Положение о психолого – педагогическом консилиуме
материал

Носкова Марина Сергеевна

Положение  о психолого – педагогическом консилиуме  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_ppk.docx49.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                                                    «Утверждаю»

Педагогическим советом школы                                     Директор МБОУ «………..»

Протокол № __                                                                  ____________ /И. И. Иванов/

от  « ___   »   ___________ 2024 г.                                   Приказ № _________

                                                                                             от  « __»________ 2024 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о психолого – педагогическом консилиуме  МБОУ «……….. СОШ»

I.Общие положения

  1. Психолого- педагогический консилиум (далее - ППк) является формой взаимодействия руководящих и педагогических работников МБОУ «…….. СОШ» с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого – педагогического сопровождения.
  2. Задачами ППк являются:

- выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого – педагогического сопровождения;

- разработка рекомендаций по организации психолого – педагогического сопровождения обучающихся;

- консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого – педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;

- контроль за выполнением рекомендаций ППк.

II.Организация деятельности ППк

  1. ППк действует в МБОУ «…….. СОШ» на основании:

- приказа директора школы о создании ППк, утверждающим состав ППк;

- положения о ППк (далее – Положение), утвержденного директором школы.

  1. В ППк ведется документация согласно приложению 1. Срок хранения  документов ППк  не менее 10 лет.
  2. Общее руководство деятельностью ППк возлагается на директора  школы.
  3. Состав ППк:

- председатель ППк;

- заместитель председателя ППк;

- педагог – психолог;

- учитель – логопед;

- учитель – дефектолог;

- социальный педагог;

- секретарь ППк.

2.5. Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица, исполняющего его обязанности.

2.6. Ход заседания фиксируется в протоколе (приложение 2). Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк.

2.7. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику обучающегося и рекомендации по организации психолого – педагогического сопровождения, фиксируются в заключении (приложение 3). Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого – педагогического сопровождения обследованного обучающегося.

Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания.

В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по раннее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованными обучающимися, и специалистов, участвующих в его психолого – педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания.

2.8. При направлении обучающегося на психолого – медико – педагогическую комиссию (далее – ТПМПК) оформляются  на обучающегося: (приложение 4)

-  педагогическая характеристика;

- заключение социального педагога;

-  заключение педагога – психолога;

- заключение учителя – дефектолога;

- заключение учителя – логопеда.

Педагогическая характеристика и заключения специалистов ППк при направлении обучающегося на ТПМПК  выдается родителям (законным представителям) под личную роспись.

III.Режим деятельности ППк

  1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом школы на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в графике проведения заседаний.
  2. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые.
  3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие:

- для оценки динамики обучения и коррекции;

- для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого – педагогического сопровождения обучающихся.

3.4. Внеплановые заседания ППк проводятся:

- при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого – педагогическом сопровождении;

- при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося;

- при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося;

- в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников школы;

- с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.

3.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации обучающегося.

На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого – педагогического сопровождения обучающегося.

3.6. Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно.

3.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся.

Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется Положением о стимулирующих выплатах.

IV.Проведение обследования

  1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого обучающегося.
  2. Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников школы с письменного согласия родителей (законных представителей (приложение 5).
  3. Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение ППк.
  4. На период подготовки к ППк и последующей реализации  рекомендаций обучающемуся назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости).
  5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

На заседании Ппк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.

  1. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося.

V.Содержание рекомендаций ППк по организации психолого –

педагогического сопровождения обучающихся

  1. Рекомендации ППк по организации психолого – педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:

- разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;

- разработку индивидуального учебного плана обучающегося;

- адаптацию учебных и контрольно – измерительных материалов;

- предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в школе/учебную четверть, полугодие, учебный год/ на постоянной основе;

- другие условия психолого – педагогического сопровождения в рамках компетенции школы.

5.2. Рекомендации ППк по организации психолого – педагогического сопровождения обучающегося на основании медицинского заключения могут включать:

- условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию;

- условия обучения, воспитания и развития, требующие организации медицинского сопровождения (дополнительный выходной день; организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня/снижение двигательной нагрузки; предоставление дополнительных перерывов для приема пищи/лекарств; снижение объема задаваемой на дом работы; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимися необходимую техническую помощь; другие условия психолого – педагогического  сопровождения в рамках компетенции школы).

5.3. Рекомендации ППк по организации психолого – педагогического сопровождения обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации могут включать в том числе:

- проведение групповых и/или индивидуальных  коррекционно – развивающих  и компенсирующих занятий с обучающимися;

- разработку индивидуального учебного плана обучающегося;

- адаптацию учебных и контрольно – измерительных материалов;

- профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося;

- другие условия психолого – педагогического сопровождения в рамках компетенции школы.

