие творческих способностей и формирование раннего профессионального самоопределения подростков и юношества в процессе конструирования и проектирования.  

Задачи:

Предметные:

- дать первоначальные знания по устройству робототехнических устройств;

- научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств;

- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;

- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при конструировании робототехнических средств.

Метапредметные:

- формировать творческое отношение по выполняемой работе;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Личностные:

- развивать творческую инициативу и самостоятельность;

- развивать психофизиологические качества обучающихся: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.

Прогнозируемый результат:

1 год обучения

Предметные:

− получены первоначальные знания о конструкциях механизмов повседневной техники,

приемах сборки различных механических устройств;

− изучены основные приемы и правила выполнения простейших механических

проектов;

− обучающиеся знают с правила безопасной работы с инструментами.

Личностные:

− развита творческая активность и самостоятельность в принятии решений при

выполнении проектной деятельности;

− сформировано техническое мышление.

Метапредметные:

− воспитана ответственность, развиты коммуникативные способности;

− развито умение работать в группах, распределять роли в команде;

− обучающиеся умеют находить общее решение и разрешать конфликты на основе

согласования позиций.

2 год обучения

Предметные:

− развиты навыки конструирования;

− развито техническое мышление обучающихся и сформирована современная картина

мира;

− изучены различные компоненты конструирования, материалы и инструменты;

− сформированы общенаучные и технологические навыки конструирования и

программирования;

− получены знания в части проведения необходимых математических расчетов;

− приобретены навыки работы с оборудованием.

Личностные:

− обучающиеся умеют ставить технические задачи и находить методы их решения.

− развито умение анализировать ситуацию.

Метапредметные:

− воспитаны ответственность, развиты коммуникативные способности;

− обучающиеся умеют взаимодействовать при работе над совместным проектом в

больших и малых группах;

− развиты навыки выполнения проектной деятельности (планирование предстоящих

действий, применение полученных знаний, приемов и опыта конструирования

механизмов);

− сформированы навыки планирования хода выполнения задания;

− обучающиеся приобщены к научным ценностям и достижениям современной

техники.

Ожидаемые результаты программы дополнительного образования и способы определения их результативности заключаются в следующем:

- результаты работ учеников будут зафиксированы на фото и видео в момент демонстрации созданных ими роботов из имеющихся в наличии учебных конструкторов по робототехнике;

- фото и видео материалы по результатам  работ учеников будут представлены для участия на фестивалях и олимпиадах разного уровня.

Механизм отслеживания результатов

Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- соревнования;

- учебно-исследовательские конференции (например: научно практическая конференция городских учебно-исследовательских работ)

- отчеты обучающихся со своими работами по телевидению;

- отчеты о проделанной работе в местной прессе;

- подготовка рекламных буклетов о проделанной работе;

- отзывы преподавателя и родителей на сайте образовательного учреждения дополнительного образования.

Учебный  план  

1-й год обучения.

№ п/п

Тема

часы

всего

теория

практ.

1

Робототехника для начинающих, базовый уровень.

8

4

4

2

Технология NXT/EV3.

12

3

9

3

Знакомство с конструктором.  

12

4

8

4

Начало работы с конструктором.  

16

4

12

5

Программное обеспечение NXT/EV3.

30

5

25

6

Первая модель.

24

4

20

7

Модели с датчиками.

32

4

28

8

Составление программ.  

36

8

28

9

Алгоритмизация.

36

8

28

10

День показательных соревнований.

   10

2

   8

ИТОГО

216

46

170

Учебно-тематическое планирование.

Дата

Наименование темы

Количество часов

Форма проведения занятий

всего

теория

практика

1 неделя

Вводное занятие. Техника безопасности

3

3

-

Робототехника для начинающих, базовый уровень

3

1

2

2 неделя

Основы робототехники

3

1

2

Понятия: датчик, интерфейс, алгоритм.

