1. Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
материал

Лобанова Наталья Олеговна

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы на уроках русского языка и литературы по повышению мотивации учащихся.

Учитель русского языка и литературы

Лобанова Наталья Олеговна.

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными?

Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя.

Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.

Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения - это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.

К учебным мотивам относятся такие, как

  • собственное развитие в процессе учения;
  • действие вместе с другими и для других;
  • познание нового, неизвестного.
  • понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,
  • процесс учения как возможность общения,
  • похвала от значимых лиц
  • учеба как вынужденное поведение;
  • процесс учебы как привычное функционирование;
  • учеба ради лидерства и престижа;
  • стремление оказаться в центре внимания,
  • стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.

Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.

Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Очень часто дети опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

Мотивы могут быть разными: познавательными, если они связаны с содержанием учения, и социальными, если связаны с общением учеников друг с другом и учителями. Рассматривая мотивационную сферу применительно к учению, необходимо учитывать иерархичность её строения. Так, в неё входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Мотив - это то, что побуждает человека к действию.

С. Л Рубинштейн отмечал: «для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им», т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Рассмотрим подробнее формы работы на уроке.

По мнению А. К. Марковой «усвоение языка будет происходить успешнее, если сообщить этому процессу дополнительную мотивацию – использование языковых средств в целях общения». Включение языка в деятельность речевого общения, по-видимому, может изменить цели и мотивы изучения языка в школе: усвоение языковых сведений становится средством решения речевых задач». Я считаю, что о речевой деятельности можно говорить только тогда, когда у человека есть потребность в устной или письменной форме передать кому-то свою мысль. Только создание собственного текста можно считать речевой деятельностью. Только создавая текст, ученик применяет и усваивает правила. Если дать учащимся возможность читать вслух на уроке свои работы (или их фрагменты), то произойдут очень серьёзные изменения. Иным станет отношение к своей работе: одно дело положить её на стол учителю и знать, что, кроме учителя, эту работу никто не увидит и не услышит, и совсем другое - представлять свои мысли на суд одноклассников, чьё мнение для подростков очень важно. Постепенно это приведёт к тому, что исчезнут списанные сочинения, тексты самым тщательным образом будут редактироваться их авторами, появиться необходимость проверять написание многих слов и предложений.

Для повышения мотивации учения целесообразно использование так называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися. В таком добровольном контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности.

Например, «Линия времени».

Учитель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной отдачи, вместе с ними находит уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

  • «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

  • «Автор»

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

  • «Фантазёр»

На доске записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

…………………

- Вот видите, как важно…

  • «Кумир»

На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

  • «Профи»

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.

  • Образовательная стратегия.

- Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?

- Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.

- Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

  • Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.

- Что вы уже знаете об этой теме?

- Подберите слова об этом или на эту тему….

- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

(Не правда ли, звучит как открытие!)

Литература как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы.

Примерные темы проектов: «Берёза - символ России» - основой этого коллективного проекта является изучение темы «Родная природа в произведениях русской литературы»; возможна разработка индивидуальных проектов, например по русскому языку - «Имя прилагательное» и т.п.

Таким образом, развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и т.д. Вместе с тем, очень важно, на наш взгляд, обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы.

5. Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках русского языка и литературы

Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников (в том числе ими самими, взаимопроверками, обучающими устройствами, учителем), тем интереснее им работать.

Необходимо подойти к составлению контрольных заданий творчески, чтобы учащиеся на практике убедились в том, что интересно не только учиться, но и демонстрировать свои знания, применять их. Безусловно, необходимо писать и изложения, и сочинения, и диктанты… Но вот психологический комфорт учащимся позволит испытать, например,

зачёт в форме спектакля или контрольная работа, которая представляет собой ассоциативный кроссворд.

Ученик, выступающий в роли экскурсовода на обобщающем уроке – сюжетно-ролевой игре, например, «Путешествие в музей морфологии» восхищает своими познаниями не меньше, чем ученик, безупречно выполнивший тест. Кто же испытывает страх перед работой, которая приносит удовольствие, побуждает мыслить и творить!

  • Даже самые старательные и целеустремлённые ученики без энтузиазма относятся к словарным диктантам и тестам.