5.4. Рекомендации по организации психолого – педагогического сопровождения обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей).

Приложение 1

к положению о ППк

МБОУ «……..СОШ»

Документация ППк

1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк.

2. Положение о ППк.

3. График проведения плановых заседаний ППк на учебный год.

4.  Журнал заседаний.

5. Журнал направлений обучающихся на ТПМПК.

  1. Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого – педагогического консилиума.

  1. Протокол заседания психолого – педагогического консилиума.

  1. Коллегиальное заключение  психолого – педагогического консилиума.

  1. Педагогическая характеристика  и заключения специалистов (педагога – психолога, учителя – дефектолога, учителя – логопеда, социального педагога).

  1.  Согласие родителей (законных представителей) обучающегося на проведение психолого – педагогического обследования специалистами ППк.

Приложение 2

к положению о ППк

МБОУ «…….СОШ»

Протокол заседания психолого – педагогического консилиума

МБОУ «……….СОШ»

№ _____

от «____»__________20__г.

Присутствовали:

ФИО (должность в ОО, роль ППк)

ФИО (мать/отец ФИО обучающегося)

Повестка дня:

1.

2.

Ход заседания ППк:

1.

2.

Решение ППк:

1.

2.

Приложения: (характеристики; представления на обучающегося (социального педагога, педагога – психолога, педагога, классного руководителя); результаты продуктивной деятельности обучающегося; копии рабочих тетрадей, контрольных и проверочных работ; другие материалы):

1.

2.

Председатель ППк: ______________ /________/

Члены ППк: _____________________/_______/

_____________________/_______/

Другие присутствующие на заседании:

_____________________/_______/

_____________________/_______/

_____________________/_______/

Приложение 3

к положению о ППк

МБОУ «…….СОШ»

Коллегиальное заключение  психолого – педагогического консилиума

МБОУ «…….. СОШ»

№ _____

от «____»__________20__г.

Общие сведения:

ФИО обучающегося:

Дата рождения обучающегося:

Класс:

Образовательная программа:

Класс:

Причина направления на ППк:

Коллегиальное заключение ППк:

Выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии, обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для разрешения этих трудностей)

Рекомендации педагогам:

Рекомендации родителям:

Приложения (планы коррекционно     - развивающей работы, индивидуальный образовательный маршрут и другие материалы):

1.

2.

Председатель ППк: ______________ /________/

Члены ППк: _____________________/_______/

_____________________/_______/

С решением ознакомлен (а):

_____________________/_______/(ФИО, подпись законного представителя)

_____________________/_______/(ФИО, подпись законного представителя)

С решением согласен (на) частично, не согласен (на) с пунктами:

______________________________________________________________

__________________________________________________________________

_____________________/_______/(ФИО, подпись законного представителя

Приложение 4

к положению о ППк

МБОУ «…… СОШ»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

__________________________________________________________

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«………….. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Адрес школы ……..

Тел. ……….,

E-mail:

Педагогическая характеристика  

Фамилия, имя, отчество ребенка:

Дата рождения: ____________,  _____ лет ___ мес.

Класс: ______________

Домашний адрес: ______________

Телефон родителей __________

Мать: _______________

Отец: _______________

Общие сведения:

- дата поступления в образовательную организацию;

- программа обучения (полное наименование: АООП НОО для детей с ЗПР, АООП НОО, ООП НОО, АООП ООО, ООП ООО);

- форма организации образования (общеобразовательный  класс, коррекционный класс, на дому, в форме семейного образования; сетевая форма реализации образовательных программ; с применением дистанционных технологий, надомное обучение);

- внешний вид ребенка;

- эмоционально-поведенческие особенности (проблемы коммуникации, взаимоотношения с родителями, учащимися, учителями);

-трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая психотравматизация, особо отмечается наличие жестокого отношения к ребёнку, факт проживания совместно с ребёнком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением, психическими расстройствами – в том числе братья/сёстры с нарушениями развития, а также переезд в другие социокультурные условия менее, чем 3 года назад, плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень образования членов семьи).

