Игра - викторина «Дорога дружбы» «Единство разных» Вануйто Е.С., Хотян Е.В.
методическая разработка (11 класс)
В образовательной организации осуществляется работа по воспитанию толерантности у обучающихся. Такие важные личностные качества как «Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают в наши дни на современном этапе особый смысл, потому что уважение учеников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в обществе, в том числе и в гармонии с окружающим миром природы и общества.
Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение подростков.
- Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
- В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
- В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.
- Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 154.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по формированию толерантного отношения к окружающим людям
Игра - викторина
для обучающихся 8-11 классов
Тема: «Дорога дружбы»
«Единство разных»
Выполнили:
воспитатели
МБОУ ЯШИ
им. Василия Давыдова
Хотян Е.В.
Вануйто Е.С.
С.Яр-Сале, 2022г.
Актуальность:
В образовательной организации осуществляется работа по воспитанию толерантности у обучающихся. Такие важные личностные качества как «Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают в наши дни на современном этапе особый смысл, потому что уважение учеников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в обществе, в том числе и в гармонии с окружающим миром природы и общества.
Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение подростков.
- Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
- В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
- В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.
- Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
- Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность
Цели:
- Образовательные:
- познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
- выявить основные черты толерантности;
- сформировать правильное представление о толерантном поведении.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
- Развивающие:
- продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
- способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
- развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Оборудование: экран, проектор, компьютер
Материалы: презентация, наглядный материал
Участвуют 2 команды (рекомендуемый возраст - 8-11 классы)
Длительность: 45 минут (до 50 минут)+
ИРА-ВИКТОРИНА
«Дорога дружбы»
Ход мероприятия
1.Организационный момент (слайд №1)
На столах есть солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Учащиеся берут один лучик и садятся за тот стол, где солнышко того же цвета, что и лучик.
Вы разбились на 2 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
1. Приветствие (слайд №2)
Здравствуйте!
1 Конкурс «Давайте поприветствуем друг друга»
- сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
- потереться носами (Новая Зеландия);
- пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
- крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
- показать язык (Тибет);
- очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
Мы рады приветствовать всех вас на нашем мероприятии. Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга.
2 Конкурс: «Имя и эпитет».( слайд №3)
Цель: возможность выучить имена участников и одновременно прорекламировать себя.
Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «Магнетическая Магда, гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. д. Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу.
2. Притча «Ладная семья» (слайд № 4)
- Школа – это семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:…»
Задание 1. Время на выполнение задания 2 минуты.
Каждая группа отвечает, комментируя свой ответ.
слайд № 5задание)
Анимация проверка задания
Любовь
Прощение
Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
- Какой вывод вы сделали для себя?
3. Что такое толерантность?
- Все эти понятия можно объединить, одним словом.
(слайд № 6) «Отгадай ребус»
Ребус
Задание 2. Время на выполнение задания 2 минуты.
Анимация проверка задания. По щелчку выходит слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ
- Конечно, не всем, может быть, знакомо это слово. И, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы еще не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
4. История происхождения понятия толерантность (слайды № 7).
- И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
(слайд № 8)
- Что означает слово толерантность?
- На разных языках это слово звучит по-разному, но смысл его единый (французский, английский, китайский и другие переводы слова).
Вед. 1 И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?
- В переводе с англ. – готовность быть терпимым, снисходительным; позволять существование различных мнений без их дискриминации;
- В переводе с франц. – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
- В переводе с испанского – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
- С китайского – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
А как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность?
- Конечно, это слово терпимость.
В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения, мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия. В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, приближение зон конфликтов к нашим границам. Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские, националистические группировки. Человек , которому не присущи черты толерантности называется интолерантным (злоба, зависть, подлость ,нетерпимость, жестокость , эгоизм, пренебрежение, раздражительность, равнодушие, цинизм, агрессивность, игнорирование)
(слайд № 9)
Конкурс «Дерево толерантности - дерево дружбы »
А сейчас мы с вами сделаем дерево дружбы
Оборудование: дерево из картона
Ваша задача оформить дерево листьями с синонимами толерантности и опавшими листьями интолерантности.
Терпимость
терпение
доброта
уважение
равнодушие,
цинизм,
агрессивность
нетерпимость
Побеждает та команда у которой будет больше листьев
Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?