3

1

2

3 неделя

Технология NXT

3

1

2

Установка батарей

3

1

2

4 неделя

Главное меню

3

1

2

Сенсор цвета и цветная подсветка

3

1

2

5 неделя

Сенсор нажатия

3

3

Ультразвуковой сенсор

3

1

2

6 неделя

Интерактивные сервомоторы

3

3

Использование Bluetooth

3

3

7 неделя

Знакомство с конструктором.

3

1

2

Твой конструктор (состав, возможности)

3

1

2

8 неделя

Основные детали (название и назначение)

3

1

2

Датчики (назначение, единицы измерения)

3

1

2

9 неделя

Двигатели

3

1

2

Микрокомпьютер NXT

3

3

10 неделя

Аккумулятор (зарядка, использование)

3

3

Начало работы с конструктором. Включение, выключение микрокомпьютера.

3

1

2

11 неделя

Подключение двигателей и датчиков.

3

3

Тестирование

3

1

2

12 неделя

Мотор

3

3

Датчик освещённости

3

3

13 неделя

Датчик звука

3

1

2

Датчик касания

3

3

14 неделя

Ультразвуковой датчик

3

3

Структура меню NXT

3

3

15 неделя

Снятие показаний с датчиков

3

3

Программное обеспечение NXT. Требования к системе.

3

1

2

16 неделя

Установка программного обеспечения

3

1

2

Палитра программирования

3

1

2

17 неделя

Панель настроек. Контроллер

3

1

2

Редактор звука.  Редактор изображения

3

1

2

18 неделя

Дистанционное управление

3

1

2

Структура языка программирования NXT

3

 

3

19 неделя

Установка связи с NXT

3

1

2

Загрузка программы. Запуск программы на NXT

3

1

2

20 неделя

Память NXT: просмотр и очистка

3

1

2

Составление простых программ на движение

3

1

2

21 неделя

Составление простых программ на движение

3

1

2

Сборка модели по технологическим картам

3

3

22 неделя

Сборка модели по технологическим картам

3

3

Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности NXT

3

1

2

23 неделя

Сборка моделей и составление программ из ТК. (Датчик звука. Датчик касания. Датчик света. Подключение лампочки)

3

1

2

Выполнение дополнительных заданий и составление собственных программ.

3

3

24 неделя

Выполнение дополнительных заданий и составление собственных программ.

3

3

Знакомство со средой программирования MindstormsNXT

3

1

2

25 неделя

Составление простых программ по линейным и псевдолинейным алгоритмам

3

1

2

Составление простых программ по линейным и псевдолинейным алгоритмам

3

3

26 неделя

Составление простых программ по алгоритмам, с использованием ветвлений и циклов»

3

1

2

Составление простых программ по алгоритмам, с использованием ветвлений и циклов»

3

3

27 неделя

Творческое конструирование собственной модели. Программирование

3

1

2

Творческое конструирование собственной модели. Программирование

3

3

28 неделя

Творческое конструирование собственной модели. Программирование

3

1

2

Творческое конструирование собственной модели. Программирование

3

3

29 неделя

Творческое конструирование собственной модели. Программирование

3

3

Творческое конструирование собственной модели. Программирование

3

3

30 неделя

Творческое конструирование собственной модели. Программирование

3

1

2

Творческое конструирование собственной модели. Программирование

3

3

31 неделя

Творческое конструирование собственной модели. Программирование

3

3

Творческое конструирование собственной модели. Программирование

3

3

32 неделя

Творческое конструирование собственной модели. Программирование

3

1

2

Творческое конструирование собственной модели. Программирование

3

1

2

33 неделя

Творческое конструирование собственной модели. Программирование

3

3

Творческое конструирование собственной модели. Программирование

3

3

34 неделя

Работа в Интернете. Поиск информации о Лего-состязяниях, описаний моделей, технологии сборки и программирования Лего-роботов.

3

3

Подготовка к школьному этапу состязаний.

3

3

35 неделя

Соревнования в категории «Сумо»

3

3

Соревнования в категории «КЕГЕЛЬРИНГ»

3

3

36 неделя

Соревнования в категории «ТРАЕКТОРИЯ»

3

3

Итоговое занятие.