- мотивация к обучению;

- особенности психофизического развития (работоспособность, ведущая рука,  развитие крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации, зрительного и слухового восприятия, особенности внимания, памяти);

- особенности обучаемости (насколько быстро усваивает новые понятия, навыки самоконтроля, самостоятельности, нуждается ли в помощи со стороны педагога  в (какой);

- сформированность учебных навыков (соответствуют ли знания, умения и навыки требованиям учебной программы);

-математика (понимание программного материала);

- чтение (тип, темп, осознанность, выразительность, возможности пересказа);

- письмо (характер ошибок письменной речи (особенности графики, устойчивость почерка, особенности оформления работ; при списывании: пропуски, замены, перестановки букв, соблюдение режима пунктуации при письме под диктовку, в творческих работах, соотнесение печатных и письменных букв, возможности копирования, списывания, письма под диктовку);

- социально-бытовая ориентировка (уровень развития культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение пользоваться учреждениями социально-бытового обслуживания).

Цель направления на ТПМПК:

«        » _____________ 20   г.

Директор МБОУ «……..СОШ» _____________  И. И. Иванов

                                                                                                                                                                       (подпись)

                                                 Классный руководитель ____________  ___________________

                                                                                                                                               (подпись)                          (Ф.И..О. педагога)

Психологическое заключение

Ф.И.О. ребенка:

Дата рождения                  Возраст: ____ лет ____ мес.

Школа, класс:

Дата проведения обследования:

Адрес места жительства (регистрации):

Образовательная программа:

Цель проведения обследования:

I. Описание особенностей поведения ребенка в ходе обследования

(Описание контакта с ребенком в ситуации обследования (при необходимости отмечаются специфические особенности эмоциональных проявлений, поведенческие реакции (волнуется – краснеет, отмечается тремор конечностей)).

II. Описание особенностей ребенка, выявленных в ходе обследования

(«В ходе обследования выявлены следующие особенности: ………..», или «В ходе индивидуального наблюдения было замечено ……», или «Со слов педагога (родителей)».

Отмечаются особенности протекания психических процессов (темп психических процессов, переключаемость  и т.д.) 

Сформированность социально-бытовой ориентировки (общий запас знаний и представлений (общая осведомленность)). 

Особенности восприятия (зрительный гнозис, целостное восприятие предметов, правильное узнавание объектов).   

Особенности внимания (отмечаются возможности ребенка в плане сосредоточения, переключения и распределения внимания)

Особенности запоминания (объем механического запоминания, динамика запоминания;  объем механической (логической) памяти).

Уровень развития интеллекта (в пределах возрастной нормы, ниже - выше средней возрастной нормы, существенно отстает от возрастных норм, нижняя граница нормы). 

Характеристики умственной работоспособности (работоспособность достаточно высокая, не отмечается проявлений утомляемости при длительной и серьезной интеллектуальной нагрузке, колебания работоспособности; работоспособность низкая, в процессе работы выражена утомляемость, низкая продуктивность работы, отмечается динамика работоспособности на протяжении всего обследования, возникновение импульсивности на фоне утомления, на фоне утомления проявляется плаксивость, неадекватный смех, дурашливость).

III. Особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности

По данным методики __________ выявлены следующие особенности эмоционально-волевой сферы:

Заключение:

«        » _____________ 20   г.

Педагог – психолог МБОУ «……….СОШ» _____________  И. Б. Петрова

Дефектологическое заключение

Ф.И.О. ребенка:

Дата рождения                  Возраст: ____ лет ____ мес.

Школа, класс:

Дата проведения обследования:

Адрес места жительства (регистрации):

Образовательная программа:

Цель проведения обследования:

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования __________________________

Развитие общей и мелкой моторики ____________________________________________

Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно: 

Обучаемость

- восприимчивость к помощи:

- способность переноса на аналогичное задание.

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций_____________________________________________________________________

Работоспособность и темп работы_______________________________________________

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация _______________________

Пространственно-временные представления_____________________________________

Сформированность сенсорных представлений ___________________________________

Особенности внимания ________________________________________________________

Особенности памяти __________________________________________________________

Особенности мышления _______________________________________________________

Сформированность учебных навыков:
Математика:
- сформированность понятий числа, числовой последовательности сформированы
- вычислительный навык сформирован
- навык решения задач низкий уровень, затруднено решение составных задач в 2 действия
- характерные ошибки при устном счете.

Русский язык:
- навык каллиграфического письма на этапе формирования (написание и соединение некоторых письменных букв затруднено)
- навык орфографического письма под диктовку на этапе формирования (списывает с образца, самостоятельное написание слогов, слов затруднено)
- списывание текста выполняет механическое копирование
- выполнение грамматических заданий затруднено
- характерные ошибки неправильное написание элементов букв, пропуски букв.