Для появления интереса у школьников к этим небольшим контрольным работам можно использовать следующий педагогический приём. В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется »Касса моих успехов», другой »Касса моих ошибок». Словарные диктанты и тесты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на листочках из наборов «Бумага для записей. 10-12 слов – этого бывает вполне достаточно, чтобы убедиться понят ли ребятами материал урока. Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и на «4», которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже даётся шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в »Кассу успехов».

  • Ещё один вариант контрольных работ – зашифрованные диктанты.

Ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются. Шифровать учитель может новые понятие, изученные в данном разделе, части речи, члены предложения, морфологические признаки и др.

Каждый преподающий литературу знает, что, вряд ли можно серьезно говорить о произведении с учеником, если оно не прочитано. Естественно, знание текста должно оцениваться и, более того, служить основой для зачетной оценки.
Уроки-зачеты по тексту художественного произведения могут иметь разные формы: письменные работы с элементами опережающего анализа, письменные задания, основанные на интересе к художественной детали, а также уроки-»путешествия», »урок-игра, «урок-викторина», «урок-конкурс на лучшего читателя».

  • Зачет по принципу «вертушки»

Принцип осуществления данного типа урока со стороны прост: ученики пять раз в течение урока переходят от стола к столу и вполголоса отвечают консультантам. Переходы осуществляются по плану, записанному на врученной им карточке, номер которой на время урока становится их личным номером. Таких карточек 25 (комплект для класса в тридцать человек: пять консультантов и двадцать пять участников). В первой графе указаны переходы, во второй – столы (они обозначены буквами А, В, С, Д, Е, и такими же знаками обозначены сами столы), в третьей – роль (номер вопроса, на который нужно ответить). [18]

  • «Ассоциативный кроссворд»

Само по себе включение в структуру уроков литературы составления и отгадывания кроссвордов, сканвордов, чайнвордов вряд ли можно назвать новаторским приёмом: учителя-словесники уже давно используют их в свое практике. Однако предлагаемый вариант оптимален для проверки фактического материала по теме (чаще всего это очерк жизни и творчества писателя, вводные уроки). Учитель вписывает в клеточки подготовленной решётки слова, которые имеют отношение к данной теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты, названия журналов в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям без пробелов, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решётка заполнена буквами, которые на первый взгляд не образуют слова. Но достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом, а потом уже не представляет труда найти остальные. Но самое главное ребята должны дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации.

  • В качестве приемлемых и продуктивных форм контроля можно использовать литературные и сюжетно-ролевые игры, а также зачётные спектакли, в которых каждому ученику отводится особая роль, пусть это даже роль художника-декоратора или музыкального оформителя. Для того чтобы справиться даже с этой ролью, необходимо текстуальное ознакомление с художественным произведением (не по экранизации или сборнику «Все произведения школьной программы в кратком изложении») внимание к художественной детали, авторским ремаркам. Поскольку эти формы достаточно широко представлены в методической литературе, мы не останавливаемся на них подробно. Однако отметим, что они интересны не только на уровне идеи, а именно на уровне её воплощения.
  • Оценка – не отметка

Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

  • Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта

и других форм контроля - сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

  • «Защитный лист»

Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти листы, учитель может держать ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.

  • Кредит доверия

В некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность.

  • При ответе одного школьника у доски обязательно давать остальным задания: быть рецензентами отвечающих, анализировать, давать оценки, задавать вопросы. Внимание к ответам одноклассников повышается.

6. Активизация познавательной творческой деятельности через внеклассную работу по предметам

Претворение в жизнь тех сложных задач, которые в настоящее время стоят перед школой возможно лишь в том случае, когда классная и внеклассная работа дополняют одна другую. На мой взгляд, внеклассная работа - мощное дополнительное средство формирования интереса к предмету, средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.

  • устные сообщения-доклады, радиопередачи, устные журналы – эти формы выполняют функцию сообщения; активное участие в подготовке – от одного исполнителя до небольшой группы, а остальные принимают активное участие в обсуждении, что позволяет добиться более глубокого и более активного усвоения материала;
  • вечера, утренники – формы с ярко выраженной функцией воздействия. Количество активных участников и при подготовке, и при проведении, особенно, гораздо больше, но и немало все-таки просто слушателей;
  • диспуты и конференции – формы, имеющие целью воздействовать на аудиторию в желательном направлении. Воздействие на аудиторию непосредственной силой слова выступающего, убедительностью, яркостью примеров, приводимых им;
  • конкурсы, викторины, турниры – формы с функцией состязательности. Активное участие принимают все без исключения учащиеся;
  • праздники – комбинированные формы массовой внеурочной работы, так как включают в себя все или отдельные сочетания вышеуказанных форм, выступающих в этой форме в подчиненном, а не в самостоятельном исполнении. (Например - Путешествие в страну Русского языка; День русского языка; Неделя русского языка.)
  • выполнение творческого задания (с элементами исследования); эти задания рассчитаны на более длительный срок исполнения.