3

3

ИТОГО:

216

40

176

Содержание.

  1. Робототехника для начинающих, базовый уровень.(8ч.)

Теория: Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России. Показ видео роликов о роботах и роботостроении. Правила техники безопасности.  Основы робототехники.   Понятия: датчик, интерфейс, алгоритм и т.п.

Практика: Алгоритм программы представляется по принципу LEGO. Из визуальных блоков составляется программа. Каждый блок включает конкретное задание и его выполнение. По такому же принципу собирается сам робот из различных комплектующих узлов (датчик, двигатель, зубчатая передача и т.д.) узлы связываются при помощи интерфейса (провода, разъемы, системы связи, оптику и т.д.)

  1. Технология NXT/EV3. (12ч.)

Теория:  О технологии NXT/EV3.

- Установка батарей.

- Главное меню.

- Сенсор цвета и цветная подсветка.

- Сенсор нажатия.

- Ультразвуковой сенсор.

- Интерактивные сервомоторы.

- Использование  Bluetooth.

Практика:  NXT является «мозгом» робота MINDSTORMS. Это интеллектуальный, управляемый компьютером элемент конструктоа LEGO, позволяющий роботу ожить и осуществлять различные действия.

Различные сенсоры необходимы для выполнения определенных действий. Обход препятствия. Движение по траектории и т.д.

  1. Знакомство с конструктором.  (12ч.)

Теория: Твой конструктор (состав, возможности).

- Основные детали (название и назначение).

- Датчики (назначение, единицы измерения).

- Двигатели.

-Микрокомпьютер NXT/EV3.

- Аккумулятор (зарядка, использование)

- Как правильно разложить детали в наборе.

Практика: В конструкторе MINDSTORMS NXT/EV3 применены новейшие технологии робототехники: современный 32 – битный программируемый микроконтроллер; программное обеспечение, с удобным интерфейсом на базе образов и с возможностью перетаскивания объектов, а так же с поддержкой интерактивности; чувствительные сенсоры и интерактивные сервомоторы; разъемы для беспроводного Bluetooth и USB подключений. Различные сенсоры необходимы для выполнения определенных действий. Определение цвета и света. Обход препятствия. Движение по траектории и т.д.

  1. Начало работы.  (16ч.)

Теория: Включение \ выключение микрокомпьютера (аккумулятор, батареи, включение, выключение).

- Подключение двигателей и датчиков (комплектные элементы, двигатели и датчики NXT/EV3).

- Тестирование (Try me).

- Мотор.

- Датчик освещенности.

- Датчик звука.

- Датчик касания.

- Ультразвуковой датчик.

- Структура меню NXT/EV3.

- Снятие показаний с датчиков (view).

Практика: Для начала работы заряжаем  батареи. Учимся включать и выключать микроконтроллер. Подключаем двигатели и различные датчики с последующим тестирование конструкции робота.

  1. Программное обеспечение NXT/EV3.  (30ч.)

Теория: Требования к системе.

- Установка программного обеспечения.

- Интерфейс программного обеспечения.

- Палитра программирования.

- Панель настроек.

- Контроллер.

- Редактор звука.

- Редактор изображения.

- Дистанционное управление.

- Структура языка программирования NXT/EV3

- Установка связи с NXT/EV3.

- USB.

- BT.

- Загрузка программы.

- Запуск программы на NXT/EV3.

- Память NXT/EV3: просмотр и очистка.

Практика: Моя первая программа (составление простых программ на движение).

Разъяснение и использование всей палитры программирования содержащей все блоки для программирования, которые понадобятся для создания программ. Каждый блок задает возможные действия или реакцию робота. Путем комбинирования блоков в различной последовательности можно создать программы, которые оживят робота.

  1. Первая модель.  (24ч.)

Теория: Инструкция в комплекте с комплектующими.

Практика: - Сборка модели по технологическим картам.

- Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности NXT/EV3 (программа из ТК + задания на понимание принципов создания программ).

Первую модель собираем ShooterBot, являющейся продолжением модели «быстрого старта», находящегося в боксе.

  1. Модели с датчиками.  (32ч.)

Теория: Датчик звука.

- Датчик касания.

- Датчик света.

- Датчик касания.

- Подключение лампочки.

Практика: Сборка моделей и составление программ из ТК.

- Выполнение дополнительных заданий и составление собственных программ.

- Соревнования.  

Проводится сборка моделей роботов и составление программ по технологическим картам, которые находятся в комплекте с комплектующими для сборки робота. Далее составляются собственные программы.

  1. Составление программ. (36ч.)

Теория: При конструировании робота из данного набора  существует множество вариантов его изготовления и программирования, начинаем с программ, предложенных  в инструкции и описании конструктора.

Практика: Составление простых программ по линейным и псевдолинейным алгоритмам.

-  Соревнования.  

  1. Алгоритмизация. (36ч.)

Теория: Датчики цвета (сенсоры) являются одним из двух датчиков, которые заменяют роботу зрение (другой датчик - ультразвуковой). У этого датчика совмещаются три функции. Датчик цвета позволяет роботу различать цвета и отличать свет от темноты. Он может различать 6 цветов, считывать интенсивность света в помещении, а также  измерять цветовую интенсивность окрашенных поверхностей.

Датчик нажатия позволяет роботу осуществлять прикосновения. Датчик нажатия может определить момент нажатия на него чего-либо,  а так же момент освобождения.

Ультразвуковой датчик позволяет роботу видеть и обнаруживать объекты. Его также можно использовать для того, чтобы робот мог обойти препятствие, оценить и измерить рас стояние, а также зафиксировать движение объекта.

В каждый серво мотор встроен датчик вращения. Он позволяет точнее вести управление движениями робота.

Практика: Составление простых программ по алгоритмам, с использованием ветвлений и циклов».

- Соревнования.

  1.  День показательных соревнований. (10ч.)

Теория: Подведение итогов образовательной деятельности объединения «Робототехника».

Практика: День показательных соревнований по категориям.

Категории могут быть различными.

Категории соревнований заранее рассматриваем различные. Используем  видео материалы соревнований по конструированию роботов и повторяем их на практике. За тем применяем все это на соревнованиях.

Учебный план

2-й год обучения.

№ п/п

Тема

часы

всего

теория

практика

1

Введение

2

2

-

2

Конструирование

64

12

52

3

Программирование  

70

15

55

4

Проектная деятельность в группах

78

10

68

5

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО

216

39

177

Учебно-тематическое планирование.

Дата

Наименование темы

Количество часов

Форма проведения занятий

всего

теория

практика

1 неделя

Знакомство с программой обучения. Инструктаж по Т/Б

3

3

-

Три составляющие части среды конструктор «ROBOLAB»,

3

1

2

2 неделя

Основные детали конструктора Lego.Спецификация конструктора.

3

1

2

Правила работы с конструктором Lego.

3

1

2

3 неделя

Демонстрация моделей и возможностей среды RoboLab.

3

1

2

Сбор непрограммируемой модели.

3

1

2

4 неделя

Знакомство с командами:

• Запусти мотор вперед;

• Включи лампочку;

• Жди.

3

1

2

Знакомство с RCX. Кнопки управления.

3

1

2

5 неделя

Инфракрасный передатчик.

3

3

Передача программы. Запуск программы.

3

1

2

6 неделя

Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Инструктаж по Т/Б

3

3

Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы.

3

3

7 неделя

 Знакомство с командами:

• Запусти мотор назад

• Стоп

3

1

2

Составление программы по шаблону.

3

3

8 неделя

Сборка модели с использованием мотора. Составление программы, передача, демонстрация.

3

3

Сборка модели с мотором и лампочкой. Составление программы, передача, демонстрация.

3

3

9 неделя

Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели.

3

3

Линейная и циклическая программа.