Толерантный - Интолерантный
5. Праздник толерантности – 16 ноября (слайд № 10 задание)
- Когда отмечают День Толерантности?
Задание 4. Время на выполнение задания до 1 минуты.
- 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности.
- Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться.
- В каждой стране мира есть свои традиции, символы. Вот сейчас мы проверим, что вы об этом знаете.
(слайд № 11 задание)
«Что бы это значило?»
Задание 5. Время на выполнение задания 4 минуты.
(1 команда) Эта птица у китайцев означает долгожительство, счастливую и умиротворенную старость, у христиан символизирует целомудрие, чистоту. Сыновнюю почтительность олицетворял у египтян, римлян. Символизирует также приход весны и новой жизни, и потому является благовещенской птицей. Поселившийся на крыше дома, символизирует мир и достаток (аист).
(2 команда) Эта птица стала символом мира. В христианстве считался символом Святого Духа. В Библии эта птица, выпущённая Ноем, принёсла ему оливковую ветвь как символ примирения стихии. Считается знаком прощения людей. В средневековье она была непременным атрибутом Благовещения, Крещения, Троицы (голубь).
(1 команда) Это символ мудрости чувств; у ацтеков – центр человека, религии и любви, у евреев – Храм Божий, у кельтов – благородство и сострадание. Пылающее – означает религиозное рвение, пронзенное стрелой – покаяние (эмблема Святого Августина) или неразделенную любовь (сердце).
(2 команда) Это атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно после дождя или перед ним. Выглядит как окружность, составленная из цветов спектра. В скандинавской мифологии это мост, соединяющий Мидгард – мир людей и Асгард – мир богов. В древнеиндийской – лук бога грома и молнии Индры. По славянским и индейским поверьям, она, подобно змею, пьёт воду из озёр, рек и морей, которая позже проливается дождём (радуга).
Проверка
Люди годами наблюдали за человеческим поведением. И как кладезь мудрости излагали главную мысль в пословицах и поговорках.
Восстановите пропущенное слово в пословицах Раздаются пословицы
Задание 8. Время на выполнение задания 3 минуты.
(слайд № 12,13 задание)Анимация проверка задания. По щелчку выходят пословицы.
Проверку выполняем в следующей очередности:
1-группа красных смайликов;
Для дорогого друга ВОРОТА настежь.
Одёжа хороша новая, а друг – СТАРЫЙ.
Человек без друзей, что сокол БЕЗ КРЫЛЬЕВ.
3- группа желтых смайликов;
Только сильные УМЕЮТ прощать.
Лучше НЕ ССОРИТЬСЯ, чем прощение просить.
Сильнее всех ПОБЕД - прощение.
2- группа зеленых смайликов;
Доброе слово ЛЕЧИТ, злое калечит.
ДЕЛАЙ другим добро – будешь сам без беды.
Доброе братство лучше БОГАТСТВА.
4 - группа синих смайликов.
Где ЛАД, там и клад.
В СОГЛАСНОМ стаде и волк не страшен.
ДРУЖНО за мир стоять – войне не бывать.
Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности.
Сейчас мы с вами совершим короткое путешествие по разным странам.
Внимание! Викторина.
Конкурс «Такие разные народы» (слайд № 14,15 задание)ответы проговаривает ведущий
Именно в этой стране елочка со звездой на макушке, салат «Оливье» и «Ирония
судьбы» по телевизору давно стали обычными атрибутами Нового года. (РОССИЯ)
В этой стране на Новый год принято избавляться от всего старого и надоевшего. Его
просто выбрасывают из окон на улицу. (ИТАЛИЯ)
В этой стране при первом ударе часов хозяева дома обязательно должны открыть
заднюю дверь и выпустить старый год. А с двенадцатым – открыть переднюю и
впустить год новый. (АНГЛИЯ)
Жители этой страны в Новый год наполняют водой всю посуду, которая только есть
под рукой, а в праздничную полночь дружно выплескивают ее – прямо в окна.