Тесно связанная с обязательной программой, с общим направлением процесса обучения, внеклассная работа чутко реагирует на изменение содержания и методов обучения и приводит свой «арсенал» в соответствие с современными требованиями, поэтому на своих уроках я применяю игровые формы состязательного характера: «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час», «Умники и умницы», «Кроссворд». Их технология универсальна. Любая из рассмотренных организационных форм легко воспроизводима и может быть перенесена в учебный класс. Учитель-предметник может наполнить любую из них своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, интеллектуального творческого развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов.

Заключение

В целом можно сделать следующие основные выводы:

1. Учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.

2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.

3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.

4. Предложенные педагогические методы и приёмы позволят учителю содержательно решить задачу повышения мотивации школьников.



Предварительный просмотр:

Карточки по русскому языку

по теме «Род имён существительных» (6 класс)

Вариант 1.

 Определите род имён существительных. Заполните таблицу.

Тушь, мышь, ворота, тюль, рояль, полынь, мозоль, очки, море, качели, слуга, СНГ, сказуемое, работяга, умница, шампунь, инженер, чистюля, детвора, брюки, ущелье, конструктор, Демерджи, пальто, земля, кольцо, плакса, тихоня,  шорты, грабли.

Мужской род

Женский род

Средний род

Общий род

Не имеет рода

Вариант 2.

 Определите род имён существительных. Заполните таблицу.

Полночь, подлежащее, всезнайка, салазки, куранты, ГУМ, симпатяга, хобби, филе, библиотекарь, солнце, сумерки, юноша, леди, харчо, степь, собака, плакса, такси, медаль, сирота, сутки,  Тбилиси, водевиль, почемучка, вермишель, носилки, торнадо, заморозки, коллега.

Мужской род

Женский род

Средний род

Общий род

Не имеет рода

ОТВЕТЫ.

Вариант 1.

Мужской род

Женский род

Средний род

Общий род

Не имеет рода

тюль

рояль

слуга

шампунь

инженер

конструктор

тушь

мышь

полынь

мозоль

Демерджи (гора)

земля

море

СНГ

сказуемое

ущелье

пальто

кольцо

работяга

умница

чистюля

детвора

плакса

тихоня

ворота

очки

качели

брюки

шорты

грабли

   

Вариант 2.

Мужской род

Женский род

Средний род

Общий род

Не имеет рода

ГУМ

библиотекарь

юноша

Тбилиси (город)

Водевиль

торнадо

полночь

леди

степь

собака

медаль

вермишель

подлежащее

хобби

филе

солнце

харчо

такси

всезнайка

симпатяга

плакса

сирота

почемучка

коллега

салазки

куранты

сумерки

сутки

носилки

заморозки



Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе ( программа ФГОС  Т.А. Ладыженская. )

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока:

- совместно с обучающимися,  открыть  новые  знания  - признаки обстоятельства, одного из второстепенных членов предложений;

- сформировать способность определять обстоятельство в предложении;

- развивать умение графически обозначать обстоятельство в предложении,   ставить к ним вопросы;

- развивать умение работать с толковым словарём

Тип урока: Комбинированный;

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные: Знать, что такое обстоятельство;

Уметь: опознавать  обстоятельство в предложении, определять, какой частью речи выражено, на какие группы делятся;

Личностные:   Уважительное отношение к родному языку;  самооценка учебной деятельности, умение связывать  цель учебной деятельности с мотивом (для чего?)  Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность  действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать  речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию,  строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Основные понятия темы:   Синтаксис, пунктуация, словосочетание,  словарь, обстоятельство, главные и второстепенные члены предложения, группы  обстоятельств.