3

1

2

10 неделя

Сборка модели с несколькими моторами и лампочками. Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Передача и демонстрация.

3

3

 Структура и ход программы. Условие, условный переход.

3

1

2

11 неделя

Датчики и их параметры:

• Датчик касания;

• Датчик освещенности.

3

3

Модель «Выключатель света». Сборка модели. Составление программы с использованием датчика касания, передача, демонстрация.

3

3

12 неделя

Знакомство с командами:

• Жди нажато;

• Жди отжато.

• Количество нажатий.

3

1

2

Сборка модели с использованием мотора, лампочки, датчика касания. Составление программы, передача, демонстрация.

3

3

13 неделя

Датчик освещенности. Влияние предметов разного цвета на показания датчика освещенности.

3

1

2

Знакомство с командами:

• Жди темнее;

• Жди светлее.

3

3

14 неделя

Модель «Уличное освещение». Сборка модели. Составление программы с использованием датчика освещенности, передача, демонстрация. Инструктаж по Т/Б

3

1

2

15 неделя

История создания языка LabView.

3

2

1

Визуальные языки программирования

Разделы программы, уровни сложности.

3

1

2

16 неделя

Команды визуального языка программирования LabView

• Запусти мотор вперед;

• Запусти мотор назад;

• Регулирование уровня мощности мотора;

• Поменять направление вращения моторов;

• Включи лампочку;

• Регулирование уровня мощности лампочки.

• Остановить действие.

3

1

2

Работа с пиктограммами, соединение команд.

3

2

17 неделя

Работа с датчиками:

• Датчик касания нажат;

• Датчик касания отжат;

• Жди, когда станет светлее;

• Жди, когда станет темнее.

3

1

2

Знакомство с командами: Проиграть звук;  Параметры звука; Добавление звуковых эффектов в программу.

3

1

2

18 неделя

Сборка модели. Составление программы, передача, демонстрация. Инструктаж по Т/Б

3

1

2

Знакомство с инструментами.

• Изменение фона рабочего поля.

• Инструмент «Выделение».

• Инструмент «Перемещение».

3

1

2

19 неделя

Инструмент «Текст»

• Добавление описания к программе.

3

1

2

Знакомство с командами:

• Метка;

• Прыжок.

3

1

2

20 неделя

Модель «Елочная гирлянда».

3

3

 Использование нескольких меток в программе.

3

3

21 неделя

Знакомство с командами:

• Повтори. Параметры команды.

3

1

2

Программа, реализующая конечный и бесконечный цикл для модели «Ёлочная гирлянда».

Инструктаж по Т/Б

3

1

2

22 неделя

Сборка модели «Пост ГАИ»:

• Сборка модели машинки

• Сборка модели шлагбаума

3

3

Ветвление по датчику касания, освещенности.

3

1

2

23 неделя

Составление программы, передача, демонстрация

3

3

. Задача: автоматическое пропускное устройство. Использование датчиков освещенности и касания.

3

3

24 неделя

Автоматическая стоянка машин.

3

3

Составление программы, передача, демонстрация. Инструктаж по Т/Б

3

1

2

25 неделя

Деление программы на две независимые части.

3

3

Сбор модели пожарной машины. Составление программы: сирена и мигалка включаются по датчику касания

3

1

2

26 неделя

 Модель светофора. Программы, управляющие работой светофора в разных ситуациях:

• Светофор работает в автоматическом режиме:

«зеленый-желтый-красный-желтый-зеленый...»

• Светофор стоит возле перехода там, где не очень много машин. Мигает желтый свет.

3

3

 Сборка модели подвесного светофора без карточки (только по внешнему виду).

3

3

27 неделя

Модель  шлагбаума. Исследование зависимости угла, на который поднимается шлагбаум, от уровня мощности мотора и времени его работы.

Построение графика.

3

1

2

 Написание программы, управляющей работой шлагбаума в условии максимального уровня мощности мотора.

3

1

2

28 неделя

Модель уличного фонаря. Написание программы, управляющей работой уличного фонаря.