Чтение:
- темп чтения читает по слогам выборочно (буквы знает не все)
- понимание прочитанного прочитанное не понимает
- выделение главной мысли простого/сложного текста (самостоятельно, с помощью) с помощью учителя.

Заключение: (специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности).

«        » _____________ 20   г.

Учитель - дефектолог МБОУ «……. СОШ» _____________  М. Н. Сидорова

Логопедическое заключение

Ф.И.О. ребенка:

Дата рождения                  Возраст: ____ лет ____ мес.

Школа, класс:

Дата проведения обследования:

Адрес места жительства (регистрации):

Образовательная программа:

Цель проведения обследования:

Общая и мелкая моторика: мелкая моторика рук развита не достаточно, объем движений

неполный,  темп  медленный,  при  выполнении  упражнений  на  динамическую  организацию

движений  наблюдаются  неточности  при  переключаемости  от  одного  движения  к  другому.

Общая моторика развита в соответствии с возрастной нормой.

Общая и мелкая моторика: мелкая моторика рук развита не достаточно, объем движений

неполный,  темп  медленный,  при  выполнении  упражнений  на  динамическую  организацию

движений  наблюдаются  неточности  при  переключаемости  от  одного  движения  к  другому.

Общая моторика развита в соответствии с возрастной нормой.

Устная речь: ________________

Фонематическое восприятие: ______________

Звукопроизношение: ______________

Состояние словаря: _____

Грамматический строй речи: _________

Связная речь: ________

Письменная речь: ___

Понимание речи:

- выполнение словесных инструкций:

- понимание различных грамматических форм:

- понимание предложений:

- понимание текста:

Заключение:

«        » _____________ 20   г.

Учитель – логопед  МБОУ «…… СОШ» _____________  О. П. Петрова

Заключение социального педагога

 Ф.И.О. ребенка:

Дата рождения                  Возраст: ____ лет ____ мес.

Школа, класс:

Адрес места жительства (регистрации):

Образовательная программа:

Тип семьи:

- благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи стабильно положительная);

- неблагополучная:

• педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания); отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, физические наказания, низкая осведомленность об интересах, поведении ребенка вне школы);

• нравственно-неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, не работают, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);

• конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители часто раздражены, жестоки, нетерпимы).

Характер взаимоотношений родителей с ребенком:

- семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);

- чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);

- попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка);

- сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т.д.).

Характер взаимоотношений родителей со школой:

- направленность на сотрудничество;

- игнорирование требований школы;

- конфликтность с представителями школы.

Социально - бытовые условия ребёнка в семье:

жильё собственное, съёмное, благоустроенное, нет, у ребёнка комната, уголок, стол, компьютер, библиотека, игрушки, нет условий.

Рекомендации (по необходимости): ______________________________________________

«        » _____________ 20   г.

Учитель – логопед  МБОУ «Авдинская СОШ» _____________  О. И. Смирнова

Приложение 5

к положению о ППк

МБОУ «….. СОШ»

Согласие родителей (законных представителей)

обучающегося на проведение психолого – педагогического обследования специалистами ППк

Я, ________________________________________________________________

ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(номер, серия паспорта, когда и кем выдан)

являясь родителем (законным представителем) __________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

(ФИО, класс, дата рождения обучающегося)

выражаю свое согласие на проведение психолого – педагогического обследования

«_____»_____________20_____г.    

 

                  /__________/____________________________________________________

                                  подпись                       расшифровка подписи (полностью)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психолого-педагогический консилиум "Проблемы адаптации в школе учащихся 1 и 5 классов"

В данном материале освещается проблема адаптации школьников к физическим и когнитивным нагрузкам. Исследуются гендерные особенности учащихся 1-х и 5-х классов в обеспечении адаптивных реакций. Р...

Организация работы психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицин...

Психолого-педагогический консилиум «Трудный ребенок - как ему помочь?»

Данный консилиум предполагает предварительную работу-проведение анкетирования учащихся с целью выявления трудновоспитуемых.Материалы консилиума показывают пути и методы работы с "трудными" учащимися....

Организация и содержание деятельности психолого-педагогического консилиума в образовательной организации

В статье рассматривается основная документация специалистов, этапы работы, взаимодействие участников образовательного процесса....

Семинар специалистов психолого-педагогических консилиумов

Обсуждение вопросов психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе. Специфика работы с ребенком, роль каждого специалиста в определении...

Роль психолого-педагогического консилиума в индивидуализации образовательного маршрута обучающихся с нарушением слуха.

Выступление на городском семинаре-совещании по теме: "Организация содержания деятельности психолого-педагогического консилиума"...