Межпредметные связи: Литература

Методы и формы обучения:  Создание проблемных ситуаций;

индивидуальная,  групповая,  фронтальная

Оборудование: Экран, компьютер, мультимедийный проектор, смайлики

Ход урока:

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

(Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.)  (Слайд 1-2)

             - Я рада видеть ваше хорошее настроение и хочу, чтобы наше    общение сегодня принесло вам новые открытия.  

Открываем тетради и пишем число. (Пока тему урока не записываем, учебники не открываем).

  1. Актуализация знаний

Цель этапа: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

        На улице осень - прекрасная пора. Я собрала букет осенних листьев, который поможет нам на уроке. Необходимо  ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отрывают листок и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне )

        - Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.

        - Подлежащее – это второстепенный член пр-я.

        - Сказуемое – это главный член пр-я, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

        - Дополнение и определение  - это второстепенные члены пр-я.

        - Распространенные предложения состоят только из главных членов.

          - Дополнение обозначает признак предмета.

          - Определение отвечает на вопросы какой? Чей? Который?

        А теперь практический способ. Выполняем задание 2.               (Слайд№ 3-4)

* Прочитайте текст. Выполните разбор предложения по членам (Найдите подлежащее, сказуемое, дополнение, определение).

             У каждого ряда своё предложение.  По 1 ученику от ряда работают у доски ИЛИ 1 ученик от ряда комментирует выполнение задания.

     Стоят последние дни поздней осени.

1) На синем небе висят белые облака.

2) В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины.

3) На высокой ели уселась стайка чёрных дроздов.

 

* Проверьте себя по эталону (Слайд №5-6)

1) На синем небе висят  белые   облака.

                                                                                     

2) В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины.

3) На высокой ели уселась стайка чёрных дроздов.

                                                                      - - - - - - - - -

 III.        Проблемное объяснение нового знания.

               Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного   закрепления учащимися, что такое обстоятельство  и способы его  выражения.  

 Выявление места и причины затруднения

* Что вызвало трудность при выполнении задания?

          // Есть слова, которые не можем определить, каким членом предложения они являются.//?

– Нельзя ли к словам в этих предложениях задать другой вопрос?

Построение плана выхода из затруднения (определение темы, постановка целей урока)

Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? (обстоятельство) записываем нашу новую тему.

Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке?

 Спланируем нашу дальнейшую работу.    (Слайд 7)         Распечатать

// 1. Узнать, что это за второстепенный член предложения?

              2.  Как он называется?

              3.  На какие вопросы отвечает?

              4.  Как подчеркивается?

              5.  Какими частями речи может быть выражен?

              6. Для чего служит в нашей речи?

              7. Отработать умение находить этот член предложения в тексте (обстоятельство), правильно обозначать.

IV/ Работа  c текстом (слайд 8).

     1.  Прочитайте текст.(слайд)

Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревца.
Осенний лес 
радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.

2) Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.

Изменилась (когда?) осенью, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, разукрасил (как?) причудливо, приглашает (как?) радушно, рассыпаны (где?) на полянках, выглядывают (где?) из-под кустиков, (как?) осторожно.

Запись на доске и в тетрадях: (на экране таблица открывается после записи)

3. Итак, делаем вывод: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается. (прикрепить распечатанные части правила)

Когда?

осенью

время

Как?

удивительно

способ действия

Где?

здесь

место

Как?

заботливо

способ действия

Как?

причудливо

способ действия

Как?

радушно

способ действия

Где?

на полянках

место

Откуда?

из-под кустиков

место

– Что обозначают обстоятельства?

– На какие вопросы они отвечают?

– Чем выражаются обстоятельства?

V. Стр.88 чтение  правила в учебнике.

  1. Физкультурная минутка

Межпредметная связь. (презентация «Осень в картинах художников» - звучит музыкальный файл – Вивальди «Времена года»)

- А теперь немного отдохнем. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Тихо падают листики. Подставьте свои ладошки. Поймайте их. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте листочки с руки. Закружились листочки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит синичка. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело. 

VI.Закрепление изученного материала.

Самостоятельная  письменная работа с взаимопроверкой по эталону

 Перед вами лежат листы с текстом. Спишите текст, вставив пропущенные слова-обстоятельства.