3

3

 Отладка программы. Испытание модели. Инструктаж по Т/Б

3

1

2

29 неделя

Исследование показаний датчика освещенности, при отражении света от полосок бумаги разного цвета.

3

1

2

Перекресток.

• Сборка модели шлагбаума с двумя лампочками.

3

1

2

30 неделя

 Написание программы, с помощью которой шлагбаум опускается, когда автомобиль проезжает, а лампочки на шлагбауме мигают. По истечении заданного времени, после проезда автомобиля, шлагбаум открывается. (Движение автомобиля управляется датчиком нажатия)

3

3

Задача: выезд из лабиринта. Составление программы, демонстрация работы модели.

3

1

2

31 неделя

Задача: объезд препятствий. Составление программы, демонстрация работы модели.

3

3

Разработка собственной модели.

3

1

2

32 неделя

Разработка собственной модели.

3

3

Составление программы, демонстрация работы модели

3

3

33 неделя

 Задача: после столкновения машинки увеличивают мощность мотора и снова сталкиваются

3

3

 Разработка собственной модели в группе. Создание проекта.

3

3

34 неделя

 Подробное описание будущей модели. Сборка модели

3

3

Программирование модели

3

3

35 неделя

Самостоятельное устранение проблем.

3

3

Сборка, программирование модели

3

3

36 неделя

Оформление проекта

3

3

Защита проекта.  Итоговое занятие

3

3

ИТОГО:

216

39

177

Содержание.

  1. Введение  (2 ч.)

Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами.

  1. Конструирование (64 ч.)

Теория: Правила работы с конструктором Lego.

Основные детали конструктора Lego. Спецификация конструктора.

Сбор непрограммируемых моделей. Знакомство с RCX. Кнопки управления. Инфракрасный передатчик. Передача программы.

Практика: Запуск программы. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели.

Модель «Выключатель света». Сборка модели. Повторение изученных команд. Разработка и сбор собственных моделей.

  1. Программирование (70 ч.)

Теория: История создания языка Lab View. Визуальные языки программирования

 Разделы программы, уровни сложности.  Знакомство с RCX. Инфракрасный передатчик. Передача программы. Запуск программы. Команды визуального языка программирования Lab View. Изучение Окна инструментов. Изображение команд в программе и на схеме.

Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп. Линейная и циклическая программа.

Практика: Работа с пиктограммами, соединение команд.

Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Составление программы.

Сборка модели с использованием мотора. Составление программы, передача, демонстрация. Сборка модели с использование лампочки. Составление программы, передача, демонстрация.

Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы..  Условие, условный переход.


     4.  Проектная деятельность в группах (78 ч.)

Теория: Разработка собственных моделей  в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект.  

Практика: Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков.  Презентация  моделей. Выставки. Соревнования.

  1. Итоговое занятие (2 ч.)         
    Повторение изученного ранее материала.

Методическое обеспечение

Наряду с современным образовательным технологиям, отраженными  в принципах, формах и методах обучения: индивидуальности, доступности,  преемственности, результативности, - широко используется работа по методу творческого проекта.  На занятиях предлагается выполнить мини-проект по изучаемой теме  из деталей LEGO конструктора. Помимо связи с проектной деятельностью дети под руководством педагога, выполняют и отдельные тематические  LEGO-проекты по изучаемым разделам.

Основным методом контроля является конкурсный просмотр  тематических творческих проектов,  фото- и видео сопровождение, ТСО, интерактивная доска, наборы конструкторов «LEGO». Всё должно быть направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе отечественной культуры;

- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

- взаимодействие с семьей.

Организация занятий

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Изучение основных способов соединения деталей.
  2. Демонстрация работы моделей.
  3. Обсуждение результатов наблюдений.

РАБОТА В СОСТАВЕ ГРУПП

  1. Выполнение заданий из рабочих бланков.
  2. Совместная сборка моделей и проведение изменений.
  3. Обсуждение и представление результатов выполненной работы.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Анализ собственных результатов и объединение их с результатами других обучающихся.
  2. Демонстрация своих результатов преподавателю.