Таким образом, они желают Новому году светлого пути. (КУБА)
Конкурс «Национальные блюда на нашем столе» (слайд № 16,17 задание) ответы проговаривает ведущий
Блюдо украинской кухни. Род маленьких пирожков из пресного теста с начинкой из творога, ягод. А бывает еще с картошкой и капустой. (ВАРЕНИКИ)
Это блюдо русской кухни – символ солнца. Готовится из жидкого теста, которое выливается на раскаленную сковороду. (БЛИНЫ)
Блюдо кавказской кухни. Кусочки мяса, жареные на металлических или деревянных палочках. (ШАШЛЫК)
Блюдо армянской кухни. Пшеничный хлеб в виде тонких больших лепешек.
(ЛАВАШ)
«Загадки». Загадки разных народов учат быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.
Казахская – «50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь». (СПИЧКИ)
Татарская – «Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (МОРОЗ).
Русская – «Через речку лег, мне бежать помог». (МОСТ)
Удмуртская – «Придет черная корова и всех повалит». (НОЧЬ)
Конкурс «Дорожка дружбы». (Слайд19)
Необходимо каждому члену команды по – очереди пройти по дорожке дружбы, не наступая на слова, которые по значимости сходны со словом толерантность:
Терпимость
терпение
доброта
уважение
великодушие
прощение
сострадание
благосклонность
снисхождение
мягкость
а наступая на слова, противоречащие понятию толерантности:
злоба
зависть
подлость
нетерпимость
жестокость
эгоизм,
пренебрежение,
раздражительность,
равнодушие,
цинизм,
агрессивность
игнорирование
Вед. Эмпатия – понимание внутреннего мира другого человека. Следующее задание – на развитие эмпатии. Вам надо понять друг друга без слов. 4 - 6 человек - берем диск за веревочки, поднимаем аккуратно вместе с теннисным шариком , движемся к большой веревке, перешагиваем, не теряя шарика……отмерить высоту, одинаковую для всех команд
Вед. Вы познакомились с качествами толерантной и интолерантной личности. Вы правильно наступали на черты именно интолерантной личности, которой чужды сострадание, великодушие, уважение и другие черты толерантной личности, старались понять друг друга без слов, развивая чувство эмпатии. Культивируйте, воспитывайте в себе такие качества, как : добро, великодушие, прощение… Это поможет вам стать счастливыми в жизни.
Подведение итогов. Вручение грамот.
Выводы и подведение итогов игры:
-В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
Полезно составить с учащимися правила толерантного общения. Например:
——Уважай собеседника.
–Старайся понять то, о чем говорят другие, учитывай их интересы.
Отстаивай свое мнение тактично.
——Ищи лучшие аргументы.
–Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
– «Толерантность» – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.
-Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.
Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.
Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.
Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.
Толерантность – значит это, если дружно все живут.
И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.
Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.
Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!
И закончить нашу встречу мне хочется такими словами:
Только в этом спасенье,
Спасенье в одном:
Относиться друг к другу с добром и теплом.
Научиться свободно, с достоинством жить, но при этом к другим
Равнодушным не быть.
Всего вам доброго, счастья, успехов!
(слайд № 21)
Спасибо за участие в игре!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина к Дню народного единства.
Внеклассное мероприятие для 5-8 классов (в зависимости от уровня подготовки учащихся) по темам Нижегородское краеведение, День народного единства....
Игра-викторина «Дорогами войны»
Мероприятие посвящено событиям Великой Отечественной войны и истории Курского края....

Сценарий игры-викторины «Дорогой Отечественной войны 1812 года»
Цель: Показать учащимся героические страницы истории России.Задачи: Напомнить учащимся основные события Отечественной войны1812 года;Формирование умений анализировать, выполнять логические задания, ра...

Методическая разработка мероприятия «Школа безопасности маленького тундровика» Вануйто Е.С., Хотян Е.В.
Методическая разработка мероприятия «Школа безопасности маленького тундровика» Вануйто Е.С., Хотян Е.В....

Игра - викторина "Дорога по сказкам"
Игра-викторина для второклассниковЦели: обобщить знания учащихся по изученным сказкам; развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению....

Сценарий мероприятия «Ненецкие народные игры» Вануйто Е.С. Хотян Е.В.
Народ ненцы проживают в тяжелых, северных условиях, но при этом стараются всегда улыбаться и играть с детьми в интересные игры. В белой снежной тундре, суровый Север ис...