* Прочитайте, что у вас получилось. (спросить 2-3 учеников)

Михаил Лермонтов                  Осень

Листья (где?)________ пожелтели,                                                                                                                        И кружатся и летят;                                                                                                                                                  Лишь (где?)_________ поникши ели                                                                                                                                                   Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою,                                                                                                                                                                  Уж не любит, меж цветов,                                                                                                                                            Пахарь отдыхать (когда?)______                                                                                                                               От полуденных трудов.

Зверь, отважный, (почему?)__________                                                                                                               Скрыться где-нибудь спешит.                                                                                                                   (Когда?)_________ месяц тускл, и поле                                                                                                                      Сквозь туман лишь серебрит.

* Послушайте, как у Лермонтова звучат эти строки.

Михаил Лермонтов     (слайд 9)            

Осень

Листья в поле пожелтели,                                                                                                                                                 И кружатся и летят;                                                                                                                                                    Лишь в бору поникши ели                                                                                                                                     Зелень мрачную хранят.

 Под нависшею скалою,                                                                                                                                                Уж не любит, меж цветов,                                                                                                                                      Пахарь отдыхать порою                                                                                                                                                  От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле                                                                                                                                               Скрыться где-нибудь спешит.                                                                                                                                  Ночью месяц тускл, и поле                                                                                                                                    Сквозь туман лишь серебрит.

VII.      Подведение итогов работы. Рефлексия

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок деятельности.

Подведём итог.  

? Чему был посвящён урок?    

? Какие затруднения вы испытали?

(Учащиеся оценивают свои знания)

 VII. Домашнее задание. 191, 192



Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МИФАМ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Цели и задачи:

-обобщить и закрепить изученную тему в игровой форме;

-пробудить желание познакомиться с другими произведениями Древней Греции;

-развивать образное и логическое мышление учащихся;

-стимулировать желание обогащать свой кругозор;

-развивать и повышать творческую активность учащихся;

-воспитывать интерес к литературе и уважение к литературному наследию древних греков;

-воспитывать чувство коллективизма и культуру коллективного ответа.

Технологии: игровая, групповая и технология сотрудничества, ИКТ

Оборудование: записи на доске, карточки, краски и карандаши, музыкальное сопровождение, комтьютер.

                                ХОД ИГРЫ.

На доске:

Миф-это представление человека о мире, сказание о происхождении богов и людей.

Все учащиеся делятся на команды, придумывают название.

РАЗМИНКА(представитель каждой команды вытягивает карточку с номером вопроса, отвечает вся команда, за каждый правильный ответ 1 балл, белая карточка-счастливый случай и команда получает 2 балла)

  1. Где жили древнегреческие боги?  ( на горе Олимп)
  2. Сколько подвигов совершил Геракл? ( 12)
  3. Где зародились мифы? (в древней Греции)
  4. Кто родители Геракла? (Зевс и смертная женщина Алкмена)
  5. Кто помог Гераклу достать яблоки Гесперид? (Атлас)
  6. Как Геракл укротил критского быка? (поймал за рога и сел на спину)
  7. Богом чего был в Греции Гелиос? (солнца)
  8. Как Геракл победил немейского льва? (ударом палицы)
  9. С кем вступил в схватку Геракл за коров Гериона? (с двуглавым псом Орфо и пастухом-великаном Эвритионом)
  10. Что делает в царстве Аида трехглавый пес Кербер? (он подземный страж Аида)
  11. Как удалось Гераклу очистить Авгиевы конюшни? (сломал стену и пустил реку)
  12. Почему стрелы Геракла были смертельными? (напитал ядом лернейской гидры)
  13. Зачем царица Ипполита носила пояс, подарок бога войны Ареса( символ силы и власти)
  14. Во время какого праздника в Греции на это время объявлялся мир? (олимпийские игры)
  15. Зачем Геракл спускался в царство мертвых? (привести стража царства пса Кербера)
  16. Какой ущерб причиняли стимфалийские птицы? (нападали на животных и людей, разрывали их когтями и клювами)
  17. Почему Геракл целый год преследовал керинейскую лань и не мог ее поймать? (она носилась подобно ветру и не знала усталости)
  18.   Кому принадлежала керинейская лань?(богине Артемиде)
  19. Зачем Гераклу нужно совершить 12 подвигов? (чтобы освободиться от власти Эврисфея и получить бессмертие)
  20. В чем заключались обязанности Атласа? (держать на своих плечах небесный свод)

  1 ТУР          ВОССТАНОВИТЬ ПОДВИГИ ГЕРАКЛА(за каждый подвиг по 1 баллу, за правильный порядок дополнительно 2 балла)Подвиги вынесены на интерактивную доску.С помощью компьютера проверяем правильные ответы.