Работа учащихся с конструктором LEGO

Некоторые вопросы, на  которые могут отвечать обучающиеся на занятии:

  1. Что я узнал?
  2. Хорошо ли я это понял?
  3. Было ли мне интересно?
  4. Как я могу применить полученные знание в повседневной жизни?
  5. Насколько хорошо прошла работа в моей группе? Что тут можно улучшить?

Оценить деятельность можно через:

  • Наблюдение за обучающимся во время работы;
  • Чтение ученических тетрадей и журналов;
  • Беседа с обучающимся;
  • Введение оценочного листа результатов аттестации учащихся;(Приложение1)
  • Оценка его отчётов об исследованиях и методах выполнения заданий на решении проблем;
  • Оценка презентаций.

Список литературы для педагога

  1. Конвенция ООН о правах ребёнка.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.          N 73-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  3. Е.Юревич. Основы робототехники, 2-издание, Учебное пособие БХВ – Петербург, 2005.
  4.  Кто есть кто в робототехнике. Справочник ДМК-ПРЕСС, Москва, 2005
  5.  М. Предко. Создайте робота своими руками на NXT – микроконтроллере,  Пер. с англ.яз., М. ДМК, ПРЕСС 2006.
  6.  РОБОТОТЕХНИКА. Издательство МГТУ.

С.А. Вортников «Информационные устройства робототехнических систем»

      7. Телепрограммы по каналам «Дискавери», «Рамблер».

Список литературы для обучающихся.

  1. Барацков А.П. Кто есть кто в робототехнике. 
  2. Кабельные телепередачи «Дискавери»: «Битвы роботов», «Техноигры».

Приложение 1.

Оценочный лист результатов аттестации учащихся 1 год обучения

1 Цель: исследования имеющихся навыков и умений у учащихся.

2. Форма проведения: собеседование, тестирование, практическое

задание.

3 Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).

Параметры

оценки

Критерии оценки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.

Технология

Соблюдение всех

технологических

приемов

Допущены единичные

нарушения технологии

Несоблюдение

технологии

2

Воплощение

технического

образа

Технический образ

воплощен в работе

Неубедительное

воплощение

технического образа в

работе

Отсутствие в

работе

творческого

замысла

3.

Личностный

рост (на

основе

наблюдений

педагога)

Самостоятельность

в работе,

дисциплинированн

ость, аккуратность,

умение работать в

коллективе,

тщательность

проработки

изделий, развитие

фантазии и твор.

потенциала

Слабая усидчивость,

неполная самостоятельность в работе

Неусидчивость,

неумение

работать

в коллективе и

самостоятельно

4.

Личные

достижения

(участие в

различных

конкурсах,

выставках,

соревнованиях)

Участие

Не учитывается

Не учитывается

Оценочный лист результатов аттестации учащихся 2 год обучения

1. Цель: исследования имеющихся навыков и умений у учащихся.

2. Форма проведения: практическое задание на более углубленном

уровне.

3. Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).

Параметры

оценки

Критерии оценки

Высокий уровень

Средний

уровень

Низкий уровень

1.

Технология

Соблюдение всех

технологических

приемов

Допущены

единичные

нарушения

технологии

Несоблюдение

технологии

2.

Воплощение

технического

образа

технический образ

воплощен в работе

Неубедительное

воплощение

технического

образа в работе

Отсутствие в

работе

творческого

замысла

3.

Личностный рост

(на основе

наблюдений

педагога)

Самостоятельность в

работе,

дисциплинированность, аккуратность,

умение работать в

коллективе,

тщательность

проработки изделий,

развитие фантазии и

творческого

потенциал

Слабая

усидчивость,

неполная

самостоятельнос

ть в работе

Неусидчивость,

неумение

работать в

коллективе и

самостоятельно

4.

Личные

достижения

(участие в

конкурсах,

выставках,

соревнованиях)

Участие

Не учитывается

Не учитывается

Методика определения результатов.