1. Немейский лев                                                                10.Коровы Гериона

2. Лернейская гидра                                                           11. Цербер

3. Стимфалийские птицы                                                  12. Яблоки Гесперид

4. Керинейская лань

5. Эриманфский кабан и битва с кентаврами

6. Скотный двор царя Авгия

7. Критский бык

8.Кони Диомеда

9.Пояс Ипполиты

2 ТУР           СЛОВАРОВЕДЧЕСКИЙ. (Составление словаря греческих слов : дать определение названию. За каждый правильный ответ 1 балл)Выдается карточка.

1. Кентавры-мифологическое существо, полулошадь, получеловек.

2. Амазонки- женщины- воительницы.

3. Цербер(Кербер)- свирепый пес, охраняющий ворота подземного царства Аида.

4. Тимпан- музыкальный инструмент, напоминающий барабан.

5. Медуза Горгона- страшное существо с золотыми крыльями и медными руками, тело ее покрыто чешуей, вместо волос змеи.

6. Нимфы-божества, олицетворяющие силу природы.

3 ТУР      ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ( найти значение известных крылатых выражений. За каждый правильный ответ 1 балл) Выдается карточка.

  1. Ахиллесова пята-уязвимое место.
  2. Рог изобилия-множество вкусных вещей, которые никогда не иссякают.
  3. Яблоко раздора-предмет ссоры.
  4. Канул в лету-пропал, исчез. забыт.
  5. Сизифов труд- бессмысленный, напрасный труд.
  6. Очистить Авгиевы конюшни- грандиозная работа, заслуживающая похвал.
  7. Провалиться в тартарары- провалиться сквозь землю, в преисподнюю.
  8. Ящик Пандоры- источник бед и несчастий.

4 ТУР           КАПИТАНСКИЙ (капитаны должны проявить себя эрудитами и найти ошибки в мифе). 5 баллов. Показано на интерактивной доске.

                        Критская гидра.

Чтобы выполнить последнее одиннадцатое поручение Эврисфея, Гераклу пришлось покинуть гору Олимп и отправиться на остров Крит. Эврисфей поручил ему привести в Микены критскую гидру. Это было существо с телом человека и девятью головами дракона. Ее царю Крита Миносу послал бог войны Посейдон. Но Минос узнал, что гидра заколдованная прекрасная принцесса, и не захотел приносить ее в жертву. Посейдон разгневался и наслал на нее бешенство. По всему острову носилась гидра и уничтожала все на своем пути. Геракл сетью поймал ее. Укротив гидру он сел на ее широкую спину и переплыл море. Воды омыли тело гидры , и заклятие было снято. Испугавшись красоты принцессы, Эврисфей отпустил ее на свободу.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. (Все танцуют греческий танец под музыку «Сиртаки»). Жюри может оценить понравившийся номер в 5 баллов.

5 ТУР        ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ( За каждую работу 5 балла)

 1)нарисовать стимфалийских птиц.( медные когти и клювы, разбрасывают перья).

2) лернейскую гидру (чудище с 9тью головами дракона и телом змеи)   

6 ТУР          РЕЖИССЕРСКИЙ   (Показать пантомиму по одному из мифов. Соперники должны отгадать. 3 балла за показ и 1 балл за отгадку.)

7 ТУР         МОЗГОВАЯ АТАКА ( В каждом подвиге у Геракла проявились особые качества. Вспомните их и по очереди называйте. За каждое качество 1 балл

1)решительность            6)ум                                   11)выносливость          16)отвага

2)отвага                           7)смекалка                         12дипломатия              17)доброта

3)сила                              8)наблюдательность        13)ярость                        18)меткость

4)мужество                      9)неутомимость               14)воображение             19)бесстрашие

5)остроумие                    10)помощь друзей            15)ораторские способности

8 ТУР     ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС (Домашнее задание : Рассказать о 13 подвиге Геракла.)

Подведение итогов. Награждение команд.

                     



Предварительный просмотр:

При выполнении не забывайте указывать части речи (у имён сущ. и местоимений – падеж)!

В схемах отражайте однородные ЧП, знаки препинания, союзы.

Упражнение 1

Спишите, подчеркните все ЧП, расставьте знаки препинания

Снег ложился на поляны на кусты на деревья.

Подарила яблонька людям крупные сладкие плоды.

Хорошие книги любят все взрослые старики и дети.

Тотошка беспокойно бегал и задорно лаял на тучи.

Дядя никогда не кричал на ребят и не мешал играть и не запрещал вечерние костры.

Не гордись а учись.

Осенью солнце не греет но блестит ярче летнего.

Он и его помощники не только стучали молотками но и пилили напильниками паяли полировали.

Упражнение 2

Спишите, подчеркните все ЧП, расставьте знаки препинания, составьте схемы

И стар и млад любят песни сказки танцы книги своего народа.

Зайца выручают и его нос и чуткие уши и быстрые ноги и шубка.

Заблудился щенок в лесу и попал в волчью нору.

Щенок посмотрел на него и побежал.

Упражнение 3

Спишите, подчеркните ГО и однородные ЧП, расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений с однородными ЧП

Яблоки были крупные сочные вкусные.

Бублик баранку батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.

Книга источник знаний.

Клала Клава лук на полку кликнула к себе Николку.

Правда это победа совести в человеке.

Гнездо жилище птицы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Словарные слова (6 класс)

Карточка 1

Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

аб_н_м_нт, б_рьер, б_г_мот, в_кт_рина, в_н_грет, г_стр_номия, г_рлянда, д_л_катный, им_тация, к_н_ва, к_рьер, п_латка, п_литра, пап_р_тник, п_р_граф, р_п_ртуар, с_кс_фон, инф_рмац_я, фл_маст_р, н_ктар, м_нета.

Карточка 2

Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

б_клажан, б_к_лея, б_мбук, в_люта, г_рань, д_таль, д_т_ктив, к_рниз, к_чан, обл_дать, к_нф_ренц_я, кр_пива, л_опух, п_рлам_нт, п_л_на, с_кунда, _б_док, з_ревать, б_рёза, м_рфема, к_рабль.

Карточка 3

Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

с_лат, т_бурет, ф_зан, фл_кон, ц_мент, эв_люц_я, ск_рлупа, с_луэт, тр_ншея, ф_ль_тон, ш_мп_ньон, экск_ват_р, к_нструировать, кисл_род, _садки, вд_хновение, _бщение, в_н_грет, г_рань, п_р_граф, м_рфема.

Карточка 1

Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

аб_н_м_нт, б_рьер, б_г_мот, в_кт_рина, в_н_грет, г_стр_номия, г_рлянда, д_л_катный, им_тация, к_н_ва, к_рьер, п_латка, п_литра, пап_р_тник, п_р_граф, р_п_ртуар, с_кс_фон, инф_рмац_я, фл_маст_р, н_ктар, м_нета.

Карточка 2

Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

б_клажан, б_к_лея, б_мбук, в_люта, г_рань, д_таль, д_т_ктив, к_рниз, к_чан, обл_дать, к_нф_ренц_я, кр_пива, л_опух, п_рламент, п_л_на, с_кунда, _б_док, з_ревать, б_рёза, м_рфема, к_рабль.

Карточка 3

Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

с_лат, т_бурет, ф_зан, фл_кон, ц_мент, эв_люц_я, ск_рлупа, с_луэт, тр_ншея, ф_ль_тон, ш_мп_ньон, экск_ват_р, к_нструировать, кисл_род, _садки, вд_хновение, _бщение, в_н_грет, г_рань, п_р_граф, м_рфема.

Словарные слова (6 класс)

абонемент, барьер, бегемот, викторина, винегрет, гастрономия, гирлянда, деликатный, имитация, канава, карьер, палатка, палитра, папоротник, параграф, репертуар, саксофон, информация, фломастер, нектар, монета, баклажан, бакалея, бамбук, валюта, герань, деталь, детектив, карниз, кочан, обладать, конференция, крапива, лопух, парламент, пелена, секунда, ободок, зоревать, берёза, морфема, корабль, салат, табурет, фазан, флакон, цемент, эволюция, скорлупа, силуэт, траншея, фельетон, шампиньон, экскаватор, конструировать, кислород, осадки, вдохновение, общение



Предварительный просмотр:

«Причастие»

(урок - практикум)

Цели:

Образовательные проверить знания основных признаков причастия, его правописание. Умение использовать полученные знания на практике.