Положительный результат (+) по трём заданиям – высокий уровень, по

двум заданиям – средний уровень, по одному заданию или при

невыполнении двух или трёх заданий (-) – низкий уровень.

Приложение2

Инструкция по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном кабинете для учащихся

Общее положения:

К работе в компьютерном кабинете допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения.

Работа учащихся в компьютерном кабинете  разрешается только в присутствии преподавателя (инженера, лаборанта).

Во время занятий посторонние лица могут находиться в кабинете только с разрешения преподавателя.

Во время перемен между занятиями проводится обязательное проветривание компьютерного кабинета с обязательным выходом учащихся из помещения.

Помните, что каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

 

Перед началом работы необходимо:

Убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте;

Разместить на столе тетради, учебные пособия так, что бы они не мешали работе на компьютере;

Принять правильною рабочую позу.

Посмотреть на индикатор монитора и системного блока и определить, включён     или выключен компьютер.  Переместите мышь, если компьютер находится в энергосберегающем состоянии или включить  монитор, если он был выключен.

 

При работе в компьютерном кабинете категорически запрещается:

Находиться в кабинете в  верхней одежде;

Класть одежду и сумки на столы;

Находиться в кабинете с напитками и едой;

Располагаться сбоку или сзади от включенного монитора;

Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;

Передвигать компьютеры и мониторы;

Открывать системный блок;

Включать и выключать компьютеры самостоятельно.

Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;

Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;

Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;

Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок;

Удалять и перемещать чужие файлы;

Приносить и запускать компьютерные игры.

 

Находясь в компьютерном кабинете, учащиеся обязаны:

Соблюдать тишину и порядок;

Выполнять требования педагога;

Находясь в сети работать только под своим именем и паролем;

Соблюдать режим работы (согласно п. 9.4.2. Санитарных правил и норм);

При появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появления боли в пальцах и кистях рук, усиления сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем педагогу и обратиться к врачу;

После окончания работы завершить все активные программы и корректно выключить компьютер;

Оставить рабочее место чистым.

 

Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:

Расстояние от экрана до глаз – 70 – 80 см (расстояние вытянутой руки);

Вертикально прямая спина;

Плечи опущены и расслаблены;

Ноги на полу и не скрещены;

Локти, запястья и кисти рук на одном уровне;

Локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

При появлении программных ошибок или сбоях оборудования учащийся должен немедленно обратиться к педагогу.

При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу,  и сообщить педагогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования кружка "Юные знатоки природы"

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, пони...

Рабочая учебная программа дополнительного образования "Здоровый образ жизни"

Актуальность и практическая значимость занятий по данной программе выражается в сформированности определенного уровня знаний и умений в области анатомии, физиологии, гигиены и здоровьесбережения, навы...

Учебная программа дополнительного образования в секции «Баскетбол» 5-8 класс

Не секрет, что школа на селе зачастую оказывается единственным очагом приобщения детей к занятиям физической культурой и спортом. Данная программа предоставляет учащимся возможность дополнительного об...

Рабочая учебная программа дополнительного образования по предмету «Пионербол» для обучающихся 6 классов (АВТОРСКАЯ)

Образовательная программа «Пионербол» является АВТОРСКОЙ и  составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования (Пр. к письму  МО № 06-1844 от 11.1...

Разработка учебно-методического пособия - модифицированной учебной программы дополнительного образования детей по лёгкой атлетике,прошедшей экспертизу и "Рекомендованной к реализации" .

ЯВЛЯЯСЬ тренером-преподавателем КДЮСШ по совместительству, и добиваясь положительных результатов в Спартакиаде школьников, реализую программу по лёгкой атлетике.,...

Учебная программа дополнительного образования базового уровня "Основы программирования"

Учебная программа дополнительного образования базового уровня "Основы программирования"...

Учебная программа дополнительного образования базового уровня "Основы программирования"

Учебная программа дополнительного образования базового уровня "Основы программирования"...