Развивающие развивать логическое мышление, внимание, память. Воспитательные воспитывать культуру речи на основе практического применения причастий, причастных оборотов в речи.

Оборудование:

Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. «Русский

язык». Авторы: М.Т.Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская.

Стихотворения (отрывки): П. Чеснокова.

Фельетон В. Ардова «Суконный язык».

Д.Э. Розенталь «Практическая стилистика русского языка».

Ход урока:

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Сегодня урок начинается с таких строк

Вот свойство моё обязательное.

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

(П. Чесноков.)

2. Задание «пятиминутка.»

Определите, где причастия, а где прилагательные. Разделите их в две колонки. (Притихший дом, единственная отрада, отворенное окно, топленое молоко, лебединое озеро, множественное число, выкрашенный пол, вяленая рыба, ожидаемое письмо, зреющая рябина.)

3.Самопроверка. Взаимопроверка. Оценки по критериям.

4. Совместная деятельность по определению понятия причастие причастный оборот

  • Какие могут быть слова при причастии?

- М.б. определяемое слово и зависимое слово от которого задаются вопросы, к которому задаются вопросы

  • Как их различить?
  • В сочетании с каким словом причастие образует причастный оборот?

5. Черчение схем

Покажите графически, когда на письме ставится запятая. (Рисуются схемы на доске и в тетрадях) Он, работающий человек, не выносил лени во всех её видах. Личные местоимение: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Измученные длительным переходом солдаты остановились на ночлег.

1. Существительное, причастный оборот

2. Личное местоимение, причастный оборот. (Углубление. Программа 8 класса)

3. Причастный оборот со значением причины уступки.

6. Работа с учебником.

Убедимся на практике, что мы видим причастные обороты и умеем правильно выделять их.

Выбрать в упражнении № 56 по 2 предложения и выписать:

І вариант выделяются запятыми.

ІІ вариант не выделяются запятыми.

7. Практическая работа по редактированию предложений. ( на доске записаны предложения).

Причастные обороты нужны нам для грамотного выражения своих мыслей. Убедитесь сами. У меня на доске записано предложение. Я живу в доме, который построили студенты, которые приезжали к нам из города.

- Как вы думаете, грамотно ли выражена мысль в предложении? Почему?

Повторение одного и того же слова называется тавтологией, т.е. повтором

Повтор это речевая ошибка.

-Отредактируйте. Я живу в доме, который построили студенты, приезжавшие к нам из города.

- Что мы конкретно изменим? (Заменим одно предложение причастным оборотом. Вот и убедились, что причастный оборот нужен нам для грамотной речи и письма).

Но иногда и употребление причастий и причастных оборотов тоже становится безграмотным.

Прочитайте вслух. Попытайтесь отредактировать орфограммы.

Люди, ходящие (ходят) по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся (ломают) у вырывающейся (вырывают) граблями, а также толкающиеся (толкают) 6 пользующихся (убрать из текста) произрастающими растениями, подставляющие (подставляют) ноги посещающим, плюющие (плюют) на проходящих и сидящих, пугающие (пугают) имеющихся (убрать из текста) детей, ездящие (ездят) на велосипедах, заводящие (заводят) животных, загрязняющие (которые загрязняют) и кусающихся (кусают), вырывающие (вырывают) цветы и засоряющие (засоряют), являются штрафующимися (штрафниками).

Мы видим, как сложно составлять тексты, надо продумать каждое слово ведь текст должен быть не только грамотным, но и образцовым.

8. Составление мини-сочинения

Используя опорные слова на тему «Поздняя осень», составьте 5-6 предложений.

Опорные слова: пожелтевшие листья, опавшая листва, моросящий дождь. Обороты: переходящий в снег, шуршащие под ногами, радующие глаз, поднимающие настроение.

9. Чтение сочинений обучающимися.

10. Оценивание. Взаимооценивание. За практические задания оценки будут сообщены позднее.

11. Подведение итогов. (Что нового открыли для себя в изученной теме).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средстваМетоды, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры

В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках информатики

laquo;Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначени...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения

Выбор методов, форм основывается на цели обучения, уровня возможности обучающихся, на их познавательном интересе, адекватных возрасту, устраняющих перегрузку и сохраняющих здоровье учащихся....

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...